Развитие речи ребенка на основе изобразительного искусства

Надежда Дульберг
Развитие речи дошкольников посредством изобразительного искусства

Из опыта:«Система работы воспитателя по развитию речи и творческого потенциала дошкольников посредством изобразительного искусства».

Изобразительная деятельность — это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать свое отношение к изображаемому. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей (воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к искусству; помогают закрепить практические навыки, полученные ранее; учат анализировать, сравнивать, развивать речь детей и развивают творческое воображение у детей дошкольного возраста.

Основная цель данного опыта: обосновать и изучить педагогические условия и особенности художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста, а также разработать и апробировать на практике эффективные методы и приемы в условиях изостудии.

Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дошкольники разных возрастов, с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче,чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Педагог использует схемы последовательности составления рассказа. В группе для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети оживляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль воспитателя в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок. Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

Изобразительнаядеятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность целенаправленность в выполнении работы; усидчивость; настойчивость; умение вести работу до конца; аккуратность.

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Содержание занятий по искусствужелательно выстраивать по схеме: прочувствовать — осознать — выявить свое отношение.

Изодеятельность и развитие речи — эти понятия должны быть едины в процессе формирования художественной культуры дошкольников.В работе с детьми педагог использует различные по жанру картины: сюжетные, пейзажи, натюрморты, портреты. Беседуя по картине, дети учатся составлять рассказы по вопросам, по плану, по схемам, составлять начало, конец, полный рассказ. В конце занятия обсуждаются составленные рассказы и выбираются лучшие.

Занятие по картине лучше проводить после предварительной работы (чтение литературных произведений, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений). А используя схемы составления описательного рассказа, дети без труда составили рассказы о птицах.

И только после ознакомления с сюжетными картинами и приобретения у детей навыков составления описательных рассказов, педагог приступил к ознакомлению с произведениями пейзажной живописи.

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого.

Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению.

Содержание занятий по искусствужелательно выстраивать по схеме: прочувствовать — осознать — выявить свое отношение.

Портреты, используемые в работе с детьми дошкольного возраста,должны отвечать следующим требованиям:

1. Доступность содержания портретов для детского восприятия. Тематика картин должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Опыт работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведения происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником образ помогает детям определить настроение, эмоциональное его состояние.

2. Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств.

3. Яркая выраженность эмоционального состояния.

4. Разнообразие используемых художником средств выразительности.

По наблюдению педагога, внимание детей в портрете приковывает динамика, а так же ее цветное изображение.

Портрет как и любой вид искусства требует определенной подготовки детей к его восприятию. Подготовительным этапом к беседам с дошкольниками по портрету являются разнообразные виды деятельности.

Повседневное общение детей друг с другом и со взрослыми, создает условия для подготовки детей к восприятию портрета. Детям предлагалось посмотреть друг на друга или вспомнить, каким был его друг сегодня – веселым или грустным, как он узнал об этом, а почему он был таким. Такой короткий разговор ставил ребенка в ситуацию поразмышлять о своем друге и быть внимательным к нему.

Детям давали задания: «Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней».

Беседы с детьми о настроении, чувствах родителей, отношении к ним – благоприятная возможность для воспитателя узнать семью, корректировать отношения между взрослыми и маленькими ее членами. Дети приносили свои фотографии и вместе с воспитателем их рассматривали, отмечая запечатленное на них настроение, состояние, эмоции, чувства.

Знакомство со схемами изменило характер ответов детей при рассматривании портретов, а так же повлияло на характер изображения человека в рисунках.

Восприятие портрета тесным образом связано с развитием образной речи. От детей требуется умелое точное оперирование определениями, синонимами, сравнениями.

Богатейший материал для этого дает нам художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений. Книга обогащает эмоции детей, формирует воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Для чтения были предложены художественные произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Вовка — добрая душа», Ф. А. Тяниной «Разбитая тарелка», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», Л. Квитко «Бабушкины руки».

Чтение художественной литературы всегда предваряло восприятие портрета. Перед рассматриванием картины В. М. Васнецова «Аленушка» детям читали сказку «Сестрица — Аленушка и братец Иванушка».

После чтения, проводя беседу, педагог акцентирует внимание детей на образных выражениях. Например, после чтения Л. Квитко «Бабушкины руки»детям были предложены вопросы: «Почему мальчик больше всего на свете любит бабушкины руки? Что умеют делать бабушкины руки?» (Чудесно творить, мастерить, нежно ласкать.) «Как автор описал бабушкины руки?» (Проворными, умными, добрыми.) «Как бы вы их еще назвали?» (Милые, ласковые, добрые, умелые.)

Читайте также:  Ранний возраст социальное развитие ребенка

Работа по ознакомлению с портретной живописью реализовывалось как в повседневном общении, так и на НОД по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальных занятиях; по развитию речи.

В результате проведенной работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства, у детей стал богаче активный и пассивный словарь, они начали использовать сложные предложения, пользоваться определенным изобразительным словарем (эпитетами, сравнениями, интонационно выразительно произносить фразы, объяснения стали логичнее, наметились сдвиги в развитии изобразительных способностей детей.

Источник

Развитие речи на основе ознакомления                                                                                   с произведениями изобразительного искусства.

   «В период детского мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми яркими, наглядными предметами окружающего мира … Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А. Сухомлинский

    Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создаёт образ.  

    Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно – образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять».

    Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связанной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

   Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображённое, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

   Т.Г. Казакова подчёркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

    Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описания при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждения и контаминированного (смешанного) текста при рассматривании картин всех жанров.

    Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства, соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведения. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.

    Речевое обучение строится на основе методики, разработанной в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН (ныне – Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.

   Я предлагаю эту методику, которой пользуюсь в своём опыте ознакомления дошкольников с изобразительным искусством. Достоинство этой методики заключается в комплексном решении разных речевых задач на одном занятии, а также в том, что главной задачей является формирование связной речи.

    Обучение проводим как фронтально (одно – два занятия в месяц), так и индивидуально (по 10 – 15 минут с одним ребёнком или с группой детей).

  1. На первом этапе (подготовительном) основное внимание уделяем развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений искусства, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Дополнительно отбираем произведения разных видов искусства: фольклора, литературы, музыки. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.
  2. На втором этапе происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приёмы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение. Проводим запись детских рассказов и чтение их другим детям, применяется приём «вхождения в картину» или «самопроекции», приём «словесного рисования» картины.

В заключении каждого этапа обучения проводим выставки картин: осенний, зимний и весенний вернисаж.

  • На выставках в групповой комнате.

Первый вариант  

  • На выставках представляем репродукции картин. В качестве экскурсовода выступают дети. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества. Роль воспитателя должна быть минимальной.

Второй вариант

  • Воспитатель берёт на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей – детей, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим. Умение задавать вопросы также является хорошим показателем развития связной и выразительно речи детей и достижением высокого уровня речевого развития.

Каждую выставку воспитатель может открыть чтением стихов или прозы о временах года и использовать для сопровождения отрывки из музыкальных произведений по своему выбору.

  • Экскурсии.

Помимо обучения в детском саду организовываем посещение художественных музеев, выставок и т.д., где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства. Экскурсии целесообразно проводить на определённые темы: «Знакомство с музеем», «Правила поведения в музее», «Жанры живописи», «Выставочная экспозиция».

Именно в таком комплексе решаем следующие задачи:

  • Научить детей при описании картины видеть художественный образ произведения;
  • Сформировать умение высказываться на тему произведения живописи;
  • Развивать умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.

Представляю некоторые занятия по развитию образной речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства: пейзажа, натюрморта, жанровой живописи.

  • Сюжетная картина                                                                                            

1 занятие – Рассматривание картины В.М. Васнецова «Алёнушка ». Картина очень поэтична. После занятия репродукция остаётся в группе, дети глубже проникаются настроением картины.                                                                                                               2 занятие – через неделю воспитатель предлагает детям высказать своё мнение о картине. Дети продолжают составлять описательный рассказ по картине, высказать оценочное суждение.

  • Пейзажная картина                                                                                                      

1. Рассматривание картины И. Шишкина «Зима», слушание музыки зимы (Элегия Ж. Массне),                                                                                                  чтение отрывков из стихотворений о зиме, называя авторов.                      Ф. Тютчев                                                                                                                    Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.                                                                                      

Читайте также:  Развитие младенца в доме ребенка

Дети проникаются благоговением художника перед природой.

    2.Рассказывание на тему картины И Шишкина «Зима». Воспитатель оценивает каждый рассказ с точки зрения передачи идеи художественного образа картины, связанности и образности речи. Звучит «Январь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года».

    3.Рисование по памяти на тему картины И. Шишкина «Зима». Рассказы детей по своим рисункам. Для каждого ребёнка из его рисунка и записанного рассказа по рисунку, делается книжка.

  • Жанровая живопись.                                                                                          

1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри». Чтение отрывка из былины:                                                                                                 Тут все богатыри, все святорусские,                                                                                                               Садились они на добрых коней                                                                                                           И поехали раздольицем чистым полем…                                                                    А с той горы да со высокой                                                                            Усмотрел старый казак да Илья Муромец…                                                        

   Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником В.М. Васнецовым.

 2. Рассказывание на тему картины В.М. Васнецова «Богатыри». Придумывание рассказа по картине. Придумать для этой картины интересный конец: что будут дальше делать богатыри и чем всё закончится. Чтение отрывков из русских былин. После нарисовать портрет богатыря.

  • Натюрморт.                                                                                                      

Рассказ на тему натюрморта И. Машкова «Синие сливы». Подвести к составлению рассказа по картине с описанием объектов и их характеристикой. Придумывание названия. В заключение воспитатель предлагает свой рассказ на тему картины.

   Итак, по мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания, рассказывания картин вводим новые методические приёмы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений искусства:                                                                                                                                                                                                      1) Сравнение картин по теме, по общему цветовому решению, настроению жанру. Сравнение позволяет глубже проникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их.                                                                2) Мысленное создание собственной картины по названию, данному художником. Этот приём интересен тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником.

Игры:    

  • «Художественный салон» — сюжетно-ролевая игра. Правила: картина продаётся в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести. Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.
  • «Выставка картин». Правила: значок «Лучший оформитель», получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру. «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный рассказ по картине. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
  • «Найди ошибку». Педагог описывает содержание произведения, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Правила: слышать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять рассказ по другому произведению.

Перечень картин, репродукции которых рекомендуются для использования при обучении дошкольников рассказыванию:

Натюрморты:                                                                                                                                   П. Кончаловский «Сирень».                                                                                    Е. Романова «Цветы в интерьере».                                                                               Цветочные батики.

Читайте также:  Тест для 5 летнего ребенка общее развитие

Пейзажи:                                                                                                                                                                                                           И. Левитан: «Золотая осень. Слободка», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март».                                                                                                                           И. Грабарь: «Сентябрьский снег», «Осенний день», «Рябинка», «Берёзовая аллея», «Февральская лазурь».                                                                                                       И. Шишкин «Зима», «Рожь».                                                                                                                                Н. Крымов «Зима».                                                                                                                                  А. Саврасов «Грачи прилетели».                                                                                                      Е.Волков «Октябрь».                                                                                                                  К. Юон «Волшебница зима».                                                                                                       Ф. Васильев «Оттепель».                                                                                                              В. Бакшеев «Голубая весна».                                                                                                         И. Остроухов «Первая зелень».                                                                                                                                             А. Грицай «Подснежники».                                                                                                                А. Пухина «Последний снег».                                                                                                        Э. Китс «Половодье».                                                                                                                  И. Айвазовский: «Неаполитанский залив», «Тихое море», «Буря на Ледовитом океане», «Среди волн», «Прибой у крымских берегов», «Берег моря ночью».                                                                                                                        Жанровые картины                                                                                                                        В. Васнецов: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке».                                                                                                         В. Беспалов «Баба Яга».

Заключение.

   Воспринимая произведения искусства, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нём, ребёнок совершает умственные и духовные усилия над собой. Искусство побуждает детей к собственно художественной деятельности (изобразительно и словесной), где реализуются его творческий замысел, речевые и изобразительные умения.

Источник