Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка thumbnail

Светлана Волчатникова
Сенсорное развитие детей 3 года жизни в процессе использования логических блоков Дьенеша

В настоящие время в дошкольном образовании реализуются современные методы, универсальные образовательные технологии работы с дошкольниками. Работая по проблеме сенсорного воспитания с детьми 3 года жизни, мной была определена цель — повысить качество сенсорного развития детей раннего возраста (ознакомление детей с цветом, формой, размером) в процессе использования универсальной игровой технологии — логические блоки Дьенеша. Я работаю по примерной образовательной программе «Детство», в которой очень широко представлена данная технология.

Для решения поставленной цели определила задачи:

1. Изучить теоретический и практический материал о современном дидактическом средстве — логические блоки Дьенеша.

2. Апробировать технологию работы с использованием логических блоков Дьенеша с детьми 3 года жизни.

Я предположила, что целенаправленная систематическая организация дидактических игр с использование логических блоков Дьенеша, будет способствовать повышению уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.

В педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша занимают все большее место. Автор данной игровой технологии – венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

В методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки».

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логическогодидактического материала: объемный и плоскостной. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект,а какую-то его часть: с детьми младшего дошкольного возраста используются блоки разные по форме и по цвету, цвету и размеру и т. д. (12 штук).

Первым этапом моей работы стало изучение методической литературы о современном дидактическом средстве — логические блоки Дьенеша. («Логика и математика для дошкольников» (Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников») – показать книги и на основе этого составление перспективного планирования, картотеки игр.

Игры с блоками Дьенеша провожу в совместной деятельности и в НОД.

В работе с детьми выделила несколько этапов:

Подготовительный этап — задача – вызвать интерес к играм с логическими блоками Дьенеша, желание действовать с ними. Накапливать и обогащать сенсорный опыт детей в процессе восприятия предметов (форма, цвет, размер).

В силу того что сам материал очень привлекателен для детей (приятный на ощупь, яркий,предложила детям набор и дала вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их. В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер. После самостоятельного знакомства детей с блоками переходим к играм согласно перспективному плану.

Игровой этап – развивать умение выявлять и называть свойства фигур. На данном этапе проводились игры и упражнения на группировку по одному — двум признакам.

Варианты игровых упражнений:

• Покажите блок (фигуру) такого же цвета как эта.

• Найдите фигуру такой же формы.

Усложняем задание – найди не такой блок по цвету (форме).

• Игры на классификацию по цвету — предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки были все фигуры красного цвета, у зайца – жёлтые, у Мишки все круглые фигуры, у зайца – все квадратные, использую обручи.

«Чудесный мешочек» (предложить достать из мешочка все круглые фигуры, все маленькие и т. д.).

«Цепочка» или «Построй дорожку», «Собери бусы», чтобы рядом не было фигур одинакового цвета, формы).

Используя альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» составляем различные постройки. Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.

Также использую в работе игровые карточки, изготовила игры с плоскостными логическими фигурами.

С более старшими детьми сравниваем, классифицируем и обобщаем фигуры сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру).

Для проведения игр используюдополнительный материал: игрушки, обручи, и пр.

Читайте также:  Нарушения возникающие в ходе социального развития ребенка

Обогатила сенсорный центр игровыми пособиями.

В работе с детьми использую игровые альбомы, представлены на слайде.

Третим этапом работы стал заключительно — обобщающий. На данном этапе я проанализировала результаты педагогической диагностики по сенсорике и выявила положительную динамику. В результате целенаправленной работы по данной технологии увеличилось количество детей с уровнем развития выше среднего до 37%, дети, имеющие средний уровень составили 48%, количество детей с низким уровнем составило 5%, появились дети с высоким уровнем развития – 10%.

Работая с логическими блоками дети учатся:

• различать форму, цвет, величину;

• выделять признаки предмета, сравнивать их;

• овладевают операцией классификации.

Источник

Людмила Ветелева
Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»

Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»

Дошкольный период — это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.

Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п.)

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Г. А. Урунтаева, П. Н. Сакулина,а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

В набор для игр входят блоки из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие, форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».

Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:

— ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров;

развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

— усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

развитиютворческих способностей: к моделированию и конструированию;

развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью;

— воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Все варианты игр и обучающих упражнений основаны на принципах сравнительного анализа, который учит малыша в процессе всего периода обучения различать предметы по разным свойствам (толщине, размеру, форме, цвету). К примеру,для малышей предлагаются следующие упражнения:

— выбрать среди блоков блок, который соответствует какому-либо признаку (цвету, форме, размеру);

— выбрать блоки одинакового цвета, но разной формы или блоки одной формы и разного цвета;

— построить геометрические ряды с использованием блоков одинаковых по цвету, форме блокам и многие другие упражнения.

Эти же игры можно использовать для детей более взрослых, добавляя решения более сложных задач с применением логического мышления. С этой целью Золтан Дьенеш предложил использовать специальные карточки, на которых показано символическое изображение разных предметов. Благодаря таким карточкам у малышей появляется живой интерес к дальнейшему обучению, как индивидуально, так и в небольших группах детей.

Читайте также:  Детский сад 111 рябинушка центр развития ребенка

Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков.Вот некоторые из них:

— Перед малышом выкладывают более трех различных фигур. Ребенок должен охарактеризовать основные свойства фигур и запомнить их. Далее малыш отворачивается, а взрослые могут поменять местами фигуры, убрать одну из фигур или заменить одну фигуру новой. Задача крохи заключается в том, чтобы заметить какие изменения произошли с фигурами.

— Продолжите с ребенком цепочку, чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме.Например: синий, красный, синий и т. д. Выкладывайте с малышом цепочку так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. Взрослые могут составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза.

— Малышу нужно к каждой фигуре найти пару по размеру, форме, цвету или толщине. Например, большой треугольник синего цвета берет в пару маленький синий треугольник и т. д.

— Перед крохой располагают восемь блоков и под один из них помещают клад в виде вырезанной картинки или монетки. Малыш должен задавать взрослым различные наводящие вопросы, чтобы быстрее найти клад.При этом родители имеют право отвечать односложно: да или нет. После анализа всей полученной информации ребенок угадывает место клада.В ходе игры взрослые меняются с малышом ролями: взрослые угадывают местоположение клада, а ребенок отвечает на наводящие вопросы.

— Ребенок с помощью специальных схем-картинок выкладывает различные плоскостные изображения предметов.

— В игре «Уборка» взрослый складывает в коробку все прямоугольные блоки, а малыш – все красные. Потом взрослый убирает все большие блоки, а ребенок – только тонкие фигуры и т. д.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блокамиребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с малышом, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.

Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

"Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша" МДО

Описание слайда:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша» МДОУ Некоузский детский сад №3 с. Новый Некоуз 2017г. Воспитатель Мальцева Татьяна Владимировна

2 слайд

Ранний возраст – время активного исследования ребенком окружающего мира. Одн

Описание слайда:

Ранний возраст – время активного исследования ребенком окружающего мира. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое.

3 слайд

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и п

Описание слайда:

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего  мира. Сенсорные эталоны: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) величина

4 слайд

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка влива

Описание слайда:

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Расскажи – и я забуду, Покажи и я запомню, Дай попробовать – и я пойму!

5 слайд

Логические блоки Дьенеша Объемный логический материал представляет собой наб

Описание слайда:

Логические блоки Дьенеша Объемный логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные Цветом – красные, желтые, синие; Размером – маленькие, большие; Толщиной – толстые, тонкие. Плоскостной логический материал представляет собой набор из 24 фигур, Различающихся тремя свойствами: Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; Цветом – красные, желтые, синие; Размером – маленькие, большие.

6 слайд

 Карточки-символы Цвет Размер Толщина Форма

Описание слайда:

Карточки-символы Цвет Размер Толщина Форма

7 слайд

 Карточки-символы - отрицание Цвет Форма Размер Толщина

Описание слайда:

Карточки-символы — отрицание Цвет Форма Размер Толщина

8 слайд

Развитие сенсорных эталонов Блоки Дьенеша Цвет Форма Величина Пространственн

Описание слайда:

Развитие сенсорных эталонов Блоки Дьенеша Цвет Форма Величина Пространственные представления Целостное восприятие предметов Познавательные процессы : восприятие память, внимание воображение мышления Мыслительные операции : анализ сравнение классификация обобщение Личностные качества: самостоятельность инициативу настойчивость в достижении цели. (Освоение свойств предметов)

Читайте также:  Развитие по монтессори ребенок 2 месяца

9 слайд

Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша» предназначена для детей от двух

Описание слайда:

Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша» предназначена для детей от двух лет. В процессе работы с детьми можно использовать не весь комплект, а его часть: 1. Блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук); 2. Блоки разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки); 3. Полный комплект фигур (48 штук).

10 слайд

Этапы ознакомления детей с блоками Дьенеша 1 «Ознакомительный» Дать детям во

Описание слайда:

Этапы ознакомления детей с блоками Дьенеша 1 «Ознакомительный» Дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. На каждого ребенка дается комплект блоков. На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т.е. без заданий/поручений. 2 «Обследование» Дети производят обследование блоков. При помощи воспитателя они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форма, величина). 3 «Игровой» Используется дидактический материал, учитываются интеллектуальные возможности ребенка. 4 «Сравнение» Дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?», «Чем отличаются фигуры?» 5 «Поисковый» Дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному или нескольким признакам (по цвету и форме; по цвету, форме и размеру).

11 слайд

Задачи: Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действова

Описание слайда:

Задачи: Вызвать у детей интерес к играм с блоками Дьенеша, желание действовать с ними. Накапливать и обогащать сенсорный опыт детей в процессе восприятия предметов (форма, цвет, размер). Развивать умение выявлять свойства объектов и называть их; обобщать объекты по их свойствам (по 1-2). Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Цель: развитие у детей (сенсорных способностей)познавательных интересов и творческих способностей.

12 слайд

Формы работы: Непосредственно-образовательная деятельность (в форме дидактич

Описание слайда:

Формы работы: Непосредственно-образовательная деятельность (в форме дидактической игры) Совместная деятельность с детьми (это индивидуальные игры) самостоятельная деятельность детей (предложить на выбор и выполнить)

13 слайд

 Литература

Описание слайда:

Литература

14 слайд

 Альбомы

15 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

16 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

17 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

18 слайд

 Игровые карточки

Описание слайда:

Игровые карточки

19 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

20 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

21 слайд

 Знакомство с блоками

Описание слайда:

Знакомство с блоками

22 слайд

 «Засели домики»

Описание слайда:

«Засели домики»

23 слайд

 «Что нам привез мишка»

Описание слайда:

«Что нам привез мишка»

24 слайд

 «Найди такой же» «Дорожки для зверят»

Описание слайда:

«Найди такой же» «Дорожки для зверят»

25 слайд

 Величина «Большие маленькие»

Описание слайда:

Величина «Большие маленькие»

26 слайд

 «Найди пару» «Рассели жильцов»

Описание слайда:

«Найди пару» «Рассели жильцов»

27 слайд

 Форма «Круг»

Описание слайда:

Форма «Круг»

28 слайд

 «Разложи фигурки в свои домики» «Цепочки»

Описание слайда:

«Разложи фигурки в свои домики» «Цепочки»

29 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

30 слайд

 Конструирование

Описание слайда:

Конструирование

31 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

32 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

33 слайд

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

34 слайд

Т. о. в процессе разнообразных действий с блоками у детей раннего возраста р

Описание слайда:

Т. о. в процессе разнообразных действий с блоками у детей раннего возраста развивается цветовосприятие, формируются представления о сенсорных эталонах, происходит знакомство с геометрическими фигурами, формой предметов, размером. Так же дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах сначала одно свойство (форму, цвет, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств, а затем по двум (форма и цвет; форма и размер).

35 слайд

Интернет источники: https://48solnyshko.ucoz.ru/metodkopilka/oput/ispolzovani

Описание слайда:

Интернет источники: https://48solnyshko.ucoz.ru/metodkopilka/oput/ispolzovanie_blokov_denesha_v_razvitii_sensornykh_.docx https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-14-aprel-2012/innovacii-metodika-i-praktika/igry-s-ispolzovaniem-blokov-denesa-dla-detej-doskolnogo-vozrasta-mnogofunkcionalnost-igry-bloki-denesa https://nsportal.ru/   https://planetadetstva.net/vospitatelam/mladshaya-gruppa/seriya-igrovyx-posobij-dlya-raboty-s-blokami-denesha-s-vospitannikami-vtoroj-mladshej-gruppy.html

36 слайд

Спасибо за внимание Желаю успехов Приглашаю к сотрудничеству https://infouro

Описание слайда:

Спасибо за внимание Желаю успехов Приглашаю к сотрудничеству https://infourok.ru/user/malceva-tatyana-vladimirovna2

Выберите книгу со скидкой:

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-971063

Вам будут интересны эти курсы:

Источник