Значение слухового анализатора в развитии ребенка

Значение слухового анализатора в развитии ребенка thumbnail
Лекции.Орг

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Трудно переоценить роль устной речи как универсального средства общения, познания окружающего мира. Известно, что в жизни человеческого общества языку как средству общения принадлежит ведущая роль. Общение – одна из наиболее значительных сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Оно имеет прежде всего социальную природу. Для осуществления полноценного общения необходима способность собеседников к обмену информацией. Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка, становления его личности. Овладение словом Л.С. Выготский называл «речевым и интеллектуальным феноменом».

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побуждает проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной речи и развитию навыка произношения .

развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве.

Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Для полноценного овладения ребенком речью как средством общения и познания окружающего необходима высокая степень сохранности слуха. Овладение значениями слов, различение их по звуковому составу требует слуха, позволяющего слышать с достаточной четкостью каждое обращенное к нему слово, чтобы ребенок мог не только понять его, но и пытался повторить вслед за окружающими. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему иными, поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает их значения.

Значительно труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Сравнивая свое произношение с произношением окружающих, пользуясь слуховым контролем, ребенок постепенно достигает тех артикуляционных движений, которые требуются для реализации определенного звукового комплекса, исправляет свое дефектное произношение. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе, а, следовательно, и достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем речи. У детей с недостатками слуха слуховые представления или отсутствуют, или носят фрагментарный нестойкий характер, речь не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, без специальной помощи.

На фоне снижения слухового восприятия и слуховых ощущений у детей с нарушением слуховой функции также развиваются и обостряются зрительные, двигательные, тактильно-вибрационные ощущения, проявляются специфические особенности в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. При этом в связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются своеобразные формы общения: мимика, чтение с губ, дактилология, жестовая речь. Поэтому нарушения слуха не только ограничивают возможности общения ребенка с окружающими и обедняют диапазон его чувственных восприятий (сенсорная депривация), но и могут обусловить недоразвитие интеллекта (особенно вербального), недостаточность обретения языкового и понятийного опыта, и в целом социальную дезадаптацию.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 1314 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

метки: Ребенок, Слово, Овладение, Восприятие, Общение, Развитие, Произношение, Окружающее

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения сведений об окружающем мире. Трудно переоценить роль устной речи как универсального средства общения, познания окружающего мира. Известно, что в жизни человеческого общества языку как средству общения принадлежит ведущая роль. Общение — одна из наиболее значительных сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Оно имеет прежде всего социальную природу. Для осуществления полноценного общения необходима способность собеседников к обмену информацией. Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка, становления его личности. Овладение словом Л.С. Выготский называл «речевым и интеллектуальным феноменом».

Читайте также:  Речевая среда и развитие ребенка

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка. Отсутствие слуха побуждает проводить специальную работу в направлении обучения восприятию устной речи и развитию навыка произношения .

развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве.

Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на психосоматическом развитии ребенка. Для полноценного овладения ребенком речью как средством общения и познания окружающего необходима высокая степень сохранности слуха. Овладение значениями слов, различение их по звуковому составу требует слуха, позволяющего слышать с достаточной четкостью каждое обращенное к нему слово, чтобы ребенок мог не только понять его, но и пытался повторить вслед за окружающими. Если ребенок не слышит речевые звуки с достаточной отчетливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз казаться ему иными, поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает их значения.

16 стр., 7992 слов

Вопрос. Роль слуха в развитии речи Ре

… слухов.контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительн.восприятия и кожной чувствительности. Значима роль движ-й в овладении устной речью … речи возрастает слуховая способность ее восприятия, овладение речи способствует более продуктивному развитию слухового восприятию речи, … определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих …

Значительно труднее ребенку с неполноценным слухом научиться произношению звуков и слов. В норме ребенок усваивает произношение по подражанию на основе слуха. Сравнивая свое произношение с произношением окружающих, пользуясь слуховым контролем, ребенок постепенно достигает тех артикуляционных движений, которые требуются для реализации определенного звукового комплекса, исправляет свое дефектное произношение. Это оказывается невозможным при неполноценном слухе, а, следовательно, и достаточное накопление словарного запаса и овладение грамматическим строем речи. У детей с недостатками слуха слуховые представления или отсутствуют, или носят фрагментарный нестойкий характер, речь не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, без специальной помощи.

На фоне снижения слухового восприятия и слуховых ощущений у детей с нарушением слуховой функции также развиваются и обостряются зрительные, двигательные, тактильно-вибрационные ощущения, проявляются специфические особенности в формировании таких психических процессов, как память, мышление, речь. При этом в связи с отсутствием звуковой речи у детей развиваются своеобразные формы общения: мимика, чтение с губ, дактилология, жестовая речь. Поэтому нарушения слуха не только ограничивают возможности общения ребенка с окружающими и обедняют диапазон его чувственных восприятий (сенсорная депривация), но и могут обусловить недоразвитие интеллекта (особенно вербального), недостаточность обретения языкового и понятийного опыта, и в целом социальную дезадаптацию.

Анатомия наружного уха. Его значение в формировании слуха.

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Ушная раковина имеет сложный рельеф, образованный за счет выступов и вдавлений, что делает восстановление утраченной ушной раковины хирургическим путем весьма сложной проблемой пластической хирургии. В норме высота ушной раковины для людей европейской расы равняется длине спинки носа. Отклонения от этого стандарта могут расцениваться как макро- или микроотия, требующая (особенно макроотия) хирургической коррекции.

Значение слухового анализатора в развитии ребенка

10 стр., 4662 слов

Слуховая сенсорная система

… (organum vestibulo-cochleare) Фронтальный разрез через наружный слуховой проход. 1-ушная раковина; 2-наружный слуховой ироход; 3-барабанная перепонка; 4-барабанная … Тема: «ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»……………..………………………………………………………………………………22 Слуховая сенсорная система…………………………………………………………………………………………………………………………….22 Зрительная сенсорная система…………………………………………………………………………………………………………………………..27 …

Наружное, среднее и внутреннее ухо: 1 — ушная раковина; 2 — хрящевая часть наружного слухового прохода; 3 — костная часть наружного слухового прохода; 4 — барабанная перепонка; 5 — барабанная полость; 6 — костный отдел слуховой трубы; 7 — хрящевой отдел слуховой трубы; 8 — улитка; 9 — полукружные каналы

Элементами ушной раковины являются козелок, завиток с его ножкой, противозавиток, противокозелок, треугольная ямка, полость и челнок ушной раковины — ладья (scapha), мочка ушной раковины. Такое подробное подразделение ушной раковины необходимо в практических целях, так как позволяет уточнять место проявления патологического процесса.

Значение слухового анализатора в развитии ребенка

Ушная раковина: 1 — противокозелок; 2 — полость ушной раковины; 3 — противозавиток; 4 — ладья; 5 — ножки противозавитка; 6 — завиток; 7 — треугольная ямка; 8 — челнок раковины; 9 — козелок; 10 — наружный слуховой проход; 11 — мочка

Основу, или «скелет», ушной раковины составляет волокнистый хрящ с надхрящницей. Хрящ отсутствует в мочке, которая является как бы дупликатурой кожи с выраженной жировой клетчаткой.

Читайте также:  Значение семьи в воспитании и развитии ребенка

Кожа, выстилающая ушную раковину, неоднородна: на передней поверхности она очень тесно сращена с надхрящницей, здесь нет жировой прослойки, кожу нельзя собрать в складку. Задняя поверхность ушной раковины покрыта эластичной, нежной кожей, в норме хорошо собирающейся в складку, что используется при пластических операциях на ухе.

Полость ушной раковины, воронкообразно углубляясь, переходит в наружный слуховой проход диаметр которого вариабелен, что, однако, не влияет на остроту слуха. Длина наружного слухового прохода у взрослого человека 2,5—3 см.

У детей в возрасте до 2 лет наружный слуховой проход состоит только из перепончато-хрящевого отдела, так как костный каркас развивается позже. Этим объясняется тот факт, что у маленьких детей при надавливании на козелок усиливается боль в ухе, хотя воспаление может быть только в среднем ухе, за барабанной перепонкой (давление непосредственно на воспаленную барабанную перепонку).

25 стр., 12424 слов

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

… ушной раковины. При глухоте самостоятельное восприятие разговорной речи невозможно. Дети могут воспринимать разговорную речь с помощью слухового … ушной раковины в височных частях головы, заболевания полости носа, особенно аденоидные разрастания и тому подобное [6]. Определение причин возникновения нарушений слуховой … звуки на небольшом расстоянии от ушной раковины (гудок парохода, громкий крик, …

Наружный слуховой проход представляет собой изогнутую кпереди трубку, наклоненную книзу. Наружный слуховой проход состоит из двух частей. Наружная часть представлена хрящом, продолжающимся с ушной раковины.

Хрящевой наружный слуховой проход имеет вид желоба, задневерхняя стенка слухового прохода состоит из мягких тканей. В нижней, хрящевой, стенке имеются поперечно расположенные щели (санториниевы щели), что обусловливает распространение гнойных процессов из слухового прохода на околоушную слюнную железу.

В наружном слуховом проходе различают следующие стенки: верхнюю, в основном граничащую со средней черепной ямкой; переднюю, обращенную в сторону височно-нижнечелюстного сустава и граничащую с ним; нижнюю, граничащую с капсулой околоушной слюнной железы; заднюю, частично граничащую с пещерой и ячейками сосцевидного отростка.

Такая взаимосвязь слухового прохода с окружающими зонами предопределяет появление ряда типичных клинических признаков воспалительных или деструктивных процессов в ухе: нависание задневерхней стенки наружного слухового прохода при мастоидите, болезненность при жевании в случае возникновения фурункула на передней стенке слухового прохода. Кожа слухового прохода неоднородна на всем его протяжении. В наружных отделах кожа содержит волосы, много потовых и видоизмененных сальных (церуменозных) желез, вырабатывающих ушную серу.

В глубоких отделах кожа тонкая, является одновременно периостом и бывает легко ранима при протирании слухового прохода, различных дерматозах. Кровоснабжение наружного уха осуществляется ветвями наружной сонной и внутренней челюстной артерий. Лимфоотток происходит в лимфатические узлы, располагающиеся впереди и над козелком, а также позади ушной раковины, верхушки сосцевидного отростка.

Это необходимо учитывать при оценке возникшей припухлости и болезненности в данной области, что бывает связано как с поражением кожи слухового прохода, так и с поражением среднего уха. Иннервация кожи наружного уха осуществляется ветвями тройничного нерва (ушно-височный нерв — ветвь от нижнечелюстного нерва), ушной ветвью блуждающего нерва, большим ушным нервом из шейного сплетения, задним ушным нервом от лицевого нерва. Наружный слуховой проход в глубине заканчивается барабанной перепонкой, которая разграничивает наружное и среднее ухо.

6 стр., 2763 слов

Предмет, метода задачи курса «Методика развитие слухового восприятия»

… относятся: · слуховой проход; · наружное ухо; · система косточек; · небольшая часть внутреннего уха. При этом страдает функция звуковой волны преобразования ее в механические колебания. Страдает … мозга. Есть смешанная форма тугоухости, когда страдают оба отдела слухового анализатора. Колеблется барабанная перепонка, система косточек передает на улитку. Затем на уровне …

Значение слухового анализатора в развитии ребенка

Наружное ухо

Наружное ухо. Ушная раковина у живых организмов работает как приемник звуковых волн, которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата.

Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но вот многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука.

Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука.

Таким образом, мозг получает дополнительную информацию для уточнения местоположения источника звука. Этот эффект иногда используется в акустике, в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников. мозг местоположения источника звукаакустике наушников

Читайте также:  Половое развития ребенка в фото

Функция ушной раковины улавливать звуки; ее продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет мм.

Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные, а также серные железы, представляющие собой видоизмененные потовые.

Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделен барабанной перепонкой. Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают ее колебания. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей, его нижняя часть, называемая мочкой, — кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям, поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована.

8 стр., 3694 слов

Музыкальный звук как знак

… соображения, музыкальный звук следует мыслить как упругие колебания (физический феномен); слуховой и вокализационно- … Кольцо Нибелунга», представляющие собой иконически нейтральные звуковые формы, с которыми композитор связал, … слуховой чувствительности. Что представляет собой воспринятый звук как физиологический феномен? Во-первых, это — физико-механический процесс: колебательные движения барабанной …

Среднее ухо. Анатомия, физиология. Участие в формировании воздушной проводимости.

Среднее ухо состоит из барабанной полости, объем которой не превышает 1 см кубического. Внутри барабанной полости расположены три слуховые косточки: молоточек, стремечко и наковальня. Благодаря им осуществляется передача звуковых колебаний от барабанной перепонки. Колебания, при этом, усиливаются.
Интересным является тот факт, что вышеуказанные косточки — самые мелкие во всем скелете человека. Молоточек имеет рукоятку, благодаря которой соединен с барабанной перепонкой, и головку, которая связывает его с наковальней. Наковальня связана со стремечком, которое закрывает овальное окошко уже внутреннего уха. Не стоит забывать о том, что среднее ухо имеет соединение с носоглоткой благодаря евстахиевой трубе.
Основной функцией трубы является выравнивание давления с наружной и внутренней части барабанной перепонки.

Значение слухового анализатора в развитии ребенка

Строение среднего и внутреннего уха

В случае воздушной проводимости звуковые волны попадают в наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки, передающиеся на слуховые косточки — молоточек, наковальню и стремечко; смещение основания стремечка, в свою очередь, вызывает колебания жидкостей внутреннего уха и затем — колебания основной мембраны улитки.

6.3.5. Воздушная проводимость звука

Воздушные звуковые волны от источника звука, распространяясь, по наружному слуховому проходу достигают барабанной перепонки и вызывают ее колебания, которые через систему слуховых косточек передаются на овальное окно. Смещение стремени в полость лестницы преддверия вызывает колебания перилимфы, которые через геликотрему передаются перилимфе барабанной лестницы, и происходит смещение мембраны круглого окна в сторону барабанной полости среднего уха (рис. 56).

11 стр., 5232 слов

Анализ особенностей восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека

… почти не слышимая, но колеблющая барабанную перепонку, произведет ощущение «таинственности», создаст … колебаниях, подобных тем, которые вызывают звуковые волны. Замерив звуковой фон специальной аппаратурой, Тэнди обнаружил звуковые … мембраной громкоговорителя). Воздушная среда совершенно необходима для распределения звука в пространстве; её возвратно – поступательные движения во время колебаний …

Значение слухового анализатора в развитии ребенка

Рис. 56. Схема распространения звуковых колебаний в улитке:

1 — наружное ухо, 2 — среднее ухо, 3 — улитка

Упругость мембраны круглого окна позволяет перилимфе смещаться между овальным и круглым окнами при воздействии звуковых волн. Колебания перилимфы верхнего канала улитки через тонкую вестибулярную мембрану передаются на эндолимфу улиткового протока. В результате перемещений перилимфы и эндолимфы приводится в движение основная мембрана с расположенным на ней кортиевым органом, что вызывает колебание волосковых клеток. Волоски этих клеток, касаясь покровной мембраны,деформируются, что является причиной возникновения возбуждения (потенциала действия) в рецепторных слуховых клетках. Таким образом, во внутреннем ухе происходит преобразование физической энергии звуковых колебаний в возбуждение слуховых клеток, возникающие нервные импульсы по волокнам слухового нерва и проводящим нервным путям поступают в подкорковые отделы, а затем — в слуховую сенсорную зону коры головного мозга. Экспериментально установлено, что в улитке при звуковом раздражении возникают переменные электрические токи, которые по своему ритму и величине полностью повторяют частоту и силу звуковых колебаний. Улитка как бы играет роль микрофона, преобразующего механические колебания в электрические потенциалы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник