Зоны развития ребенка и уровень достижения планируемых результатов

Оценка  достижения планируемых результатов

Выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов

Цветкова Галина Ивановна,

учитель МАОУ гимназии № 6 г. Новороссийска

2011г.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки, с другой.

Структура планируемых результатов должна отражать также основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогов и выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трех уровней описания и соответственно, трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты.

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Таким образом, если направлением оценки являются «результаты деятельности системы образования», то предмет, содержание и критерии оценки должны соотноситься в основном с первым блоком планируемых результатов.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников.

Поэтому при разработке инструментария итоговой оценки необходимо ориентироваться на планируемые результаты, представленные в блоке «Выпускник научится».

Наконец, третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ. Достижение планируемых результатов, отнесенных к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может служить объектом неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательных учреждений — с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.

Система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов.

Особенности Стандартов второго поколения:

  1. Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты образования. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности (знать, уметь, применять).
  2. Обязательным будет являться формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность коммуникативных и информационных умений. Поэтому кроме программ по каждому предмету, созданы программа формирования универсальных учебных действий (УУД), программа «Чтение: работа с информацией», программа «Информационная грамотность начальной школе», программа «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе», которые должны выполнять на своих занятиях все педагоги. Именно поэтому появилось требование составления рабочей программы по каждому предмету.
  3. В стандарте появились новые формы проверочных работ — комплексные проверочные работы на базе источника. Именно такие работы будут использоваться в независимых экспертизах.
  4. В учебный план введены часы внеурочной деятельности, которая является органическим продолжением учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Программы внеурочной деятельности также составляются учителем, стандарты дают примерные результаты внеурочной деятельности.
  5. Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащихся. В стандартах заложены основные виды учебной деятельности.
  6. Приоритетным становится воспитание. Программа духовно-нравственного воспитания становится ориентиром формирования ценностей.

Все изменения в новом стандарте должны привести к тому, что результаты общего образования будут прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Сравним Стандарты первого и второго поколения

В сегодняшнем обучении учитель выполняет программу. Программа задаёт содержание. Задача учителя – передать содержание. Требования стандарта, скорее всего, остаются «за кадром». От содержания к результату, определяемому программой.

Новые Стандарты объявляют другой подход. Начинаем с планируемых результатов по данной теме (они заявлены в стандартах). Для их достижения используем предложенные формы и способы учебных действий и учебных ситуаций, которые строятся на конкретном содержании. От планируемого результата через деятельность и создание учебной ситуации к отбору содержания. 

В Стандартах первого поколения по каждому учебному предмету заявлены требования к подготовке выпускника. В требованиях определены разделы: «знатьпонимать», «уметь», «использовать …».

Стандарты второго поколения задают планируемые результаты.

Разница не только в терминологии.

1. Планируемые результаты формулируются в двух формах: в обобщённой форме:

  1. формулируются в свёрнутом виде;
  2. соответствуют нормативному уровню представления результатов;
  3. предназначены разработчикам КИМов, руководителям ОУ;

и в технологической форме :

  1. детализируются с учётом особенностей этапов освоения;
  2. включают характеристику деятельности учащихся;
  3. предназначены педагогам, учащимся, родителям.

2. Планируемые результаты по каждому разделу учебного предмета заявлены на двух уровнях:

зоны актуального развития (ученик успешно выполняет):

  1. характеризуют освоение опорного материала (задания базового уровня);
  2. служат основанием для перевода на следующую ступень обучения;

и зона ближайшего развития (ученик получит возможность научиться)

  1. характеризуют освоение материала, расширяющего и углубляющего опорный материал;
  2. результаты должны фиксироваться в накопильной оценке.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

Читайте также:  Медицинская карта развития ребенка украина

Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.

А это значит, что сегодня учитель планирует свою деятельность, выбирает содержание, беря за основу планируемые результаты.

Основные результаты начального общего образования

Планируемые результаты освоения программ начального образования

В структуре планиру емых результатов по каждому предмету выделяются следующие уровни описания: 

1. Цели-ориентиры

Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего не обходимо изучать данный предмет в школе?»

2. Опорные цели 

  1. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы .
  2. Этот уровень при наличии специальной целенаправленной работы учи  теля, в принципе может быть освоен подавляющим большинством детей
  3. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения

3. Расширяющие и углубляющие цели

  1. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, при  водятся в блоках «Выпускник получит возможность научить ся» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом.
  2. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся.

Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не яв ляется препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Пример задания

Русский язык. Раздел: «Фонетика и графика» 

Планируемый результат (блок «Выпускник научится»): характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). 

Учебное задание (базовый уровень)

Спишите предложения. В первом предложении подчеркните гласные, а во втором – согласные буквы. Поставьте ударения в словах второго предложения.

День был тёплый. Дима и Саша гуляли в лесу.

Учебное задание (повышенный уровень)

К каждому слову добавьте одну букву, чтобы получилось новое слово. Например, шар – шарф. Подчеркните гласные буквы второго ряда. Поставьте во всех словах ударения.

Рубка, стол, лапа, усы, роза, дар.

Планируемый результат (блок «Выпускник получит возможность научиться»): проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно. 

Учебное задание

Запишите буквами предложение:

[й’эсл’и] [б’й’от]

дрянной [драч’ун]

слабого [мал’чишку],

[й’а] такого

[н’э] хочу

даже

[вставит’] в книжку.

        (В.В.Маяковский)

Система оценки: основные особенности

1. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеют:

  1. Освоение опорной системы знаний по русскому языку и математике 
  2. Овладение речевыми метапредметными действиями (навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией)
  3. Овладение коммуникативными метапредметными действиями

2. Основная задача и критерий оценки – не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

3. Система оценки включает в себя внутреннюю (осуществляемую самой школой) и внешнюю (осуществляемая внешними по отношению к школе службами)

4. Для оценки используется персонифицированная информация и анонимная (неперсонифицированная)

5. Персонифицированной оценке подлежат только метапредметные и предметные результаты из блока «Выпускник научится»

6. Оценка достижений реализуется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение

7. Для оценивания используются: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и пр.

8. Комплексная оценка достижения результатов освоения программы начального образования выполняется через

  1. Итоговые работы по математике и русскому языку
  2. Комплексную проверочную работу на межпредметной основе

Особенность. Появляются новые формы итоговых работ – комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе. Работы на предметной основе проверяют уровень достижения предметных результатов. Работы на межпредметной основе проверяют уровень достижения метапредметных результатов.

Вопрос, который интересует учителя — оценка достижения учащимися планируемых результатов.

Итоговые проверочные работы проводятся по двум основным предметным областям (математика и русский язык) и двум междисциплинарным программам («Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий »).

В отличие от итоговых проверочных работ предыдущего поколения в новых работах по предметным областям предлагаются комплексные задания повышенной сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных разделов программы для решения поставленной задачи.

Алгоритм составления и структура комплексной проверочной работы:

Комплексная предметная работа  (по изученному разделу)

1. Выбираем все планируемые результаты по данному разделу

2. Для каждого планируемого результата приводим перечень умений, характеризующих достижение данного результата

3. Для каждого умения предлагаем два задания:

  1. Базового уровня (стандартное учебно-практическое или учебно-познавательное задание)
  2. Повышенного уровня (задание, требующее умения работать в новой, незнакомой ситуации)

Источник

Федюнина Юлия
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения Аооп ноо

Система оценки достижения обучающимися

с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, предъявляющего новые требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Педагоги должны использовать такие методы, формы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательной деятельности. Оценивание должно проводиться как с целью итоговой фиксации достижений учащихся, так и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений.

В соответствии со ФГОС обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, е содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Нами определены основные направления и цели оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по следующим основаниям:

оценочная деятельность понимается как разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием ООП и связанный со следующими направлениями оценивания:

— урочная и внеурочная деятельность;

— выявление и анализ уровня подготовки обучающихся;

— изучение уровня достижения планируемых результатов реализации ООП.

В связи с тем, что оценочная деятельность рассматривается как разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием образовательной программы, нами определены следующие цели Системы оценки:

— объективное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебных предметов, курсов внеурочной деятельности и курсов коррекционной работы;

— комплексный подход к анализу личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности;

Читайте также:  Язык речь развитие мышления ребенка

— изучение (с учетом планируемых результатов) эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционной программы.

Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся взаимосвязаны с требованиями к результатам освоения ООП, сформулированными в ФГОС.

Следовательно, при разработке и реализации Системы оценки мы обратили внимание на существующие планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО и представили их в критериях (показателях) оценивания.

Критерий 1 – уровень сформированности у обучающихся личностных результатов освоения образовательной программы.

Критерий 2 – уровень сформированности и развития у обучающихся метапредметных результатов освоения ООП.

Критерий 3 – уровень сформированности у обучающихся предметных результатов освоения ООП.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Согласно этому подходу за точку отсчта мы приняли не «идеальный образец, а реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребнка, как исполнение им требований ФГОС с ОВЗ.

А оценка индивидуальных образовательных достижений ведтся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, т. е. динамика образовательных результатов.

Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учтом зоны ближайшего развития.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение, смыслоообразование, морально-этическая ориентация.

Напоминаем, что личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включенности» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других, проводится в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Состав инструментария оценивания включает в себя разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга, в том числе:

— в рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля: уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформировнности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»); комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.

Методы оценки: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

— письменные и устные работы, тесты; комплексные работы на основе текста (контрольные работы: стартовые, тематические, итоговые; диктанты, сочинения, изложения);

— проекты, учебные мини – проекты, проектные задачи, практические и творческие работы;

— формы оценивания, связанные с промежуточной и итоговой аттестацией (итоговые комплексные работы (предварительные и контрольные, направленные на выявление уровня сформированности у обучающихся УУД; входной контроль (стартовая работа) — проводится в начале сентября с целью определения готовности школьника к освоению АООП, организации коррекционной работы для адаптации ребенка к процессу обучения. Полученные предметные результаты фиксируются учителем в классном журнале или других материалах);

— портфолио достижений, другие материалы для самоанализа, самооценки, диагностические карты наблюдения за уровнем сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ

Приложение

Формы промежуточной аттестации в учебном году (УП)

Учебный предмет/Форма промежуточной аттестации

Период освоения АООП НОО с ОВЗ

2 кл 3 кл 4 кл

Обязательная часть УП НОО с ОВЗ

1. Русский язык

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка при алалии

1.1. Годовая контрольная работа по пройденно-му материалу + + —

1.1.1. Диктант с грамматическим заданием + + —

1.1.2. Тестирование + + —

1.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу — — +

1.2.1. Диктант с грамматическим заданием — — +

1.2.2. Тестирование — — +

2. Литературное чтение

2.1. Годовая контрольная работа на основе тек-ста + + —

2.2. Итоговая контрольная работа на основе текста — — +

2.3. Проверка техники чтения + + +

3. Иностранный язык

Годовая комбинированная работа + + +

4. Математика

4.1. Годовая контрольная работа по пройденному материалу + + —

4.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу — — +

5. Окружающий мир

5.1. Годовая контрольная работа по пройденному материалу + + —

5.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу — — +

6. Основы религиозных культур и светской этики

Итоговый коллективный творческий проект — — +

7. Музыка — — +

Итоговый коллективный творческий проект + + +

8. Изобразительное искусство

Зачетный рисунок + + +

9. Технология

Итоговый коллективный творческий проект + + +

10. Физическая культура

Комплексное тестирование + + +

Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующий уровень, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

На уровне начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

— речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

— коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех (четырех) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов, выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ (ЗПР) на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

— отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

— определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

— даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения, таковым является является регулярный мониторинг результатов выполнения трех (четырех) итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Формы представления результатов оценивания и их разнообразие

К формам представления результатов относятся:

— электронный журнал успеваемости по предметам;

— тетради для контрольных, проверочных, творческих и самостоятельных работ на уроке и во внеурочной деятельности;

— тексты промежуточных и итоговых (предметных и метапредметных) контрольных работ, тестов, диктантов и результаты анализа их выполнения;

— портфолио и аналитические справки с анализом характеристики их заполнения;

— результаты психолого-педагогических исследований в соответствии с планом работы психологической и логопедической службы, иллюстрирующих динамику развития достижений обучающихся с ОВЗ (ЗПР);

— протокол динамического наблюдения обучающихся с ОВЗ (ЗПР);

— текстовый анализ результатов оценочной деятельности, рекомендации по работе с учащимися с ОВЗ (ЗПР, не достигшими планируемых результатов и другие.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ (ЗПР) на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

— отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

— определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

— даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Источник