Значение подвижных игр для всестороннего развития ребенка

Значение подвижных игр для всестороннего развития ребенка thumbnail

ирина павловна анистратенко
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка.

Из опыта работы.

И. П. Анистратенко воспитатель

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны. Их можно разделить на две больших группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматривают роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Игра является физиологической потребностью ребёнка и составляет главное содержание его жизни.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». (Н. К. Крупская) В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, лазании, перелезании, бросании, увёртывании, ловли и т. д., они благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Во время подвижных игр возникают положительные эмоции, которые имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Именно подвижные игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е. А. Аркин указывал: «…игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом, в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости, и доводить до высшей степени работоспособности организма».

Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную, доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки, быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что так же важно в жизни. В подвижных играх ребёнку самому приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет детей искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. д. Через подвижную игру ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развития. Мы, воспитатели ежедневно проводим подвижные игры, включая элементы национальных игр во время прогулок, между занятиями, и на занятиях. При проведении занятий не надо придерживаться одной схемы, нужно больше экспериментировать, смело включать новые варианты и элементы. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. Игровая деятельность – не только элемент культуры, она является полезным средством воспитания детей. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

У каждого воспитателя есть задача создавать все необходимое условия для того, что бы дети росли физически здоровыми и крепкими. Нам каждому педагогу понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игры благотворно сказываются на результат обучения. Незаметно усваивается языковой материал. Дети в процессе игры непроизвольно запоминают стишки, чистоговорки, скороговорки, тем самым постепенно увеличивается объем запоминаний. Вместе с этим возникает психологические особенности детей и диадические возможности игры, использование игрушек на занятиях, как средство навыков восприятия и воспроизведение речи. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей я широко использую образные задания, имитации: «бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем как медведи» и т. д. Во время игры ребенок узнает новое, наблюдает за окружающим миром, проявляет интерес. Через игру развиваются способности детей. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (двигательная деятельность на детских площадках, различные игры «Скачки», «Прыжки по кочкам», «Игра в камешки» и т. д. Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Читайте также:  Развитие ребенка хочу все знать

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников

Источник

Наталья Нагорная
Значение подвижных игр для дошкольников

СЛАЙД 1

Тема: «Значение подвижных игр для дошкольников»

МБДОУ детский сад №26

Воспитатель Нагорная Наталья Евгеньевна

СЛАЙД 2

Подвижная игра — это сложная эмоционально-окрашенная двигательная деятельность, обусловленная правилами (А. В. Кенеман).

Подвижная игра оказывает всесторонне влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает: усиление всех жизненно-важных функций, обменных реакций.

Педагогическая игра служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

Подвижная игра наиболее характерна для детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы норме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижные игры многообразными моментами веселой неожиданности особо благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

СЛАЙД 3

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

СЛАЙД 4

Подвижные игры направлены, по своей сути, на развитие физических качеств, таких как ловкость, координация и прочее, и сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

СЛАЙД 5

Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

1. По возрасту;

2. По содержанию;

3. По преобладающему виду движений;

4. По физическим качествам;

5. По видам спорта;

6. По признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);

7. По сюжету (сюжетные и бессюжетные);

8. По организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);

9. По подвижности;

10. По сезону (летние и зимние);

11. По месту занятий;

12. По способу организации играющих: командные и некомандные.

Отличают элементарные подвижные игры (игры с правилами) и спортивные игры — баскетбол, хоккей, футбол и др., В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.

СЛАЙД 6

Педагогические условия — целенаправленный комплекс мероприятий, создаваемый педагогом, способствующий развитию физического воспитания.

Условия организации и проведения подвижных игр в ДОУ

Условие 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

С детьми младшего дошкольного возраста после окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, как относились друг к другу. В старших группах постепенно вводятся элементы соревнования, сравниваются силы команд, а потом и отдельных игроков.

Также должны учитываться гендерная принадлежность детей и характер межличностных отношений.

Условие 2. Оборудование и оснащение игровой площади

Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т. п.).

Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх — турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Оборудование должно быть надежно закреплено. Поверхность не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов.

Условие 3. Соблюдение детьми правил игры

Подвижные игры всегда содержат правила, что придает игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила.

Условие 4. Педагогически грамотное распределение ролей

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли. Игровая практика детей накопила немало демократических примеров разделения ролей, таких, как жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т. п.

При распределении командных ролей педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива — проявить себя, сдружиться со всеми.

Читайте также:  Роль пластилина в развитии ребенка

Условие 5. Постепенный переход от коллективных игр и командных соревнований к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.

Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры.

Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений.

Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться результатов, войти в тройку лучших игроков, выиграть.

Условие 6. Создание ситуации успеха

Стремление «быть лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т. е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т. к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

Условие 7. Проведение с детьми беседы о восприятии победы и поражения

В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть.

Исходя из того, что дети будут сильно стремиться выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть!».

СЛАЙД 7

Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании детей представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми, лыжным и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у детей умение экономно выполнять их. Надо приучать их использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных условиях.

СЛАЙД 8

Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев.

При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности дошкольников, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, а также повышают функциональные возможности организма.

Подвижные игры оказывают положительное влияние на нервную систему дошкольников. Для этого педагог обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у детей положительные эмоции. Плохая организация игры приводит к появлению отрицательных эмоций, нарушению нормального течения нервных процессов и возникновению стрессовых ситуаций.

Строгие и четкие правила в подвижных играх способствуют упорядочиванию взаимодействия участников и устраняют излишнее возбуждение.

СЛАЙД 9

Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: дети становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

СЛАЙД 10

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

СЛАЙД 11

Вывод:

Игра — тот вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки и умения, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств — важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

СЛАЙД 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме: эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.  

Читайте также:  Влияние на внутриутробное развитие ребенка

Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

   Большое значение имеют подвижные игры также для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно. Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог-кот, все дети — мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается. Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми. Постепенно увеличивается, количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах очень просты  и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой – возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определённом направлении; пойманным отходить в сторону.

   В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а так же на скорость (кто добежит до флажка).

Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.

По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.

Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Игра сопровождается с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Источник