2 факторы психического развития ребенка

2 факторы психического развития ребенка thumbnail

В
той части возрастной психологии, которая
нас интересует, изучается процесс
детского развития. Что же собой
представляет этот процесс? Чем он
обусловлен? В психологии создано много
теорий, по-разному объясняющих психическое
развитие ребенка, его истоки. Их можно
объединить в два больших направления

биологизаторское и социологизаторское.
В биологизаторском направлении ребенок
рассматривается как существо биологическое,
наделенное от природы определенными
способностями, чертами характера,
формами поведения. Наследственность
определяет весь ход его развития

и его темп, быстрый или замедленный, и
его предел

будет ребенок одаренным, многого
достигнет или окажется посредственностью.
Среда, в которой воспитывается ребенок,
становится всего лишь условием такого
изначально предопределенного развития,
как бы проявляющим то, что дано ребенку
до его рождения.

В
рамках биологизаторского направления
возникла теория рекапитуляции, основная
идея которой заимствована из эмбриологии.
Эмбрион (человеческий зародыш) во время
своего внутриутробного существования
проходит путь от простейшего двуклеточного
организма до человека. В месячном
зародыше уже можно узнать представителя
типа позвоночных

он имеет крупную голову, жабры и хвост;
в
2
месяца начинает приобретать человеческий
вид, на его пастообразных конечностях
намечаются пальцы, укорачивается хвост;
к концу
4
месяца у эмбриона появляются черты
человеческого типа.

Э.
Геккелем в
XIX
веке был сформулирован закон: онтогенез
(индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза
(исторического развития).

Перенесенный
в возрастную психологию, биогенетический
закон позволил представить развитие
психики ребенка как повторение основных
стадий биологической эволюции и этапов
культурно-исторического развития
человечества. Вот как описывает развитие
ребенка один из сторонников теории
рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии
млекопитающего; во втором полугодии
достигает стадии высшего млекопитающего
-обезьяны;
затем

начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру

сначала в духе античного и ветхозаветного
мира, позже (в подростковом возрасте)
фанатизма христианской культуры и лишь
к зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.

Состояния,
занятия маленького ребенка становятся
отголосками давно ушедших веков. Ребенок
раскапывает ход в куче песка
— его
притягивает пещера так же, как его
далекого предка. Он просыпается в страхе
ночью

значит, ощутил себя в первобытном лесу,
полном опасностей. Он рисует, и его
рисунки подобны наскальным изображениям,
сохранившимся в пещерах и гротах.

Противоположный
подход к развитию психики ребенка
наблюдается в социологизаторском
направлении. Его истоки

в идеях философа
XVII
века Джона Локка. Он считал, что ребенок
появляется на свет с душой чистой, как
белая восковая доска
(tabula
rasa).
На этой доске воспитатель может написать
все, что угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким,
каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представления
о неограниченных возможностях формирования
личности ребенка получили достаточно
широкое распространение. Социологизаторские
идеи были созвучны идеологии,
господствовавшей в нашей стране до
середины 80-х годов, поэтому их можно
найти во многих педагогических и
психологических работах тех лет.

Очевидно,
что оба подхода

и биологизаторский, и социологизаторский

страдают односторонностью, преуменьшая
или отрицая значение одного из двух
факторов развития. Кроме того, процесс
развития лишается присущих ему
качественных изменений и противоречий:
в одном случае запускаются наследственные
механизмы и развертывается то, что
содержалось с самого начала в задатках,
в другом

под воздействием среды приобретается
все больший и больший опыт. Развитие
ребенка, не проявляющего собственной
активности, напоминает скорее процесс
роста, количественного увеличения или
накопления. Что понимается под
биологическим и социальным факторами
развития в настоящее время?

Биологический
фактор включает в себя, прежде всего,
наследственность. Нет единого мнения
по поводу того, что именно в психике
ребенка генетически обусловлено.
Отечественные психологи считают, что
наследуются, по крайней мере, два момента
— темперамент и задатки способностей.
У разных детей центральная нервная
система функционирует по-разному.
Сильная и подвижная нервная система, с
преобладанием процессов возбуждения,
дает холерический, «взрывной» темперамент,
при уравновешенности процессов
возбуждения и торможения

сангвинический. Ребенок с сильной,
малоподвижной нервной системой,
преобладанием торможения

флегматик, отличающийся медлительностью
и менее ярким выражением эмоций.
Ребенок-меланхолик со слабой нервной
системой особенно раним и чувствителен.
Хотя наиболее легки в общении и удобны
для окружающих сангвиники, нельзя
«ломать» данный природой темперамент
других детей. Стараясь погасить
аффективные вспышки холерика или
побуждая флегматика чуть-чуть быстрее
выполнять учебные задания, взрослые
должны в то же время постоянно учитывать
их особенности, не требовать непосильного
и ценить то лучшее, что приносит каждый
темперамент.

Читайте также:  Волосова развитие ребенка раннего возраста читать

Наследственные
задатки придают своеобразие процессу
развития способностей, облегчая или
затрудняя его. Развитие способностей
зависит не только от задатков. Если
ребенок с абсолютным слухом не будет
регулярно играть на музыкальном
инструменте, успехов в исполнительском
искусстве он не добьется и его специальные
способности не разовьются. Если ученик,
который схватывает все на лету во время
урока, не занимается добросовестно
дома, он не станет отличником, несмотря
на свои данные, и его общие способности
к усвоению знаний не получат развития.
Способности развиваются в деятельности.
Вообще собственная активность ребенка
настолько важна, что некоторые психологи
считают активность третьим фактором
психического развития.

Биологический
фактор, помимо наследственности, включает
особенности протекания внутриутробного
периода жизни ребенка. Болезнь матери,
лекарства, которые она принимала в это
время, могут вызвать задержку психического
развития ребенка или другие отклонения.
Сказывается на последующем развитии и
сам процесс рождения, поэтому нужно,
чтобы ребенок избежал родовой травмы
и вовремя сделал первый вдох.

Второй
фактор

среда. Природная среда влияет на
психическое развитие ребенка опосредованно

через традиционные в данной природной
зоне виды трудовой деятельности и
культуру, определяющие систему воспитания
детей. На Крайнем Севере, кочуя с
оленеводами, ребенок будет развиваться
несколько иначе, чем житель промышленного
города в центре Европы. Непосредственно
влияет на развитие социальная среда, в
связи с чем фактор среды часто называют
социальным. Этой проблеме будет посвящен
следующий, третий параграф.

Важен
не только вопрос о том, что понимать под
биологическим и социальным факторами,
но и вопрос об их соотношении. Вильм
Штерн выдвинул принцип конвергенции
двух факторов. По его мнению, оба фактора
в равной мере значимы для психического
развития ребенка и определяют две его
линии. Эти линии развития (одна

созревание наследственно данных
способностей и черт характера, другая

развитие под влиянием ближайшего
окружения ребенка) пересекаются, т.е.
происходит конвергенция. Современные
представления о соотношении биологического
и социального, принятые в отечественной
психологии, в основном, базируются на
положениях Л.С. Выготского.

Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше
обусловлены наследственно, чем высшие
(произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции

продукт культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. Чем сложнее функция, чем
длиннее путь ее онтогенетического
развития, тем меньше сказывается на ней
влияние наследственности. С другой
стороны, среда тоже всегда «участвует»
в развитии. Никогда никакой признак
детского развития, в том числе низшие
психические функции, не является чисто
наследственным.

Каждый
признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных
задатках, и благодаря этому удельный
вес наследственных влияний то усиливается,
то ослабляется и отодвигается на задний
план. Роль каждого фактора в развитии
одного и того же признака оказывается
различной на разных возрастных этапах.
Например, в развитии речи значение
наследственных предпосылок рано и резко
уменьшается, и речь ребенка развивается
под непосредственным влиянием социального
окружения, а в развитии психосексуальности
роль наследственных моментов возрастает
в подростковом возрасте. Таким образом,
единство наследственных и социальных
влияний

это не постоянное, раз и навсегда данное
единство, а дифференцированное,
изменяющееся в процессе самого развития.
Психическое развитие ребенка не
определяется механическим сложением
двух факторов. На каждом этапе развития,
по отношению к каждому признаку развития
необходимо устанавливать конкретное
сочетание биологических и социальных
моментов, изучать его динамику.

Читайте также:  Психологическая карта индивидуального развития ребенка

Соседние файлы в папке общая психология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ключевым
вопросом возрастной психологии является
вопрос факторов пси­хического
развития.
Фактор
(от лат.factor
— «делающий», «производящий»)
определяется как причина, движущая
сила какого-либо процесса, явления,
опре­деляющая его характер или
отдельные черты. Основываясь на таком
понимании, определим понятие «факторы
психического развития».

Факторы
психического развития

— основные
причины каче­ственных изменений
психических процессов и свойств
личности.

Когда
анализируют причины психического
развития, используют не только понятие
«факторы», но и понятие «движущие силы
развитая». Иногда они рас­сматриваются
как синонимы, иногда — как разные
понятия. Например, в фило­софском
словаре движущие силы развития
определяются как «существенные,
необходимые, длительно действующие
причины, обеспечивающие функциони­рование
и прогресс». То есть в данном случае
под движущими силами развития принимаются
не все причины, а только наиболее
существенные и длительно дей­ствующие.

Каковы
же основные взгляды на факторы
психического развития челове­ка? У
нас нет возможности анализировать все
подходы, сложившиеся в рамках

психологии.
Мы
лишь заметим, что крайние полюса
образуют,
с
одной стороны, теории,
которые в большей степени отстаивают
генетическую обусловленность психического
развития человека (так называемый
«биологизаторский подход»), а
с другой
— теории, в которых доказывается
определяющая роль среды («со-
циологизаторский
подход»). Но большинство теоретических
построений все же исходит
из того, что человек — существо
биосоциальное (или является «обще­ственным
животным», как заметил в свое время
Сенека).

Таким
образом, можно выделить две группы
факторов психического разви­тия:
биологические и социальные.

Биологические
факторы

делятся на две группы:
наследственные

и
врож­
денные
Наследственные факторы включают те
особенности, которые передают­ся по
наследству: особенности строения
нервной системы, органов чувств,
фи­зические признаки, характерные
для всех людей. Носителями наследственной
информации являются гены. Врожденные
особенности могут формироваться в
процессе внутриутробного развития и
проявляются в первые месяцы и даже годы
жизни ребенка под воздействием травм,
болезней, экологической ситуации,
других условий.

Под
социальными факторами

принято понимать влияние микро- и
макросре­ды. Микросреду образует
ближайшее окружение, или, другими
словами, различные контактные группы
(семья, друзья, родственники, учащиеся
в классе и т. д.). Макро­среда определяется
теми политическими, экономическими,
культурными, нацио­нальными и другими
процессами, которые характерны для
данного общества.

Необходимым
условием психического развития выступает
собственная ак­тивность личности.

Человек как существо, наделенное
самосознанием, способен выступать не
пассивным объектом, воспринимающим
воздействие биологических и социальных
факторов, а активным субъектом. В
практиче­ском плане это выражается
в том, что человек, осознав особенности
своего гено­типа и окружения, в
значительной мере может влиять на свое
развитие. Способы такого влияния могут
быть различными (осознанный выбор сферы
деятельности; формирование своего
круга общения; получение нового
жизненного опыта и т. д.). При этом,
безусловно, нет смысла отрицать имеющиеся
природные задатки и «раз­рывать»
отношения со своим социальным кругом,
а наоборот, используя весь имеющийся
«позитив», преодолевать свои личностные
ограничения и психоло­гические
защиты.

Чаще
всего в отечественной психологии
признается, что биологические особен­ности
человека составляют его природную
основу, но ведущими в развитии являются

социальные
факторы. При этом особый акцент при
изучении делается на анализе основных
противоречий возраста. Например, в
возрасте одного года ребенок на-
чинаетходить, он активно знакомится с
окружающим миром, стремится кобщению
со взрослыми, но ему не хватает знаков
для полноценного общения и удовлетворе­ния
растущих познавательно-исследовательских
потребностей, поэтому ребенок начинает
активно овладевать речью. В ситуации,
когда автономную речь ребенка прекрасно
понимают близкие родственники, когда
она не является препятствием для
удовлетворения потребностей, полноценная
речь у ребенка не появля­ется — в
этом просто нет никакой необходимости,
у ребенка не возникает объ­ективного
противоречия.

Читайте также:  Среда является источником развития ребенка

В
ходе жизни человека могут возникнуть
различные противоречия между:


потребностями и внешними обстоятельствами;


новыми потребностями, порождаемыми
деятельностью, и возможностями их
удовлетворения;


возросшими физическими способностями,
духовными возможностями и ста­рыми
формами деятельности;


новыми требованиями деятельности и
несформированными умениями и на­выками
(приводится по:
Айсмонтас, Б. Б.

Педагогическая психология. Схемы и
тесты / Б. Б. Айсмонтас. М., 2002. С. 50).

Именно
основные противоречия возраста часто
рассматриваются как движу­щие
силы психического развития ребенка.

Они же во многом определяют и особенности
социальной ситуации развития возраста.

Важнейшей
движущей силой развития ребенка
выступает противоречие меж­ду его
актуальным и потенциальным уровнем
развития. В основе разрешения этого
противоречия лежит сотрудничество
ребенка со взрослым, определяющее зону
ближайшего развития.

Зона
ближайшего развития


реально имеющиеся у ребенка воз-
можности, которые могут быть раскрыты
и использованы для его развития при
содействии со стороны окружающих людей.

Благодаря
взаимодействию со взрослыми дети
быстрее и глубже осваивают новую
деятельность, у них развиваются различные
способности, формируются умения и
навыки. Понятие «зона ближайшего
развития» введено Л. С. Выготским и
непосредственно связано со взглядами
ученого на проблему соотношения
обу­чения и развития. По Л. С. Выготскому,
обучение — движущая сила психического
развития. Обучение не тождественно
развитию. Оно создает зону ближайшего
развития, т. е. пробуждает у ребенка
внутренние процессы развития. «Обучение
только тогда хорошо, — писал Л. С.
Выготский, — когда оно идет впереди
раз­вития». Тогда оно побуждает и
вызывает к жизни много других функций,
лежащих в зоне ближайшего развития.

Психическое
развитие всегда имеет индивидуальные
особенности. В то же время, по мнению
Л. С. Выготского, можно выделить четыре
общие и существен­ные
особенности (или закономерности)
психического развития

1.
Цикличность.

Психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания. Такая
цикличность развития характерна как
для отдельных психиче- ских’функций
(памяти, речи, мышления и т. д.), так и для
развития психики ребен­ка в целом.
Темп и содержание развития в каждом
возрастном периоде имеют свою специфику,
а потому ценность каждого года или
месяца жизни различна (6 месяцев
отставания в раннем детстве намного
существеннее, нежели в зре­лом
возрасте).

  1. Неравномерность
    развития.

    Психическое развитие нельзя назвать
    гар­моничным
    в том смысле, что разные психические
    процессы и свойства личности развиваются
    неравномерно и непропорционально.
    Например, на какой-то стадии У
    человека
    интеллектуальное развитие может
    «опережать» формирование нрав­ственных
    качеств, волевых свойств и других
    личностных характеристик. С другой
    стороны,
    такое несоответствие вызывает
    соответствующие противоречия,
    разре­шение
    которых ведет
    к развитию,
    изменению соотношения между психическими
    функциями, построению межфункциональных
    связей и
    т. д.

  2. «Метаморфозы»
    в развитии.

    Психическое развитие представляет
    со­бой цепь качественных изменений,
    превращений одной формы психической
    жиз­ни
    в другую.
    Эти превращения (метаморфозы) происходят
    постоянно, но в одни периоды
    они проявляют себя отчетливо, а в другие
    — практически незаметны. Это и указывает
    на постоянную динамику внутреннего
    мира ребенка.

  3. Сочетание
    процессов эволюции и инволюции в
    развитии ребен­ка.

    Психическое развитие предполагает не
    только «развертывание» (эволюцию)
    новых психических явлений, но и отмирание
    или преобразование (инволюцию)
    предыдущих. То, что было важным и
    определяющим для развития ребенка на
    какой-то возрастной стадии, на последующей
    либо отмирает, либо преобразует­ся.
    Так, если ребенок научился говорить,
    он перестает лепетать. В случае если
    инволюционные процессы запаздывают,
    наблюдается инфантилизм: ребенок,
    переходя в новый возрастной период,
    проявляет в поведении и общении
    нераз­витость и неадекватность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник