Что такое сказка для развития ребенка

Что такое сказка для развития ребенка thumbnail

Сказка играет в жизни детишек огромную роль. Это удивительный мир Волшебства. Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного. Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные моменты.

Чему учит сказка

Мама читает сказку детямЕсли обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.

Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.

Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя. Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия.

Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторонку. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость. И качество, которое теряется в последнее время, — доброта.

В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.

Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления.

Девочка выбирает книжку со сказкамиХорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.

Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.

Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и решать разные задачи.

Рекомендации по прочтению сказок

Умение читать сказки — это тоже искусство. Чтобы был эффект от прочтения сказки родителями полезно учесть несколько моментов.

  • Сказку можно читать, а можно рассказывать. Но важно это делать с выражением, выделяя кульминационные моменты интонацией или делая многозначительную паузу. Это даст вам возможность вместе отправиться в захватывающее, полное приключений путешествие, усилит вашу взаимосвязь и, кроме того, даст вам возможность наблюдать за реакциями ребенка на протяжении всего повествования.
  • Читать нужно негромко, медленно и четко произносить слова. От этого зависит как сформируется речь вашего ребенка, словарный запас и правильное построение предложений.
  • Постарайтесь не вносить какие-либо изменения в повествование народных сказок с учетом нашей реальности, если вы пересказываете сказку. Такие дополнения и трансформации могут запутать ребёнка и внести затруднения в восприятие сказочного мира. Но это ни в коем разе не отменяет придумывание вами сказок для своего малыша.
  • Читать лучше оригинальные произведения. Укороченные и упрощенные варианты очень часто искажают не только смысл сказки, но и нарушают целостность образов героев.
  • Не раздражайтесь, когда ребенок начинает задавать вопросы. Терпеливо объясняйте то, что его волнует или то что ребенок не может понять.
  • Не читайте за один раз больше одной сказки. Ведь ребенку нужно пропустить ее через себя, чтобы понять смысл произведения.
  • Предоставляйте выбор сказки самому ребенку. Если он часто хочет слушать одну и ту же сказку, значит она необходима для его сознания в данный момент, а в подсознании происходит какая-то важная работа.
  • Удержитесь от объяснения ребёнку смысла прочитанной или рассказанной сказки. Лучше чтобы он сам все осознал. Но вы можете задавать наводящие вопросы, приводить сравнения или примеры.

Мама читает сыну сказку

Взрослые часто забывают о том, что были маленькими детьми и как с нетерпением ждали повествования очередной сказки. Поэтому не жалейте своего времени и чаще отправляйтесь с вашим ребенком в это увлекательное путешествие. Там вас ждет мир радости, любви, спокойствия, смелости и много такого, чего порой недостает в нашей жизни. И возможно вы вместе сможете пригласить это в свою реальность.

Читайте также:  Рождение ребенка развитие ребенка до года

Источник

Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»

Консультация «Роль сказки в развитии детей«.

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть. «

Сказка — как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. » Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» — так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как «добро» и «зло» — очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка — одно из доступных средств для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок — это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки — и это несомненно будет лучшим «тренажером» в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения — обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Читайте также:  Центр развития ребенка в волгограде кировский район

Источник

Роль сказок в развитии детей очень велика. Почему? Давайте подумаем. Кто из нас не любит сказки? Конечно, их любят все. Сказка – это что-то доброе, уютное и интересное, то, что возвращает нас в детство. Каждый писатель считает своим долгом написать хоть одну небольшую историю, где добро побеждает зло, а любовь торжествует над печалью и несчастьем. Сказки всегда будут в моде, их будут экранизировать и переделывать на новый лад, лишь одно останется неизменным – их роль в развитии и становлении личности ребенка.

Почему сказка так важна для развития детей?

Роль сказки в жизни ребенка понимают все родители, но читают ли они их своим детям? Слушать эти небольшие поучительные истории и интересно, и познавательно. Уже давно умные профессора и психологи доказали, что они развивают фантазию, память, мышление и, конечно, речь, причем, речь правильную и красивую, поэтому-то роль сказок в воспитании детей так велика. Именно через сказки любой малыш впервые сталкивается с такими понятиями, как «добро» и «зло», понимая, что побеждает в итоге.

Скучные разговоры и нравоучения родителей не интересны ребенку, а вот то же самое в «сказочной» форме позволит ему посмотреть на это с другой стороны. Но современные мамы и папы часто не находят времени для чтения сказок, не понимая, что это явно не пойдет на пользу ребенку, не даст ему развиться и понять окружающий его мир в полной мере. При этом о роли сказок в развитии детей умным видом рассуждают все и всегда.

Роль сказок в развитии детей трудно переоценить. На их основе ребята учатся представлять и понимать героев, переживать и радоваться за них, изучают новые и непонятные слова, которые обогащают их речь, делая ее живой, яркой и эмоциональной. Несомненно и то, что те дети, которым рано начали читать сказки, неважно, понимали они смысл или нет, раньше начинали говорить, грамотно оформляя свою речь. Основы поведения и общения также закладываются во время чтения и прослушивания сказок.

Читайте также:  Причины и сущность психического развития ребенка

сказки в развитии ребенка

Сказка очень важна не только для развития речи или мышления, она помогает снять стресс или психологическую проблему, которые есть даже у самых маленьких детей. Они способны разрушать детскую психику, нарушая ее становление. Как же сказки решают такие проблемы?

Для этого разыгрываются целые театральные представления и ролевые игры, ведь не зря среди детей так популярен кукольный театр, а в детских садах и школах есть самые настоящие драматические кружки и театральные студии. Нужно обращать внимание на то, каких персонажей выбирает ваш актер, рад ли он счастливому концу сказки, и с кем ассоциирует себя и окружающих.

Выбираем «правильную» сказку для своего ребенка

Сейчас родители очень серьезно, иногда даже слишком, подходят к выбору книг для своих детей, поскольку многие современные авторы создают подобные произведения.  Какие же вопросы задают родители при выборе сказки?

  1. Как выбрать сказки, чтобы они соответствовали возрасту и развитию ребенка?
  2. Почему малыши больше любят сказки о животных?
  3. Помогают ли сказки решить какие-либо проблемы ребенка?
  4. Все ли сказки «одинаково полезны»?
  5. Какова роль сказок в развитии детей?
  6. С какого возраста можно начинать читать книжки с волшебными сказками с запутанным сюжетом?

Конечно, у каждого родителя могут быть свои вопросы в отношении выбора книжек и сказок для ребенка, ведь все дети индивидуальны, что ни говори. Ответы на все эти вопросы можно узнать, поняв, как развивается малыш в определенном возрасте. Роль сказок в развитии малыша велика независимо от этого фактора.

Разговаривать с ребенком мама начинает с первых дней его жизни. В первый год после рождения малыш хорошо воспринимает колыбельные, потешки, небольшие стихи, лепеталки, в общем, все, что помогает ему развиваться, двигаться и познавать все вокруг себя. После года ребенок способен понимать и запоминать простые действия героев и их названия (имена). От года до 3 лет малыши любят сказки про животных, потому что воспринимать запутанные отношения взрослых и их мир им еще тяжело. Роль сказки в воспитании детей на этом этапе особенно важна.

Сказка никогда не дает прямых наставлений, чего не любит ни одни ребенок, она лишь дает образы, помогающие узнать об опасностях мира. Малыши подражают любимым сказочным героям, принимая их роль на себя. К 5 годам наши маленькие фантазеры способны придумать и составить в уме весь сюжет читаемой ему сказки, и именно сейчас волшебные сказки будут интересны любому ребенку.

Уже можно читать «серьезные» сказки или сказки для девочек и мальчиков, но будьте внимательны, у ребенка не должны возникать страхи ли неправильное представление о мире. Современные сказки грешат слишком яркими образами различных роботов, трансформеров, несуществующих предметов и других, «бог весть каких», персонажей.

skazki-2

Дети постарше любят интересные сказки, которые будут развивать интеллектуальные способности, задевающие его личность. В этом возрасте ребята уже понимают, где реальность, а где фантазия, и что-то могут домыслить самостоятельно. По окончании сказки необходимо обсудить с ребенком прочитанное, узнать, все ли ему понятно, поэтому здесь на первые позиции выходят взаимоотношения между родителями и детьми.

Роль сказки в жизни ребенка

Чтобы роль сказки в жизни ребенка действительно была высока, нужно покупать книжки, где есть сказки с открытым сюжетом, ведь можно придумать свои сюжетные линии, додумать финал, интересный родителям и их детям. Так можно скорректировать развитие ребенка, повысить уверенность в своих силах и своем будущем. Важно, чтобы у сказки был смысл, понятный для ребенка и чтобы она помогала найти ему выход из непростых ситуаций и проблем.

Читать сказки важно и нужно! Огромную роль играют старые добрые сказки в жизни своих маленьких читателей. Можно не только их читать, но и придумывать собственные сюжеты, узнавая, что интересно ребенку. Именно так ребята развиваются, познают окружающий мир, а мы, родители, становимся ближе к нашим детям!

Источник