Значимость проекта для образовательного развития ребенка

Значение проектной деятельности для развития ребенка.

Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, – это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему – сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер (например: взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием; практическая направленность, включение ребенка в творческую деятельность, организация взаимодействия ребенка социальной городской средой).

Реализация проекта осуществляется в игровой форма, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т.д.), может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисково-исследовательской деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги – энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему.

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А также, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Общей целью опыта в проектной деятельности в педагогической системе детского образовательного учреждения должно быть совместное переживание эмоций радости, удовлетворения от достижения успеха. Эффект от внедрения любого рода проектной деятельности в образовательно-воспитательную практику ДОУ, колоссален. Это результат содействия всех составляющих педагогической системы, который приводит к их полноценному и быстрейшему развитию.

Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Источник

Елена Викторовна Капустина
Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей

Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, осваивать, находить неординарные решения в различных ситуациях. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определённому признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: проектам, экспериментам, опытам.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание узнать и освоить всё новое – основа формирования интегративных качеств дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Пятилетних детей называют «почемучками». По-чему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветер? Почему вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько ещё разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «почемучек». Дети часто задают вопросы и моментально хотят получить ответы на них. Познавательная активность детей высокая, но самостоятельно они ещё не могут найти ответы на свои вопросы – им помогают педагоги. В своей работе мы используем методы проблемного обучения: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.

Взаимосвязь между разделами программы не даёт такой высокой результативности в развитии познавательных и творческих способностей, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. По-этому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно- творческих способностей детей. Понятие «проектная деятельность» в образовательной сфере появилось не так давно. Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Трудность заключается в том, что до-школьники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у них к этому виду деятельности проявляется, тематика и содержание проектов могут быть самыми разнообразными. Применение комплексно-тематического планирования позволяет нам эффективно внедрять в практику проекты, которые бывают индивидуальные и групповые, краткосрочные и длительные.

Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Суть взаимодействия семьи и детского сада заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребёнка, раскрытии и развитии скрытого в нём потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союз-никами в своей работе, используются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, одна из которых – совместная реализация проектов.

Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующим решению проблем. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-творческого отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и практическую ценность.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателя. Готовые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:

— постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;

— планирование работы по подготовке воспитанников;

— прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;

— практическая работа по подготовке необходимых материалов.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой техно-логии, как метод проекта, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Проектная деятельность в ДОУ должна быть приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребёнка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается мелкая моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас, легко устанавливаются контакты со взрослыми и другими детьми, развивается умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для не уверенных в себе, застенчивых детей. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлечёнными в учебный процесс участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей.

Источник

«Роль дошкольного детства в развитии человека невозможно переоценить, и от того,

как рано взрослый услышит «голос» ребёнка, зависит «взрослая» жизнь малыша».

Н.Е.Веракса.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Многие речи политиков остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы лидеров стали крылатыми.

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.

Организация и содержание образовательного процесса в нашем детском саду определяет основная образовательная программа дошкольного образования. Разработанная, утверждённая и реализуемая в образовательном учреждении на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015г. В программе указаны условия для развития проектной деятельности. Определены цели: создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию и другие.Также выделены особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
  4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Роль педагога в проектной деятельности очень важна, т.к. он должен организовать проблемную ситуацию, но при этом не навязывать свои варианты решения, т.е. уйти от привычного традиционного действия по заранее заданному образцу. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности,- умение слышать ребёнка.

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Проект уникален, так как его замысел возникает на основе новой идеи.

Попробуем разобраться в видах проектов.

Авторы нашей программы выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации.

Исследовательский проект. Как следует из названия исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает от недели до месяца.

Творческий проект. В ходе творческой проектной деятельности создаётся творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Нормативный проект. Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил по которым должны жить дети в детском саду.

Какие же названия проектов могут быть?

Исследовательские. Могут содержать вопрос? Конечно! Почему зимой холодно? Почему трава зелёная? И др.

Творческие. Зимние забавы. Творческие мастерские «Театральная», «Художественная», «Конструктивная», «Книжная», «Игровая», «Музыкальная» и др.

Нормативные. Правила пользования ножницами, Правила безопасности на прогулке зимой. Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основывается на решении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Пример. Не умеют организовать игровую деятельность, не знают правил поведения в театре, не созданы условия для развития одарённых детей, отсутствует интерес детей на занятиях математике, недостаточно знаний у детей о животных жарких стран.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Чётко обозначенная цель является залогом достигнутого результата. Она должна быть конкретной. Формулировка цели даёт ясное представление о результате.

Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий.

Примеры:

— Создание условий для развития творчества детей через …

— Возрождение традиций семейного воспитания

— Установление сотрудничества детского сада и семьи

— Привлечение интереса к книге, чтению

— Формирование у родителей желания заниматься с ребёнком дома, развивая его, общаясь с ним, зная его успехи и неудачи, помогая и вселяя уверенность в себе.

— Приобщение детей к театральной деятельности.

Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Она звучит ёмко и отражает тему проекта.

А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи. 

Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… описать… установить… выявить… сформулировать… привлечь… исследовать, обогатить жизненный и игровой опыт дошкольников, привлечь родителей к реализации проекта.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны.

Например, в младшем дошкольном возрасте определяются так:

— активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).

  В старшем дошкольном возрасте это:

— формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Задач не должно быть много 3-4.

В работе с проектом есть и еще одно отличие — предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации. Проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; Анализ и обобщение полученных данных; формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть — отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

Подробнее я остановлюсь на реализации исследовательских проектов в работе с дошкольниками.

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер.

Дошкольники старшей группы -почемучки. Им всё интересно, они с большим желанием рассматривают энциклопедии, альбомы, книги и задают много познавательных вопросов.

Часто бывает, что мы взрослые не можем ответить на вопрос ребёнка. Начинаем изучать источники, искать информацию, составляем проекты.

Моим воспитанникам интересны исследовательские проекты. Сегодня я подведу итоги нашей совместной работы. Реализация исследовательского проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа:

Первый этап предполагает создание ситуации, входе которой ребёнок сам приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый вопрос заканчивается формулировкой вопроса (Что такое электричество? Почему сыроежку так назвали? Где прячется солнышко? и др.)

На втором этапе ребёнок приступает к реализации проекта. Т.е. отвечает на поставленный вопрос. Дети с родителями начинают искать информацию в Интернете, телевизионных передачах и т.д. Без помощи родителей ему не обойтись, т.к. он не сможет самостоятельно оформить альбом или сделать записи. Но родители должны помнить о том, что автором проекта является ребёнок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребёнка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап своего проекта.

Третий этап-это презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребёнка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребёнку подготовить рассказ о проделанной работе.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию проекта Киры Кисляковой с мамой.

Четвёртый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Мы организовали выставку проектов, придумали различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

Хочется отметить, что в процессе работы над исследовательскими проектами обогатились знания детей. Дошкольники начали добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Кроме того, опыт презентации позволил детям раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношения со сверстниками.

Источник