Значение раннего возраста в развитии личности ребенка

Значение раннего возраста в развитии личности ребенка thumbnail

Второй год жизни
характеризуется тремя
основными приобретениями
:
дети начинают ходить, говорить, действовать
с предметами. Своеобразно протекает
формирование эмоциональной сферы. Речь
становится средством общения. Большое
значение имеет развитие способности к
подражанию. Благодаря этому увеличивается
активный словарь детей, они начинают
воспроизводить в игре действия, которые
видят. К концу года формируется
сюжетно-отобразительная игра. Развиваются
элементы наглядно-действенного мышления.
Проявляется отзывчивость на музыку и
художественное слово. Малыши усваивают
некоторые правила поведения, охотно
выполняют поручения взрослого, обращаются
к нему по своей инициативе. Дети становятся
самостоятельнее в самообслуживании,
что высвобождает больше времени для
игр. Появляются простейшие взаимоотношения
со сверстниками, интерес к их деятельности.
Появляются элементы совместной
деятельности.

Заметно снижается
темп Физического развития. Совершенствуется
нервная система, что отражается на
повышении работоспособности. Разная
длительность бодрствования в начале и
в конце года обусловливает различия в
режиме дня. Дети в возрасте от I года до
I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после
I года 6 мес. — I.

Режимные процессы
занимают довольно много времени, поэтому
их следует максимально использовать
для развития малышей (для формирования
навыков самообслуживания, расширения
ориентировки в окружающем, развития
речи). Постепенно совершенствуется
ходьба, возникает бег, развивается
лазанье, метание. Важно создавать условия
для разнообразной двигательной активности
детей. Этому способствует правильное
оборудование групповых комнат. Нельзя
ограничивать двигательную активность
детей (усаживать их на стульчики или на
ковер и занимать рассказыванием, чтением,
показом игрушек).

Для детей этого
возраста характерны яркая эмоциональность,
непосредственность. Вместе с тем
настроение детей, их поведение
характеризуются неуравновешенностью,
особой импульсивностью. Бурная радость
легко сменяется плачем; возможно
проявление гнева, ревности. Это чаще
всего наблюдается у детей, избалованных
вниманием взрослых. Чувство радости у
малышей вызывают движения, игрушки,
появление животных. Но особое удовольствие
доставляет общение со взрослым, особенно
«деловое». Сотрудничество со
взрослым служит источником не только
положительных эмоций, но и развития
психики малыша. В условиях общественного
воспитания очень рано возникают контакты
между детьми: от интереса я сверстнику
как к объекту, к его внешности, поведению
до появления подражания ему, совместных
действий, игр с ним. В процессе общения
друг с другом они получают дополнительные
впечатления от окружающего, развивается
познавательная деятельность, способность
действовать по подражанию, проявляются
и развиваются инициативные действия.
Общение с другим ребенком стимулирует
проявление индивидуальных способностей,
помогает формированию адекватных
представлений о себе, налаживанию
совместных практических действий.
Взрослые должны помогать ребенку
вступать в контакт со сверстниками. Для
этого организуются ситуации «чистого
общения», «контактов взглядов»,
«эмоциональные игры». Взрослые
должны предупреждать конфликты между
детьми. Уровень детских взаимоотношений
зависит от уровня общего развития детей
и от уровня того вида деятельности, на
фоне которого они возникают. Нужно
стремиться к тому, чтобы доброжелательные
чувства, возникающие непроизвольно
между детьми, постепенно распространялись
и на совместную предметную деятельность.

В развитии
речи
детей
наблюдается диспропорция в темпах
развития понимания и активной речи. В
первом полугодии интенсивно развивается
понимание и медленно активная речь.
Формируется способность обобщения —
это мысленное выделение общего в
предметах и явлениях и основанное на
атом мысленное их объединение. Важно
наличие в группе одинаковых игрушек,
отличающихся по цвету, форме, величине,
материалу. В разговоре с ребенком
взрослые должны подчеркивать характерные
признаки предметов. Важно восприятие
предметов ребенком при помощи разных
анализаторов. Приемы: учить узнавать
называемый взрослым предмет среди
знакомил, среди незнакомых, близких по
одному признаку, сходных по многим
признакам. Развитие речи осуществляется
одновременно с расширением у детей
ориентировки в окружающем. В процессе
общения нужно обозначать словом все
то, что заинтересовало малыша, что
доступно его пониманию. Развитие
собственной речи происходит медленно.
К I году б мес. в активном словаре
насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей
непохожа на речь взрослых, ее называют
автономной (облегченные слова). С
появлением собственной речи значительно
расширяются возможности общения, что
способствует обогащению словаря. К 3-м
годам в нем насчитывается до 300 слов.
Взрослый должен активизировать речь
детей: совершенствовать способность
малышей подражать звукам и словам, учить
детей отвечать на вопросы облегченными
словами и т.д.

Предметная
деятельность

— ведущая в этом возрасте не только
потому, что она преобладает в атом
возрасте, но и потому, что она имеет
исключительное значение для качественного
формирования психики. Дети осваивают
действия с предметами, развивается
глазомер, координация Движений.
Обогащается сенсорный опыт. Развивается
мышление и речь. Тренировка мелких
движений пальцев активизирует
функционирование речевой зоны мозга,
что влияет на развитие активной речи.
Развиваются сосредоточенное внимание,
самостоятельность, умение добиваться
определенного результата.

В самостоятельной
деятельности детей большее место
занимают предметные действия с игрушками,
отображающими близкие и понятны ребенку
образы людей, животных, предметы обихода.
Воспроизведение действий людей, знакомых
жизненных ситуаций составляет содержание
сюжетно-отобразительной
игры
.
Действия с игрушками начинает формироваться
в совместной деятельности со взрослыми
в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные
действия с одной игрушкой малыш повторяет
многократно. Позже наблюдается перенос
действий с опия-го предмета на другие.
Игрушки меняются, а само действие
остается. неизменным. Появляются действия
с игрушками, являющиеся отражением
отдельных моментов жизни ребенка и
окружающих его взрослых. Ребенок может
воспроизвести подряд несколько действий,
пока еще не связанных между собой. В них
отсутствует жизненная логика. Игра
носит процессуальный характер. 2-е
полугодие 2-го года жизни характеризуется
разлитием сюжетно-отобразительной
игры: появляются отдельные элементы
сюжета, однако дети еще не заботятся о
правильной последовательности действий.
Необходимо создание предметно-игровой
среды. Важен также комплексный метод
руководства играми детей: I) ознакомление
с окружающим при активной деятельности
детей; 2) использование обучающих игр,
активизирующих реальный опыт детей; 3)
организация игровой среды с использованием
игрушек, разных по степени обобщенности
образа (реальных, условных,
игрушек-заместителей); 4) активизирующее
общение взрослого с детьми в процессе
игры.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Своеобразие
обучения

в этом возрасте состоит в том, что
усвоение первых знаний и умений происходит
в практической деятельности детей при
непроизвольном внимании и запоминании,
под непосредственным руководством
взрослых. Обучение строиться на основе
наглядно-действенного метода обучения,
предполагающего организацию восприятия
детей на основе как можно большего числа
анализаторов, включения их активной
деятельности и речи. Этот метод базируется
на ведущих принципах дидактики:
использование наглядности в сочетании
со словом, принцип активности и посильной
самостоятельности. Важны и такие
принципы, как планомерность, повтор-кость,
эмоциональность. Занятия проводятся
по следующим разделам программы: развитие
речи, ознакомление е окружающим и
природой; сенсорное развитие, обучение
действиям с дидактическими игрушками,
стройматериалом, предметами-орудиями,
развитие движений, музыка. Занятия
проводятся по подгруппам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    11.02.2016476.67 Кб71,2,5,6,7,8,11,13,14,17,18.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие
личности ребенка начинается с раннего детства.

В раннем детском
возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от
принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает – сотрудничество,
доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик,
наказание. Это будет определяющим.

В результате
складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося
признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от
ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного,
капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для
формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. И
в этом они были правы. Однако причины, его определяющие, нередко
мистифицировали.

В
действительности дело в том, что ребенок с первых месяцев сознательной жизни
находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности (здесь
большую роль играют особенности его высшей нервной деятельности, его
нервно-психической организации) усваивает тип отношений, которые в ней
сложились, претворяя их в черты своей формирующейся личности.

Воспитание
ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, как правило,
протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, «под
руководством» воспитателя. Здесь возникает новая ситуация развития личности.
Если переход к новому периоду не подготовлен успешным завершением фазы
интеграции в предыдущем возрастном периоде, то здесь (как и на рубеже между
любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития
личности. В психологии давно был установлен факт «кризиса трехлетних»,
через который проходят многие малыши.

Дошкольный
возраст. Ребенок включается в группу ровесников в детском саду, управляемую
воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с
родителями наиболее значимым лицом. Укажем фазы развития личности внутри этого
периода. Адаптация – усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями и
воспитателями поведения. Индивидуализация – стремление каждого ребенка найти в
себе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видах
самодеятельности, либо в шалостях и проказах. При этом дети ориентируются не
столько на оценку сверстников, сколько на родителей и воспитательниц.
Интеграция – согласованность стремления обозначить свою неповторимость и
готовности взрослых принять в ребенке только то, что соответствует важнейшей
для них задаче – обеспечить ему безболезненный переход на новый этап
воспитания, – третий период развития личности.

Содержание
нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность
нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого
понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо
различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе
норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах
жизни и деятельности.            Нравственность
человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек,
связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки
весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной
воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований
в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение. Но
что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению
личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений,
предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных
сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими
людьми.

Читайте также:  Центр развития ребенка пчелка в челябинске

Мораль общества
охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно
четко представить содержание воспитательной работы по формированию
нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование
следующих моральных отношений:

А) отношение к
политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития ;
правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание
моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и
свободе народов;

Б) отношение к
родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной
и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура
межнациональных отношений;

В) отношение к
труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины
труда;

Г) отношение к
общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и
умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к
людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота
о семье и воспитании детей;

Е) отношение к
себе: высокое сознание общественного долга; чувство   собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое
из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований,
которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и
поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание
нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую
многогранность.

Но для
нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его
содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно считать
нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность
нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд,
напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении
и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно
выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою
“нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других
преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не
что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных
условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и
начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях
обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы
общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной,
чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним
общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру,
справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это
имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать;
нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы
его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”.

Нравственным
нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали
выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и
привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении
нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым
только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в
обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний
категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого
выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания,
взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение
придавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник в
отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности
можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего
побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные
взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им
привычек поведения и   составляет
глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле
нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее
совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему
раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть
и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее
нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
личностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние – пишет
Чингиз Айтматов, – одно из великих достижений человеческого духа – в наши дни
дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира
современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния,
без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – в
действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”. Все это
показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее
моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления
к моральному благородству.

Читайте также:  Развитие ребенка до года стихи и песенки

Фактор – движущая
сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к
действию.

Факторы, влияющие
на развитие личности:

-наследственность;

-среда;

-воспитание;

-деятельность.

Развитие
человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора
наследственности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
– это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые
передаются от родителей к детям, что заложено в генах (задатки, морфологические
признаки, темперамент, характер, способности).

Человек от
рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют
существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как
динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

СРЕДА – те
условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3
видов:

— биологическая
(климат);

— социальная (общество);

-педагогическая
(учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор
развития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможность
видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило,
стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечно
же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать
ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от социальной
среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и
др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на
формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь
в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать
его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со
средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая
ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со
взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

ВОСПИТАНИЕ –
целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.
Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени
развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве
основного, определяющего фактора ее развития.

Особенности
воспитания как фактора развития личности:

в отличие от первых двух факторов оно
всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего)
характер. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно
обоснованным программам.;

— оно всегда
соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором
происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда
имеются в виду положительные воздействия;

— воспитательный
процесс строится по определенной системе. Единичное воздействие не приносит
ощутимых результатов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на
изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Наследственность,
среда, воспитаниеэти факторы при
всей их значимости и необходимости все же не обеспечива­ют полноценного
развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого
ребенка: он никак не влияет на то, что будет за­ложено в его генах, не может
изменить среду, не определя­ет цели и задачи собственного воспитания.

Но человек
обладает удивительной особенностью –
активностью. Активность проявляется в познании мира. Именно активность
позволяет малышу овладевать способами действия с предметами. Таким образом,
активность как свойство живого орга­низма выступает в качестве необходимого
условия и пред­посылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы разныевиды деятельности:
игру, труд, учение. Каж­дый из видов деятельности направлен на удовлетворение
каких-то потребностей: играна
удовлетворение потреб­ности проявить активность в той сфере, в которой
невоз­можно реальное действие; труд- на удовлетворение по­требности в получении
реального результата, в самоут­верждении, учениена удовлетворение потребности в познании и т.д.

Рассмотренные факторыобеспечивают
развитие ребенка как человеческого существа.

Таким образом, развитие личностиэто процесс, подчиненный определенным, вполне объективным
закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология не
видит в личности лишь точку приложения внешних сил. За личностью остается
выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на
поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не
возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений.
Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и
представляет, каким он хотел бы себя видеть. В самом общем виде развитие
личности есть становление особой формы целостности или, как говорил Флоренский,
«единомножия», включающего четыре формы субъектности: субъекта
витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и
субъекта самосознания.Иначе говоря,
становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу,
присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других,
проявляя себя перед самим собой. 

Источник