Развитие ребенка хочу все знать

Развитие ребенка хочу все знать thumbnail

Содержание:

  • О наболевшем, или «Помогите! Что делать?»
  • 1. Рецепты успешного обучения
  • 2. План действий

Родители многих школьников констатируют печальные факты:
— Мой ребенок ненавидит читать книги, приходится заставлять!
— Мой ребенок не может быстро запомнить наизусть стихотворение!
— Мой ребенок очень долго делает домашние задания, порой это затягивается до ночи!
— Мой ребенок не может делать домашнее задание сам, я должна всегда сидеть рядом!
— Моему ребенку интересен только компьютер. Поход в театр или музей, занятия спортом и музыкой не вызывают никакого энтузиазма.
— Мой ребенок боится подойти и познакомиться со сверстниками.

О наболевшем, или «Помогите! Что делать?»

Подобные крики о помощи можно продолжать бесконечно. Во всех случаях требуется получить ответы на два вопроса: почему так случилось и что делать?

С одной стороны, причины могут быть очевидными: физиологические нарушения (например, врожденные заболевания, перенесенные в дошкольном возрасте операции) или психологические травмы (неполная семья, смерть родителя, развод).

С другой стороны, очевидной причины нет. Ребенок растет здоровым, развитым, в полной благополучной и бесконечно любящей его семье. Ребенок воспитанный, добрый, умный, и родные им гордятся. Но все-таки некоторые проблемы в обучении или в общении мешают ребенку.

Конечно, некоторые скажут, что это мелочи, идеальных детей не бывает, ничего страшного. С таким отношением к жизни можно не читать окончание этой статьи.

Но как решить проблему и чем можно помочь своему ребенку?

Эта статья поможет родителям дошкольников (от 0 до 4 лет) воспитывать детей с учетом современных тенденций, технических инноваций и требований современных школ, а также поможет избежать ряда проблем в воспитании детей. Мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  • На что именно надо обратить внимание в дошкольном возрасте, чтобы в школе ребенок чувствовал себя комфортно?
  • Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе, а не только к поступлению в школу (пройти собеседование, сдать тест)?
  • Какие необходимо развить навыки у ребенка сегодня, чтобы он легко умел воспринимать и анализировать информацию завтра?

1. Рецепты успешного обучения

Ура! У вас родился малыш! С этого момента малютка ежесекундно начинает получать новую информацию: люди, голоса, вкусы, запахи, ощущения, настроения, предметы, вид на мир из положения лежа, сидя и стоя. Малыш быстро учится делать собственный выбор, появляются любимые игрушки, песенки, мультики, карусели, еда, друзья.

Рецепт № 1: Не запрещайте ребенку познавать мир. Знакомьте с опасными предметами в безопасном режиме.

В первые два года жизни малышу интересно все вокруг. Малыш хочет засунуть в рот или хотя бы потрогать буквально все окружающие его предметы, хочет дотянуться, доползти, дойти, добежать и узнать, что это за штука, как она работает, зачем она нужна и т.п. Обратите внимание, что ребенок совершает все эти действия самостоятельно, его не надо заставлять, уговаривать, объяснять. Он сам хочет узнать, изучить, сделать. У него есть огромное желание. Он обладает железной мотивацией: «Я так хочу. Я буду. Я так решил». Кстати, родители часто сами губят рвение ребенка к познанию нового: «Это нельзя. Это опасно. Не трогай. Не ходи. Не бери». Мы сами губим на корню его необузданную мотивацию к обучению. Мы сами, не обращая на это особого внимания, ограничиваем малыша в изучении нового, а иногда даже зарождаем у него страх перед неизведанным. В следующий раз малыш не полезет. И это произойдет, прежде всего, потому что он испугается опасности или замечания мамы. Безусловно, чаще всего родители правы. Каждому родительскому «нельзя» есть разумное объяснение. Главное, чтобы это объяснение знал ребенок: почему нельзя. И когда можно. Советуем поощрять рвение малыша узнавать все новое, не запрещать (без особой на то необходимости!) изучать мир и помогать знакомиться с новыми предметами в безопасном режиме.

Рецепт № 2: Высшее образование начинается с раннего развития ребенка.

Стоит обратить внимание на одну закономерность: лучшие вузы мира заканчивают студенты, которые закончили школу с аттестатом, в котором одни пятерки. И учились они на «отлично» все 11 лет. Сегодня школы набирают первоклашек, отвечающих их требованиям, и у каждой школы свои требования. И чем сильнее школа, тем жестче требования, суровей отбор и выше конкурс. Для поступления даже в самую обычную школу ребенок должен быть подготовлен, т.е. он должен пройти курс «Подготовки к школе»: научиться читать, писать, считать, знать основные понятия окружающего мира, уметь отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. И самое главное — ребенок должен быть психологически готов к школе. Некоторые родители готовят ребенка самостоятельно, некоторые отдают в частные детские сады с хорошей подготовкой к школе, некоторые записывают детей в детские развивающие центры. Каждый родитель сам определяет, как и где готовить ребенка, но цель у всех одна: подготовить ребенка не только к успешному поступлению, но и к успешному обучению в школе.

Грамотный курс подготовки к школе в детском развивающем центре или на дому включает 5 важнейших направлений:

  1. Получение знаний. Ребенок должен обладать широким кругозором, уметь размышлять, рассуждать, анализировать, читать, писать, считать.
  2. Социализация и адаптация к правилам школы. Ребенок должен уметь слушать и слышать, быстро выполнять задания, находить и исправлять свои ошибки, уметь договариваться и дружить, уметь работать в группе.
  3. Поведение. Ребенок должен уметь слушать и слушаться преподавателя, делать все самостоятельно (даже домашнее задание), проявлять лидерские качества, нести ответственность за свои поступки.
  4. Здоровье (сохранение здоровья). Ребенок не должен уставать в процессе обучения, утомляться, должен уметь правильно держать осанку. Применение специальных здоровьесберегающих технологий позволяют не допустить развитие у ребенка различных заболеваний и сохраняют зрение.
  5. Эмоции. Ребенок дошкольного возраста должен изучать все новое только посредством увлекательной игры. Играя, ребенок хочет узнать новое, хочет разобраться в теме, он наслаждается процессом игры, радуется, когда получается, гордится своими достижениями, ценит похвалу мамы, воспитательницы или педагога.

Современные школы требуют достаточно высокого уровня подготовки будущих первоклассников. Готовить ребенка к школе родители обычно начинают уже с 4 лет. Если методика подготовки ребенка к школе грамотная, то дети осваивают программу легко и непринужденно. Но, как это не парадоксально звучит, к курсу «Подготовка к школе» ребенка тоже надо готовить. Курс, предшествующий «Подготовке к школе», называется «Раннее развитие».

Ребенка в возрасте от 1 года до 4 лет желательно подготовить к успешному обучению по дошкольной программе. Задачей раннего развития является развитие у ребенка к четырехлетнему возрасту всех навыков, необходимых будущему дошкольнику. Перечислим эти навыки:

  1. Самостоятельность. Ребенок способен заниматься самостоятельно, без мамы. Печальный пример того, как родители не уделили должного внимания раннему развитию ребенка. Ребенок до 5 лет воспитывался дома, мама привела его на подготовку к школе в соседний детский центр (или в школу). Ребенок сесть за парту и начать учиться читать и писать не может, так как даже элементарно зайти в кабинет без мамы не способен. Что происходит в этой ситуации? Маме стыдно за поведение собственного ребенка и одновременно жалко его. Но она не знает, как ему помочь. Ребенку страшно, он попал в новую обстановку, ребята над ним смеются, он чувствует, что ведет себя не так, как все. Он замыкается в себе, но справиться со своими эмоциями и преодолеть страх не может.
  2. Восприятие мамы/педагога/воспитателя как авторитета. Ребенок понимает, что педагога надо слушать, слушаться и выполнять поставленную им игровую задачу.
  3. Коммуникабельность. Ребенок учится общаться и играть в коллективе, учится знакомиться с детьми и педагогами, учится уступать, помогать, делиться.
  4. Адаптация к обучающему процессу, развитие системного и аналитического мышления. Ребенок учится слышать игровую задачу (правила игры), быстро придумывает алгоритм ее решения (понимает, как играть), выполняет действие (самым коротким путем), анализирует результат, радуется достигнутой цели.
  5. Любознательность и эрудиция. Ребенок знакомится и увлекается разными видами деятельности (рисованием, физкультурой, музыкой, лепкой, театром, ритмикой), интересуется разными темами (животными, растениями, географией, явлениями природы, техникой), любит задавать вопросы и получать на них развернутые ответы.
  6. Мотивация. Ребенок в раннем возрасте обладает исключительно сильной мотивацией — он хочет знать все. Мотивация — это двигатель прогресса в жизни каждого человека, а мотивация ребенка — это ключик к успешному обучению. Мы с вами ничего не сделаем просто так, на любое действие у нас найдется своя причина. Если у нас есть мотивация, то мы обязательно добьемся своего, и «коня на скаку остановим и в горящую избу войдем».
Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка вторая младшая группа

Взрослое население планеты ходит на работу за зарплатой, потому что нужны средства, чтобы обеспечить себя и свою семью. Доход — это мотивация взрослого человека. Если бы не нужда обеспечивать себя и свою семью, может, и не ходили бы на работу. Институты студенты заканчивают ради диплома, потому что с дипломом возьмут на работу, на работе выплатят зарплату, зарплата нужна, чтобы обеспечить себя и свою семью. Диплом — это мотивация студента. Школьники учатся ради аттестата (желательно с пятерками и четверками), чтобы поступить в институт, получить диплом, чтобы с дипломом взяли на работу и заплатили зарплату, а она поможет обеспечить себя и свою семью. Аттестат — это мотивация школьника. А ради чего дошкольнику учиться рисовать, петь, рассказывать стихи, лепить, изучать буквы, учиться считать? Ему зарплату не платят и отметки не ставят.

Для детей от 0 до 6 лет самая большая мотивация — это похвала любимой мамы, любимого педагога или любимой воспитательницы. Ради волшебных слов «Молодец! Я горжусь тобой! Ты сегодня лучше всех!» ребенок готов слушаться и заниматься.

А еще нам всем нравится ставить перед собой новые цели, достигать их и гордиться собой.

Только в раннем возрасте (до 4 лет) можно привить малышу 5 вышеперечисленных навыков, пока он не усвоил понятия «хочу/не хочу» и «буду/не буду». В возрасте до 2 лет ребенок впитывает все, как губка, легко привыкает к преподавателю, с удовольствием занимается без мамы, быстро адаптируется к обучающему процессу, любит, когда его хвалят. Вовремя привитая любознательность, становится для ребенка необходимостью наравне с потребностью дышать, спать, кушать. Только в возрасте от 1 года до 2 малыш легко учится новым навыкам, а в возрасте от 2 до 4 лет он развивает и закрепляет их.

Так как необходимые навыки для дальнейшего успешного обучения прививаются в раннем детстве, можно смело заявить, что высшее образование начинается с раннего развития!

Рецепт № 3:Познаем, играя!

В этой статье часто звучит слово «учиться». Некоторые скажут: «Нечего маленькому ребенку учиться — еще успеет, надо сохранить ему детство, пусть пока играет». И они будут правы, но только отчасти.

Все, что делает ребенок впервые, в русском языке обозначается глаголом «учиться». Ребенок учится ползать, сидеть, ходить, говорить. В младенческом возрасте никто не говорит о том, что ребенок лишился детства, хотя до 1 года он очень многому научился. Поэтому нам привычнее использовать именно глагол «учиться»: ребенок учится играть, рисовать, кататься на велосипеде, есть мороженное аккуратно. Едва ли счастливого ребенка на роликах с мороженным в руках можно назвать «лишенным детства». Мы, взрослые, можем смело называть вещи своими именами: «мой ребенок учится или мой ребенок ходит на занятия заниматься», а вот для ребенка это процесс воспринимается как игра. При наличии идеального сочетания «талантливый педагог плюс грамотная методика» ребенок с огромным желанием будет познавать, играя.Играя, изучать. Играя, запоминать.

Совет. Родителям и педагогам в разговоре с ребенком следует заменить глагол «учиться» на глагол «играть»: «Ты сегодня идешь в детский центр играть. Во что вы сегодня играли?»

Дети с огромным удовольствием познают новое и интересное, потому что все дети любят играть с друзьями. Во время увлекательной игры дети получают знания в полном объеме, но для них этот процесс проходит незаметно. Легко!!

Применяя правильный подход и методики обучения ребенка, вы дадите детям необходимый объем знаний, привьете важнейшие навыки и при этом сохраните детство!

2. План действий

Самое большое богатство человека — это его образование. Мы, родители, хотим, чтобы наш ребенок вырос хорошим человеком, добился успеха, был обеспеченным и, конечно, счастливым. Хотим, чтобы у него была любимая семья и надежные друзья. Хотим, чтобы он стал уважаемым специалистом в своей области, чтоб у него была любимая работа, стабильная и достойная зарплата, чтоб он смог содержать себя, своих детей и родителей. Мог путешествовать, отдыхать, развлекаться и заниматься любимым хобби.

Молодцы те родители, которые еще вчера начали задумываться о будущем своего ребенка. Действительно, основная миссия современных думающих родителей — дать ребенку такое воспитание и образование, которые откроют ему максимум возможностей во взрослой жизни. Только знающие иностранный язык могут учиться и работать за рубежом, только высокообразованные, коммуникабельные и эрудированные становятся президентами, только находчивые и упорные становятся миллиардерами.

Главное, чтобы родители не экономили на образовании ребенка, и тогда во взрослой жизни он будет зарабатывать своим интеллектом. В развитие успешной личности ребенка необходимо вкладывать свои силы, время и средства. Инвестиции в образование ребенка — это инвестиции в его будущее.

Если каждый день ребенка от 0 до 4 лет будет наполнен позитивом, будет расти в творческой атмосфере, в окружении любящих родителей, у него будет много друзей, он будет путешествовать, посещать интересные места, будет с пользой проводить время в игре, если родители будут поддерживать его стремление к любознательности и гордиться его успехами, то однажды он начнет повторять простую фразу: «Мама, хочу все узнать!». Если повезет, и ребенку с высокой мотивацией к обучению будут помогать не только родители, но и хорошие воспитатели и любимые учителя, то школу он будет посещать с удовольствием, и науки ему будут даваться легко!

Татьяна Василькова,

ведущий специалист раннего развития в России,

основатель первой школы раннего развития «Азбука»

аз-бу-ка.ру

Источник

Мартынчук Юлия Павловна
«Хочу все знать!» НОД по ОО «Познавательное развитие»

Тема: «Хочу всё знать

Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей в процессе НОД.

Задачи:

Создать необходимые условия для выдвижения гипотез, сравнения, анализа с последующими выводами в процессе исследовательской деятельности;

Дать элементарное представление о процессе фильтрации воды, способе изготовления простого фильтра;

Развивать навыки проведения лабораторных исследований, соблюдая необходимые меры безопасности;

прививать интерес к исследовательской деятельности;

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Методы:

игровой;

словесный;

эвристический;

наглядный.

Материалы и оборудование:

сундучок «От Почемучки до Всезнайки»;

конверты с заданиями;

волчок;

стол для воды и песка;

ватные диски;

воронки;

салфетки;

гуашь;

вилки пластиковые;

гусиные перья;

удочки с магнитами;

ложка-шумовка (ситечко).

Ход НОД

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Павловна. А вас? (Ответы детей). Вы любите играть? (Ответы детей). Я тоже люблю играть, поэтому у меня всегда с собой сундучок «От Почемучки до Всезнайки». Я предлагаю вам игру «Умники и умницы».

Читайте также:  Ребенок с поздним развитием речи

Воспитатель раскладывает игровое поле, в центре которого ставит волчок и предлагает детям разложить конверты с заданиями по секторам.

Цель игры — доказать смысл поговорок и пословиц, определяющих свойства воды путем экспериментирования.

Ход игры:

Очередность познавательно-исследовательской деятельности определяется волчком, который по очереди вращают дети.

Перечень заданий в конвертах:

Не всякая водица для питья годится (чтобы не навредить здоровью, нужно пить только чистую воду).

Изготовление простейшего фильтра для очистки воды (из ватного диска, помещенного в воронку).

ВЫВОД: вода прозрачная.

Детям предлагается выбрать картинку определяющую смысл высказывания.

Вилами по воде писано (нереальные обещания).

Детям предлагается попробовать порисовать окрашенной гуашью вилкой на воде.

ВЫВОД: вода-растворитель

Детям предлагается выбрать картинку определяющую смысл высказывания.

Решетом воду не носят (бессмысленно повторять одни и те же действия).

Детям предлагается попробовать за определенный отрезок времени перелить воду из одной емкости в другую с помощью ситечка.

ВЫВОД: вода-жидкость

Детям предлагается выбрать картинку определяющую смысл высказывания.

Не зная броду, не лезь в воду (Не предпринимай чего-либо без знания дела).

Детям предлагается попробовать исследовать дно емкости с загрязненной водой с помощью магнитных удочек и сачков.

ВЫВОД: не загрязнять водоемы, т. к. вода-источник жизни на земле.

Детям предлагается выбрать картинку определяющую смысл высказывания.

Как с гуся вода (говорят про человека, которому все безразлично).

Детям предлагается опустить перо гуся в воду.

ВЫВОД: вода не растворяет жир (не всегда вода является растворителем)

Детям предлагается выбрать картинку определяющую смысл высказывания.

Музыкальная минутка.

Звучит детская песенка «От улыбки…». Дети поют и танцуют.

Детям предлагается выбрать картинку определяющую смысл высказывания и расположить ее на мольберте.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, время нашей игры подходит к концу. Обратите внимание на мольберт. Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались? Что нам удалось? Где нам могут пригодиться полученные знания? (Ответы детей).

Источник

Основа познания

мальчик и лягушкаПознавательные мотивы ребенка развиваются на основе эмоции интереса и естественного стремления человека узнавать нечто новое. Это стремление развито у детей очень сильно. Но, в раннем возрасте познавательная активность  детей  вызывает у взрослых скорее раздражение, чем восхищение.  Взрослые досадуют: «Везде лезет, ни минуты спокойно не посидит, все ему надо хватать, глаз да глаз за ним». Взрослые делают все, чтобы эту неудобную активность детей ограничить. Они придумывают хитроумные приспособления, ограничивающие активность детей: ремни коляски с пятью точками крепления, манежи, замки на шкафы; взрослые используют также психологические приемы ограничения активности детей: ругают и запугивают их, стараясь сделать более управляемыми.

Ребенок, взрослея, постоянно встречает препятствия именно на пути своего познавательного интереса. Любопытство, стремление исследовать новое, экспериментировать создают проблемы для родителей. И они стремятся ограничить детей, даже не подозревая, что они могут в зародыше задушить познавательную активность ребенка. Так, отругав ребенка за то, что он полез руками в лужу, вы критикуете именно его познавательный интерес. Возмущаясь тем, что ребенок размочил листок бумаги и старательно втираете его в обивку кресла, вы также возмущаетесь природным исследовательским порывом малыша. Частокол ограничений и стойкое недовольство родителей приводят к постепенному угасанию активности ребенка, природный познавательный интерес также скукоживается, если ребенку все нельзя, за все его ругают.

Разумеется, отчасти ограничения продиктованы интересами безопасности ребенка и потребностями родителей, у которых есть в жизни дела помимо детей. Но, часто негативное отношение к активности ребенка становится слишком сильным, неоправданным, либо оправданным желанием сделать ребенка «удобным». А ведь именно эта ранняя активность – основа познавательной активности в будущем. Ребенок «везде лезет», стремится все попробовать, изучить именно благодаря бесценному подарку природы – интересу, жажде познаний. Это качество трудно перебороть, это сила природы. Но многим это удается, они чаще, чем требует реальность, ограничивают детей, наказывают (физически или психологически) за активность, используют удобные девайсы, чтобы ребенок сидел тихо (особо хорошо срабатывают теперь электронные игры) и добиваются результата – угасания интереса к миру ребенка, нежелания проявлять какую-то активность.

Существует устойчивое мнение, что именно организация школьного обучения, уравниловка, негибкий подход к ученикам убивают в них желание учиться. Но, это не более, чем миф. Уже к  началу обучения дети сильно разнятся по уровню мотивации, и большинство из них не горят стремлением получить новые знания. Школа может лишь поставить жирную точку в этом деле, но не она отвечает за изначальное снижение познавательной активности ребенка.

Для того, чтобы поддерживать познавательный интерес ребенка, который ляжет в основу всего дальнейшего обучения человека (в том числе во взрослом возрасте), нужно стараться минимально ограничивать его активность в раннем возрасте, предоставлять ему самый разнообразный опыт общения с миром, опыт самостоятельных действий.

По мере возможности не ограничивайте ребенка специальными приспособлениями, типа манежей. Старайтесь убрать опасные предметы и отпустить ребенка в свободное «плавание» по квартире. Богатый опыт взаимодействия с миром предметов (не только с игрушками), всевозможные эксперименты с разными материалами, свобода передвижения и инициатива в возрасте 1-3 лет — основа развитого познавательного интереса в будущем. Если ребенок дома сидит в манеже, на улице гуляет пристегнутым в коляске, ему нельзя трогать ничего, кроме игрушек – это очень плохая основа для развития познавательной активности ребенка.

Чистота одежды, нерушимый порядок вещей в доме  — для кого — то важные вещи, но поддержание порядка не должно стать приоритетной задачей по сравнению с развитием ребенка. Так, если ребенку нельзя наступать в лужи и брать руками песок, желательно не вставать на колени во время игры и не скатываться с горы, чтобы не испачкать одежду, то вскоре вам придется жаловаться на то, что ваш ребенок «ничего не хочет».

Что такое  — учиться?

Познавательные мотивы тесно связаны с тем, как передаются ребенку первые знания. С какими чувствами, в какой атмосфере происходит первый опыт намеренного обучения ребенка.

Читайте также:  Причины нарушений в психическом развитии ребенка кратко

мешает салатРебенок учится постоянно: самостоятельно взаимодействуя с миром, он учится с первыми шагами, играя с ребятами, наблюдая отношения в семье, пытаясь решить первые маленькие проблемы (застегнуть пуговки, передвинуть стул). Но, все это обучение спонтанное, ненамеренное. Однако, приходит время, когда взрослые передают первые знания малышу намерено, целенаправленно. Возможно, вы учите ребенка складывать свои вещи, мыть пол, учите его алфавиту или способности различать и называть цвета. При этом ребенок узнает, что значит учиться под руководством взрослого. От того, каким будет этот опыт ребенка, зависит эмоциональное отношение ребенка к обучению в целом. Если это позитивный опыт, он запомнит, что учиться здорово и весело, а преодоление маленьких трудностей вдохновляет. Если же ребенок вынужден учиться под окрики взрослых, в атмосфере неодобрения и давления, то он зафиксирует в своем мозге, что учение – это отвратительное мероприятие, которого нужно избегать всеми силами. В таком случае у ребенка с меньшей вероятностью сформируется познавательная мотивация.

Мне знаком экстремальный, но не уникальный пример обучения чтению шестилетнего ребенка. Отец, сидящий рядом с начинавшим читать мальчиком, отвешивал ему подзатыльник за каждую ошибку, надеясь, очевидно, буквально вбить в его голову знания.

Многие родители ужасаются, слыша такие рассказы. Но, такими же «подзатыльниками» для ребенка являются и более распространенные методы, которыми не брезгуют многие родители: крик, резкие или саркастические замечания, насмешки, угрозы.

Нередкий случай – знания у ребенка есть, учиться ребенок может, но делать он этого не хочет, избегает по возможности любых учебных усилий. Как правило, дело в раннем и неадекватном обучении. На ребенка давили, заставляли учиться лет около 4-5, и он усвоил какой — то объем знаний (который, кстати, он может благополучно забыть). Результат получен, можно хвастаться в песочнице, что «мой уже…». Однако, вместе с усвоенными знаниями ребенок «выучил», что все, что касается учебы – мука мученическая. При любой возможности, любом послаблении он уходит в глухой отказ, ничего учить не хочет, а о том, чтобы добровольно что-то изучить-почитать, речи даже нет. В школе такие дети часто учатся неплохо, но только под жестким контролем родителей, не проявляя никакой собственной ответственности и инициативы. Со временем контроля требуется все больше, а власти над ребенком становится все меньше, так как он учится уходить во внутреннюю изоляцию и сидеть с отсутствующим видом как бы «за уроками».

Чтобы не загубить естественный познавательный интерес ребенка, его раннее обучение не должно быть насильственным, неадекватным возможностям возраста. Если вы, обучая ребенка писать свое имя, кататься на коньках или лепить пирожки кричите на его, то он будет избегать впоследствии обучающих мероприятий, будет становиться пассивным. И вскоре, несмотря на ваш энтузиазм, знания ребенку передавать будет все труднее, так как у него выстраивается своеобразный барьер, иммунитет к обучению.

Правильный опыт

Познание на разных этапах развития ребенка имеет разную фокусировку, оно как бы сгущается в разных областях. Это определяется прежде всего развитием мозга ребенка и тем типом деятельности, который наиболее полезен ему в каждый конкретный период (Эпохи детства).

на рыбалкеКогда вы учите ребенка чему — то, важно учитывать, насколько возможно полноценное усвоение знаний. Так, например в дошкольном и раннем школьном возрасте мозг ребенка не способен качественно оперировать абстрактными понятиями. Поэтому он не может изучать то, что не может увидеть, пощупать. По этой причине изучение таких школьных предметов, как физика, химия, география отодвинуто на более позднее время. Ну, не может ребенок представить себе то, чего нет в его поле опыта, не из чего ему соткать это представление. Очень постепенно ребенок учится идти с помощью мышления от предметного опыта к абстрактному плану.

Несмотря на это, некоторые родители с удивительным упорством пытаются привить своему ребенку знания в области географии или информатики (что там тянуть, чем раньше, тем лучше!). Да, ребенка можно научить повторять названия мировых столиц, но это не будет означать его развития в области географии, это уровень обучения попугая.

Знания ребенку действительно необходимы, но они должны соответствовать его актуальным потребностям. В дошкольном возрасте это знания о роли человека в обществе, о свойствах предметов окружающего мира, знания о своих физических возможностях, о явлениях природы.  Для ребенка до 3 лет важен сенсорный и  эмоциональный опыт, опыт воздействия на окружающий мир, дети «думают телом». Именно это соответствует интересам познания ребенка. И совершенно неадекватно давать ему информацию о знаковых системах (алфавит и цифры), эти знания идут в разрез с естественными потребностями ребенка. Разумеется, ребенок одного года может запомнить, что такое цифра 2, может показать ее, как он может показать цветок, домик, солнышко. Но эта цифра никак не нужна ему для овладевания миром, она нужна только, чтобы утешить тщеславие родителей. Много позже, к 4-5 годам созревает интерес к буквам и цифрам, ребенок начинает интересоваться этим способом общения мира с ним и возможностью самому общаться с миром посредством знаков. В этом возрасте обучение азам письма и чтения проходит спокойно, так как оно питается интересом ребенка и растет на почве, наиболее благоприятной для его развития.

Чтобы познавательный интерес не угасал, а процветал, нужно давать ребенку ту пищу, которая требуется для его ума в данное время. 0-1 это будет эмоциональное и тактильное общение с близким. 1-3 лет — информация о свойствах предметов, их использовании, 3-6 лет – социальные отношения, мир вокруг ребенка.

Если вы опережаете законы развития, в надежде, что при вашей требовательности ребенок подтянется до высокого уровня, вы скорее губите познавательный интерес. Пустые для ребенка знания нагоняют на него скуку, трудно представить себе худшего врага познания.

Так, если ребенку дошкольнику предложить строить кормушки, кормить птиц и рисовать их – это будет вызывать его интерес и поспособствует развитию познавательной активности. А если настаивать на изучении истории, то это вызовет у него тоску и отторжение. 

© Филоненко Елизавета

Источник