Целью образования для развития одаренного ребенка является

Целью образования для развития одаренного ребенка является thumbnail

(Шведел
и Линнемайер)

1.
Каждый ребенок неповторимый. Необходимо
выделить сильные и слабые стороны
каждого ребенка и составить программы,
которые отвечают ее потребностям.

2.
Одарены дети очень критически относятся
к себе и порою отличаются неблагоприятным
«Я-образом». Необходимо помочь им
найти реалистичное представление о
себе. Особенно важно сгладить несоответствие
между высоким интеллектуальным развитием
и доступными двигательными навыками.

3.
Семья играет важнейшую роль в образовании
одаренного ребенка, потому она должна
работать в тесном контакте со школой.

4.
Поскольку одаренных детей отличает
широкая сфера интересов, программа
должна включать разнообразный материал,
сбалансированный и благоприятствующий
их всестороннему развитию (в эмоциональном,
двигательном плане и в сфере общения).

5.
Одаренный ребенок, который учится в
одной группе с «средними» детьми,
должен иметь возможность общаться с
настолько же развитыми однолетками.

6.
Руководителем программы обучения
одаренных детей должен быть человек,
который имеет специальную подготовку
и соответствующий опыт работы.

7.
Неотъемлемая часть программы — система
ее оценки. Важно определить, в какой
мере ребенок достигает поставленных
целей. Таким способом можно обнаружить
слабые места программы и определить,
насколько она удовлетворяет потребности
ребенка. Поэтому должна иметь место
хорошо организованная, эффективная и
постоянно действующая система выявления
одаренности, в которой участвуют и
родители.

8.
Чтобы обеспечить поступательный ход
развития, программа должна предусматривать
оптимальный и плановый переход ребенка
из одного уровня в другой. Это требует
совместных усилий администрации,
учителей и родителей.

9.
Одного интеллекта в жизни недостаточно,
поэтому программа должна развивать
целенаправленность, настойчивость и
желание довести дело до конца.

10.
Программа должна предусматривать
развитие творческих способностей.

72. Цели и принципы обучения одаренных детей.

Цели:

формирование знаний, умений и навыков
в определенных предметных областях,


создание условий для познавательного
и личностного развития учащихся с учетом
их дарования.

В
зависимости от особенностей обучающихся
и разных систем обучения та или иная
цель может выступать в качестве
основополагающей. Применительно к
одаренным детям необходимо обратить
особое внимание на следующие моменты.
Одаренные дети должны усвоить знания
во всех предметных областях, составляющих
общее среднее образование. В то же время
психологические особенности одаренных
детей, а также социальные ожидания в
отношении этой группы учащихся позволяют 
выделить и специфическую составляющую
в отношении традиционной цели обучения,
связанной с усвоением определенного
объема знаний в рамках школьных предметов.
Этой специфической составляющей является
высокий (или повышенный) уровень и широта
общеобразовательной — подготовки,
обусловливающие развитие целостного
миропонимания и высокого уровня
компетентности в различных областях
знания в соответствии с индивидуальными
потребностями и возможностями учащихся.
Несмотря на более высокие способности
в отдельных предметных общеобразовательных
областях или в других областях, не
включенных в содержание общего среднего
образования, для многих одаренных детей
усвоение такого разнообразия знаний
может быть нелегким делом.

Для
всех детей главнейшей
целью обучения и воспитания
является обеспечение условий для
раскрытия и развития всех способностей
и дарований с целью их последующей
реализации в профессиональной
деятельности. Но применительно к
одаренным детям эта цель особенно
значима. Следует подчеркнуть, что именно
на этих детей общество в первую очередь
возлагает надежду на решение актуальных
проблем современной цивилизации. Таким
образом, поддержать и развить
индивидуальность ребенка, не растерять,
не затормозить рост его способностей
— это особо важная задача обучения
одаренных детей. 
Понимание
одаренности как системного качества
предполагает рассмотрение личностного
развития как основополагающую цель
обучения и воспитания одаренных детей.
При этом важно иметь в виду, что
системообразующим компонентом одаренности
является особая, внутренняя мотивация,
создание условий для поддержания и
развития которой должно рассматриваться
в качестве центральной задачи личностного
развития. 
Конкретные цели обучения
одаренных учащихся определяются с
учетом качественной специфики
определенного вида одаренности, а также
психологических закономерностей ее
развития.

Читайте также:  Карта обследования психического развития ребенка

Так,
в качестве
приоритетных целей обучения детей с
общей одаренностью могут быть выделены
следующие
: 
-развитие
духовно-нравственных основ личности
одаренного ребенка, высших духовных
ценностей (важно не само по себе дарование,
а то, какое применение оно будет
иметь); 
-создание условий для
развития творческой личности; 
-развитие
индивидуальности одаренного ребенка
(выявление и раскрытие самобытности и
индивидуального своеобразия его
возможностей); 
-обеспечение широкой
общеобразовательной подготовки высокого
уровня, обусловливающей развитие
целостного миропонимания и высокого
уровня компетентности в различных
областях знания в соответствии с
индивидуальными потребностями и
склонностями учащихся.

Принципы

Общие
принципы обучения к основным общим
принципам обучения одаренных, как и
вообще всех детей школьного возраста,
относятся: 

Принцип развивающего и воспитывающего
обучения. Этот принцип означает, что
цели, содержание и методы обучения
должны способствовать не только усвоению
знаний и умений, но и познавательному
развитию, а также воспитанию личностных
качеств учащихся. 

Принцип индивидуализации и дифференциации
обучения. Он состоит в том, что цели,
содержание и процесс обучения должны
как можно более полно учитывать
индивидуальные и типологические
особенности учащихся. Реализация этого
принципа особенно важна при обучении
одаренных детей, у которых индивидуальные
различия выражены в яркой и уникальной
форме. 

Принцип учета возрастных возможностей.
Этот принцип предполагает соответствие
содержания образования и методов
обучения-специфическим особенностям
одаренных учащихся на разных возрастных
этапах, поскольку их более высокие
возможности могут легко провоцировать
завышение уровней трудности обучения,
что может привести к отрицательным
последствиям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Общие принципы обучения к основным
общим принципам обучения одаренных,
как и вообще всех детей школьного
возраста, относятся:
— Принцип
развивающего и воспитывающего обучения.
Этот принцип означает, что цели, содержание
и методы обучения должны способствовать
не только усвоению знаний и умений, но
и познавательному развитию, а также
воспитанию личностных качеств учащихся.

— Принцип индивидуализации и
дифференциации обучения. Он состоит в
том, что цели, содержание и процесс
обучения должны как можно более полно
учитывать индивидуальные и типологические
особенности учащихся. Реализация этого
принципа особенно важна при обучении
одаренных детей, у которых индивидуальные
различия выражены в яркой и уникальной
форме.
— Принцип учета возрастных
возможностей. Этот принцип предполагает
соответствие содержания образования
и методов обучения-специфическим
особенностям одаренных учащихся на
разных возрастных этапах, поскольку их
более высокие возможности могут легко
провоцировать завышение уровней
трудности обучения, что может привести
к отрицательным последствиям.

Цели образования

Психологические особенности одаренных
детей наряду со спецификой социального
заказа в отношении этой группы учащихся
обусловливают определенные акценты в
понимании основных целей обучения и
воспитания, которые определяются как
формирование знаний, умений и навыков
в определенных предметных областях, а
также создание условий для познавательного
и личностного развития учащихся с учетом
их дарования. В зависимости от особенностей
обучающихся и разных систем обучения
та или иная цель может выступать в
качестве основополагающей. Применительно
к одаренным детям необходимо обратить
особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания
во всех предметных областях, составляющих
общее среднее образование. В то же время
психологические особенности одаренных
детей, а также социальные ожидания в
отношении этой группы учащихся позволяют 
выделить и специфическую составляющую
в отношении традиционной цели обучения,
связанной с усвоением определенного
объема знаний в рамках школьных предметов.
Этой специфической составляющей является
высокий (или повышенный) уровень и широта
общеобразовательной — подготовки,
обусловливающие развитие целостного
миропонимания и высокого уровня
компетентности в различных областях
знания в соответствии с индивидуальными
потребностями и возможностями учащихся.
Несмотря на более высокие способности
в отдельных предметных общеобразовательных
областях или в других областях, не
включенных в содержание общего среднего
образования, для многих одаренных детей
усвоение такого разнообразия знаний
может быть нелегким делом.

Читайте также:  Кубик для развития ребенка своими руками

Для всех детей главнейшей целью
обучения и воспитания является обеспечение
условий для раскрытия и развития всех
способностей и дарований с целью их
последующей реализации в профессиональной
деятельности. Но применительно к
одаренным детям эта цель особенно
значима. Следует подчеркнуть, что именно
на этих детей общество в первую очередь
возлагает надежду на решение актуальных
проблем современной цивилизации. Таким
образом, поддержать и развить
индивидуальность ребенка, не растерять,
не затормозить рост его способностей
— это особо важная задача обучения
одаренных детей.
Понимание одаренности
как системного качества предполагает
рассмотрение личностного развития как
основополагающую цель обучения и
воспитания одаренных детей. При этом
важно иметь в виду, что системообразующим
компонентом одаренности является
особая, внутренняя мотивация, создание
условий для поддержания и развития
которой должно рассматриваться в
качестве центральной задачи личностного
развития.
Конкретные цели обучения
одаренных учащихся определяются с
учетом качественной специфики
определенного вида одаренности, а также
психологических закономерностей ее
развития. Так, в качестве приоритетных
целей обучения детей с общей одаренностью
могут быть выделены следующие:
развитие
духовно-нравственных основ личности
одаренного ребенка, высших духовных
ценностей (важно не само по себе дарование,
а то, какое применение оно будет иметь);

создание условий для развития
творческой личности;
развитие
индивидуальности одаренного ребенка
(выявление и раскрытие самобытности и
индивидуального своеобразия его
возможностей);
обеспечение широкой
общеобразовательной подготовки высокого
уровня, обусловливающей развитие
целостного миропонимания и высокого
уровня компетентности в различных
областях знания в соответствии с
индивидуальными потребностями и
склонностями учащихся.

Содержание образования

В обучении одаренных применяются четыре
основных подхода к разработке содержания
учебных программ.
1. Ускорение. Этот
подход позволяет учесть потребности и
возможности определенной категории
детей, отличающихся ускоренным темпом
развития. Но он должен применяться с
особой осторожностью и только в тех
случаях, когда в силу особенностей
индивидуального развития одаренного
ребенка и отсутствия необходимых условий
обучения применение других форм
организации учебной деятельности не
представляется возможным.
Систематическое
применение ускорения в форме раннего
поступления и/или перепрыгивания через
классы своим неизбежным результатом
имеет более раннее окончание школы, что
может свести на нет все преимущества
продвижения одаренных учащихся в
соответствии с их повышенными
познавательными возможностями. Следует
иметь в виду, что ускорение обучения
оправдано лишь по отношению к обогащенному
и в той или иной мере углубленному
учебному содержанию. Позитивным примером
такого обучения в нашей стране могут
быть летние и зимние лагеря, творческие
мастерские, мастер-классы, предполагающие
прохождение интенсивных курсов обучения
по дифференцированным программам для
одаренных детей с разными видами
одаренности.
2. Углубление. Данный
подход эффективен по отношению к детям,
которые обнаруживают особый интерес
по отношению к той или иной конкретной
области знания или области деятельности.
При этом предполагается более глубокое
изучение ими тем, дисциплин или областей
знания. В нашей стране широко распространены
школы с углубленным изучением математики,
физики и иностранных языков, где обучение
ведется по углубленным программам
соответствующих предметов. Практика
обучения одаренных детей в школах и
классах с углубленным изучением учебных
дисциплин позволяет отметить ряд
положительных результатов: высокий
уровень компетентности в соответствующей
предметной области знания, благоприятные
условия для интеллектуального развития
учащихся и т.п.
Однако применение
углубленных программ не может решить
всех проблем. Во-первых, далеко не все
дети с общей одаренностью достаточно
рано проявляют интерес к какой-то одной
сфере знаний или деятельности, их
интересы зачастую носят широкий характер.
Во-вторых, углубленное изучение
отдельных
дисциплин, особенно на ранних этапах
обучения, может способствовать
«насильственной» или слишком ранней
специализации, наносящей ущерб общему
развитию ребенка. В-третьих, программы,
построенные на постоянном усложнении
и увеличении объема учебного материала,
могут привести к перегрузкам и, как
следствие, физическому и психическому
истощению учащихся. Эти недостатки во
многом снимаются при обучении по
обогащенным программам.
3. Обогащение.
Этот подход ориентирован на качественно
иное содержание обучения с выходом за
рамки изучения традиционных тем за счет
установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами. Занятия
планируются таким образом, чтобы у детей
оставалось достаточно времени для
свободных, нерегламентированных занятий
любимой деятельностью, соответствующей
виду их одаренности. Кроме того,
обогащенная программа предполагает
обучение детей разнообразным приемам
умственной работы, способствует
формированию таких качеств, как
инициатива, самоконтроль, критичность,
широта умственного кругозора и т.д.,
обеспечивает индивидуализацию обучения
за счет использования дифференцированных
форм предъявления учебной информации.
Такое обучение может осуществляться в
рамках инновационных образовательных
технологий, а также через погружение
учащихся в исследовательские проекты,
использование специальных тренингов.
Отечественные варианты инновационного
обучения могут рассматриваться как
примеры обогащенных учебных программ.

Читайте также:  Карта развития ребенка пмпк школы

4. Проблематизация. Этот подход
предполагает стимулирование личностного
развития учащихся. Специфика обучения
в этом случае состоит в использовании
оригинальных объяснений, пересмотре
имеющихся  сведений, поиске новых
смыслов и альтернативных интерпретаций,
что способствует формированию у учащихся
личностного подхода к изучению различных
областей знаний, а также рефлексивного
плана сознания. Как правило, такие
программы не существуют как самостоятельные
(учебные, общеобразовательные). Они
являются либо компонентами обогащенных
программ, либо реализуются в виде
специальных внеучебных программ.
Важно
иметь в виду, что два последних подхода
являются наиболее перспективными. Они
позволяют максимально учесть познавательные
и личностные особенности одаренных
детей.
Содержание учебного плана и
программ учебных дисциплин могут
оказывать существенное влияние на
развитие личностных качеств всех
учащихся, в том числе и интеллектуально
одаренных, при этом важны как
естественнонаучные, так и гуманитарные
дисциплины. Для реализации воспитательных
целей обучения необходимо в содержании
всех учебных предметов выделять элементы,
способствующие развитию таких личностных
качеств, как целеустремленность,
настойчивость, ответственность,
альтруизм, дружелюбие, сочувствие и
сопереживание, позитивная самооценка
и уверенность в себе, адекватный уровень
притязаний и др.

Методы и средства обучения

Методы обучения, как способы организации
учебной деятельности учащихся, являются
важным фактором успешности усвоения
знаний, а также развития познавательных
способностей и личностных качеств.
Применительно к обучению интеллектуально
одаренных учащихся, безусловно, ведущими
и основными являются методы творческого
характера — проблемные, поисковые,
эвристические, исследовательские,
проектные — в сочетании с методами
самостоятельной, индивидуальной и
групповой работы. Эти методы имеют
высокий познавательно-мотивирующий
потенциал и соответствуют уровню
познавательной активности и интересов
одаренных учащихся. Они исключительно
эффективны для развития творческого
мышления и многих важных качеств личности
(познавательной мотивации, настойчивости,
самостоятельности, уверенности в себе,
эмоциональной стабильности и способности
к сотрудничеству и др.).
Процесс
обучения одаренных детей должен
предусматривать наличие и свободное
использование разнообразных источников
и способов получения информации, в том
числе через компьютерные сети. В той
мере, в какой у обучающегося есть
потребность в быстром получении больших
объемов информации и обратной связи о
своих действиях, необходимо применение
компьютеризованных средств обучения.
Полезными могут быть и средства,
обеспечивающие богатый зрительный ряд
(видео, ОУОит.п.).
В целом, в обучении
одаренных эффективность использования
средств обучения определяется главным
образом содержанием и методами обучения,
которые реализуются с их помощью.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник