Наследственность и развитие организма ребенка

Наследственность
– способность живых организмов
накапливать, хранить и передавать
потомству наследственную информацию.
Передача и хранение наследственных
признаков обеспечивается ДНК и РНК.
Ведущее значение в передаче наследственной
информации принадлежит ДНК. Большая
длина молекулы ДНК дает возможность
«записать» определенную информацию.

Участок молекулы
ДНК, хранящий информацию определенного
признака, называется геном.Каждая
молекула ДНК включает в себя сотни генов
и представляет программу развития
многих признаков и свойств организма.
Объединяясь с особыми белками, молекула
ДНК образует в ядре хромосомы. Число
хромосом постоянно для каждого вида
животных и растений. У человека в ядрах
соматических клеток содержится 46
хромосом, а в ядрах половых – 23. При
слиянии яйцеклетки со сперматозоидом
хромосом вновь становится 46. Зародившийся
организм получает половину признаков
от матери и половину от отца.

Комбинации этих
признаков могут быть самые разные.
Данная комбинация унаследованных
признаков и определяет «генный портрет»
человека – его генотип.
Совокупность свойств организма,
приобретенных в процессе жизни, определяет
фенотипический портрет человека – его
фенотип.
Таким образом, каждому ребенку присуща
индивидуальная генетически обоснованная
программа развития.

Однако развитие
ребенка и реализация генетической
программы происходит в конкретных
условиях внешней среды. Факторы внешней
среды в зависимости от их характера,
силы и продолжительности действия могут
способствовать выходу за границы
индивидуальной программы развития.
Большое значение играет возрастной
период, так как каждый период отличается
различной чувствительностью к факторам
внешней среды.

Все факторы внешней
среды условно можно разделить на 3
группы: неорганические (температура,
свет, парциальное давление газов во
вдыхаемом воздухе, уровень радиации и
т. д.), органические (воздействие,
оказываемое на организм ребенка другими
живыми существами) и социальные
(воздействия, оказываемые на ребенка
членами семьи, которые, в свою очередь,
определяются укладом, традициями,
социальными ориентирами, материальным
достатком семьи и т. д.). К социальным
факторам относят также микроклимат,
который создается вокруг ребенка в
детских учреждениях, учебных заведениях,
а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния
факторов первой группы на рост и развитие,
в частности, влияния высокой или низкой
температуры окружающей среды, следует
обратиться к правилам Бергмана (1847) и
Аллена (1877).

Правило Бергмана
утверждает, что в пределах одного
теплокровного вида размер тела подвида
обычно увеличивается с уменьшением
температуры окружающей среды. Правило
Аллена гласит: у теплокровных животных,
относящихся к одному виду, имеется
тенденция к увеличению относительного
размера сильно выступающих частей тела
с увеличением температуры окружающей
среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях
высокой среднегодовой температуры,
отмечается преобладание длины конечностей
над длиной туловища. В то же время у лиц,
проживающих в условиях низкой температуры,
отмечается большой вес при мощном торсе
и относительно коротких конечностях.

Факторы органической
природы могут выступать по отношению
к растущему организму как симбионты –
бактерии толстого кишечника. Одни из
них расщепляют растительную клетчатку,
так как в пищеварительных соках человека
нет ферментов для ее переваривания. В
то же время многочисленные микроорганизмы
способны вызывать различные заболевания
или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение
играет социальный фактор. Ребенок может
иметь генетически детерминированные
музыкальные способности. Но отсутствие
необходимых условий не позволяет
развиться этим способностям. Или же
несовпадение социальных ориентиров
родителей с социальными ориентирами
ребенка может явиться причиной прекращения
посещения спортивной секции.

Низкая материальная
обеспеченность семьи является причиной
неполноценного питания, плохих жилищных
условий и как следствие – отставание
в физическом развитии ребенка. Огромное
значение играет микроклимат в семье.
Воспитание ребенка в состоянии
эмоционального дискомфорта (конфликты
в семье, отсутствие родительской ласки
и заботы) затормаживает его развитие.
Такое явление получило название
психосоциальная низкорослость, или
дефицит материнской ласки. Наиболее
ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того,
большинство отечественных физиологов
склонны считать, что физические упражнения
стимулируют рост скелета как в длину,
так и в ширину. Наряду с этим, в литературе
накоплен огромный материал о негативном
влиянии интенсивных физических нагрузок
на растущий скелет. Исследования
показывают, что при более ранней
интенсивной тренировочной деятельности
у детей чаще выявляются хронические
заболевания суставов, которые трудно
поддаются лечению.

Таким образом,
только рациональная программа физического
воспитания в сочетании с другими
благоприятными факторами (полноценное
питание, хорошие социальные условия и
т. д.) являются естественными стимуляторами
роста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Читайте также:  История развития ребенка обложка скачать

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека).

Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.

Читайте также:  Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка литература

Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

· неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

· органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

· социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка с нарушением интеллекта в семье

Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 10976; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10131 — | 7877 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Наследственность
– способность живых организмов
накапливать, хранить и передавать
потомству наследственную информацию.
Передача и хранение наследственных
признаков обеспечивается ДНК и РНК.
Ведущее значение в передаче наследственной
информации принадлежит ДНК. Большая
длина молекулы ДНК дает возможность
«записать» определенную информацию.

Участок
молекулы ДНК, хранящий информацию
определенного признака, называется
геном.Каждая
молекула ДНК включает в себя сотни генов
и представляет программу развития
многих признаков и свойств организма.
Объединяясь с особыми белками, молекула
ДНК образует в ядре хромосомы. Число
хромосом постоянно для каждого вида
животных и растений. У человека в ядрах
соматических клеток содержится 46
хромосом, а в ядрах половых – 23. При
слиянии яйцеклетки со сперматозоидом
хромосом вновь становится 46. Зародившийся
организм получает половину признаков
от матери и половину от отца.

Комбинации
этих признаков могут быть самые разные.
Данная комбинация унаследованных
признаков и определяет «генный портрет»
человека – его генотип.
Совокупность свойств организма,
приобретенных в процессе жизни, определяет
фенотипический портрет человека – его
фенотип.
Таким образом, каждому ребенку присуща
индивидуальная генетически обоснованная
программа развития.

Однако
развитие ребенка и реализация генетической
программы происходит в конкретных
условиях внешней среды. Факторы внешней
среды в зависимости от их характера,
силы и продолжительности действия могут
способствовать выходу за границы
индивидуальной программы развития.
Большое значение играет возрастной
период, так как каждый период отличается
различной чувствительностью к факторам
внешней среды.

Все
факторы внешней среды условно можно
разделить на 3 группы: неорганические
(температура, свет, парциальное давление
газов во вдыхаемом воздухе, уровень
радиации и т. д.), органические (воздействие,
оказываемое на организм ребенка другими
живыми существами) и социальные
(воздействия, оказываемые на ребенка
членами семьи, которые, в свою очередь,
определяются укладом, традициями,
социальными ориентирами, материальным
достатком семьи и т. д.). К социальным
факторам относят также микроклимат,
который создается вокруг ребенка в
детских учреждениях, учебных заведениях,
а затем в рабочих коллективах.

При
анализе влияния факторов первой группы
на рост и развитие, в частности, влияния
высокой или низкой температуры окружающей
среды, следует обратиться к правилам
Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило
Бергмана утверждает, что в пределах
одного теплокровного вида размер тела
подвида обычно увеличивается с уменьшением
температуры окружающей среды. Правило
Аллена гласит: у теплокровных животных,
относящихся к одному виду, имеется
тенденция к увеличению относительного
размера сильно выступающих частей тела
с увеличением температуры окружающей
среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях
высокой среднегодовой температуры,
отмечается преобладание длины конечностей
над длиной туловища. В то же время у лиц,
проживающих в условиях низкой температуры,
отмечается большой вес при мощном торсе
и относительно коротких конечностях.

Факторы
органической природы могут выступать
по отношению к растущему организму как
симбионты – бактерии толстого кишечника.
Одни из них расщепляют растительную
клетчатку, так как в пищеварительных
соках человека нет ферментов для ее
переваривания. В то же время многочисленные
микроорганизмы способны вызывать
различные заболевания или паразитировать
в организме ребенка.

Большое
значение играет социальный фактор.
Ребенок может иметь генетически
детерминированные музыкальные
способности. Но отсутствие необходимых
условий не позволяет развиться этим
способностям. Или же несовпадение
социальных ориентиров родителей с
социальными ориентирами ребенка может
явиться причиной прекращения посещения
спортивной секции.

Низкая
материальная обеспеченность семьи
является причиной неполноценного
питания, плохих жилищных условий и как
следствие – отставание в физическом
развитии ребенка. Огромное значение
играет микроклимат в семье. Воспитание
ребенка в состоянии эмоционального
дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие
родительской ласки и заботы) затормаживает
его развитие. Такое явление получило
название психосоциальная низкорослость,
или дефицит материнской ласки. Наиболее
ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме
того, большинство отечественных
физиологов склонны считать, что физические
упражнения стимулируют рост скелета
как в длину, так и в ширину. Наряду с
этим, в литературе накоплен огромный
материал о негативном влиянии интенсивных
физических нагрузок на растущий скелет.
Исследования показывают, что при более
ранней интенсивной тренировочной
деятельности у детей чаще выявляются
хронические заболевания суставов,
которые трудно поддаются лечению.

Таким
образом, только рациональная программа
физического воспитания в сочетании с
другими благоприятными факторами
(полноценное питание, хорошие социальные
условия и т. д.) являются естественными
стимуляторами роста.

Источник