Зоны развития ребенка в детском саду
Ирина Путивцова
Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника.Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
Предметно-пространственная развивающая средав детском саду должна:
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть.В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
• В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом
ФГОС
1)Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ППД
— Центр пожарной безопасности
— Уголок дежурств
— Центр сюжетно- ролевых игр
2)Познавательное развитие:
— Центр «Мы познам мир»
— Центр сенсорного развития
— Центр конструктивной деятельности
— Центр математического развития
— Центр экспериментирования
3)Речевое развитие:
— Центр «Говори правильно»
— Центр книги
4)Художественно-эстетическое развитие:
-Уголок творчества «Умелые руки»
— Центр музыкально- театрализованной деятельности
— Центр ряжения
5)Физическое развитие:
— Центр физического развития
Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.
Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Примерное оснащение театрального уголка группы:
1.Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф
2. Стойка-вешалка для костюмов.
3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок.
4.Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.
В музыкальных уголках должны находиться :
— Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы — неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
— Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)
— Музыкально дидактические игры:
— Иллюстрации -пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками
— Всевозможные картинки: книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года», иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.
— Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.
Что мы помещаем в книжный уголок?
— Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2—3-х экземплярах: это поможет избежать конфликтных ситуаций.
— Познавательная и детская энциклопедическая литература.
— Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.
— Детские журналы.
— Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе.
— Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.
— Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.
— Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.
— Наборы открыток (тематические, сюжетные).
— Настольно-печатные, речевые игры.
— Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.
— Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах).
Исходя из требований ФГОС,отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:
— содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
— гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
— вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
— периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Теоретический материал физкультурного уголка.
В младших группах:
— картотека подвижных игр;
— картотека малоподвижных игр;
— картотека физкультминуток;
— картотека утренних гимнастик;
— картотека считалок;
— иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
— символика и материалы по истории Олимпийского движения;
В старших группахк данному материалу добавляется:
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;
Практический игровой материал и оборудование:
— материал для подвижных игр;
— дидактические игры о спорте;
— пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.
— пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.
— пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей,метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.
Временные обитатели уголка природы – это объекты,которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
— осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;
— зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;
— весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
— Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
— Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
— Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.
— Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
— Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.
— Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
— Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие
Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Источник
Летучева Екатерина
Оформление уголков и игровых зон в детском саду
Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию оформление уголков и игровых зон в детском саду. Каждая игровая зона постоянно пополняться наглядными пособиями, изготовленными воспитателем совместно с детьми и родителями. Красочно оформленные зоны привлекают внимание детей, повышают интерес к игровой деятельности, позволяют эффективно усваивать программный материал
Раздевалка
Уголок «Развивайка»
Цель: знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме. Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки. Обогащение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Уголок сюжетно-ролевых игр
Цель: формирование ролевых действий, коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей. Развивать умение, использовать постройки из строительного материала. (доктор Айболит, семья и другие)
Уголок строительно-конструктивных игр
Цель: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Уголок экспериментирования
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Уголок природы
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру в целом. Приобщение детей к уходу за растениями. Формирование начал экологической культуры, первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) Развитие мышления, любознательности, познавательной активности.
Уголок «Книжкин дом»
Цель: формирование интереса к книге, умения обращаться с книгой. Приучать детей слушать сказки, рассказы стихотворения. Развивать интерес к иллюстрированным книгам.
Физкультурный — оздоровительный уголок
Цель: стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей, мышц позвоночника, профилактика плоскостопия. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Обеспечивать и регулировать уровень двигательной активности детей в режиме дня.
Музыкальный уголок
Уголок «Театр»
Цель: развитие творчества детей на основе литературных произведений. Формирование умения ставить несложные представления. Развитие интереса к театрально — игровой деятельности.
Уголок безопасности и юного пешехода
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, закрепить знания о сигналах светофора и правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора. Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге. Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.
Уголок ИЗО
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Развитие пальчиковой моторики.
Уголок математики
Уголок патриотического воспитания
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране, родному городу, посёлку. Формировать патриотические чувства, знакомить с символикой нашей страны.
Уголок развития речи
Уголок уединения
Источник