Режим детей как условие гармоничного развития ребенка

Режим детей как условие гармоничного развития ребенка thumbnail

Режим – рациональное распределение по времени и правильное последовательное удовлетворение основных физиологических потребностей организма, а также смена видов деятельности. Способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем, необходим для развития р-ка способствует воспитанию организованности, целенаправленности и деловитости.

Принципы и требования к организации режима. Оптимальность (возраст); рациональность (стабильность); целесообразность (обеспечение наиболее полного развития личности в соответствии с его возрастом).

Занятия:1,5-3 года 10 занятий в неделю в 1 и 2 половине дня, 8-10 мин по подгруппам.

Мл. группа – 11 зан., по 15 мин. Ср. гр. – 12 зан по 20 мин, стар. Гр. 15 зан. По 25 мин., подгот. Гр. -17 зан по 30 мин, перерыв между зан. 10 мин.. Питание строго по времени, сон – общая продолжительность суточного сна – 12-12, 5 ч. (дневной 2-2,5). Прогулки 4- 4,5 ч. 2 раза в день. Как показатель правильно составленного режима- отсутствие у р-ка отрицательных эмоций, уровень развития соответствует возрасту, р-к спокойно переходит от одного состояния к другому, хороший аппетит, спокойный сон.

Изобразительная деятельность и творчество как основные понятия методики развития детского изобразительного творчества.

Изобразит. Деятельность и творчество в совр. Литературе фигурируют как равноправные, однако деятельность понимается как более широкий процесс развития изо деятельности, означает постепенное становление всех её структурных компонентов, потребностей и мотивов: целеполагания, эстетического восприятия, комплекса необходимых умений и навыков, ручной умелости и креативности, контроля процесса и оценки результата. Все компоненты связаны как элементы единой функциональной системы. Условия развития творчества: 1.знания особенностей развития ИЗО деятельности, 2. создание эмоционально-положительного фона, 3. обогащение образов детского восприятия, 4. обучение техникам и способам изображения, 5. отбор эффективных методов и приёмов, 6. эстетическое формирование простр. среды. Задачи: развитие псих процессов (внимания, мышления, произвольности), формирование творческих способностей, развитие интереса к худож. деятельности, воспитание нравственных – волевых качеств. Технические владение карандашом, кистью, ножницами и т.д.

Изобразительное творчество дошкольника– процесс создания нового для ребёнка продукта, в который вкладываются знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, при этом применяются усвоенные на занятиях средства. Этапы творческого акта – вынашивание замысла, исполнение, окончательная оценка. На первых годах посещения р-ком изо занятий обязательным является обыгрывание предметов и игрушек, которые нужно слепить, нарисовать, построить или обыгрывание уже готовых изображений. Это связано с тем. Что основой детского творчества является игра., а также сенсорная ориентировка. Творчество детей оценивается исследователями по трём основным группам показателей: отношения, интересы детей, способности, способы творческих действий, качество продукции.

Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.007 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Сама природа запрограммировала нас относиться к младенцам с особенным трепетом: они вкусно пахнут, выглядят как маленькие ангелочки и такие мягкие на ощупь. Вся семья бесконечно умиляется малышу, а мамы зачастую видят в нем очень хрупкое и абсолютно беспомощное создание. Однако новорожденные уже с первых моментов жизни обладают невероятной силой. Ни один взрослый после своего рождения не встречался в жизни с задачами, по сложности сопоставимыми с теми, что решал этот маленький человек последние 9 месяцев.

К моменту своего рождения малыш уже научился двигать ручками и ножками, прислушиваться к сердцебиению мамы и обзавелся собственными биологическими ритмами. Но после рождения многое поменялось, и теперь он попал в огромный мир и учится существовать как отдельный живой человек. На этом пути родителям очень важно создать условия для его развития и помочь малышу овладеть своим телом и установить самые важные в жизни социальные отношения.

Развитие человеческого потенциала

Развитие человеческого потенциала

Сильвана Монтанаро, врач-психиатр, доктор медицинских наук и первый AMI-тренер в Монтессори-методе 0-3, в своей книге «Понимание человека. Важность первых трёх лет жизни» пишет, что новорожденный «уже обладает всеми задатками для развития гармоничной личности». Это значит, что наша задача создать условия уважения и принятия для полноценного развития этой личности. Давайте разберем 5 необходимых условий развития младенцев.

1. Чаще обнимайте и держите малыша на руках

Младенцам просто необходим физический контакт со взрослым. Инстинкты диктуют новорожденному быть как можно ближе к маме – ближе к комфорту, защите и материнскому молоку.

Биение сердца матери и звук её голоса – это единственные привычные ориентиры жизни, которые есть у новорожденного. Это те звуки, которые позволяют ребенку чувствовать себе в безопасности и комфорте.

Близость матери – это также необходимое условие для установления отношений привязанности, от которых так сильно зависит всё будущее развитие малыша. Как правило, у женщин также возникает инстинктивная потребность всё время видеть своего ребенка, держать на руках и касаться его. Иногда условия жизни, советы родственников и другие события отнимают у матери возможность следовать своим внутренним порывам. Семье важно помнить, что мамино время, проведенное в физическом контакте с младенцем, всегда будет важнее любых домашних хлопот.

Чаще обнимайте и держите малыша на руках

Отношения с матерью – это первые отношения ребенка с другими людьми. Пусть малыш и не может рассказать нам что-то словами или жестами, у него всё равно в арсенале есть немало средств общения: движение тела, улыбка, плач. Именно с мамой ребенок впервые учится применять все эти средства, поэтому эти отношения станут моделью общения и с другими людьми.

Младенцам невозможно уделить слишком много внимания! Ребенок инстинктивно тянется к матери с первых секунд рождения, поэтому в первые месяцы его развития очень важно уделять ему необходимое внимание и наладить физический контакт.

2. Позвольте новорожденному спать и кушать в соответствии с внутренним ритмом

Новорожденные уже наделены своим уникальным режимом дня, благодаря котором они сами точно знают, когда и сколько им необходимо есть и спать. Любой жесткий распорядок дня, который так часто бывает в роддоме, не учитывает индивидуальные особенности новорожденного: это является насильственным вмешательством в способность ребенка управлять своими ритмами сна и питания и создаёт трудности с приспособлением к солнечному ритму. Голод и потревоженный сон может приводить к негативным реакциям младенца и осложненным отношениям с родителями.

Позвольте новорожденному спать и кушать в соответствии с внутренним ритмом

Дайте малышу возможность прислушиваться к своим внутренним ритмам, старайтесь всегда иметь в доступе тихое место для сна и возможности для кормления. Доверьтесь инстинктам младенца!

3. Соблюдайте порядок действий, ухаживая за младенцем

Дети чувствительны к последовательности, а четкий и привычный порядок действий создаёт им ощущение безопасности на протяжении всего детства.

Читайте также:  Игра как средство развития познавательной деятельности ребенка

Ваш младенец естественным образом привыкает к чередованию дня и ночи, а ежедневно повторяемые действия (например, кормление, переодевание и купание) становятся первой системой ориентиров в жизни ребенка. Постоянно повторяющиеся последовательности и места дают возможность ребенку познакомиться со средой и выявить первые закономерности этого мира.

Соблюдайте порядок действий, ухаживая за младенцем

Если вы всегда меняете подгузник в одном и том же месте и совершаете одинаковую последовательность мелких действий, то малыш скоро сможет догадываться, к чему вы клоните, как только вы приступили к процессу. Аналогично, одна и та же колыбельная перед сном станет настолько привычной для малыша, что первых строчек будет хватать, чтобы отправиться в мир снов.

Ежедневно повторяющиеся ритуалы дают малышу ощущение комфорта и безопасности и позволяют начать исследование мира.

4. Дайте ребенку достаточно пространства для обзора и движения

Общеизвестно, что малыши рождаются близорукими, но мало кто знает, что у этого явления есть причина. Их зрение максимально настроено на восприятие материнского лица с близкого расстояния, именно того, на котором обычно находится лицо мамы во время кормления и ухода за ребенком.

Дайте ребенку достаточно пространства для обзора и движения Очень важно поддерживать и развивать способность новорожденного к концентрации и умение обращать внимание на разные предметы вокруг себя. Для этого, во-первых, старайтесь быть в контакте с ребенком во время любых процедур. Некоторые мамы во время кормления могут читать книгу или смотреть телевизор, чем лишают малыша моментов, когда он может исследовать форму и выражение её лица. Второй немаловажный аспект – это насыщение среды ребенка. Дайте малышу возможность рассматривать предметы в детской, старайтесь не занавешивать кроватку на долгое время.

Жизненной необходимостью для младенца является и движение. Возможность лежать на коленях у мамы или провести какое-то время на ковре позволяет ребенку поупражнять одновременно и мышцы своего тела, и органы чувств. И наоборот, пеленки, неудобная одежда и круглосуточное нахождение в маленьком замкнутом пространстве ограничивают движение малыша, а, следовательно, и его развитие.

Старайтесь не закрывать обзор ребенка на разные предметы в месте, где он проводит много времени. Не ограничивайте движения малыша, подбирайте ему комфортную одежду, следите за тем, чтобы у него было достаточно пространства для движения.

5. Стимулируйте органы чувств малыша

Малыши имеют все органы чувств, которые есть и у взрослых людей. Они восприимчивы к звукам, прикосновениям, температуре, свету, вкусам и запахам. Младенцы вполне могут испытывать скуку, если их органы чувств не получают новых сигналов в течение продолжительного времени. Скука вызывает у ребенка дискомфорт, и он начинает плакать. К сожалению, по непонятной причине взрослые считают, что любой крик ребенка должен быть связан с кормлением, и сразу пытаются накормить малыша или дать ему пустышку. Нетрудно представить, какие последствия могут быть у такого «заедания скуки».

Стимулируйте органы чувств малыша

Дети обладают удивительной любознательностью. Они любят вслушиваться в человеческие голоса и музыку, их привлекают предметы разных цветов и форм, они следят за двигающимися предметами, внимательно реагируют на то, как их лицо обдувает легкий ветерок.

Для ребенка с самого рождения очень важна стимуляция органов чувств – это необходимая основа его развития. Достаточно просто не изолировать малыша от внешнего мира: разнообразное питание мамы позволяет менять вкус грудного молока, разговоры родителей и фоновая музыка тренирует слуховое восприятие ребенка, прикосновения развивают тактильное восприятие, а достаточно хороший обзор стимулирует зрение малыша.

Выводы

Каждый младенец к моменту своего рождения уже проделал большую работу: он уже научился двигать своим телом, у него присутствуют все органы чувств, а сам малыш уже обладает большим количеством потребностей, которые могут удовлетворить только родители. Если обобщить, то малышу необходим контакт с внешним миром. Физический контакт с мамой создает самые первые социальные отношения в жизни ребенка и развивает тактильное восприятие малыша, возможность свободно двигаться продолжает это развитие, а насыщенная среда развития учит малыша перерабатывать информацию из разных каналов восприятия. В этом возрасте инстинкты и биологические ритмы играют ключевую роль в развитии, поэтому очень важно подстраиваться под ребенка, чутко реагируя на его потребности.

Выводы

Заключение

Монтессори педагоги активно занимаются исследованиями младенчества. Они убеждены, что естественное развитие ребенка начинается с выстраивания отношений с мамой и требует плавного и постепенного включения новых мест и людей в жизнь ребенка. Однако буквально к 7-8 месяцу жизни малышу может быть полезна смена обстановки, дополнительное разнообразие видов деятельности и расширение круга знакомств. К тому же к этому возрасту малыш скорее всего уже научился сидеть и ползать, что открывает совершенно новые возможности для исследования окружающего мира. Именно для самых юных исследователей и их родителей созданы занятия для малышей до года в детских Монтессори-клубах «Созвездие». На них педагоги помогают развивать природную активность детей и делятся своими знаниями с родителями. На занятиях мы стимулируем развитие сенсорных систем и мускулатуры детей и подготавливаем малыша к речевой активности.

Узнайте больше о развивающих занятия для детей до года по методу Монтессори, посетив наше бесплатное пробное занятие!

Источник

Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития детей, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек
Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Но что же такое «здоровье»? Самый простой ответ гласит, что здоровье — это отсутствие болезней. На продолжительность жизни влияет множество разнообразных факторов. Некоторые из них – окружающая среда, генетическая предрасположенность – трудно поддаются контролю, но всё равно можно сделать многое, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной пищи, в которую нужно включать побольше фруктов и овощей. Ведь, чем разнообразнее питание, тем больше вероятность, что в него войдут все необходимые питательные вещества. Другие не ведут активный образ жизни, что вызывает преждевременное старение и риск сердечных заболеваний. Третьи не стараются удерживать вес в рекомендуемых пределах. Люди с избыточным весом более подвержены таким болезням, как сахарный диабет, гипертония, артрит и сердечные заболевания. А у людей с весом ниже нормы понижена сопротивляемость инфекциям. Четвёртые не могут справиться с повседневными стрессами. А многие укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю. Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Основные компоненты здорового образа жизни.
1.Рациональный режим.  Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
•    Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон — залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
•    Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
•    Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
•    Формирование культурно-гигиенических навыков.
•    Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
•    Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
2.Правильное питание. В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
•    Обеспечение баланса
•    Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
•    Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
 
3.Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
Физические упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные разрядки;
• Гимнастика (оздоровительная после сна);
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
•    Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
•    Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
•    Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
•    Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
•    
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
 
  4.Закаливание организма  
 
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочно развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
 
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
             Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
 
Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.
 
  6. Соблюдение правил личной гигиены
 
              Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.
      Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
     Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
     Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
     Обучение организовывать  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников
1.Формировать представления о том, что быть здоровым-хорошо, а болеть-плохо; о некоторых признаках здоровья
2.Воспитывать навыки здорового поведения
3.Любить двигаться
4.Есть побольше овощей и фруктов
5.Мыть руки после каждого загрязнения
6.Быть доброжелательным
7.Больше бывать на свежем воздухе
8.Соблюдать режим.
9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения
10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких
11.Вырабатывать навыки правильной осанки
12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
13.Развивать художественный интерес.
 
 
Вредные привычки
Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков умирает около 2-х с половиной миллионов людей. Такая вредная привычка, как курение, к сожалению, не обходит стороной подростков. Побудительным мотивом приобщения к курению подростков чаще всего бывает любопытство, подражание взрослым, мода, ложное представление о курении как средство стимуляции нервной и физической деятельности, традиционным средством общения. Для детей выше всего пример не просто взрослых людей, а близких и уважаемых ими лиц. Поэтому, для них очень важно, курят родители или нет, и, как правило, в семьях, где курит хотя бы один из родителей, чаще встречаются курящие дети, которых очень трудно убедить в опасных последствиях табакокурения. А ведь вред для его молодого растущего организма чрезвычайно велик. Чем раньше подросток начинает курить, тем чувствительнее его организм к ядам табачного дыма и тем больше у него шансов заболеть. Курение в подростковом возрасте приводит к наиболее частым заболеваниям верхних дыхательных путей, усилению кашля, отделению мокроты, способствует возникновению аллергических заболеваний органов дыхания. Недопустимо курение детей, занимающихся спортом. Спортсмен, ежедневно отравляющий свой организм табачным дымом, не может долго выдержать повышенной нагрузки, и вынужден нередко преждевременно покинуть спорт.
Алкоголизм — это вредная и страшная привычка. Привыкание к алкоголю происходит незаметно как для пьющего, так и для окружающего, и заканчивается хроническим алкоголизмом, создающим в семье тяжелый психологический климат, который оказывает непоправимое отрицательное влияние на детей, их воспитание и здоровье. Особенно недопустимо привлекать и приучать детей и подростков к алкоголизму. Привыкание детского организма к алкоголю происходит быстро. Период бытового пьянства у подростков сокращается порой до предела или вовсе отсутствует. Если взрослому мужчине нужно 8-10-15 лет, чтобы развился алкоголизм, то в детском, подростковом возрасте это время сокращается до 2-3 лет. У подростков происходит быстрый переход от простого бытового пьянства к алкоголизму. И протекает он злокачественно. Особенной чертой алкоголизма у подростков и юношей является быстро наступающая психопатизация, что проявляется лёгкой возбудимостью, раздражительностью, вспыльчивостью, агрессивностью, злобностью. Особенно опасен алкоголизм для девочек-подростков. Быстро приходит болезнь, девочки становятся плаксивыми, истеричными, сексуально распущенными, склонными к самоубийству.
По определению всемирной организации здравоохранения “наркомания является следствием периодической или хронической интоксикации, вредной для человека и общества, вызванной употреблением наркотика (естественного или синтетического происхождения)”.
Токсикомания — это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические лекарственные вещества, которые вызывают привыкание и зависимость. Для наркоманов характерно глубокие нарушения физического и психического здоровья. Для них характерен распад личности, её невротизация и психопатизация, глубокие изменения в органах и системах организма. Эпидемиологическая наркологическая ситуация в России становится всё более угрожающей. Если для группы населения среднего возраста больше характерно злоупотребление алкоголем, то для молодёжи свойственно потребление наркотических средств. В течении последних десяти лет наблюдается такой крайне негативный феномен, как омоложение контингента потребителей наркотиков.
Основные меры профилактики, используемые в настоящее время против распространения наркомании следующие:
1) Оздоровление труда и быта, учёбы, правильно организованный досуг.
2) Раннее и активное выявление лиц с отклонениями в поведении, асоциальных групп детей и подростков, лиц, ставших на путь употребления наркотических и токсикоманических средств.
3) Учёт мотивов и факторов, способствующих возникновению и формированию наркомании.
4) Предупреждение или сокращение употребления наркотиков путём становления строгого контроля.
5) Обеспечение лечения больных наркомании, реабилитации лиц, ставших на путь приёма наркотиков.
6) Санитарно-гигиеническое воспитание подростков.
Строгое наказание лиц, способствующих распространению наркотиков. Выявление очагов наркотизации, ибо в практике известна цепочка — один наркоман вовлекает в порочный круг несколько новых людей.
Заключение
В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни — это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни. Это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Читайте также:  Особенности развития изобразительной деятельности ребенка

Источник