Нервно психическое развитие ребенка это

Нервно психическое развитие ребенка это thumbnail

По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека — процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.

Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.

Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка

РебёнокПсихическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).

Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее — головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.

Этапы нервно-психического развития ребёнка

Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.

Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.

  • Младенчество. Самый ранний этап психического развития, начинающийся со 2-го месяца жизни и длящейся до 1 года. За этот год ребёнок совершает рывок в психомоторном развитие: от беспомощного существа, лежащего в кроватке, он превращается в настоящего человека, который может ходить, произносит слова, пьёт из кружечки, играет в игрушки. Из психических функций на первом году жизни активнее всего развиваются ощущения, восприятие, внимание. Начинает формироваться память и речь. В сфере личностного развития младенчество – возраст, когда формируется важнейший элемент всей дальнейшей жизни человека: привязанность к родителям. На первом году ребёнку просто жизненно необходимо чувствовать любовь, заботу, тепло взрослых, которые за ним ухаживают.
  • Мама с ребёнкомКризис 1-го года. Результатом всех навыков и умений, которые ребёнок получил за первый год своей жизни, становится его переход на новый уровень. Кризис 1-го года сопряжён с тем, что малыш начинает физически отделяться от мамы. Он уже не стремится постоянно быть на руках: большинство детей в этом возрасте уже сами топают ногами, а, значит, ребёнку становится интересным освоение окружающего мира, ведь перед ним открылись новые возможности в его сенсорном развитие.
  • Ранний возраст. Этот период длится от 1 года до 3 лет. Детишки раннего возраста активно осваивают речь, у них развивается память (ребёнок запоминает стишки и песенки), они пробуют устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Зарождается игра, которая затем будет ведущей деятельностью до школьного возраста. К трём годам формируется ядро личности ребёнка и он наконец начинает чувствовать себя отдельным человеком, у которого есть его личные желания и стремления.
  • Кризис 3 лет. Это время часто становится тяжёлым для всей семьи, потому что малыш начинает заявлять о своей автономии и делает это порой весьма агрессивно и настойчиво. Ребёнок начинает осознавать, что он и мама – не единый организм, что у него есть собственные «хотелки» и потребности. Для того чтобы острее это почувствовать трёхлетка начинает протестовать по любому поводу лишь бы проявить собственную волю и сделать по-своему.
  • Дошкольный возраст. Это достаточно долгий период, который длится с 3 лет до самой школы. Ключевой момент дошкольного возраста – развитие ребёнка, происходящее в игре. С помощью игр дети «примеряют» на себя роли взрослых, пробуют справляться со взрослыми задачами, знакомятся с профессиями. Кроме того, дети учатся выстраивать отношения в мини-обществе, поскольку они много контактируют с другими дошкольниками и взрослыми. У них появляются друзья, а в жизнь входят такие понятия, как верность, преданность. Среди психических функций активно развивается воля. Старший дошкольник уже способен прилагать волевые усилия к тому, чтобы заниматься необходимыми делами – это очень важное умение для будущей учёбы в школе.
  • УченицаКризис 7 лет. Перелом связан с новым статусом, в который вступает ребёнок. Ещё недавно он был беззаботным детсадовцем, и вот уже он в школе, где у него есть определённая нагрузка, обязанности (ходить на занятия, делать домашние задания, складывать портфель и т.д.). Формально к ребёнку предъявляются уже «взрослые» требования, но фактически он остаётся ребёнком, и кризис связан с приспособлением к новой роли ученика.
  • Школьный возраст. Обучение в школе – время активного развития психических функций, но не «вширь», а «вглубь». Память и мышление находятся на пике своего развития, ведь ребёнку нужно запоминать и анализировать много новой информации. В личностном плане полным ходом идёт подготовка к будущей взрослой жизни. Формируется и проявляется направленность личности (интересы, склонности, способности), происходит формирование мотивационно-потребностной сферы, то есть ребёнок начинает задумываться и осознавать, чего он хочет от жизни, строить планы и продумывать их воплощение. Огромную роль в личностном развитии школьника играют сверстники и взрослые, которые являются авторитетом для ребёнка.
  • Кризис подросткового возраста. Чётких возрастных границ у этого кризиса нет, обычно он происходит на этапе от 13 до 16 лет. Это снова кризис автономии, ребёнок в очередной раз стремится выйти из-под опеки взрослого и ощутить свою самостоятельность. На этот раз у ребёнка уже гораздо больше возможностей, но больше и ответственности, при этом он все же остаётся ребёнком, в жизни которого многое решают взрослые.
Читайте также:  В каких случаях можно говорить об аномальном развитии ребенка

Факторы психического развития ребёнка

Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.

  • Семья за столомСоциальные условия. Для того чтобы ребёнок развивался, рядом с ним должны быть взрослые люди, которые будут способствовать этому развитию. Как минимум, за ребёнком должен осуществляться правильный уход, к нему должны хорошо относиться, разговаривать с ним, играть, читать книжки, знакомить его с окружающим миром. Не зря взрослых по отношению к детям называют проводниками в большой мир.
  • Собственная активность ребёнка. Без проявления собственной активности ребёнком его развитие не будет происходить в соответствии с нормами. Одной лишь богатой социальной среды недостаточно, важно позволять ребёнку проявлять природную любознательность и активно изучать все, что есть вокруг.

Проблемы в развитии

Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в эмоционально-волевые нарушения, проблемой с нервной системой и т.п.

За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.

Психолог-консультант
Наталья Стародубцева

Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:

Источник

Новорожденный ребенок, в отличие от детенышей животных, появляется на свет полностью незащищенным как в физическом, так и в психологическом плане. Из этого следует, что для выживания в первые недели жизни ему необходимо покровительство взрослых. Навыки самостоятельности формируются у ребенка значительно дольше, чем у, например, новорожденных млекопитающих, поэтому, процесс взросления занимает намного больше времени. 

Развитие физических способностей малыша зависит, в основном, от внешних факторов: условий жизни и ухода за крохой. Однако, чтобы, повзрослев, чувствовать себя уверенно в обществе и стать полноценной его частью, одного физического развития мало. 

Знание основных правил поведения и законов общества, формирование своих мнений, интересов и целей, выбор нравственной позиции и др. — все эти факторы являются некими пазлами в большой картине под названием “психическое развитие”. О том, как сохранить душевное равновесие крохи и воспитать активного, целеустремленного ребенка мы расскажем прямо сейчас.  

НПР — что это?

Перед тем, как погрузиться вглубь затронутой темы, познакомимся с ее главным термином. Итак, Нервно-психическое развитие ребенка (или НПР) представляет собой процесс формирования и совершенствования основных психических факторов (внимание, стрессоустойчивость, восприятие, способность быстрой реакции и другие) и становление личности малыша (формирование вкусов и предпочтений, познание норм и ценностей, создание представлений о себе и окружающем мире). 

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года ростов

Неспроста данный тип детского развития называется “нервно-психологическим”. Человеческий организм имеет функционирующую основу для психики — нервную систему. Нервная система, в свою очередь, подчиняется головному мозгу, который и является главным “двигателем” психического развития. Вывод напрашивается сам собой: правильное психическое развитие ребенка будет невозможным, если не уделять внимание развитию различных зон его мозга. 

Этапы детского психического развития

Психика крохи начинает свое развитие уже в первый месяц жизни и имеет определенную этапность. Каждый этап имеет свою определенную цель и, в конечном счете, завершается кризисом. Однако, не стоит пугаться и паниковать. Кризис для ребенка — это не что-то ужасное, как думают многие мамы и папы. Да, иногда этот период сопровождается некоторыми трудностями, но стоит запомнить, что кризис — это естественный процесс перехода на новый уровень развития. Избежать его не получится, да и в этом нет никакого смысла. 

Примечательно, что все этапы детского психического развития имеют цели и задачи, неравномерные по своей важности и объему.

Младенчество. Этот этап психического развития является первым в жизни ребенка. Начинается он уже с первого-второго месяца жизни и длится вплоть до 1-1,5 года (все возрастные рамки имеют лишь приблизительное значение т.к. процесс развития каждого ребенка происходит сугубо индивидуально и имеет свои особенности. За этот период ребенок совершает большой прорыв, развивает моторику и формирует психологическое состояние. Из абсолютно беспомощного крохи, полностью зависящего от мамы, малыш превращается в самостоятельного человечка, который уже может держать и использовать предметы (ложки, кружки), ходить, играть в игрушки без помощи взрослых (но под присмотром). 

Из психических функций в первые 12 месяцев жизни наиболее активно развиваются ощущения, восприятие, внимание. Зарождается формирование памяти и речи. Если говорить о личностном развитии, то младенчество является одним из важнейших периодов для ребенка, ведь именно тогда формируется его привязанность к семье. В свой первый год для малыша жизненно важно чувствовать поддержку и заботу своих родителей, принимать их любовь и нежность. Тогда ребенок будет чувствовать себя в безопасности, а состояние покоя и умиротворения благотворно повлияет на все типы детского развития. 

Кризис одного года. Завершением первого этапа развития малыша и результатом 12-ти месяцев его жизни становится переход на более сложный уровень развития. Это и дает начало процессу перестройки психического и физического состояния, именуемого кризисом первого года. Малыш начинает активно проявлять самостоятельность и старается выполнять те задачи, которые раньше за него выполняла мама. У крохи пропадает необходимость постоянно быть на руках взрослого, ему интереснее познавать окружающий мир, трогать предметы, которые раньше были недосягаемы. 

Ранний возраст. Как правило, так называют период от 1 до 3 лет. В таком возрасте мальчики и девочки начинают активно практиковаться в говорении и проявлять интерес к своим сверстникам. Начинаются первые попытки игр с ровестниками и взрослыми. Позже эти навыки станут ключевыми и будут занимать ребенка вплоть до первого класса, поэтому, следует уделить особое внимание развитию фантазии, мелкой моторики, воображения и других качеств, которые будут полезны ребенку в игре. К двум с половиной годам вы уже сможете заметить, что у малыша практически полностью сформировано ядро личности, он начинает обособляться от семьи, показывая свои личные желания и предпочтения. 

Кризис трех лет. Когда рвение ребенка к самостоятельности достигает предела, наступает момент очередного возрастного кризиса. У большинства малышей этот этап приходится на 2,5 — 3 года. Данный период может стать особенно сложным для некоторых семей, потому что теперь малютка начинает в полной мере заявлять о своей самостоятельности и даже требовать ее в весьма агрессивной форме. Трехлетний малыш уже понимает, что он и мама — это два разных организма, что его мнение может отличаться от материнского. Он хочет еще ярче почувствовать собственную независимость, обличая любое свое недовольство в форму протеста. 

Дошкольный возраст. Этот период будет достаточно продолжительным — с трех лет и до первого класса. Главная особенность этого периода заключается в развитии коммуникабельных и физических навыков ребенка посредством игры. Игровая форма дает детям возможность почувствовать себя в роли взрослых, научиться некоторым навыкам, которые пригодятся в дальнейшем. Именно в этом возрасте происходит первый интерес ребят к взрослым профессиям, формирование целей и стремлений, связанных с первыми профессиональными предпочтениями. 

Читайте также:  Задержка развития речи ребенка трех лет

Дошкольники примеряют на себя первые роли в социуме: они активно общаются со сверстниками, учатся взаимодействовать в команде, выстраивают контакты со взрослыми. К 4-5 годам дети уже способны самостоятельно выбирать свой круг общения. Они группируются в мини-коллективы и заводят первых друзей. Стоит отметить, что в это время у ребят активно развиваются волевые характеристики — выносливость, терпеливость и др. — важный аспект, влияющий на формирования психики дошкольника. Мальчики и девочки 5-7 лет уже способны терпеть неудобства и прилагать усилия к тому, чтобы заниматься нужным делом. Развитие этих способностей крайне важно для ребенка, которому предстоит проводить по нескольку часов в день за партой и учебниками. 

Кризис семи лет. Еще один переломный момент для малыша связан расширением спектра обязанностей и повышением уровня ответственности. Совсем недавно он проводил время за беззаботными играми в детском саду, теперь же он подвержен высокой нагрузке, должен соблюдать непривычные правила и нести ответственность за свои действия. Мальчишкам и девчонкам предстоит узнать, что такое настоящая самостоятельность: выполнять домашние задания, собирать рюкзак, кушать в столовой без маминого контроля. Ребенок вступает во “взрослую” жизнь еще с детским, не оформившимся мировоззрением, и кризис семи лет связан именно с этим событием. 

Школьный возраст. Этот период в жизни ребенка направлен, скорее, не на приобретение новых способностей, а на развитие и усовершенствование уже имеющихся. Умственная активность здесь происходит на пике своих возможностей, ведь школьнику нужно постоянно запоминать, анализировать и воспроизводить много информации различного характера: в младших классах это короткие предложения или параграфы, простейшие стихи, алфавит, цифры; в старших классах — объемные стихотворения, доклады, математические, физические и химические формулы, правила русского и иностранного языка и многое другое. 

В личном плане активно протекает подготовка к предстоящей взрослой жизни. Формируются признаки взрослой личности (более сложные вкусы, интересы и склонности), школьник начинает всерьез задумываться о своем месте в обществе и о том, чего он хочет достичь в будущем. Ребенок строит первые планы и продумывает пути их осуществления, которые ему кажутся возможными. В этот момент огромное влияние на детей оказывает их окружение: одноклассники, родители, учителя, старшие братья или сестры. Взрослые, являющиеся примером для школьника, будут служить ему неким ориентиром в формировании собственных желаний. 

Период полового созревания. Подростковый возраст становится очередным кризисом на пути ребенка к взрослению. Он может протекать в разы сложнее и агрессивнее, чем все предыдущие. Конкретные временные рамки этого периода определить сложно, однако, у большинства подростков он начинается с 13-16 лет. Этот кризис также обостряет стремление ребенка к самостоятельности, но, на этот раз, тотальной. У ребят подросткового возраста гораздо больше возможностей стать самостоятельными, чем ранее, однако, ответственность также велика. 

Не стоит забывать, что психика школьника в период полового созревания крайне уязвима. Одно неверно сказанное слово может уничтожить самооценку ребенка или нанести серьезную психологическую травму, повлекшую за собой кучу комплексов. Поэтому, в этот период нужно особо аккуратно выбирать направление беседы, стараться поддерживать с дочерью или сыном дружеские отношения, проявлять снисходительность и терпимость. 

Факторы НПР

Факторами психического развития детей являются причины, по которым это развитие и  происходит. Детскими психологами и психотерапевтами уже давно были сформированы два основных фактора НПР у малышей. 

  • Социальная жизнь. Условия жизнедеятельности должны способствовать развитию, а не подавлять его. Это значит, что ребенку необходим постоянный уход, покровительство и защита взрослых, комфортная и спокойная атмосфера в семье, любовь, внимание и уважение. С малышом необходимо заниматься: читать, выполнять физические упражнения, помогать с уроками и прочее. 
  • Собственная инициатива. Ваше дитя проявляет активность, интересуется чем-то? Не стоит пресекать и подавлять это. Собственная активность — залог правильного развития нервно-психических черт. Одних ваших стремлений и действий недостаточно для того, чтобы вывести ребенка в социальную среду. Малыш должен сам заинтересоваться в чем-то, приобрести рвение к получению знаний. 

Источник