Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка

Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка thumbnail

Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка

  • Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Она вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
  • Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
  • Семья в современных условиях не всегда может выйти из жизненных ситуаций самостоятельно. Она живет и развивается благодаря действию глубинных психологических механизмов и законов. Знание этих законов, «тайных пружин жизни семьи» позволяет педагогу ясно понять происходящее в семейном пространстве и помочь любому типу семьи сделать шаг на пути к гармонии и целостности.

Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы действительно цели школы совпадали с целями, которые ставятся родителями.

  • Общие задачи воспитания должны объединить два образовательных – воспитательных института – сельскую семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
  • Сельская семья должна рассматриваться школой, как один из наиболее значимых факторов, активно и успешно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и конкретным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ребенка, как субъекта семейно — воспитательных отношений. От этого зависит понимание ученика как индивидуальности, что позволят учесть его особенности, наклонности, а также подобрать пути и средства воспитания.

  • Семья — это педагогический фундамент. Воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. Семью следует понимать и оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе созидательной идеи, гуманности, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, чтобы он потом полностью смог себя реализовать в течение своей жизни.
  • Для того чтобы воспитать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания и доверия, а все это можно добиться только при сотрудничестве семьи, школы.
  • Таким образом, для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитании необходимо, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса, понимали его необходимость, умели анализировать деятельность и поведение своих детей. Разумная система изысканий и положительное стимулирование — путь к успеху. Педагоги должны знакомить родителей с программой учебно — воспитательного процесса, обогащать психолого — педагогическими знаниями, одобрять и поддерживать родителей при участии их в жизни школы.
  • Идеалом семьи, школы и общества является всесторонне развитый человек — образованный, физически и нравственно здоровый, закаленный, приносящий пользу и умеющий реализовать своё мастерство, умения.
  • А. С Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает одна как следует, нельзя. Мы должны организовать семейное воспитание и организационным началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».

С этих позиций и определяются основные пути сотрудничеству учителей школы с семьей:

 — Регулярное разностороннее педагогическое просвещение родителей;

— Привлечение родителей к активному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе;

 — Сотрудничество учителей—предметников с родителями;

 — Отбор и обобщение лучших методов семейного воспитания.

  • При поведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы: малочисленность семьи, воспитание одного ребенка, утрачивание семейных традиций, дефицит общения родителей с детьми.
  • В практической работе с семьей и родителями мы — педагоги используем коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы — это беседы, лекции, конференции, консультации, посещение семей родительские чтения и вечера.
  • Налаживание с родителями положительных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, изучив ситуацию или проблему, заранее продумывает ход беседы, варианты ответов. Большая целенаправленная работа заключается в том, что, направляя поток воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутренних отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры.

Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

  • Школа ставит перед собой много задач:

воспитательные, учебные и просветительские. Школа и социальный педагог должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка — чтобы его любили таким какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить и четко усвоить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.

  • Если:

 Ребенка постоянно критикуют —  он учится ненавидеть.

 Ребенка высмеивают —  он становится замкнутым.

 Ребенка хвалят и одобряют — он учится быть благодарным.

Ребенка поддерживают —  он учится ценить себя.

 Ребенок растет в упреках —  он учится жить с чувством вины.

 Ребенок растет в атмосфере терпимости —  он учится понимать других.

 Ребенок растет в честности —  он учится быть справедливым.

 Ребенок растет в безопасности —  он учится верить в людей.

 Ребенок живет во вражде —  он учится быть агрессивным.

 Ребенок живет в понимании и дружелюбие —  он учится находить людей в этом мире.

  • Эти советы возникли у меня на базе жизненных и практических наблюдений, осмысления педагогической практики.
  • Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок должен усвоить этот закон.
  • Каждый человек всю жизнь проводит в семье.
  •  Сначала в родительской, потом в собственной, затем возможно в семье своих детей.
  •  Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности и заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: « мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира и благополучия в семье. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
  • В настоящее время роль педагога становится более значимой, так как численность детей «трудного поведения» растет, а эффективности педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через четко спланированную работу с родителями.
  • А рецептом воздействия на семью в социуме, в целях повышения ее роли в социализации ребёнка является педагогическая работа.
  • Сельский педагог должен своевременно и качественно оказывать помощь семьям, выявлять причины отклонений в семейном воспитании и устранять их в тесном контакте с педагогическим коллективом. В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков — вот поле сотрудничества школы и семьи, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития.
Читайте также:  Влияние мата на развитие ребенка

Мы учителя, родители и общественность, должны объединить усилия в воспитании доброго, убежденного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь не сравнено богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый, надёжный – учитель, родитель, наставник.

Тюлячинская средняя школа

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка»

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выполнила учительница начальных классов Кошкина Э.М.

Источник

Тема. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка

Задачи :

Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка.

Сформировать у педагогического коллектива представление о различных подходах к семье в зависимости от ее структуры.

Разработать правила педагогической этики работы с родителями, памятку педагогам при работе с семьей, памятку родителям .

Оформление, оборудование педсовета

На доске записана тема педагогического совета и высказывание:

“Осуществление на деле, а не на словах индивидуального и дифференцированного похода к родителям по существу и есть основной принцип работы школы с семьей”. (Алексеева Л)

Подготовлены рабочие места для трех групп педагогов и группы экспертов (четыре стола, необходимое количество стульев, бумага для записей, ручки).

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей В.А. Сухомлинский

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Ибадуллаева Э.Р

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

1.1РАЗМИНКА (СИТУАЦИЯ) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

СИТУАЦИЯ.стр 132 (в группах) СИТУАЦИЯ 1

(участники: учительница, мать, сын

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не …

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я …

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну все!Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет!

ЗАДАНИЕ-

1.Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?(УЧИТЕЛЯ)

2.Предложите решение данной ситуации с точки зрения РОДИТЕЛЕЙ

3.В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Читайте также:  Дневник индивидуального развития ребенка раннего возраста

1.1Аргументы учителя

Аргументы родителя

Выводы экспертов

Поэтому возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

— Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

— Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

-Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив пытаются использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

4.ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»

4.1 (после выступления Ляльки Г.А) Ибадуллаева Э.Р

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу?

4.Результаты анкетирования ИБАДУЛЛАЕВА Э.Р

С целью выявления истинной картины взаимоотношений семьи и школы среди классных руководителей было проведено анкетирование с родителями нашей школы.

Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых ,выразили готовность включиться в совместную работу.

—Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Родители обсуждают и решают проблемы воспитания детей, жизни школы, участвуют в организации воспитательной работы в классе, помогают в подготовке к праздникам, различным делам, в организации экскурсий, выходов в музей. Большинство родителей помогают в ремонте и оформлении кабинетов. Жаль, что никто не может привлечь родителей к организации и проведению в школе какого-либо кружка.

—-Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

—Опытом организации работы классного родительского комитета с нами поделиться классный руководитель 5 класса Кушнирчук Е.Г..учитывая, что их дети проходят адаптационный период , знакомятся с учителями предметниками, а родителям необходимо найти контакт с этими учителями.

5.Обмен опытом(Кушнирчук Е.Г)

Ибадуллаева Э.Р.(ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Кушнирчук Е,Г)

— Какие же МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы???

6.Методы и формы взаимодействия работы с родителями(СОЛОВЕЙ С.А)

7.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

(в заключении)

Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь .“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 26 рязань

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

Психолог. “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.

8.Заключение

Каждое человеческое существо — прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством! Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

ИТОГ

Энергизатор – упражнение при окончании педсовета. Назвать свое имя и сказать определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем педсовете. (Лариса- люкс; Светлана – свет в окне; Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Светлана – супер; Оксана –очень хорошо; Майя- много хорошего и полезного; Елена – ели суп в раю здорово, притча понравилась ; Светлана – сколько интересного узнали! Спасибо!

8.Решение педсовета:

1. Продолжать искать оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка. (Отв. Администрация школы)

2. Работу с родителями “Педагогический всеобуч” спланировать с учетом современных требований личностно-ориентированного образования. Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями учащихся по классам.

(Отв.: ЗД по воспитательной работе, руководитель МО классных руководителей)

3. Организовать День открытых дверей для родителей ( посещение уроков родителями)

4.Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.).

5.Классным руководителям на родительских собраниях распространить практические советы и идеи, оформленные памяткой родителям “Мы вместе”.

Источник