Зона актуальное развитие ребенка по выготскому

Зона актуальное развитие ребенка по выготскому thumbnail

Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией. Вы знаете, что ребенок может сделать самостоятельно, даете ему задание и не вмешиваетесь со своим руководством. Через некоторое время хвалите за хороший результат, деликатно указываете на ошибки и на основе уже закрепившихся навыков разбираете следующую тему. Вскоре новые задачи и примеры, которые ваш маленький ученик мог решить только при помощи взрослых, становятся понятными, и он уже может справиться с ними сам. Так в упрощенном виде и выглядит теория Л. С. Выготского.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Зона ближайшего развития с точки зрения Л. С. Выготского

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

Читайте также:  Наследственность и развитие организма ребенка

Как использовать теорию зон развития?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития  Л.С. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Л.С. Выготский пояснял:  «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Источник

 Óëüÿíîâñêå ó÷åíèê ïûðíóë íîæîì â æèâîò êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ, â Åêàòåðèíáóðãå ïîäðîñòîê óäàðèë ïåäàãîãà ìîëîòêîì ïî ãîëîâå — øêîëüíûå áóäíè ðåãóëÿðíî ïîïàäàþò â êðèìèíàëüíûå ñâîäêè. Áîëåå òîãî, ñåãîäíÿ ó÷èòåëÿ ðèñêóþò îñòàòüñÿ áåç ðàáîòû èç-çà ìàëåéøåãî êîíôëèêòà ñ ïîäîïå÷íûìè, âåäü ëþáîå çàìå÷àíèå âîñïðèíèìàåòñÿ â øòûêè êàê ðåáåíêîì, òàê è åãî ðîäèòåëÿìè. Ýêñïåðòû â îäèí ãîëîñ òâåðäÿò: âñå èç-çà òîãî, ÷òî ñðåäíåå îáðàçîâàíèå ïðåâðàòèëîñü â ñôåðó îáñëóæèâàíèÿ. ×òîáû êàê-òî ïîâëèÿòü íà ñèòóàöèþ, âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà ïðåäëàãàþò çàêðåïèòü çàêîíîäàòåëüíî. Ïîìîæåò ëè ýòî è ÷òî âîîáùå äåëàòü — â ìàòåðèàëå ÐÈÀ Íîâîñòè.

Çàõîòåë — è íàïàë

Àãðåññèÿ ó÷åíèêîâ â àäðåñ øêîëüíûõ íàñòàâíèêî⠗ óæå äàâíî íå ÷òî-òî èç ðÿäà âîí âûõîäÿùåå. Íà ïðîøëîé íåäåëå ÑÌÈ îáëåòåëà î÷åðåäíàÿ èñòîðèÿ. Ïÿòíàäöàòèëåòíèé ïîäðîñòîê èç Óëüÿíîâñêà óäàðèë êóõîííûì íîæîì â æèâîò ó÷èòåëüíèöó ìàòåìàòèêè ïðÿìî ïåðåä óðîêîì. Áåç âñÿêîé ïðè÷èíû. Ïîñòðàäàâøóþ äîñòàâèëè â ðåàíèìàöèþ è ïðîîïåðèðîâàëè. Íàïàäàâøåãî àðåñòîâàëè íà äâà ìåñÿöà.

Читайте также:  Ребенок с нарушением в развитии помощь семье

À â äåêàáðå ïðîøëîãî ãîäà â Åêàòåðèíáóðãå 15-ëåòíèé øêîëüíèê íàáðîñèëñÿ ñ ìîëîòêîì íà ïåäàãîãà ïî ðóññêîìó ÿçûêó — ïîäêàðàóëèë ó ãàðàæåé, êîãäà òà øëà íà ðàáîòó. Ó÷èòåëüíèöó ãîñïèòàëèçèðîâàëè ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìîé è óøèáàìè, îäíàêî îíà íå ñòàëà îáðàùàòüñÿ â ïîëèöèþ.  ãîðîäñêîì äåïàðòàìåíòå îáðàçîâàíèÿ ÐÈÀ Íîâîñòè ñîîáùèëè, ÷òî ïîäðîñòîê ñåé÷àñ íàõîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷åé, à ïåäàãîã âåðíóëàñü ê ðàáîòå.

Îáà ýòèõ ñëó÷àÿ íà êîíòðîëå ó ñëåäîâàòåëåé — øêîëüíèêîâ ïîäîçðåâàþò â ïîêóøåíèè íà óáèéñòâî. Âîçðàñò óãîëîâíîé è àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè íàñòóïàåò ñ 16 ëåò, îäíàêî ïî îïðåäåëåííûì ñòàòüÿì ÓÊ — ñ 14. Åñëè ïîäðîñòêîâ ïðèçíàþò âèíîâíûìè, èì ãðîçÿò èñïðàâèòåëüíûå ðàáîòû èëè ëèøåíèå ñâîáîäû ñðîêîì äî øåñòè ëåò.

«Ìàò — îáû÷íîå äåëî»

Âïðî÷åì, çà÷àñòóþ ó÷èòåëÿ íå âûäåðæèâàþò îòâÿçíîãî ïîâåäåíèÿ è ïåðâûìè ñðûâàþòñÿ íà ìàëîëåòíèõ îáèä÷èêîâ.  îêòÿáðå â Òþìåíñêîé îáëàñòè ó÷èòåëü ÎÁÆ íåöåíçóðíî âûðóãàëñÿ íà øêîëüíèêîâ è ïðèãðîçèë ðàñïðàâîé. Âñå èç-çà òîãî, ÷òî íàñòàâíèêà ìåòîäè÷íî äîâîäèëè, ñðûâàÿ óðîêè: äåòè ìàòåðèëèñü, âêëþ÷àëè ìóçûêó ïðÿìî íà çàíÿòèÿõ, ïîëíîñòüþ èãíîðèðîâàëè çàìå÷àíèÿ. Ïîñëå èíöèäåíòà ïåäàãîãà óâîëèëè ïî ñòàòüå 336 ÒÊ çà «ïðèìåíåíèå íàñèëüñòâåííûõ ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ», ñàìè æå õóëèãàíû îòäåëàëèñü ïðåäóïðåæäåíèåì. Îäíàêî ìíîãèå âñòàëè íà ñòîðîíó ó÷èòåëÿ: â ïåðâóþ î÷åðåäü øêîëüíèêè è èõ ðîäèòåëè. Äîøëî äî ìèðîâîãî ñóäà — óâîëüíåíèå ïî ñòàòüå çàìåíèëè íà óõîä ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ. Òåïåðü ó÷èòåëü ñìîæåò ïðîäîëæèòü ïðîôåññèîíàëüíóþ êàðüåðó â äðóãîì ìåñòå.

Ïåäàãîãè ïðèçíàþòñÿ: èì íåðåäêî ïðèõîäèòñÿ ðèñêîâàòü ðàáîòîé èç-çà íåðâíûõ ñðûâîâ. «Ìàò âî âðåìÿ çàíÿòèé — îáû÷íîå äåëî. Ñòàðàåìñÿ ïðîñòî íå çàîñòðÿòü âíèìàíèÿ. Ìåð ê òàêèì ïîäðîñòêàì îñîáî íå ïðèìåíÿþò. Ïîæóðÿò — è âñå íà ýòîì, — æàëóåòñÿ â áåñåäå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè ïðåïîäàâàòåëü îäíîãî èç êîëëåäæåé â Òàìáîâñêîé îáëàñòè, ÷ëåí ïðîôñîþçà «Ó÷èòåëü» Èðèíà È. — Âîò îäèí èç íåäàâíèõ ñëó÷àåâ: èäåò óðîê, ñëûøó â ñîñåäíåì êàáèíåòå êðèêè, áðîñàþñü òóäà. Ó÷åíèê âçÿë ñòóë è çàìàõíóëñÿ íà ïðåïîäàâàòåëÿ. Õîðîøî, ÷òî òà óâåðíóëàñü! ß íà íåãî ñ êðèêàìè, ÷òîáû ïðåêðàòèë âñå ýòî áåçîáðàçèå. À îí â îòâåò: «Âû íå èìååòå ïðàâà íè÷åãî ìíå ãîâîðèòü!»

Ïîäîáíîå, çàâåðÿåò Èðèíà, â êîëëåäæå íå ðåäêîñòü. «Íà äíÿõ ïåäàãîã ïî ðóññêîìó ÿçûêó áûëà âñÿ â ñëåçàõ: ó÷åíèê îáëîæèë åå òðåõýòàæíûì ìàòîì. Óñïîêàèâàëà, êàê ìîãëà. À âîò åùå ïðèìåð: îäèí èç ïðåïîäàâàòåëåé øåë ïî äëèííîìó êîðèäîðó íà óðîê. ß ñâîèìè ãëàçàìè ñèòóàöèþ íå âèäåëà, íî, ïî ñëîâàì êîëëåãè, ïîäðîñòêè îêðóæèëè åãî è ãðîçèëèñü óäàðèòü. Èòî㠗 äîêëàäíàÿ íà âñþ ãðóïïó. Äàæå ïîëèöèþ âûçûâàëè. Äåòè â îäèí ãîëîñ óòâåðæäàëè, ÷òî ñèòóàöèÿ ïðåóâåëè÷åíà, — îòäåëàëèñü îáúÿñíèòåëüíûìè. Òåïåðü ó Èãîðÿ Àôàíàñüåâè÷à (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) íà ïîäîáíûé ñëó÷àé ïðèïàñåíà äåðåâÿííàÿ ïàëêà. Õîäèò ïðÿìî ñ íåé âî âðåìÿ äåæóðñòâà».

Ñîáåñåäíèöà ãîâîðèò, ÷òî «âîëåé-íåâîëåé ïðèõîäèòñÿ áûòü ñòîéêîé». «Êàê-òî ðàç ñäåëàëà çàìå÷àíèå, à ìíå íà ýìîöèÿõ ìàëü÷èøêà íà÷àë ãîâîðèòü âñÿêîå… ß â îòâåò: «À íó-êà, óïàë — îòæàëñÿ! Äâàäöàòü ïÿòü ðàç. Âïåðåä!» Íàäî ñêàçàòü, èñïóãàëñÿ è âûïîëíèë áåñïðåêîñëîâíî. Òåïåðü ýòà ôèçêóëüòìèíóòêà íà óðîêàõ — äåëî ïðèâû÷íîå, — ãîðüêî èðîíèçèðóåò Èðèíà. — Áûâàåò, è â óãîë ñòàâëþ. Ó ìåíÿ âåäü îäíè ïàðíè, âñåãî îêîëî òðåõñîò ÷åëîâåê. Äåðæóñü, ÷åñòíî ãîâîðÿ, êàê ìîãó!»

 ñåðåäèíå ÿíâàðÿ â ìîñêîâñêîé øêîëå ¹ 113 ïðîèçîøåë êîíôëèêò íà óðîêå ôèçèêè. «Åãîð (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íåò íèêàêîãî äåëà äî óðîêà. Ñëóøàë ìóçûêó â íàóøíèêàõ, óòêíóâøèñü â òåëåôîí. Íà ïðîñüáû óáðàòü ãàäæåò — íóëåâàÿ ðåàêöèÿ. Ó÷èòåëü ïîäîøëà ê íåìó è äåðíóëà çà ïðîâîä, — ðàññêàçûâàåò êîððåñïîíäåíòó àãåíòñòâà Äàâîð Òóáà, òåïåðü óæå áûâøèé äèðåêòîð 113-é øêîëû, à òàêæå åå âûïóñêíèê. — Îí â îòâåò ñõâàòèë åå çà ðóêó, çàòåì íàíåñ óäàð êóëàêîì â îáëàñòü ÷åëþñòè, âòîðîé — â ëîá».

Î÷êè ó÷èòåëüíèöû ñëîìàëèñü, ñòåêëà ÷óäîì íå çàäåëè ãëàçà. Ïóëüò óïðàâëåíèÿ îò èíòåðàêòèâíîé äîñêè, êîòîðûé áûë ó ïåäàãîãà â ðóêàõ, âûëåòåë è ðàññåê ëîá, äà òàê, ÷òî íàëîæèëè øâû. Ïîñëå ÷åãî ïîäðîñòîê ñòàë êðóøèòü êàáèíåò: óäàðîì íîãè è ëîêòåì ðàçáèë ñòåêëî øêàôà.

«Ó÷èòåëü ïûòàëàñü óñìèðèòü õóëèãàíà. Íî îí ïðîñòî âûáåæàë èç êëàññà», — äîáàâëÿåò äèðåêòîð. Ìàëü÷èêà â êîðèäîðå ïåðåõâàòèëè îõðàííèêè. Òóáà, óçíàâ î ïðîèçîøåäøåì, òóò æå âûçâàë ñêîðóþ è ïîëèöèþ. «Åãîð ïîðàíèëñÿ. Íà ðóêå — ïîðåç îò ñòåêëà, øâû è åìó íàëîæèëè, — óòî÷íÿåò ñîáåñåäíèê. —  êëàññå áûëà êàìåðà. ß ïåðåäàë âñå ìàòåðèàëû ñëåäîâàòåëÿì — èäåò ïðîâåðêà».

 ïðåññ-ñëóæáå äåïàðòàìåíòà îáðàçîâàíèÿ Ìîñêâû ïðîêîììåíòèðîâàëè, ÷òî äèðåêòîð, íå ñíèìàÿ ñ ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòè, óâîëèëñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ», à ó÷èòåëü ôèçèêè «ïîâåëà ñåáÿ íåïðîôåññèîíàëüíî». Òóáà, â ñâîþ î÷åðåäü, çàÿâèë, ÷òî óâîëèòüñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ» åãî âûíóäèëè: «Ìíå äàæå íå äàëè îòðàáîòàòü ïîëîæåííûå ïî òðóäîâîìó çàêîíîäàòåëüñòâó äâå íåäåëè!»

Íà åãî çàùèòó âñòàëè òûñÿ÷è: ó÷åíèêè ñ ðîäèòåëÿìè, âûïóñêíèêè è äàæå íåçíàêîìûå ëþäè. Áûëè ïèêåòû, ñáîðû ïîäïèñåé, ïîñòû â ñîöñåòÿõ. ÐÈÀ Íîâîñòè çàïðîñèëî ó ïðîôèëüíîãî äåïàðòàìåíòà àêòóàëüíóþ èíôîðìàöèþ ïî èíöèäåíòó â 113-é øêîëå, îäíàêî â âåäîìñòâå íå ñìîãëè ïðåäîñòàâèòü îïåðàòèâíûé êîììåíòàðèé.

Òðóäíûé ìàëü÷èê

«Íåñêîëüêî ñëîâ î ñàìîì ïîäðîñòêå: îí èç íåáëàãîïîëó÷íîé ñåìüè. Ìàëü÷èê îêîí÷èë ó íàñ ïåðâûé êëàññ. Ïîñëå ÷åãî ðîäèòåëè âûäâèíóëè óëüòèìàòóì: «Íàøè äåòè ñ íèì ó÷èòüñÿ íå áóäóò», — âñïîìèíàåò Äàâîð. — Òîãäà Åãîð ñìåíèë øêîëó». Íå âûòåðïåëè åãî è â äðóãîì ó÷åáíîì çàâåäåíèè. «Ïðèøëîñü âçÿòü îáðàòíî, — ïðîäîëæàåò ýêñ-äèðåêòîð. — Ñ ïîäðîñòêîì ðàáîòàëè ïñèõîëîãè — íèêàêèõ èçìåíåíèé. Òîãäà ïåðåâåëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. Îäíàêî â ïðîøëîì ñåíòÿáðå Åãîð ïåðåøåë â øêîëüíûé êëàññ. È âîò âî ÷òî âñå âûëèëîñü».

Ó÷èòåëü ôèçèêè âåðíóëàñü ê ðàáîòå, òðóäíîãî ïîäðîñòêà îïÿòü îòïðàâèëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. «Èðîíèÿ â òîì, ÷òî òåïåðü íàøè æå ó÷èòåëÿ õîäÿò ê íåìó äîìîé! Êîíå÷íî, âñå, êðîìå ïîñòðàäàâøåé. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ áåñïîêîèò âîò ÷òî: à âäðóã ó íåãî ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ? Îí æå ñíîâà ìîæåò ñîðâàòüñÿ â ëþáîé ìîìåíò! Íàì æäàòü, ïîêà êòî-òî áåç ãëàçà îñòàíåòñÿ?»

Áûâøèé äèðåêòîð íàìåðåí áîðîòüñÿ çà ñâîþ ðåïóòàöèþ: «ß 22 ãîäà ðàáîòàë â ýòîé øêîëå. Åùå è ó÷èëñÿ çäåñü. Ðåøèë îáðàòèòüñÿ â ñóä. Äâàäöàòü ñåäüìîãî ôåâðàëÿ ñîñòîÿëàñü áåñåäà. Ê êîíñåíñóñó ìû íå ïðèøëè. Ïåðâîå çàñåäàíèå ñóäà íàçíà÷åíî íà 19 ìàðòà».

Читайте также:  Развитие ребенка что обозначают цвета

Êîìïëåêñíàÿ ïðîáëåìà

Èç-çà ÷åãî ïåäàãîãè òåðÿþò êîíòðîëü íàä ñëîæíûìè ó÷åíèêàìè? Çàñëóæåííûé ó÷èòåëü Ðîññèè, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ÷ëåí-êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ Åâãåíèé ßìáóðã âûñêàçàë òàêîå ìíåíèå â êîììåíòàðèè àãåíòñòâó: âñåìó âèíîé ðåôîðìèðîâàíèå ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ, êîòîðîå ñåãîäíÿ ôàêòè÷åñêè ïðåâðàòèëîñü â ñåêòîð ñôåðû îáñëóæèâàíèÿ: «øêîëû òåðÿþò âîñïèòàòåëüíóþ ôóíêöèþ». «Íàøà ïðîôåññèÿ ñòàëà òàêîé æå îïàñíîé, êàê è ó âðà÷à ñêîðîé. Íåäîïóñòèìî, ÷òîáû ïåäàãîãà ìîã îáèäåòü êàæäûé: ðàñïîÿñàâøèéñÿ ïîäðîñòîê, óòêíóâøèéñÿ âî âðåìÿ óðîêà â ãàäæåò, èëè ÷åðåñ÷óð áäèòåëüíûé ðîäèòåëü, êîòîðûé çàìåòèë ó÷èòåëÿ â ìàãàçèíå çà ïîêóïêîé íèæíåãî áåëüÿ!» — îòìå÷àåò ßìáóðã.

 ñâîþ î÷åðåäü, áûâøèé ñîòðóäíèê óãîëîâíîãî ðîçûñêà è ñòàðøèé îïåðóïîëíîìî÷åííûé ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ïîäïîëêîâíèê â îòñòàâêå Ïàâåë Ñàìîéëîâ â áåñåäå ñ êîððåñïîíäåíòîì îáîçíà÷èë è äðóãèå ïðè÷èíû áåçîáðàçèÿ â øêîëàõ.

«Ñåé÷àñ ïîëîæåíèå õóæå, ÷åì áûëî ðàíüøå. Âîçüìåì ñîâåòñêóþ ðåòðîñïåêòèâó: ëþáàÿ ïîïûòêà íàïàäåíèÿ íà ó÷èòåëÿ âëåêëà çà ñîáîé èìåííî íàêàçàíèå ïî ÓÊ. Òåõ, êòî íå äîñòèã âîçðàñòà óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè, îòïðàâëÿëè â ñïåöøêîëû, ñòàâèëè íà ó÷åò â äåòñêîé êîìíàòå ìèëèöèè. Åå ñîòðóäíèêè âìåñòå ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè óãîëîâíîãî ðîçûñêà ïîñåùàëè ñåìüè ñ ïðîâåðêàìè, îíè áûëè ïîñòîÿííî ïîä íàäçîðîì. Òðóäíûå ïîäðîñòêè çíàëè, ÷òî íàêàçàíèå íåîòâðàòèìî, — âñå äåëàëè îïåðàòèâíî, — ïåðå÷èñëÿåò Ñàìîéëîâ. — Òåïåðü æå â ïîäðàçäåëåíèÿõ îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë ñëèøêîì âûñîêàÿ íàãðóçêà, òàì íå óñïåâàþò îòðàáàòûâàòü òàê, êàê ðàíüøå, — ðóê íå õâàòàåò. Äà åùå è â øêîëàõ íå õîòÿò âûíîñèòü ñîð èç èçáû, ìíîãîå îñòàåòñÿ «çà êàäðîì». À îòñóòñòâèå íàêàçàíèÿ è îïåðàòèâíîãî ðåàãèðîâàíèÿ ïîðîæäàåò âñåäîçâîëåííîñòü».

«Ê ïðèìåðó, ðàíüøå çà óïîòðåáëåíèå îäóðìàíèâàþùèõ âåùåñòâ, çà äðàêè êîìèññèÿ ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ñðàçó æå áðàëà ïîäðîñòêà íà êîíòðîëü, — ïðîäîëæàåò ñîáåñåäíèê. — À ñåé÷àñ ìíîãèå óõîäÿò îò íàêàçàíèÿ. Êðîìå òîãî, îñòðî íå õâàòàåò øòàòíûõ ïñèõîëîãîâ â øêîëàõ».

Ïðîáëåìó Ñàìîéëîâ âèäèò è â òåëåâèçèîííîì êîíòåíòå. «Â ýôèðå åæåäíåâíî òðàíñëèðóþò ÷ðåçâû÷àéíûå ïðîèñøåñòâèÿ. Îòðèöàòåëüíûå ãåðîè â ñåðèàëàõ è ôèëüìàõ — îáÿçàòåëüíî õîðîøèå è îáàÿòåëüíûå. Ïîäðîñòêè áåðóò ñ íèõ ïðèìåð è ñ÷èòàþò, ÷òî áûòü íåãîäÿåì — ýòî êðóòî».

Çàêðåïèòü ñòàòóñ

Íåêîòîðûå ýêñïåðòû îòðàñëè ñ÷èòàþò, ÷òî êîðåíü çëà — â ôîðìóëèðîâêàõ çàêîíà «Îá îáðàçîâàíèè» â ðåäàêöèè 2012 ãîäà. Äåëî â òîì, ÷òî, ñîãëàñíî òåêñòó, ó÷åáíûå çàâåäåíèÿ îêàçûâàþò çà ñ÷åò áþäæåòíûõ ñðåäñòâ èìåííî «óñëóãè â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ». À, ê ïðèìåðó, â áîëåå ðàííåé ðåäàêöèè 1992 ãîäà ðàáîòó â ýòîé ñôåðå «óñëóãîé» íå íàçûâàëè. ×òî êàñàåòñÿ âîñïèòàòåëüíîé ôóíêöèè, îíà ïî-ïðåæíåìó çàêðåïëåíà çàêîíîäàòåëüíî: ðîäèòåëè íåñóò îòâåòñòâåííîñòü çà âîñïèòàíèå äåòåé, à øêîëû ïîìîãàþò èì â ýòîì.

Íà ôîíå íåïðåêðàùàþùèõñÿ ñêàíäàëîâ ýêñïåðòíîå ñîîáùåñòâî ïðèçûâàåò ïðèíÿòü ìåðû. Òàê, â êîíöå ÿíâàðÿ ãëàâíûé ðåäàêòîð «Ó÷èòåëüñêîé ãàçåòû» Àðñëàí Õàñàâîâ îáðàòèëñÿ â äóìñêèé êîìèòåò ïî îáðàçîâàíèþ è íàóêå ñ èíèöèàòèâîé çàêðåïèòü âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà íà çàêîíîäàòåëüíîì óðîâíå. «Íàïàäåíèé íà ó÷èòåëåé âñå áîëüøå. À îñêîðáëåíèÿ ñòàëè íîðìîé. Ïðèøåë ìîìåíò äëÿ ðàçðàáîòêè ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î ñòàòóñå ïåäàãîãà», êîòîðûé çàùèòèò èõ ïðàâà, — îáúÿñíÿåò ÐÈÀ Íîâîñòè Õàñàâîâ. — Øòðàôû çà îñêîðáëåíèÿ, ìîæåò, è óäàðÿò ïî êîøåëüêó ñåìüè, íî çàòî çàñòàâÿò çàäóìàòüñÿ ïîäðîñòêîâ îá èõ äåéñòâèÿõ».

Ïîêà èíèöèàòèâó îáñóæäàþò â ðàìêàõ êðóãëûõ ñòîëî⠗ íà îäíîì èç íèõ âûñêàçàëè ïðåäëîæåíèå óñòàíîâèòü â êàæäîì êëàññå âèäåîðåãèñòðàòîðû. «Ñ÷èòàþ, ÷òî ôèêñàöèÿ âñåãî, ÷òî ïðîèñõîäèò, ñêîðåå, ðàçðóøèò äóõ çíàíèé è ñòàíåò ëèøü î÷åðåäíûì èíñòðóìåíòîì êîíòðîëÿ. Ñïîðíîå ïðåäëîæåíèå», — êîììåíòèðóåò Õàñàâîâ.

Çà òî, ÷òîáû ïîääåðæàòü ïåäàãîãîâ, âûñòóïèëè è â Îáùåðîññèéñêîì ïðîôñîþçå îáðàçîâàíèÿ, ñôîðìóëèðîâàâ ðÿä âåñîìûõ ïîïðàâîê â çàêîíîäàòåëüñòâî.

 ïðîôñîþçå ïîëàãàþò, ÷òî íåîáõîäèìî ïîâûñèòü øòðàô ðîäèòåëÿì, êîòîðûå íåïîäîáàþùèì îáðàçîì èñïîëíÿþò ñâîè îáÿçàííîñòè: âìåñòî ïÿòèñîò ðóáëåé — îò äâóõ äî òðåõ òûñÿ÷. Êðîìå òîãî, ïðåäóñìîòðåòü â Àäìèíèñòðàòèâíîì êîäåêñå øòðàô çà «îñêîðáëåíèå, óíèæåíèå ÷åñòè è äîñòîèíñòâà» ïåäàãîãî⠗ ïÿòü òûñÿ÷ ðóáëåé. À â ÓÊ ââåñòè îòäåëüíóþ ñòàòüþ çà «íàñèëüñòâåííûå äåéñòâèÿ â îòíîøåíèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ðàáîòíèêà» ñ íàêàçàíèåì äî òðåõ ëåò ëèøåíèÿ ñâîáîäû.

Çàìåñòèòåëü ïðåäñåäàòåëÿ Îáùåðîññèéñêîãî ïðîôñîþçà îáðàçîâàíèÿ Ìèõàèë Àâäååíêî àðãóìåíòèðóåò â ðàçãîâîðå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè: «Â ïîñëåäíåå âðåìÿ ìû ñòàëè ñâèäåòåëÿìè ðåçîíàíñíûõ ñîáûòèé. Ïîðà èçìåíèòü îáñòàíîâêó. ×òî êàñàåòñÿ øòðàôî⠗ ïÿòèñîò ðóáëåé íèêòî íå áîèòñÿ. Êîíå÷íî, ìû ïîíèìàåì, ÷òî øòðàôû è óãîëîâíîå íàêàçàíèå ïîëíîñòüþ ïðîáëåìó íå ðåøàò. Íî âñå ýòî ìîæíî èñïîëüçîâàòü â êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíîãî ïðàâîâîãî ìåõàíèçìà».

Âïðî÷åì, ïðåäëîæåíèÿ ïðîôñîþçà óæå âîñïðèíÿëè â øòûêè ðîäèòåëè. «Ìíå ñîâåðøåííî íåïîíÿòíî, äëÿ ÷åãî íóæíî òàêîå çàêðó÷èâàíèå ãàåê», — âîçìóòèëàñü ïðåäñåäàòåëü Öåíòðàëüíîãî ñîâåòà Âñåðîññèéñêîãî îáùåñòâåííîãî äâèæåíèÿ «Íàöèîíàëüíûé ðîäèòåëüñêèé êîìèòåò» Èðèíà Âîëûíåö. Ïî åå ìíåíèþ, äåíåæíûå ñàíêöèè òîëüêî óõóäøàò ïîëîæåíèå. «Äåòÿì èç ñåìåé ñ äîñòàòêîì, ïî ñóòè, áóäóò ïîêóïàòü ïðàâî íà îñêîðáëåíèå. À äëÿ ìàëîèìóùèõ ïÿòü òûñÿ÷ — íåïîäúåìíàÿ ñóììà. Ïîëó÷àåòñÿ, ðîäèòåëè íà÷íóò âëåçàòü â äîëãè, èç-çà ÷åãî ñíèçèòñÿ è áëàãîñîñòîÿíèå ñåìüè, è êà÷åñòâî æèçíè ðåáåíêà».

Âîëûíåö ñ÷èòàåò, ÷òî ïîäðîñòîê èç áåäíîé ñåìüè âðÿä ëè çàäóìàåòñÿ î ïîñëåäñòâèÿõ ñâîåãî ïîâåäåíèÿ: «Ñêîðåå, îí îçëîáèòñÿ, ïîòîìó ÷òî ó åãî ñåìüè äîõîä íèæå, ÷åì ó ñâåðñòíèêîâ. Âîò âàì åùå îäíà ïðè÷èíà äëÿ àãðåññèè. Íàñ÷åò ïåäàãîãî⠗ èì, ÷òîáû äîêàçàòü, ÷òî ðåáåíîê ñîâåðøèë ïðàâîíàðóøåíèå, íóæíî êàê-òî âñå çàôèêñèðîâàòü. Òî åñòü ó÷èòåëÿ ïðåâðàòÿòñÿ â äîíîñ÷èêîâ. À ýòî èñòî÷íèê íîâûõ ïðîáëåì».

×ëåí «Íàöèîíàëüíîãî ðîäèòåëüñêîãî êîìèòåòà» ïðåäëàãàåò â êà÷åñòâå ñòàðòîâîé ìåðû ïîâûñèòü çàðïëàòó ïåäàãîãàì. «Ó÷èòåëü — áåäíûé è áåñïðàâíûé ÷åëîâåê! Îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë, îêàçûâàþùèé «îáðàçîâàòåëüíûå óñëóãè». Âîñïèòàíèå — ñîâîêóïíàÿ îòâåòñòâåííîñòü êàê ó÷èòåëåé, òàê è ðîäèòåëåé. Ïîñëåäíèå äîëæíû ýòî ÷åòêî ïîíèìàòü. Íà äåëå æå ìû âèäèì, ÷òî ìàìû è ïàïû íå ãîòîâû ñëûøàòü êîíñòðóêòèâíóþ êðèòèêó».

Âûëüåòñÿ ëè â èòîãå âñå ýòî â ðåàëüíûå çàêîíîäàòåëüíûå ìåðû, ïîêà ãîâîðèòü ðàíî. Ïðåäñòîÿò åùå äîëãèå ÷àñû ãîðÿ÷èõ äèñêóññèé. Íî ðåøàòü ñëîæíóþ ïðîáëåìó íóæíî óæå ñåãîäíÿ, ïðè÷åì âíóòðè ñåìüè, íå ñîìíåâàåòñÿ ïñèõîëîã Àíäðåé Çáåðîâñêèé. Åãî ãëàâíàÿ ðåêîìåíäàöèÿ ðîäèòåëÿì — êàê ìîæíî áîëüøå âðåìåíè óäåëÿòü äåòÿì. «Ê ñîæàëåíèþ, êàðòèíà òàêîâà: ðîäèòåëè öåëûé äåíü ðàáîòàþò, áàáóøêè ñ äåäóøêàìè âûïàäàþò èç âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà, ïîñêîëüêó, êàê ïðàâèëî, æèâóò â äðóãèõ ðåãèîíàõ. À øêîëà âîîáùå íè íà ÷òî ïðàâ íå èìååò.  èòîãå ðåáåíîê ïðåäîñòàâëåí ñàì ñåáå». Ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòà, ïîêà øêîëà âíîâü íå ñòàíåò ïîëíîöåííî ó÷àñòâîâàòü â âîñïèòàíèè ó÷àùèõñÿ, à ðîäèòåëè íå ïðåêðàòÿò âñÿ÷åñêè ýòîìó ïðåïÿòñòâîâàòü, ñèòóàöèÿ áóäåò òîëüêî óõóäøàòüñÿ.

https://ria.ru/20200303/1566994117.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news

Источник