Причины и сущность психического развития ребенка

Причины и сущность психического развития ребенка thumbnail

Возрастная и педагогическая психология обладает практически необозримым эмпирическим материалом. В мире выходит около десяти специализированных журналов (только Американская психологическая ассоциация издает три), публикуются материалы регулярных (в Европе ежегодных) конференций.

Главная проблема, на решение которой направлены усилия ученых в разных странах, является проблема соотношения наследственности и среды, роль обучения и воспитания в формировании человеческой психики. Решение этой проблемы, начиная с исторически первых публикаций по возрастной и педагогической психологии, сводилось к трем вариантам.

Первое направление при всем разнообразии взглядов отдельных авторов склонялось к приоритету наследственности. Сторонники такой позиции нередко рассматриваются в литературе как приверженцы биологизаторской (биогенетической) концепции. Данное направление идет от работ Г.Спенсера, С.Холла, Д.Болдуина, К.Бюлера и других ученых. Авторы так или иначе опираются на идею рекапитуляции (от лат. recapitalatio — сжатое повторение бывшего прежде), вытекающую из биогенетического закона, сформулированного Э.Геккелем в 1866 г. (история зародыша есть краткое повторение истории вида). Идея повторения в психическом развитии одного индивида (онтогенезе) этапов развития человечества (филогенеза) разными авторами раскрывалась по-своему, но важно, что в целом сторонники рассматриваемой точки зрения сводили к минимуму влияние социального фактора, считая, что этапы и результаты развития предопределены действием врожденной программы (зафиксированной генетически).

Противоположная точка зрения, рассматривающая социальный фактор как определяющий в формировании психики человека, сформировалась в науке с начала XX в. под влиянием работ французской социологической школы , начиная с работ Э.Дюр-кгейма, Г.Тарда, Ш.Блонделя, П.Жане и других ученых. Сторонники данного направления (социологизаторский или социогенетичес-кий подход) недооценивали и (или) сводили к минимуму роль наследственности, считая, что результат и содержание развития определены состоянием общественного сознания. Основным механизмом социализации признавалось подражание.

Наиболее же многочисленным следует признать третье направление, которое нередко называют теориями двух факторов, объединяя под этим названием самые разные научные школы, теории и авторов. Общим для такого объединения является рассмотрение ими и наследственности и среды как двух основных сил, влияющих и определяющих психическое развитие ребенка. Важен не только вопрос о том, что понимать под биологическим и социальным факторами, но и вопрос об их соотношении.

Первым принцип конвергенции двух факторов в начале XX в. выдвинул Вильям Штерн. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Большинство современных сторонников позиции учета роли наследственности и среды в психическом развитии ребенка осуществляют свои исследования анализа причин и сущности психического развития ребенка с позиций следующих теорий: психоаналитической, когнитивной, теории поведения (бихевиоризм), биологической и гуманистической. Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет — человеческие эмоции и межличностные отношения. Эту теорию иногда называют теорией развития личности. Когнитивная теория касается главным образом проблем мышления и процесса усвоения знаний. Теория поведения пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Этологическая теория акцентирует внимание на сравнении поведения людей и животных в естественных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его от этих условий и других факторов. Гуманистическая теория рассматривает ребенка (и взрослого) как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализации). Рассмотрим эти подходы подробнее.

Читать далее: Психоаналитический подход

Источник

Психическое становления индивида, формулировка личности является биологически и социально обусловленным процессом. История предыдущего развития человека (филогенез) влияет на индивидуальное развитие (онтогенез) двумя путями — биологическим и социальным. Процесс психического развития ребенка характеризуется общими закономерностями, сохраняющиеся в течение всего онтогенеза.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная детская психология основывается на позиции детерминированности психического развития ребенка взаимодействием различных факторов, обстоятельств, условий, то есть биологических и социальных факторов.

Биологические факторы — совокупность природных факторов, которые влияют на Индивидуальное развитие человека как биологического организма, вызывая ее наследственные особенности.

После рождения ребенок попадает в среду людей — социум, который активно влияет на ее развитие.

Социальные факторы — совокупность факторов, произведенных общественным развитием человечества, детерминирующих поведение человека как общественного существа.

Эта концепция объясняет процесс развития человека, одновременно вказучы возможность опосредованного руководства им. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, онтогенез личности — социальной наследственностью. Эти две детерминанты взаимосвязаны в процессе развития ребенка.

Основные концепции психического развития ребенка

Психическое развитие является процессом необратимым, направленных и закономерных изменений, которые приводят к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований в психике и поведении человека. Основными свойствами развития, которые отличают его от всех изменений, являются:

а) необратимость — способность к накоплению изменений, «надстройки» новых изменений над предыдущими;

б) направленность — подчиненность единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

в) закономерность — способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Также выделяют главные факторы (ведущие детерминанты) развития человека. К ним относятся:

1) наследственность -свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития;

2) среда — общественные, материальные и духовные условия существования человека;

Читайте также:  Возрастная норма речевого развития ребенка дошкольного возраста

3) активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения; система образовательный фактор взаимодействия наследственности и среды.

Наследственность влияет на индивидуальные свойства человека и является предпосылкой ее развития, среда (общество) — на социальные свойства личности; активность — на индивидуальные и социальные свойства.

Психическое развитие ребенка, превращение беспомощного младенца на личность происходит по определенным законам, которые изучает детская психология. Эта проблема является одной из самых актуальных в современной психологии. Интерес к ней имеет не только теоретическую природу, в значительной степени он вызван и педагогической практикой, требует постоянного совершенствования обучения и воспитания.

Ядром теории психического развития является раскрытие его движущих сил, выявление роли биологических и социальных факторов (наследственность, среда, обучение и воспитание) в становлении личности. В дискуссии по этим вопросам выкристаллизовались полярные взгляды представителей биологизаторского, социологизаторського направлений. Сторонники биологизатпорського направления (сельскохозяйственных Холл, Д. Сэлли, Ш. Бюзер, Д. Мэйли и др.) Исходят из признания того, что все психические особенности человека являются врожденными, смена периодов развития, возникновения различных психических процессов, свойств, качеств личности обусловлены наследственностью. Психическое развитие они рассматривают как постепенное количественное развертывание, созревание наследственных структур (способностей, интересов, черт характера), которые ребенок наследует так же, как строение тела, черты лица, форму рук и тому подобное. Появление новых качеств они отрицают.

В рамках этой концепции выделилось несколько теорий. Сторонники биогенетической теории считают, что ребенок за короткий период своей жизни преодолевает все те этапы, что и человечество в своем развитии.

Представители психоаналитической теории решающую роль отводят биологическим влечениям. По их мнению, основой творчества, как и сновидения, есть биологические поезда, человек, стесняясь, скрывает от себя, вытесняет в «сферу бессознательного» (3 Фрейд). Творчество они рассматривают как сублимацию (преобразование) невыполнимых и нереализованных в раннем детстве сексуальных, иррациональных влечений, желаний. Поэтому нужно дать выход внутренним силам ребенка.

Согласно современным биологизаторского концепций социальные формы поведения представлены в человеке особыми генами (материальными носителями наследственности), отобранными в процессе эволюции. Издавна характерными для человека трусость, ложь, эгоизм, агрессивный инстинкт, другие пороки. Мутация генов, которые являются носителями нравственности, по словам представителей биологизаторской концепции, ведет к бесчувственности (этим они объясняют преступления и другие асоциальные проявления в поведении человека).

Биологизаторского концепция является односторонней, часто используется как ширма теми, кто не хочет или не умеет воспитывать других и себя, пытается все недостатки объяснить отрицательной наследственностью, против которой человек бессилен. Она открывает простор для обоснования естественного неравенства способностей людей разных рас и национальностей. Расисты, например, считают, что представители белой расы преобладают по наследству чернокожих людей, а поэтому должны господствовать над ними. Жизнь и педагогический опыт убедительно опровергают эти утверждения, поскольку каждый ребенок, к какой бы расе или национальности он ни принадлежал, может при соответствующих условиях достичь высокого уровня развития.

Источники социологизаторського направления начаты еще в средние века теории tabula rasa, согласно которой психика человека в момент рождения является «чистой доской», однако под влиянием внешних условий, воспитания в ней постепенно возникают присущие человеку психические качества. Представителем этого направления был французский философ Клод Анри Гельвеций (1715-1771), который считал, что все люди рождаются с одинаковыми природными данными, а дальнейшая неравенство их умственных способностей и моральных качеств обусловлена неодинаковыми внешними условиями и воспитательными воздействиями. Эти утверждения были направлены против господствующих в то время концепций врожденной обусловленности психического развития, социального неравенства людей.

Одним из проявлений социологизаторськои концепции развития была распространена в 20-30-е годы XX в. социогенетичного теория, сторонники которой доказывали, что основным фактором психического развития ребенка является приспособление ее к социальной среде.

Общим для биологизаторского и социологизаторських теорий развития во взглядах на ребенка является то, что они выходят из механистической концепции развития и рассматривают ее как пассивный объект внешних воздействий, как игрушку (в одном случае в руках наследственности, в другом — социальной среды). Поэтому их невозможно взять за основу понимания закономерностей развития ребенка.

На современном этапе распространена теория конвергенции биологического и социального факторов. Согласно ей психическое развитие обусловливается взаимодействием наследственности и среды: наследственности отводится определяющая роль, среде — роль регулятора условий, в которых реализуется наследственность. Однако эта теория не имеет обоснованных объяснений случаев, когда в одной семье вырастают дети с разными характерами, имея одинаковую наследственность (однояйцевые близнецы). Современная наука убедительно доказывает, что ни наследственность, ни среда, как их понимают сторонники конвергенции двух факторов, не определяют развитие ребенка.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Причины и сущность психического развития ребенка

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Причины и сущность психического развития ребенка 43

5. Стадия автономии достигается лицами (начиная с подрос­ткового возраста), которые способны согласовывать мораль окру­жающей среды и свои нравственные нормы. Эмоционально-лич­ностная автономность проявляется в умении отвечать за свою судь­бу, умении преодолевать давление внешних обстоятельств, конст­руктивно разрешать внутренние и внешние противоречия.

6. Высшая — интегративная стадия э м о ц и о н а л ь н о г о развития отмечена ф о р м и р о в а н и е м чувства целостности, гармонии, сбалан­сированности мира. Эта стадия достигается не в каждом индиви­дуальном развитии.

Читайте также:  План развития и жизнеустройства ребенка образец

Прогрессивное направление в с о в р е м е н н о й когнитивной пси­хологии представлено в работах Дж. Брунера. В своих работах («Пси­хология познания», «К теории обучения» и др.) он ставит вопро­сы о соотношении обучения и формирования личности. Ученый утверждает, что обучение не зависит от развития, поэтому всяко­му ребенку из любой стадии развития можно преподать любой предмет в достаточно полноценной форме. Правда, Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Ученый стремится выяснить роль школьного обучения в формировании интеллекта детей. Развитие каждого ребенка он обусловливает изменением его места в систе­ме социальных отношений — поступлением в школу, где ему предъявляют определенные и жесткие требования к познаватель­ной деятельности. Вне школы, отмечает автор, интеллектуальное развитие прекращается после 10 лет. В своих экспериментальных психолого-педагогических исследованиях ученый выясняет роль вырабатываемых обществом способов действий («усилителей») в развитии детского интеллекта, а также ставит задачу их создания и наиболее эффективного использования.

Дж. Брунер1 провел фундаментальное сравнительное исследо­вание интеллектуального развития детей в условиях различных культур и сделал вывод, что его уровень и специфика зависят от культуры общества, в котором ребенок живет. По м н е н и ю Дж. Бру-нера, развитие предполагает последовательное овладение ребен­ком тремя сферами представлений и способами познания одно­временно — действием, образом, символом. Эти виды представле­ний сохраняются и у взрослого человека, богатство интеллекта которого определяется наличием развитых представлений.

1 См.: Исследования развития познавательной деятельности / Под ред. Дж.Брунера и др. М., 1971. С. 374-383.

Подобно Джону Локку, рассматривав-
Бихевиористскийшему детский разум как «чистую дос-

подходку», на которой окружающая его среда

пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой поведенчес­кой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, назы­вают бихевиористской (от англ. behavior — поведение). Ее осново­положник — Джон Уотсон, известный следующим своим выска­зыванием: «Дайте мне дюжину здоровых, с хорошими умствен­ными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, — и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, — врачом, юристом, инженером, руководите­лем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, спо­собностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков» [29, с. 45]. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения — самом мощном направлении современной американской психо­логии развития.

Каким образом предполагает Уотсон сделать из ребенка спе­циалиста по своему выбору? Только благодаря соответствующей организации его окружения, в котором ребенок приобретет навы­ки того или иного вида деятельности.

Типы обучения.Согласно бихевиористской теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым на­звать бихевиоризм «теорией обучения». Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек «учится вести себя» всю жизнь, но не выделяют, подобно З.Фрейду, Э.Эриксону и Ж.Пи­аже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловлива­ние, оперантное обусловливание и обучение посредством наблю­дения.

Классическое» обусловливание — это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безус­ловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных — врожденные. Ребенок (как и детеныш животного) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка45

Вот как 9-месячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания, т.е. используя только его безусловные рефлексы. Как-то Дж.Уотсон и Р.Райнер заметили, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появлялся, его тельце автоматически вздрагивало, он вски­дывал ручки, начинал сучить ножками, и затем раздавался плач (ответная реакция на стимул — резкий сильный звук). Испуг, ав­томатически включавший механизм плача, и другие поведенчес­кие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись только в ответ на неожиданный и резкий звук. По тер­минологии бихевиоризма, громкий звук, вызвавший реакцию ре­бенка, называется безусловным стимулом, а рефлекторная реак­ция испуга и плача — безусловным ответом на этот стимул.

Оперантное обусловливание. Представьте ситуацию: вы — сту­дент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по кур­су психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить кры­су нажимать на засов, расположенный на дверце клетки, и от­крывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие препода­вателя? Советуем прежде всего о з н а к о м и т ь с я с к о н ц е п ц и е й Б.Скиннера.

Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, кото­рый он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероят­ные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию.

Читайте также:  Развитие речи ребенка на основе изобразительного искусства

Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероят­ность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является под­крепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, за­служивших поощрения.

Негативное подкрепление — такое подкрепление, которое за­ставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Представьте себе, что вы садитесь на водительское ме­сто своего нового автомобиля и вдруг слышите громкий резкий звонок, который кажется вам очень неприятным; но вот вы начи­наете пристегивать ремень безопасности, и тотчас звон смолкает. Таким образом впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звона, вы будете постоянно пристегивать ремень. Согласно теории

46 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Скиннера, ваша реакция, форма поведения (пристегивание рем­ня безопасности) повторяется ради того, чтобы избежать воздей­ствия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Сторонники бихевиористской теории установили, что нака­зание тоже специфическое средство обучения. Наказание — это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Понятия «наказание» и «негативное подкрепление» часто путают, поэтому советуем обратить внимание на следующее об­стоятельство. При наказании человеку предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то дей­ствия или поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Скиннер придавал позитивному подкреплению большее зна­чение, чем наказаниям, из-за их отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление — более действенное сред­ство контроля за поведением, а наказания следует всячески избе­гать. Некоторые ф о р м ы поведения удается исключить и в том слу­чае, если на них никак не реагировать.

Суть обучения посредством наблюдения (иногда говорят: мо­делирование, подражание) заключается в том, что человек копи­рует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая ка­кого-либо поощрения или наказания за это. Например, если в поликлинике ребенок общался с добрым врачом или видел, или слушал по радио, смотрел по телевидению передачу о людях са­мой гуманной профессии, то он может решить стать врачом, ког­да вырастет.

За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении может и не воспроизводить их. Однако если видит, что за какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что ребенок будет охотнее подражать тем людям, ко­торыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать обраэГцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

Предположим, вас заинтересовали воп-
Этологическийросы: как влияет на развитие ребенка
подходотсутствие родителей или одного из них?
Как формируется взаимная привязан­
ность детей и родителей? Как бы вы от­
ветили на них? Провели бы эксперимен­
ты? Но было бы жестоко (а правильнее считать, неэтично и проти­
возаконно) ради эксперимента, с единственной целью — узнать,
что получится в результате, лишать детей родительской любви даже
на время. Естественно же происходящие (по разным причинам)
случаи разлучения детей и родителей не всегда можно выявить, а
тем более изучить. И здесь приходит на выручку этология — науч­
ное направление, занимающееся изучением животных и людей в
естественных условиях их существования. Особое внимание этоло­
ги уделяют следующим вопросам: какие формы поведения живот­
ных и человека имеют под собой биологическую основу (запро­
граммированы генетической наследственностью), а какие определя­
ются воздействием внешней среды, т.е. социально обусловлены.

Известный этолог Конрад Лоренц широко употреблял понятие «импринтинг», которым обозначил самые ранние факты подра­жания, обучения каким-то образцам поведения, проявляющегося в инстинктивной форме. Чаще всего они наблюдаются в критичес­кие, или сензитивные’ периоды, когда влияние среды имеет се­рьезные последствия для дальнейшего развития ребенка или ка­кого-то другого живого существа.

Для того чтобы вы могли лучше понять явление импринтин-га, приведем такой пример.

Вы когда-нибудь видели, как едва появившиеся на свет утята инстинктивно бредут за каким-то впервые увиденным ими дви­жущимся предметом? Вероятнее всего, наблюдали другую сцену: во главе вереницы утят, медленно и осторожно переваливаясь с ноги на ногу, шествует утка-мать. Выводок идет к пруду и даже на воде сохраняет свой строй. А видели ли вы, как цепочка утят дви­жется за человеком? К Л о р е н ц приучил их к этому. Ученый обна­ружил, что утята могут пойти за любым предметом, человеком, животным — л и ш ь бы они двигались. Более того, если сначала утята последовали за каким-то посторонним объектом (первое запечатление его и есть импринтинг), то затем бесполезно пы-‘ Сензитивный (от англ. sensitive) — чувствительный, восприимчи­вый, очень нежный, легко поддающийся раздражению.

Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Причины и сущность психического развития ребенка

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник