Развития социализации ребенка в школе

Развития социализации ребенка в школе thumbnail

Елена Сатина
Социализация как фактор развития личности школьника

Выступление на тему:

«Социализация как фактор развития личности»

учителя начальных классов

М. Горьковского филиала

МБОУ Туголуковская СОШ

Е. В. Сатиной

2016 г.

«Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьёв, русский философ.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой -активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников, является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность, которая в основном замыкается на слове «активность». Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни, взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы.

Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной социализации обучающегося: готовность и способность и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции. Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы.

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

Ориентации социального направления должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все — и родители, и школа, и властные структуры — сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога дополнительного образования.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам таблица оценки

Именно эти задачи реализует педагог дополнительного образования, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Задача школы сегодня — развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной деятельности, его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Многое в становлении личности может сделать педагог дополнительного образования. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности.

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

Читайте также:  Первый месяц рождения ребенка развития

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют:

• — природа и родной язык;

• — общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;

• — его деятельность;

• — средства массовой информации, искусство, литература;

• — образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относят следующие:

• — состояние психического здоровья детей;

• — наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

• — создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

• — обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

• — организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

• — разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

• — построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности.

Список литературы

• Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.

• Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова — М.: Учитель, 2013. – 75 с.

• Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников — 2014. — №6. — с. 3-11.

• Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации — Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. — Ч. 1. – 272 с.

• Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе — 2014. — №6. — 27-35 с.

Источник

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Читайте также:  Развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

Что такое социализация личности

Социализация личности — это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация — это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук — философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

Школа, как институт социализации

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое — неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое — усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Проблемы школьной социализации

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник