Значение семейного воспитания в развитии личности ребенка

Значение семейного воспитания в развитии личности ребенка thumbnail

Оксана Шпортко
Значение семейного воспитания в развитии ребенка

Значение семейного воспитания в развитии ребенка.

Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая позволяет разработать научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка. Семейная педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах скалывается благоприятная обстановка для развития ребенка, а при каких непременно возникнут трудности. Воспитание в семье осуществляется постоянно на примере авторитета взрослых и семейных традиций, через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка. Но в семейном воспитании нет четких организационных форм, как, например, занятие или уроки. О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. К. Д. Ушинский считал, что пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же ни куда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опыт и за которой не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли.

Семейное воспитание является одной из форм воспитания гражданина в обществе, сочетающая целенаправленные действия взрослых (родителей) с влиянием жизнедеятельности семьи, сопровождаемая стихийными воздействиями, неосознанными, неконтролируемыми, например, манера поведения, привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день.

В семье происходит самый важный и неповторимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются: нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль, то есть социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Особую роль играет семья в воспитании дошкольника. Это первая среда, формирующая его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. Семья для дошкольника – это тот социальный мир, в котором он приобщается к социальной жизни, узнает нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры между членами семьи. Педагоги говорят о такой парадоксальной ситуации, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей, и наоборот, в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким уровнем образования воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.

Основа семейного воспитания –это эмоциональный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Особо ярко проявляется привязанность матери к своему малышу, которая вначале обусловлена биологически, но постепенно все более и более окрашивается социально значимыми чувствами. Любовь малыша к матери не дана ему от рождения, однако постоянное близкое общение с нею вызывает ответную любовь, которая сохраняется на всю жизнь. Ребенок ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радость и удовольствия исходят от родных. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности, то есть замедлению усвоения норм, правил, привычек социального поведения и даже к формированию асоциального поведения.

Читайте также:  Программа развития ребенка первого года

Особенности семейного воспитания – постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.

Воспитательный процесс в семье – это явление, не имеющее начала и конца, осуществляемое постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Ведущими педагогами и психологами доказано, что чем выше образование и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая проводит с ребенком хотя и меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения количества времени для общения родителей и детей не дает положительных результатов, не обогатит общения в случае духовной неподготовленности взрослых устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются объективные возможности для естественного включения ребенка в ее бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезную деятельность (во дворе дома, в детском саду, опосредованное приобщение ребенка к труду родителей: если ребенок, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Трудовое воспитание детей в семье оказывает положительное влияние на семейные взаимоотношения родителей и детей. Приобщая ребенка к домашнему труду, к совместной деятельности с взрослым, родители способствуют развитию коллективистской направленности его поведения и среди сверстников.

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, где, как правило, совместно проживают 2-4 поколения, имеющих разную жизненную позицию. Члены семьи оказывают друг на друга влияние, представляя собой малую социальную группу. Семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать. Семейное воспитание необходимо и для самой семьи, так как при этом обогащаются внутрисемейные связи, расширяется круг интересов семьи, родители как бы имеют возможность возвращаться к пройденным этапам своей жизни.

Воспитательная функция семьи зависит и от ее структуры, т. е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее членами. Семья с ее порядком является для ребенка основой построения соответствующих понятий, это государство в миниатюре. Выделяются разные семьи по структуре, например неполная семья, состоящая из ребенка и одного взрослого, чаще всего матери; двух- и трехпоколенные семьи, когда совместно проживают несколько поколений

В семьях наиболее часто наблюдаются два полярных характера воспитания – авторитарное и свободное. Авторитарное воспитание – это тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность. Такие родители злоупотребляют ограничениями, требуют беспрекословного себе подчинения. В качестве примера можно привести типичную реакцию родителей на справедливые настояния ребенка: «Замолчи! Делай, как тебе говорят! Отстань!» и т. п. В таких условиях дети, особенно мальчики, растут либо агрессивными, либо безвольными. Частые запреты отрицательно влияют на психику детей.

Родители, которые придерживаются принципа свободного воспитания, считают, что ребенок должен развиваются без ограничений, обязанностей. В условиях вседозволенности может сформироваться личность, не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание права и интересы других людей. Многие родители думают, что неприятности с детьми происходят «вдруг», но это «вдруг» подготовлено и обусловлено целым рядом обстоятельств, которых они не замечали.

Родители, уважающие личность ребенка, считаются с его мнением, потребностями, интересами, стремятся понять смысл его поступков, посмотреть на ситуацию его глазами. В. А. Сухомлинский писал о своей твердой убежденности в том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникать в духовный мир ребенка. Беду многих учителей он видел в том,что они забывают: ученик – прежде всего живой человек, вступивший в мир человеческих взаимоотношений. Эти мысли известного педагога относятся и к родителям.

Исследователями семьи выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания.К ним относятся:

– отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;

Читайте также:  Раннее развитие для годовалого ребенка

– однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

– неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткость к ребенку сочетают с попустительством.

О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова и др., в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Источник

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому

Значение семейного воспитания и взаимоотношений

в формировании личности ребенка

Семья это социальный институт формирования личности ребенка. Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения.

Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих воз­растным особенностям ребенка на каждой ступени развития и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка

Типы семейных взаимоотношений

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве

Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

«Невмешательство» При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Равнодушные родители. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Развитие самосознания ребенка в зависимости от особенностей семейного воспитания.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Адекватное и неадекватное поведение ребенка.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль воспитания оказывают влияние личностные качества родителей

Создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях возраста, о формах и методах детского воспитания, способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.

Социальный педагог Чугунова И.К.

Источник