Особенности развития познавательной сферы ребенка в младшем школьном возрасте

Как уже было сказано в предыдущей части нашей курсовой работы к планируемым результатам формирования познавательных УУД в начальной школе относят действия младших школьников, отражающие методы познания окружающего мира.

К этой группе познавательных универсальных действий относят следующие умения:

· различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

· выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

· анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

· фиксировать их результаты;

· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

· проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

· применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

· презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Особенности формирования у младшего школьника каждого из перечисленных универсальных учебных действий обусловлено спецификой развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Остановимся на каждом из этих процессов подробнее:

Особенности развития внимания

Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием.

Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей. Произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15–20 минут, поэтому учителя начальных классов прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания.

Особенности восприятия в младшем школьном возрасте

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Особенности развития памяти

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую ( искусственный прием, способствующий запоминанию)  задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Уже в 1 классе у детей вырабатывается и различение самих мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.. Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Можно отметить также, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее – абстрактные понятия.

Особенности развития мышления

Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связано с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в то же время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебным материалом.

Итак, важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Вышеназванные психологические новообразования в младшем школьном возрасте предопределяют специфику освоения обучающимися методов познания окружающего мира (анализ, синтез, сравнение, классификация).

Перечисленные выше операции мышления в младшем школьном возрасте, при переходе из класса в класс, становятся все более обобщенными, ситуативно-независимыми Если дошкольнику бывает трудно без наглядного изображения классифицировать предметы, выделить их свойства, то младшему школьнику уже под силу осуществлять эти действия по описанию, когда задача подается в языковой форме Операции мышления младшего школьника исследовали такие психологи, как Л С Выготский, М.Н Шардаков, Т.В.Косма, Н.О.Менчинская, В.В.Скрипченко.

Особенности анализа в младшем школьном возрасте: учащиеся могут анализировать значительный по объему материал, учитывая различные его компоненты. Дети постепенно стремятся рассмотреть узнаваемый предмет в целом, включая все его части, хотя и не умеют еще в устанавливать взаимосвязи между ними.

Анализ происходит в определенном порядке, а не хаотично, что свидетельствует о его систематичности. Например, выделяя части тела собаки, ребенок делает это последовательно — от головы до хвоста. Сначала ученик называет целые блоки, а затем детализирует их Например, у собаки голова, туловище, лапы, хвост на голове собаки пара глаз, ушей, нос и т т. д.

Особенности анализа в младшем школьном возрасте: синтез у младших школьников проявляется в способности выполнять такие задачи, как определение предмета по его признакам, установление связей между целым и его частью (задания типа «Определи, с которого дерева эти листочки»,»Совмести линией овощи и фрукты с животными, которые ими питаются»). Такие задачи ребенок выполняет хуже, чем аналитический характер, что свидетельствует о том, что синтез в развитии отстает от анализа. Это проявляется и в характерной ошибке, которую назвали «коротким замыканием». Она заключается в том, что ребенок затрудняется установить связи между всеми условиями задачи, некоторые из них не находят места в рассуждениях ребенка Она охватывает анализом часть условий задачи, упуская в них существенные моменты.

Читайте также:  Ранняя диагностика психологического развития ребенка

На основе процессов анализа и синтеза у младших школьников формируются сложные мыслительные действия классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации

Ученики классифицируют предметы по нескольким общим признакам Геометрические тела умеют сгруппировать по форме, размеру, цвету: кубики красные маленькие, кубики красные крупные, шары синие маленькие, шары июня рванет большие т.п. В младших школьников возникает способность при классификации ориентироваться на внутренние общие признаки, а не только на внешние. Так, они умеют создать группы слов по признаку их принадлежности к частям речи: глаголы, существительные, прилагательные.

При обобщении младшие школьники все в большей степени ориентируются на существенные общие признаки. Так, они объединяют в одну группу задачи с различными конкретными условиями: добавление яблок, ящиков, карандашей и т.д. Под влиянием требований учебной деятельности постепенно совершенствуются и способы обобщения, от преимущественно наглядно-языковых дети переходят к понятийно-языковым способам.

Особенно хорошо удаются ученикам задание на сравнение предметов, гораздо хуже на сравнение абстрактного материала (слов, явлений) В целом обучение младших школьников умению сравнивать преподносит их аналитико-синтетическую деятельность на более высокий уровень.

Абстрагирование позволяет детям отделять свойства от его носителя — конкретного предмета. На основе способности к абстрагированию учащиеся усваивают первые научные понятия.

Таким образом, освоение младшим школьниками методов познания окружающего мира напрямую связано с особенностями развития познавательной сферы обучающихся в этом возрасте (постепенный переход от непроизвольности к произвольности восприятия, внимания, памяти, направленность на запоминание наглядной информации, переход от наглядного к словесно-логическому мышлению, преимущественное развитие способностей к анализу информации по сравнению с ее синтезом, совершенствование способов классификации и сравнения, направленность на выделение в предлагаемом материале не только внешних, но и внутренних связей).

Перечисленные особенности развития познавательной сферы учитель начальных классов должен учитывать при использовании различных средств обучения с целью освоения младшими школьниками методов познания окружающего мира. Одним из таких средств обучения являются уроки-путешествия, которые учитель может проводить не только в процессе урочной и на внеурочной деятельности.

В следующей части нашей курсовой работы мы рассмотрим особенности организации уроков-путешествий в начальной школе.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1703; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9022 — | 7290 — или читать все…

Источник

Согласно
Л.С. Выготскому, с началом школьного
обучения мышление выдвигается в центр
сознательной деятельности ребенка.
Развитие словесно-логического,
рассуждающего мышления, происходящее
в ходе усвоения научных знаний,
перестраивает и все другие познавательные
процессы: “память в этом возрасте
становится мыслящей, а восприятие —
думающим” (Эльконин Д.Б., 1989, с. 56). Согласно
концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное
развитие ребенка 7-11 лет находится на
стадии конкретных операций. Это значит,
что в указанный период умственные
действия становятся обратимыми и
скоординированными. По мнению Даниловой
Е.Е., младший школьный возраст является
сензитивным:

  • для
    формирования мотивов учения, развития
    устойчивых познавательных потребностей
    и интересов;

  • развития
    продуктивных приемов и навыков учебной
    работы, “умения учиться”;

  • раскрытия
    индивидуальных особенностей и
    способностей;

  • развития
    навыков самоконтроля, самоорганизации
    и саморегуляции;

  • становления
    адекватной самооценки, развития
    критичности по отношению к себе и
    окружающим;

  • усвоения
    социальных норм, нравственного развития;

  • развития
    навыков общения со сверстниками,
    установления прочных дружеских
    контактов.

Согласно
Ермолаеву О.Ю., на протяжении младшего
школьного возраста в развитии внимания
происходят существенные изменения,
идет интенсивное развитие всех его
свойств: особенно резко (в 2,1 раза)
увеличивается объем внимания, повышается
его устойчивость, развиваются навыки
переключения и распределения. К 9-10 годам
дети становятся способны достаточно
долго сохранять и выполнять произвольно
заданную программу действий. По мнению
Даниловой Е.Е., в младшем школьном
возрасте память, как и все другие
психические процессы, претерпевает
существенные изменения. Суть их состоит
в том, что память ребенка постепенно
приобретает черты произвольности,
становясь сознательно регулируемой и
опосредованной. Неумение ребенка
запоминать сказывается на его учебной
деятельности и влияет в конечном итоге
на отношение к учебе и школе. В младших
классах, где от ученика требуется лишь
простое воспроизведение небольшого по
объему материала, способ “просто
запомнить” позволяет справляться с
учебной нагрузкой. На нередко он остается
у школьников единственным на протяжении
всего периода обучения в школе. Это
связано в первую очередь с тем, что в
этом возрасте ребенок не овладел приемами
смыслового запоминания, его логическая
память осталась недостаточно
сформированной. Таким образом, процесс
развития логической памяти у младших
школьников должен быть специально
организован, поскольку в подавляющем
большинстве дети этого возраста
самостоятельно (без специального
обучения) не используют приемы смысловой
обработки материала и с целью запоминания
прибегают к испытанному средству —
повторению. Продолжая разговор о
сенситивности, Данилова Е.Е. говорит о
том, что младший школьный возраст
сенситивен для становления высших форм
произвольного запоминания, поэтому
целенаправленная развивающая работа
по овладению мнемической деятельностью
является в этот период наиболее
эффективной. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина
выделили 13 мнемических приемов, или
способов организации запоминаемого
материала: группировка, выделение
опорных пунктов, составление плана,
классификация, структурирование,
схематизация, установление аналогий,
мнемотехнические приемы, перекодирование,
достраивание запоминаемого материала,
серийная организация, ассоциации,
повторение (Познавательные процессы…,
1990).

Согласно
Л.С. Выготскому, с началом обучения
мышление выдвигается в центр психического
развития ребенка и становится определяющим
в системе других психических функций,
которые под его влиянием интеллектуализируются
и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка находится на переломном
этапе развития. В этот период совершается
переход от наглядно-образного к
словесно-логическому, понятийному
мышлению, что придает мыслительной
деятельности ребенка двойственный
характер: конкретное мышление, связанное
с реальной действительностью и
непосредственным наблюдением, уже
подчиняется логическим принципам,
однако отвлеченные, формально логические
рассуждения детям еще не доступны. Так
же с развитием мышления связано
возникновение важных новообразований
младшего школьного возраста: анализа,
внутреннего плана действий, рефлексии.
Эти новообразования формируются у
младших школьников в процессе учебной
деятельности.

Читайте также:  Этапы личностного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

От
чего зависит трудность учебной работы
школьника? С одной стороны, от особенностей
учебного материала, с другой — от
возможностей самого школьника, от
индивидуальных и возрастных особенностей
его памяти, внимания, мышления и, конечно,
— от мастерства учителя. Трудность
выделения главного, существенного
отчетливо проявляется в одном из основных
видов учебной деятельности школьника
— в пересказе текста. Психолог А.И.
Липкина, исследовавшая особенности
устного пересказа у младших школьников,
заметила, что краткий пересказ дается
детям гораздо труднее, чем подробный.
Рассказать кратко — это, значит выделить
основное, отделить его от деталей, а
именно этого дети не умеют. Отмеченные
особенности мыслительной деятельности
детей являются причинами неуспеваемости
определенной части учащихся. Неумение
преодолеть возникающие при этом трудности
в учении приводят иногда к отказу от
активной мыслительной работы. Учащиеся
начинают использовать различные
неадекватные приемы и способы выполнения
учебных заданий, которые психологи
называют “обходными путями”. К их числу
относится механическое заучивание
материала без его понимания. Дети
воспроизводят текст почти наизусть,
дословно, но при этом не могут ответить,
но вопросы по тексту. Еще один обходной
путь — выполнение нового задания тем же
способом, каким выполнялось какое-нибудь
задание раньше. Помимо этого, учащиеся
с недостатками мыслительного процесса
при устном ответе пользуются подсказкой,
стараются списать у товарищей и т.д.
Неумение и нежелание активно мыслить
— это отличительные особенности
рассматриваемой группы неуспевающих
учащихся, иногда называемых “интеллектуально
пассивными” (Л.С. Славина). Психологи
рассматривают интеллектуальную
пассивность как следствие неправильного
воспитания и обучения, когда ребенок
не прошел в течение жизни до школы
определенный путь умственного развития,
не научился необходимым интеллектуальным
навыкам и умениям.

Существует
3 фактора, которые могут вызвать дефекты
познавательной деятельности и тем самым
влиять на успеваемость учащихся:

1. несформированность
приемов учебной деятельности;

2. недостатки
развития психических процессов;

3. неадекватное
использование учащимися своих устойчивых
индивидуально-психологических
особенностей.

Общий
вывод (§§1, 2)

Младший
школьный возраст является наиболее
ответственным этапом школьного детства.
Высокая сенситивность этого возрастного
периода определяет большие потенциальные
возможности разностороннего развития
ребенка. Основные достижения этого
возраста обусловлены ведущим характером
учебной деятельности и являются во
многом определяющими для последующих
лет обучения: к концу младшего школьного
возраста ребенок должен хотеть учиться,
уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста,
его позитивные приобретения являются
необходимым основанием, на котором
выстраивается дальнейшее развитие
ребенка как активного субъекта познаний
и деятельности. Основная задача взрослых
в работе с детьми младшего школьного
возраста — создание оптимальных условий
для раскрытия и реализации возможностей
детей с учетом индивидуальности каждого
ребенка (Воронова А.Д.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ГБОУ СОШ №512 Невского района г. Санкт — Петербурга

Доклад на тему:

«Особенности  развития познавательной сферы младших школьников».

Доклад подготовил:

Педагог – психолог

Полякова С.А.

Санкт – Петербург, 2017

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Основным новообразованием возраста становится произвольность.

Центральным моментом становится формирование отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим.
Другой важной особенностью познавательной деятельности младшего школьника становится осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Однако эти изменения осуществляются под влиянием учебной деятельности далеко не сразу, познавательные функции проходят сложный путь развития, связанный с возрастающим умением детей регулировать свое поведение и управлять им.
Изменения в области восприятия.

 Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различных формах и цвете), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.
Изменения в области внимания.

На момент прихода в школу произвольное внимание развито слабо. Дети обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание).

Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.

 Во 2—3-м классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге.

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий.
Изменения в области памяти.

Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать задачу запоминания. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В начале обучения у первоклассников преимущественно механическое, непроизвольное запоминание. Со временем особенности памяти меняются: постепенно память ребенка становится произвольной и сознательно регулируемой. Память лучше фиксирует наглядный материал, конкретные предметы, а не абстрактные.

Изменения в области воображения.

В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к 3-му классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. На первых порах воображение ребенка творческое и произвольное, с опорой на конкретный предмет. Позже ребенок уже воспринимает предмет по названию, без зрительного образа. К концу начального школьного периода усиливается реализм воображения. Ребенок может создавать логически связанные картинки с реальными деталями, без выдумок.

Читайте также:  Система взаимодействия специалистов в развитии ребенка

Изменения в области мышления.

В области мышления происходят наиболее существенные изменения. У младшего школьника мышление наглядно — образное, но в процессе обучения оно развивается и постепенно переходит к словесно – логическому. С первых дней школьного обучения мышление становится центром психического развития. По мере учебы появляется способность к выводам и рассуждению. Формирование научных понятий в младшем школьном возрасте только начинается. Оно продолжится в подростковом возрасте и тогда станет основой теоретического мышления, что позволит ребенку овладеть новым содержанием.

Развитие речи.

Речь напрямую связана с мышлением. Время начального школьного обучения характеризуется увеличением словарного запаса.Более точным становится значение слов. Развивается умение слушать и слышать другого человека длительное время.

Рекомендации психолога:

Рекомендации для развития внимания.

Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость. 

1.      На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. минутки): шагать, прыгать, останавливаться.

2.      В каждый урок  в урок, включайте  задания, на развития внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

3.      Включайте в урок задания, требующие довольно длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, построить сложный мост (на перемене), нарисовать город.

4.      Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

5.      Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

6.      Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

7.      Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

8.      Предлагайте детям:

А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;

В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них; 

9.      Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

10.  Периодическое переключение с одного вида  работы на другой, многогранная структура урока, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход сделает урок более интересным для детей, что само собой будет способствовать организации их внимания.

                                 Рекомендации для развития памяти.

    Память – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание определённой информации поступившей в мозг. 

1.       При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью). 

2.       К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание). 

3.       Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей проёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения: 

а) Анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; 

б)  Осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким – то общим признакам; 

в) Классифицировать предметы и явления на основе обобщения; 

г) Устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами для заучивания.                  

                            Рекомендации для развития мышления и речи.

    Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.

    Речь – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка, системы знаков используемой как средство общения и мышления. 

    Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить. 

1.                 Включайте в урок задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

2.     Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

3.     Нахождение  «лишнего»  слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

4.     Складывание целого из частей (разрезные картинки);

5.     Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

6.     Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

7.     Использовать задания на сообразительность,  логические  рассуждения и т. д.

8.     Занятия по рисованию,  лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение  планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

9.     Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 

10. В целях развития речи:

а) после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

б) развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной теме;

в) упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;  учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

Источник