Карта обследования психического развития ребенка

Карта обследования психического развития ребенка thumbnail

В процессе диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми ЗПР рекомендуется вести индивидуальную карту обследования, в которой указываются все особенности и нюансы развития ребенка, успехи и методики.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР

Профессиональная деятельность психолога и социального педагога основывается на принципах компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР

Главными задачами личностно-ориентированного обучения являются:

  • развитие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;
  • помощь ребенку в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;
  • формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить свою жизнь.

Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР

КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.

Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР

Сформированность у личности компетенций позволяет:

  • решать самые разнообразные жизненные проблемы;
  • получать и критически анализировать информацию;
  • принимать и находить новые решения;
  • оценивать социальные последствия действий;
  • работать в группе, включаться в совместную деятельность;
  • использовать новые информационные технологии;
  • проявлять стойкость перед трудностями.

Задачи психологической службы и их решения

Важнейшая задача деятельности работников психологической службы в учебном заведении — сохранение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса.

Научно-методический центр практической психологии и социальной работы рекомендует специалистам психологической службы образовательных учреждений реализовать данную задачу через комплекс мероприятий, направленных на:

  • психологическую разгрузку (систематическое проведение релаксационных упражнений, психологически-оздоровительных маршрутов);
  • развитие стрессоустойчивости, механизмов психологической и эмоциональной саморегуляции (при необходимости проведения коррекционной и реабилитационной работы);
  • развитие психологической компетентности родителей и педагогов.

Социальные педагоги учебных заведений продолжают ведение социальных паспортов классов и индивидуальных карт обследования ребенка с ЗПР, актов обследования социально-бытовых условий проживания детей.

С целью осуществления эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса специалистам психологической службы целесообразно распределить свое недельное рабочее время следующим образом:

  • 60% рабочего времени (20 часов в неделю) отводить для работы с детьми;
  • по 15% (по 10:00 в неделю) — для работы с педагогами и родителями.

Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ЗПР*

Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________

Группа ______________________ Детский сад № ______________________________

Дата рождения _______________ г. Регистрация в ДОУ ____________

Возраст при поступлении в садик ______ лет _____ месяцев.

№ п/пДата проведенияВид работыНазвание методики /

программы

Общий результат№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы

* Карточка заводится при поступлении ребенка в ДОУ и ведется в течение посещения ребенком дошкольного учреждения. В карточке отражаются виды работ, которые проводит практический психолог:

  1. В первой колонке фиксируется порядковый номер психологического сопровождения ребенка.
  2. Во второй колонке фиксируется дата или с какого и по какой период осуществляется определенный вид работы.
  3. В колонке «Вид работы» фиксируются виды работ, которые предусмотрены коррекционной программой для детей с ЗПР.
  4. В колонке «Название методики / программы» фиксируется (методика / программа), которую применяет работник психологической службы в своей деятельности.
  5. В колонке «Общий результат» отражается общий уровень по результатам психодиагностического обследования.
  6. В колонке «№ протокола индивидуального диагностического обследования или диагностического обследования группы» указывается № протокола в рамках законодательных актов и предложений.

Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»

Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:

  • адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
  • характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
  • состояние эмоционально-волевой сферы;
  • состояние развития психических процессов;
  • способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.

Результаты психологического обследования следует заверить подписью психолога и печатью школы.

Карте состояния здоровья и развития ребенка

Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:

  • когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
  • микроклимат в семье;
  • отношения со сверстниками;
  • особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
  • уровень интеллектуального развития;
  • мотивация к обучению;
  • проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
  • сильные, положительные стороны ребенка;
  • когда начата коррекционная работа с ребенком;
  • какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
  • кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
  • какие изменения произошли;
  • что дало хотя бы малейший положительный результат.

Отдельно карта обследования ребенка с ЗПР ведется дефектологом, отдельно логопедом и отдельно психологом. Иными словами, для целостности картины каждый специалист фиксирует все необходимые для дальнейшей работы данные. Стоит отметить, что каждый из узких специалистов может добавлять в таблицу дополнительные пункты, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребенка.

Карта обследования и дальнейшего ведения ребенка с ЗПР: отзывы

Все отзывы, отображенные в таблице, взяты с сайтов: https://invamama.ru/api_rehabilitation/507/, https://psy.su/club/forum/topic/134/, https://peter-zarubin.ru/pmpk-ili-pro-to-kak-stavyat-diagnozy-detyam/.

Читайте также:  Родительское собрание влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание ребенка
ПоложительныеОтрицательные
Я после рождения первого ребенка многое чего не помню, что было в первые месяцы и годы, следовательно, со вторым я начала все записывать до малейшей мелочи, от того, когда первый раз улыбнулся и дальше. И как оказалось не зря, ведь в 3 года нам диагностировали ЗПР, и нужно было заполнить индивидуальную карту обследования при ЗПР. Специалисты вписывали в нее свои наблюдения, а также определились с темпами развития по моим домашним записям. Иногда не лишняя такая перестраховка, да и как просто память. (Галина)Неправильно проводят у нас тестирование с занесением в индивидуальную карту ребенка. Начнем с того, что сын не со всеми общается, если человек не нравится, будет просто проигнорирован. Так и получилось с психологом, сынуля просто отказался отвечать на вопросы, и получил диагноз ЗПР, а с дефектологом была противоположная ситуация, он разыгрался так, что я еле его вывела из кабинета, и диагноз: полностью здоровый ребенок. Вот так и доверяй всем этим тестированиям. (Виктория)
Наша карта обследования заполнялась постепенно, на протяжении полугода. Каждое занятие-тестирование, результаты в карту. И только по прохождению всех тестов в игровой форме (ребенка это ничуть не напрягло) вырисовалась полная картина, и были подобраны методы коррекции. Ничего сложного и травмирующего психику ребенка в этой процедуре нет, если, конечно, подобрать правильного психолога и дефектолога.Мы пока проходили только такой опрос перед тем как пойти в детский сад. Я считаю, что многие задания были для 3-летнего, даже без нарушений в развитии, сложные. Такое ощущение, что им всем нужны только вундеркинды! (Марина)
Сначала мы заполнили карту обследования ребенка с ЗПР , которая потом плавно перешла в карту развития, очень удобно по этим записям делать выводы относительно эффективности применения методик и упражнений. (Ксюша)Заполнили мы эту карту с детским психологом, а толку, она совсем не опиралась на полученные результаты в дальнейшей работе, так как отрабатывала не незнакомые нам навыки, а те, с которыми и так проблем нету. Странно все это, зачем было тратить больше часа на заполнения никому ненужной макулатуры… (Анна)
И в садике вели такие записи, теперь в школе ведем, я сама в такой способ могу контролировать и оценивать проведенную работу с ребенком. Рекомендую взять на заметку всем родителям детей с особенностями. (Евгения)Бесит, что эту процедуру надо проходить у каждого специалиста, ответы одни и те же, чувствуешь себя просто попугаем. Почему нельзя пройти диагностику один раз, заполнить личную карту и просто размножить в нескольких вариантах…? Ну, это утомительно как для ребенка, так и для нас родителей. (Полина)
Первый психолог, который нас обследовал, ничего не записывал, просто нас выслушал и поставил диагноз ЗПР. Я с этим не согласилась и посетила еще одного, который нас в полной мере протестировал и записал все данные в карту, потом проанализировав результаты, сказал, что наше развитие находится в пределах нормы, а с гиперреактивностью и неусидчивостью будем справляться с помощью игр. Так и получилось, мы дома постепенно выполняли рекомендации психолога, и никакого ЗПР у нас нет. Для полного анализа просто необходима карта диагностики! (Зина)Сын и так замкнут в себе, не хочет контактировать с окружающими, а тут еще без всякой адаптации начинают его дергать, так как просто на слово мне не верят… Вызывает эта процедура только негатив. (Дарья)

Вывод

При подозрении наличия ЗПР специалисты обязаны заполнять карту обследования, для того, чтобы как пазл сложить всю картину состояния, навыков и умений маленького пациента. Только так можно подобрать максимально эффективную коррекционную терапию, направленную на развитие недостающих навыков.

Видео — Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение.

Источник

hello_html_m3ea624ad.jpg

Психологическая карта ребенка

— Диагноз врача:

— Общее соматическое состояние

— Группа здоровья

— Физкультурная группа

— Особые сведения:

7.Психическое развитие

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

На г.

На г.

На г.

На г.

Читайте также:  Игры на развитие речи с ребенком карточки

Восприятие

Мышление:

-наглядно-действенное

-наглядно-образное

-логическое

Внимание:

-устойчивость

-распределяемось

— концентрация

Память:

-слуховая

-образная

Воображение

Речь

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Самооценка

Волевые качества

Темперамент

Уровень агрессии

Уровень тревожности

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

Особенности поведения

Особенности общения

С взрослыми

Со сверстниками

Статус в группе

8.Психологическая готовность к школе

Не готов

Психосоциальная зрелость

Интеллектуальная готовность к школе

Психомоторная зрелость

Общий вывод

Рекомендации:

9. Формы работы групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

10. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком

Педагог-психолог Е.В. Громцева

Ранний возраст (до 3 лет)

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Ориентирование на требования педагога:

не подчиняется; ситуативно; полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам:

проявляется; не проявляется.

Умение регулировать эмоции:

может «отложить» импульсивное проявление;

импульсивность в пределах нормы;

не владеет регуляцией.

Включенность в деятельность группы:

участвует вместе с детьми в режимных моментах;

необходимо дополнительное внимание со стороны взрослого;

предпочитает оставаться незаметным.

Целенаправленность поведения:

поведение целенаправленное;

цель удерживает, хотя и отвлекается;

мало целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям:

адекватен ситуации, действия адекватны, хотя импульсивны;

импульсивность, непоследовательность в выражении эмоций.

Проявление утомления:

постоянно утомлен;

утомление проявляется в начале дня, недели;

в конце дня, недели.

Уровень развития активной речи:

высокий, средний, низкий, отсутствует.

Средства общения:

речевые;

экспрессивно-мимические;

предметно-действенные.

Особенности совместной деятельности со взрослым:

инициативен, включен в деятельность;

пассивен, тревожен, проявляет негативизм.

Младший дошкольный возраст

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой, жестовый, мимический;

легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение формальное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, указания выполняет с трудом, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ______________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, испытывает трудности на занятиях физкультурой.

Сенсорное развитие:

показывает и называет величину, цвет, форму предметов;

затруднено формирование

сенсорного гнозиса.

Понимание речи:

обращенную речь понимает, действует по словесному указанию;

понимание речи на бытовом уровне;

трудности в регуляции поведения речевыми обращениями.

Активная речь:

инициативен в речевом высказывании, речь понятна, предложения полные;

инициативен в речевом высказывании, речь малопонятна;

речь односложная, инициативы в речевом общении не проявляет.

Развитие сюжетно-ролевой игры:

обычно включается в игру;

обычно играет в одиночку, но возле других детей;

держится в стороне от других детей.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические:

сформированы по возрасту;

трудности в формировании навыков самообслуживания.

Рисование:

проявляет желание рисовать, имеет замысел, уверенно рисует кистью, карандашом;

желания рисовать не проявляет, карандаш, кисть держит неуверенно.

Средний возраст (4–5 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой;

легко и быстро устанавливает контакт;

общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, часто роняет вещи, испытывает трудности на музыкальных и физкультурных

занятиях.

Познавательная активность:

любознателен, живо интересуется окружающим;

познавательный интерес проявляет избирательно;

познавательная активность низкая.

Слуховое восприятие:

различает и обозначает словом неречевые шумы;

различает, но затрудняется обозначить словом;

не проявляет интереса к заданию.

Зрительное восприятие:

называет и узнает большинство предметов на картинке, определяет геометрические формы;

предметы, геометрические формы узнает и называет, но заменяет слова;

узнает черно-белые изображения.

Пространственные представления:

в процессе конструирования, строительных игр употребляет простые предлоги;

делает постройки, но затрудняется словом обозначить местоположение деталей;

Читайте также:  Таблица возрастного развития ребенка дошкольного возраста

не проявляет интереса к конструированию.

Развитие движений пальцев рук:

при рисовании и самообслуживании движения сформированы;

движения пальцев рук неловкие, напряженные при рисовании, в самообслуживании.

Связная речь:

речь понятная, умеет выразить свою мысль словом;

речь нечеткая, но предложения распространенные, полные;

по составу предложения неполные, короткие, затруднена связь слов в предложении.

Развитие мышления:

соответствует возрасту;

преобладает наглядно-действенный способ.

Анализ продуктивной деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы;

не высказывает изобразительного замысла.

Словотворчество:

проявляет;

не проявляет.

Игра:

преобладающий уровень игры ___________________

вид общения в игре _______________________

Социальные навыки:

знает и выполняет социальные нормы и правила в поведении;

знает, но не всегда выполняет социальные нормы и правила;

с трудом подчиняется выполнению социальных норм и правил.

Старший возраст (5–6 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное, кратковременное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, в одном темпе с другими детьми;

активен, чрезмерно деятелен, указания не выслушивает до конца, торопится;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое _____________________________________

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

затруднена координация общих разноименных движений;

снижена выносливость движений (затруднения в беге).

Слуховое внимание:

соответствует возрасту;

снижен объем слухового внимания.

Зрительно-пространственный гнозис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Зрительно-пространственный праксис:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Развитие графической деятельности:

соответствует возрасту;

задания вызывают затруднения.

Латеральные предпочтения:

выделены;

не выделены.

Мыслительная деятельность, познавательная активность:

соответствует возрасту;

некоторые задания вызывают затруднения.

Игра:

преобладающий уровень игры _________________

вид общения в игре ______________________________

Анализ продуктов деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним, может само-

стоятельно оценить результат;

имеет изобразительный замысел, работает в соответствии с ним, но результат не оценивает

адекватно;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы, оценки результата нет.

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

– вновь поступивший в д/с, группу

– после длительного отсутствия (более 1 месяца),

протекание периода адаптации

легкое, среднее, тяжелое

– непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, работает с удовольствием, доводит начатое дело до конца;

активен, чрезмерно деятелен, переносит задания из другого упражнения, суетлив, не заканчивает задания;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое ________________________

Общие движения:

физически развит, ловок, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

снижена выносливость движений, проявляет моторную неловкость.

Зрительно-моторная координация:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ритмическое чувство:

выполняет задания по простым, сложным ритмам;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Переключение движений:

выполняет задания;

затруднено выполнение заданий.

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели):

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Звуковой анализ слов:

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Умение определять состав числа:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Составление сюжетного рассказа по серии картин:

составляет рассказ и обосновывает последовательность картин;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Понимание логико-грамматических конструкций:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

затруднено выполнение заданий.

Установление причинно-следственных связей:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ориентировка на листе бумаги:

соответствует возрасту;

затруднения в определении левой и правой стороны листа;

затруднения в определении вертикального направления

Источник