Значение строительных игр для развития ребенка

Значение строительных игр для развития ребенка thumbnail

Значение строительной игры в развитии ребенка

«Дети, — писал К. Ушинский, — не любят игрушек неподвижных,  оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитятки та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным способом.

 Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семёнович писал, что одни из видов игрушек — различные материалы. Они «представляют собой самый дешёвый и самый благородный (благодарный) игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

 Строительная игра и  её воспитательное значение.

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени связана с сюжетно ролевой игрой и рассматривается как её разновидность.  У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, дома, дороги и  многое другое. В строительных играх они не только отражают (изображают) окружающие предметы, постройки, копируя их, но и приносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре,  прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной — основным является ознакомление с окружающей деятельностью людей с применением техники и её использования.

Воспитателю важно учитывать взаимодействие сюжетно-ролевой и

строительной игры. Строительство часто возникают в процессе сюжетно — ролевой: игра пароход неизбежно требует его постройки и так далее. Однако,  строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят машину, а затем уже поехали на ней и играют в шофёра и пассажиров. Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений и овладение детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления,  обогащение речи, упрощении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительный задачи способствует развитию конструктивного мышления.

На занятиях со строительными материалами осуществляется развитие сенсорных способностей детей, как умение целенаправленно рассматривать игрушки (предметы) и сооружения,  расчленять их на части (геометрические формы), сравнивать, видеть общее и различное, делать обобщения, то есть ребёнок учится наблюдать, запоминать и воспроизводить, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети применяют доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Большая роль принадлежит деятельность руки, связанная с работой сознания.  Материалистическая физиология придает огромное значение руке, как тонкому органу осязание, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предмете более полным, более глубоким. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и ротового (речевого) аппарата, человек имеет возможность воздействовать на внешний мир. Строительные игры способствуют развитию речи детей, они обогащают её новыми понятиями, терминами.

Строительная игра ценна и тем, что доставляет большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувствами радости при решении разнообразных конструктивных задач. Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, конусы, полушария),  дополнительные (пластилин, арки, кольца, трубы) и вспомогательные для украшения построек. В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, листики, тростинки и другие. Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленно обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

а) расширение представлений об окружающем мире, совокупности и сочетание в нём строительных форм;

б) обучение приема конструирования, побуждение самостоятельности их мышления;

 в) воспитание трудолюбия, правильных взаимоотношений детей в их коллективе.

Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее соединяющие пластины, доски. По размерам кубики и кирпичики должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьется координация движений рук можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, мало устойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчения детей. Материала должно быть достаточно, чтобы дети могли играть вс,е кто желает . В играх детей двух – трёх лет нет замысла или сюжета, малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, несоответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичи и так далее. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий мир и ещё сложен для них. Поэтому малышам двух – трёх лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у малышей . Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки — дворик, заборчик и организуют на этой основе игры. У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку – маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Ребёнку воспитатель дает коробку – ящичек,  в котором находятся игрушки – кукла, маленький медвежонок и строительный материал – кубики, кирпичики в достаточном количестве чтобы построить 2-3 стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приемов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет строение детей и выражает радость при их успехе. Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки, домики, лесенки, заборчики, побуждает отражать видимое  в постройках и строительных играх. Целесообразно обучать детей строительным приемам путём использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжета строительных игр.

Читайте также:  Влияние игрушек на психическое развитие ребенка

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоского изображения (фотография, рисунок) в объемную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учить детей соотносить цель и процесс строительства  с результатом. Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике использования наглядных пособий (иллюстраций, фотографий),  простых технических рисунков, обучение способом перевода плоского изображения в объемную постройку.

Воспитатель уделяет большое значение (внимание) хранению строительного материала, использование его ребёнком, участие его в уборке материала после игры. Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном месте комнаты. Детали складываются аккуратно,  устойчиво, иначе, рассыпавшись при случайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок должен брать материал и укладывать его после игры под контролем и с помощью взрослого. Воспитатель знакомит ребёнка с порядком хранение строительного материала, приучает соблюдать его, поощряет при правильном выполнении его требований, проверяет, как сложен материал после игры,  помогает детям.

Для строительных игр широко используется природный материал: снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростинки и так далее. Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки.  Малышам для игры даются обычно маленькие формочки и маленькие совочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок. Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался, ящики -песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют, закрываются сетками, чтобы песок не загрязнился и вместе с тем проветривался. Играя со снегом, дети разгребает его лопатками, насыпают горки. Поощряя игры со снегом, воспитатель следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и, вместе с тем, предупреждает чрезмерную активность, чтобы они не перегревались.

Воспитатели учит выкладывать из камешков узоры на дорожках, площадках. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения пространственных ориентировок.

Таким образом, строительные игры, при правильном руководстве ими, являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого воображения и отображения явления окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.

Источник

Библиографическое описание:

Гугуман Т. В., Семерез А. С. Значение строительно-конструктивных игр в развитии личности ребенка дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 39-42. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13184/ (дата обращения: 19.03.2020).



«Дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…» К. Д. Ушинский.

Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых.

В играх детей средства изображения предметов разнообразные в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передают взаимоотношения взрослых в процессе труда. При этом дети подражают и процессу создания самих предметов. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.

Читайте также:  Программа раннего вмешательства в развитие ребенка

Иногда постройка предшествует игре: дети строят пароход, вокзал, мост, а затем развивают сюжет; а иногда процесс постройки является собственно игрой: дети строят, например, детский сад и берут на себя роль рабочих-строителей. Необходимость постройки может возникнуть и в процессе игры. В этом случае дети переключаются на стройку, а по окончании ее продолжают развивать сюжет.

Для строительных игр дети используют разнообразные материалы: песок, глину, камни, ветки деревьев, поленья; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда, трамваи.

С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими.

Конструирование из строительного материала становится наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими постройками и сооружениями воспитатель не только помогает детям понять их значение, выделить внешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомит с этими качествами. Так, при рассматривании моста через реку нужно обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки), которые красивы своим симметричным построением.

В играх со строительным материалом осуществляется развитие сенсорных способностей детей. Дети приобретают навыки не только конструировать отдельные предметы, но и умения целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.

В процессе развития сенсорных способностей формируется умение пользоваться общественно выработанными сенсорными эталонами (геометрические формы и тела, пространственные отношения, спектральные цвета).

Действия детей становятся осознанными. В связи с этим вырабатывается способность самостоятельно овладевать обобщенными способами выполнения ряда однородных построек, а не только отдельных, конкретных. Это позволяет легко ориентироваться в измененных условиях и сооружать знакомые постройки в новых вариантах. Условия эти определяются либо педагогом, либо диктуются игрой.

Педагогу при планировании совместной деятельности необходимо подумать, какими приемами наиболее целесообразно можно решить те или иные задачи, связанные с развитием личности ребенка, его умственной деятельностью, и какими техническими умениями он должен при этом овладеть.

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, как: умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходимый материал, критические оценивать результаты своей работы и работы сверстников, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д.

Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре: гараж — для автомобилей, дом — для кукол. Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количеством материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной. Эти знания ребенок приобретает в процессе совместной с воспитателем организованной деятельности.

При сооружении игровой постройки ребенок должен считаться с расположением ее в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными наречиями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе). Иногда неправильно употребляют такие понятия, как высокий — низкий, большой — маленький и др., путают их, называя предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивные игры дают возможность педагогу закрепить правильное употребление этих понятий у детей.

Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (брусочек, пластина, кубик, пирамида и т. д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются.

Строительные игры способствуют развитию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь обогащается новыми понятиями, терминами.

Кроме того, во время сооружения игровых построек, у детей воспитываются волевые качества, умение доводить работу да конца, преодолевать при этом трудности. Большое значение имеют для организации детского коллектива. Ведь ребята часто играют со строительным материалом микрогруппами и их деятельность направлена на достижение общей цели.

Необходимо систематически направлять взаимоотношения детей. В противном случае они могут сложиться на неправильной основе. Если отношения между строящими устанавливаются стихийно, более активные и самостоятельные дети берут инициативу в свои руки: диктуют тему стройки, выполняют творческую, созидательную работу, остальные же помогают воплощать замыслы более активных детей.

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все это происходит в процессе игры, где дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев.

Читайте также:  Медведева е а музыкальное развитие ребенка

Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками нашего времени, а также с доступными для их понимания архитектурными памятниками, педагог имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассмотрении красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны.

Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой постройки. Если педагог не руководит строительно-конструктивной деятельностью, то постройки выглядят примитивными, хотя игровые запросы детей они удовлетворяют. Как правило, дети не умеют выделить наиболее характерные признаки конструктивные особенности отражаемых в постройках предметов и передавать их в своих постройках. Замысел не всегда доводится до конца. Тема может остаться та же, но исполнение ее далеко от первоначально задуманного. Если же дети и осуществляют свой замысел, то к качеству постройки очень нетребовательны: не стараются передать в ней элементарное сходство с предметом, который строят. Детей интересуют игровые возможности их построек, с которыми они хотели бы производить те же действия, что и с настоящими предметами.

Таким образом, ребенок проявляет нетребовательность к конструкции своей постройки, его удовлетворяет любое выполнение, лишь бы можно было производить с ней игровые действия.

Неумение поставить перед собой конструктивную задачу и решить ее самостоятельно приводит к тому, что дети задерживаются на одних и тех же конструкциях, изображают по преимуществу одни и те же предметы.

Такое явление можно наблюдать у детей всех возрастных групп, если они представлены сами себе.

Не всегда повторение одних и тех же тем в стройке свидетельствуют о том, что они являются любимыми у детей. Чаще это означает, что ничего другого дети просто не умеют строить, не умеют создавать новые вариации однородных построек. Педагогу следует отличать однообразные тематики построек от таких случаев, когда постройки на одну и ту же тему постепенно совершенствуются.

В таких случаях не следует спешить переключать ребенка на новую тему. Наоборот, следует помочь ему, показав иллюстрации, познакомив с отдельными приемами стройки, дать нужный совет, подвести к овладению обобщенными способами действий.

Потребность в совместных строительных играх у детей старшей группы также велика. Особенно это обнаруживается, когда дети пользуются крупным строительным материалом. Умения строить у детей далеко не одинаковы. В группе всегда кто-нибудь выделяется более широким кругозором, наличием некоторых умений, большей смелостью, инициативой. Эти дети чаще всего и являются инициаторами стройки.

Очень часто, самостоятельно, без помощи педагога дети не могут договорить о характере постройки, о том, кто какую работу будет выполнять. Каждому хочется строить самому, а не подавать материалы другому. Выполняя одну и ту же постройку, каждый настаивает на своем варианте. На этой почве иногда возникают конфликты.

Для успешной организации конструктивно-строительной игры необходимо создать в группе соответствующие условия. Прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли играть все дети или хотя бы половина группы. Материала должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по форме, и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое. Помимо настольного строительного материала, необходимо иметь и крупный строительный материал, вмещающий не только игрушки, но и самих детей. Такой строительный материал можно выносить и на участок детского сада.

Разнообразие деталей в наборах, их размеры и количество должны соответствовать игровым замыслам детей. В строительных наборах должно быть достаточное количество мелких деталей, употребляемых детьми для окончательной отделки сооружений, для украшения их. В качестве дополнительных материалов могут быть использованы флажки, звезды и другой декор.

Желательно иметь в группах строительные уголки, где находились бы все наборы, а также разнообразный иллюстративный материал, мелкие игрушки, катушки, коробочки разных форм и размеров, кусочки картона, бумага различных сортов, лоскутки, цветные карандаши, клей и т. д. Все это необходимо для создания самодельных игрушек, способствующих развитию содержания игр.

Также желательно иметь альбомы с фотографиями построек в своем городе, мостов, различных видов транспорта.

Таким образом, совместная организованная деятельность по обучению детей строительно-конструктивным играм формирует такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, способность анализировать, умение правильно ориентироваться в пространстве.

Литература:

  1. Бочарова Н. Б. Учимся конструировать. Конструирование из бумаги, разного бросового и природного материалов: Практические советы педагога. М.: «Школьная Пресса», 2009.
  2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада. Из опыта работы. М.: «Просвещение», 1990.
  3. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 30е, доп. М.: «Просвещение», 1979.- 176с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, строительный материал, постройка, игра, умение, процесс игры, правильное употребление, поставленная цель, крупный строительный материал, детский сад.

Источник