Уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка

Уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка thumbnail

Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,

выше своего обычного повседневного поведения,

он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над

уровнем своего обычного поведения»

Л. С. Выготский

1) Общая характеристика игры дошкольника.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.

Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.

Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.

Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.

Цель — объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).

Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.

Основные виды игр.

Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).

Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).

Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.

Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.

2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.

В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.

Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.

Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.

К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.

Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.

3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.

Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.

Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:

1) подражательно процессуальные

2) драматические (по определенному сюжету)

3) игры по сюжету с несложными правилами

4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры

Значение игры.

З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.

Для примера возьмем игру «Чье это место?»

Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.

Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.

Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.

Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.

Развитие игровой деятельности дошкольника.

Список использованной литературы:

1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3

2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»

3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»

4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»

Источник

Жильцова Инна Анатольевна
Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Актуальность данной темы обусловлена введением в практику Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и необходимостью по-новому рассматривать организацию игровой деятельности в ДОО в соответствии с требованиями по сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

Новизна заключается в формировании у педагогов умения так организовывать игровую деятельность, при которой будет обеспечено «разнообразие детства, полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

В основе, новой классификации детских игр, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, – самостоятельные игры:

1.1. игра-экспериментирование;

1.2. самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

2.1. игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

2.2. досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом. К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.

В режиссерских играх ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения.

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Источник

ирина панина
Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и характер, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, формируется определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единствен-ная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. Сложно недооценить вклад сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка. Через игровую деятельность идет социализация ребенка, вхождение в общество, присвоение культурно-исторического опыта. Во время игры ребенок усваивает принятые в обществе правила, копирует поведение взрослых, учится строить взаимоотношения с окружающими его людьми. Ребенок начинает осознавать себя частью общества, причисляет себя к определенной его группе, формируется самоидентичность.

Игровая деятельность способствует адаптация к новым ситуациям. Так, к примеру, первоклашке будет легче адаптироваться к школьной ситуации, если ребенок играет в школу дома, в детском саду. При этом он может примерять на себя роль как учителя, так и ученика, проигрывать важные для него школьные моменты, а также конфликтные ситуации с одноклассниками и учителями.

Игра дает удивительную возможность справиться с эмоциональными переживаниями, страхами и фобиями. Так, походы к врачу будут переживаться менее болезненно, если ребенок проиграет эту ситуацию. В сюжетно-ролевую игру, как правило, включены несколько детей, с которыми, играя, ребенок учится строить взаимоотношения. Играя вместе, дети учатся отстаивать свою точку зрения, учитывать желания другого ребенка, организовывать совместную деятельность. Во время игры идет развитие всех познавательных процессов. Это и развитие мышления и воображения (ребенок планирует сюжет, моделирует игровые ситуации, и развитие памяти (удержание сюжетной линии, запоминание значимых для игры моментов, и развитие произвольного внимания (концентрация внимания на текущих игровых событиях, и т. д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. Играющий ребенок – это здоровый ребенок. Сбережение и обогащение здоровья ребенка – актуальная и приоритетная задача для взрослых. И игра является незаменимым средством решения этой задачи.

Но в последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей. Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых –детям. Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга.

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровой деятельности детей многие десятилетия: «Больница», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская». При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, поменялся образ типичного магазина, теперь – это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг. У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, визажист, дизайнер и т. д. и новые игровые сюжеты: «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс», «Пиццерия» и т. д. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Голос». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на матери-альное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых «Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель».

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, научить его играть.

Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, ведь игра – это всегда импровизация, и как они будут себя вести в игре. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приёмов управления. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а также авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности.

Для того чтобы процесс осведомленности и познания не стоял на месте, от педагога требуется:

— умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности, и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие;

— для дальнейшего развития игрового сюжета обогащать впечатления детей;

— с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей;

— от педагога требуется умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой-либо игры;

— педагог должен уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

— устанавливать игровые отношения с детьми;

— уметь обучать игре прямыми способами (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению);

— использовать косвенные методы руководства игрой (обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре);

— уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;

— предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры;

— важный момент по урегулированию взаимоотношений, разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать на себя педагог.

От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей. Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких-либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее. В современной дошкольной педагогике можно выделить несколько подходов к руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников:

• Традиционный подход (Д. В. Менджерицкая, Р. С. Жуковская и др., суть которого заключается в том, что его разработчики считают – игра, как самостоятельная деятельность, не требует вмешательства педагога, взрослому важно дать знания об окружающей ребенка действительности и актуализировать их в личном опыте ребенка.

• Комплексный подход (Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, в котором руководство игрой сводится к использованию педагогом комплекса методов и приемов. Эти методы и приемы направлены на предварительную подготовку детей к игре посредством ознакомления с окружающим, организации конкретных игр детей с целью овладения ими игровыми умениями. Структура комплексного метода представлена следующими компонентами:

— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на обогащение игрового опыта;

— создание развивающей предметно-игровой среды;

— проблемное общение взрослого с детьми в процессе игры.

• Партнерский подход к руководству игрой (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). Авторы этого подхода считают, что цель педагогического воздействия на игру заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Основной принцип этого подхода: взрослый — играющий партнер. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе разворачивать совместную игру так, чтобы воспитанниками осваивался более сложный способ ее построения.

Все эти подходы не противоречат положениям и требованиям ФГОС ДО, поэтому могут быть применены в практике работы педагога. Руководство игровой деятельностью дошкольника – сложный и многогранный процесс. От него зависит эффективность решения многих задач, поставленных перед педагогом.

Игра – наиболее доступный вид деятельности, в процессе которого ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет предоставлена на усмотрение самих детей. Воспитатель должен быть в центре этой жизни, входить в интересы играющих, умело их направлять. Для этого воспитателю необходимо знать методы и формы руководства игровой деятельности детей. Анализ роли взрослого в развитии игровой деятельности показал, что взрослый играет главную роль в возникновении и развитии игровой деятельности детей. Однако, по мере взросления детей, роль взрослого претерпевает изменения. Если в младшем дошкольном возрасте вся ответственность за игровую ситуацию лежит на взрослом, то, по мере взросления, у детей происходит накопление опыта игровых действий, знаний об окружающем мире, умение манипулировать с предметами, понимание социальных явлений. Происходит постепенное усвоение правил и

общественных норм поведения. С накоплением социального опыта и базы знаний, происходит становление личности ребенка, его индивидуальности. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра отражает эти личностные изменения, прежде всего в умении играть, строить свою линию поведения. Но в силу своей незрелости, дети еще не могут обойтись без руководства взрослых. Кроме того, для успешного протекания игровой деятельности, для успешного решения задач, которые необходимо решить в процессе той или

иной игры, для успешного руководства игрой, необходимо создать определенные условия. Создание таких условий зависит от самого педагога, его личностных качеств, отношения к детям, от его знаний, умений и навыков. Эти условия являются базой для эффективности руководства игровой деятельностью детей. В старшем возрасте методы и подходы в руководстве играми претерпевают и менения – происходит их усложнение – от активных к пассивным. Если активность в игровой деятельности младшего ребенка зависит от взрослых, то к старшему возрасту, при наличии у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, инициатива в игре переходит к последнему. Конечно, есть малоактивные, пассивные дети, к которым необходим особый индивидуальный подход.

Итак, руководство игровой деятельностью предполагает прямые и косвенные методы. В основном, педагоги применяют прямые методы воздействия. Но жизнь показывает, что детям требуется прививать все больше самостоятельности. Поэтому педагогам следует рекомендовать применять больше косвенных методов руководства игровой деятельностью.

Приемы руководства старший дошкольный возраст.

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второсте-пенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последова-тельность

— спланировать ход игры, последовательность действий

— распределить роли, согласовать замысел,

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

— наблюдение за игрой детей,

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности)

— создать игровую ситуацию,

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном кос-венные приемы руководства игрой.

Источник