Предмет коррекции волевого развития ребенка

Предмет коррекции волевого развития ребенка thumbnail

Полем коррекционной
деятельности может выступать и щ
вое развитие
дошкольника.

Предмет коррекции
волевого развития ребенка:

— волевое
действие (в совокупности всех элементов:
цель, мотив, решение, усилие, исполнение
как преодоление препятствий, оценка
результата);

  • саморегуляция
    (стимуляция и торможение активности);

  • упрямство и
    негативизм.

В естественных
условиях коррекция волевого развития
ребенка происходит в процессе его
непосредственного ежедневного общения
со взрослыми.

Представленные
в нашей коррекционной программе фрагмент
вариантов такого общения учитывают
особенности волевого действия ребенка.
Каждый фрагмент базируется на определенном
элементе волевого действия (выбор цели,
преодоление препятствий и совершение
усилий, планирование и прогнозирование,
оценка и т. д.).

В соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями
волевого развитияребенкаодно и то
же заданиеможет быть
предложено детям разного возраста.
Например, наделение функциями контролера
любимой игрушки для ребенка 2-3 лет —
средство воспитания, формирования
саморегуляции, для ребенка 5-6 лет –
средство психологической помощи,
коррекции.

Коррекционные
задания для развития произвольной
саморегуляции у детей

Создание внешних
опор
(например,
условных сигналов), помогающих ребенку
осуществлять саморегуляцию. Для того
чтобы помочь ребенку переключиться с
одного действия на другое, можно
использовать будильник или таймер.
«Посмотри на часы. Сейчас стрелка на
цифре 1. Ты будешь рисовать до тех пор,
пока стрелка не подойдет к цифре 4. Тогда
часы зазвонят, и мы побеседуем о твоем
рисунке». Наделение
функциями контролера,
функциями
носителя норм, требований любимой
игрушки: «Кто это к нам пришел? Мишка,
— он говорит? Давай послушаем. Все дети
на улице гуляют и Ванечке пора. Вот
Мишка и кофточку нам принес. Посмотри-ка,
как Ванечка сам одевается», выполнение
простых поручений
(или
выполнение действий по инструкции).
Здесь могут быть самые разнообразные
варианты: Коленька, принеси бабушке
тапочки». И ребенок (11 месяцев)
приносит. Для детей 5 лет предлагается
следующий текст: «Положи ключи на
стол. Дай мне книгу. Закрой дверь».
Ребенок выполняет подряд три действия
после однократного восприятия инструкции.
Старшие дошкольники воспринимают на
слух и действуют без наглядного образца
в соответствии с указаниями: «Положи
карандаш справа от себя. Положи листок
перед собой. Отступи сверху и слева по
две клеточки. Поставь точку посередине
третьей клеточки. Перейди на один ряд
вниз и поставь точку в середине клеточки
и в последующей справа. Перейди на один
ряд вниз, проведи горизонтальную линию
через середины трех клеточек, перейди
на один ряд вниз. Нарисуй в каждой
клеточке по кружочку, всего 4».

Выдвижение
промежуточных целей.
До
дома еще далеко, ребенок просится на
руки. Взрослый: «Вот там собачка.
Пойдем, со­баку посмотрим. А там
голуби, пойдем к голубям. Вот дойдем до
деревца и отдохнем. Видишь машину?
Давай-ка, кто скорее дойдет до нее? А
вот там и домик наш. Вот и пришли».
Ограничение
и конкретизация целей.
«Рисуй
кружочки» (указание на процесс,
которому не видно конца). «Нарисуй
одну строчку кружков» (конкретизация
цели, указание на момент достижения
цели). «Нарисуй три красивых кружочка»
(конкретизация цели, указание на
качество). «Постой, подожди меня»-
«Постой, подожди меня, посчитай до
10 и еще раз до 10» (дозированное
увеличение задания, нарастание усилий).
«Нарисуй один квадратик, только
постарайся, чтобы было красиво. Нарисовал?
А теперь нарисуй еще один, такой же
красивый и даже еще лучше». «Нарисуй
два кружочка. И еще один. Нарисуй три
кружочка. И еще один». Задание
возможности выбора цели:
«Как
ты хочешь и почему? Как ты считаешь и
почему? Ты можешь…» Вопрос «Почему
необходим для создания мотива действия.

Создание ситуации
борьбы мотивов:
«А
почему ты так хочешь? А как можно
поступить по-другому? А как лучше? А как
поступил бы другой мальчик? А как бы я
поступила, угадай? Почему бы я так
поступила?»

Прогнозирование
и обсуждение возможных последствий
«А
что будет, если…?»

Действие в
игровом образе
(хорошо
использовать для выработки у ребенка
саморегуляции, для переключения
внимания, например, для перехода от
шумной игры к тихой). Ребенок бегает по
комнате с мячом, остановиться не может.
«А где моя «мышка»? Надо сказать
ей, что кошка идет, может мышку поймать.
Вот «мышка» (обращаемся к ребенку).
Ванечка, как ты, «мышка», будешь
бегать? Тихонечко, чтобы кошка не
услышала. А теперь иди, «мышка», в
норку, иди к маме, спрячемся в домике,
кошка нас не найдет». Ребенок забирается
на диван, начинает рассматривать книжку
с картинками. Для поддержки усилий,
которые совершает ребенок, этот прием
так же подходит. Малыш еле бредет с
прогулки, начинает ныть. «Знаешь, кем
мы будем сейчас? Мы будем верблюдами.
Идет караван. Большой верблюд и маленький
верблюжонок. Они говорят друг другу:
«И-и-и». Говори. А вот идем мы по
пустыне. Теперь мы слоны. У слонов
хоботы. Слоны идут, и машут хоботами. А
теперь мы лошадки: «И-го-го».
Побежали, побежали. Вот мы уже и дома».

Предвосхищение
в игре реальных событий
(особенно
эмоциональных). Ребенку предстоит
поступление в детский сад. Разыграем
сначала это событие с куклой: «Наша
куколка Маша пойдет в детский сад. Иди,
Машенька, сюда, поздоровайся. У тебя
будет шкафчик для одежды (покажем
шкафчик). Обедать будешь за столом
(сажаем за кукольный столик с другими
куклами), спать в кроватке (укладываем).
У тебя будут друзья. Потом мама за тобой
придет. Затем такой же вариант разыгрываем
с ребенком: «Покажи, как придешь в
детский сад и поздороваешься, как ты
будешь кушать; спать» (ребенок
показывает и комментирует).

Моделирование
в игре возможных реальных ситуаций.
Используем,
например, игры-драматизации для тренинга
желательного поведения: «Можно ли
детям открывать кому дверь, когда они
одни дома? Давай послушаем сказку «В
семеро козлят». А теперь поиграем.
Ты будешь «козликом»». Далее
разыгрывается сказочное действие и
обсуждается поставленный вопрос.

Совместное
сюжетное рисование,
создание
сценария,» процесса, программ действия:
«Сегодня воскресенье. Давай подумаем
и нарисуем, что мы сегодня будем делать.
Вот у нас лист бумаги, вот карандашик.
Вот ты проснулся. А что тепер1′ рисуем?
Да, ты кушал, завтракал. А что дальше?
Нар»1—машинку. Что это значит? Будешь
играть. А потом? Пойдешь на улицу? Рисуй
дорогу, деревья, а вот и мы с тобой. А
дальше вот обед на столе» и т. д. Этим
планом руководствуются в течение дня.»
Вечером перед сном можно по картинкам
вспомнить и обсудить весь день.

» Совместная
выработка правил,
заключение
договоров. Иногда школьники начинают
сквернословить. Можно договориться:
«Давай играть так: кто скажет плохое
слово — у того изо рта выскочит лягушка,
а кто скажет хорошее слово — цветок.
Посчитаем у когобольше будет
лягушек, у кого — цветков».

Обыгрывание
последствий,
возможных
реальных действий ребенка «A
что будет если…?»). Обыгрывание в
последствии дает ребенку право на
ошибку, которая в реальной жизни бывает
для нас опасна, а благодаря тренингу в
игре ребенок может тут же оправиться,
повторить игру и выбрать лучший вариант
для реального поведения. «Зайчик был
один дома. Он увидел таблетки в тумбочке,
подумал, что это конфеты, и съел их. Что
с ним было дальше? Он плакал, стонал, у
него болел живот, ему было плохо. Зайчик,
покажи, что надо делать, если видишь
что-то, похожее на конфеты? А теперь
Ванечка скажет» и т. д.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка раннего возраста

Подготовимся к
работе.
«Что
нам надо делать для…». (ребенок
перечисляет и приносит, например, для
уборки квартиры: фартуки, тряпочки,
веник, совок, тазик и т. д.).

Усвоение алгоритма
трудового действия.
Выполнение
действий по указаниям взрослого: «Возьми
кастрюлю, налей в нее воды, поставь на
огонь, положи в кастрюлю 6 картофелин,
закрой кастрюлю крышкой». Попутно
можно ребенка научить считать, различать
форму предметов, цвет, размер и другие
характеристики и признаки.

Помощник на
кухне
(кухня
для многих детей — самое интересное и
любимое место в квартире). Исполнение
реального трудового действия: участие
в приготовлении пищи в соответствии
со строгими рецептурными правилами.
Например, печем блины ребенок сам
насыпает муку, наливает молоко, добавляет
соль, сахар, размешивает тесто,
переворачивает блины на сковородке.

Обязательное
поручение.
«Ванечка
всегда приносит на стол ложки, хлеб и
чашки, всегда поливает цветы, кормит
рыбок».

Решение
мыслительных задач возрастающей
трудности,
требующих
нарастания усилий, преодоления неуспеха,
неоднократных попыток. Здесь может
быть несколько вариантов. Рассмотрим
их на примере решения задачи «Сложи
квадрат». Ребенку дается образец-квадрат,
расчерченный по линиям разрезов, и
образец-квадрат, не расчерченный по
линиям разрезов, а также разрезанные
части, из которых необходимо сложить
целый квадрат.

  1. Ребенок накладывает
    части квадрата на расчерченный образец.

  2. Ребенок выкладывает
    квадрат на столе, глядя на расчерченный
    квадрат.

3.Ребенок выкладывает
целый квадрат на столе, глядя на не
расчерченный квадрат.

4.Ребенок выкладывает
квадрат, не имея наглядных образцов.

При этом главное
— научить его пользоваться не методом
проб и ошибок, а направлять усилия на
усвоение обобщенного способа действий
(сравнить детали с целым образцом,
соотнести их с формой квадрата и т. п.).
Обратим внимание на усложнение способа
решения от первого варианта к четвертому
и на усложнение материала (разрезание
деталей на 2, 3, 5 и т.д. частей).

Оказание помощи
взрослому.
Незаменимость
ребенка (что-то может сделать только
он). «Приди, пожалуйста, на кухню, над
вымыть баночки, а это можешь сделать
только ты, у тебя ручка маленькая, а у
меня не получится», «Достань,
пожалуйста, напомни мне; вдень нитку»
и т. д.

Объяснение
ребенку поведения взрослого, помощь в
понимании взрослого, прогнозирование
его действий.
В
различных ситуациях общения взрослый
может не реагировать немедленно, а
предложить: «Попробуй-ка, угадай, что
я сейчас думаю, что чувствую, что хочу
сказать?», «Как ты думаешь, почему
я тебе это говорю? Почему прошу поступить
именно так, а не иначе, почему я не
советую тебе это делать?»

Побуждение и
поддержка нравственных исканий ребенка.

«Правильно
поступает кто-то? Как поступить мне?
Всегда ли прав взрослый? Всегда ли надо
выполнять то, что обещал? Почему не все
держат слово?»

Принятие
нравственной нормы и отнесение ее к
самому себе.
Мальчик
в комнате у знакомых нашел монетку и
положил ее в карман. «Почему ты взял
эту монетку?- Потому, что валялась,
значит, она ничья». «У мужчины на
улице выпал кошелек. Это увидел прохожий.
Как ты думаешь, что он должен был сделать?
Правильно, он сказал мужчине об этом.
Этим прохожим был не взрослый, а мальчик.
Как ты думаешь, что он должен был сделать?
Правильно, он поступил как взрослый, и
мужчина был ему очень благодарен».
«Представь, что ты стоишь на улице и
видишь, как у мужчины из кармана выпал
кошелек и валяется. Что ты сделаешь?»
Если ребенок относит к себе нравственную
норму, то он отвечает, что отдал бы
находку. Из этого следует вопрос: «Как
же ты поступишь сейчас?», и, чтобы
выйти из противоречий, ребенок возвращает
монетку. В случае если на вопрос,
проверяющий применение ребенком нормы
к самому себе, он отвечает, что кошелек
валяется, значит, он ничей вопросы о
том, как он должен поступить, продолжаются,
создаются противоречия, выход из которых
один — при­ять к себе нравственную
норму.

Репетиция
действий.
Ребенку
впервые предстоит сходить самостоятельно
в магазин (в детский сад, к бабушке и т.
д.). В результате беседы ребенок должен
точно и связно описать последовательность
своих действий и мыслей. «Я выйду из
дома, поверну за угол пойду в магазин,
посмотрю, какой хлеб лежит на полках,
потрогаю вилкой, выберу мягкий, половину
черного и батон, положу в мешочек,
посчитаю, сколько он стоит, возьму из
кошелька деньги на хлеб и на батон,
отдам их в кассу, потом пойду домой».
В таком предварительном описании
ребенок использует много глаголов, это
способствует осознанию своей активности
и целенаправленности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.02.201536.1 Mб346Коменский Великая дидактика 1939.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Светлана Журавлева
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем

Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных проявлений: радость, грусть, жалость, зависть, равнодушие и тд.

Для детей раннего возраста эмоции – это непосредственное отражение, переживание, общение с окружающем миром. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы.

Волевая сфера у детей отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.

Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве,когда ребенок стремится достигнуть цели: достать игрушку, делая при этом усилия, в начале перевернуться, доползти, дойти, преодолевая препятствия, найти. Одно из первых проявлений воли – произвольные движения, развитие которых зависит, в частности, от степени осознанности и целостности сенсомоторного образа.

Дети с церебральный параличом с рождения ограничены в большей или меньшей степени, зависимо от поражения определенных структур головного мозга и по этому сам механизм эмоционального реагирования изначально нарушен.

Повышенная возбудимость ребенка, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям и пугливость. У одних детей отмечаются беспокойство, суетливость, расторможенность; у других, напротив, -вялость пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность и данные нарушения эмоционально волевой сферы встречаются независимо от степени двигательных дефектов.

При детском церебральном параличе представление об окружающем крайне ограничены по сравнению с нормально развивающимся ребенком, поэтому для большинства детей характерно наличие страхов. И большенство из них испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. А так же большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. Страх может возникать даже под влиянием незначительных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – заторможенностью. Страх может возникать при простых тактильных раздражениях (массаж, при изменении положения тела и окружающей обстановки. У части детей отмечаются боязнь высоты, темноты, новых предметов.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года ниже среднего уровня

Поэтому в процессе развития и формирования эмоциональной сферы, у ребенка с нарушениями двигательных функций, имеет отличие от аналогичного механизма нормального развития эмоций. Во многом положительное эмоционально-волевое развитие зависит от воздействия отношения к нему окружающих, в частности семьи.

Как показал опыт, что есть несколько типов родителей, одни из которых черезмнрно опекают больного ребенка, стараясь предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Чрезмерная опека мало кому идёт на пользу. Детям с церебральным параличом не идёт на пользу вообще. Есть еще второй, которые отказываются от излишней опеки по отношению к больному ребёнку, т. к. воспринимают ребенка — как инвалида, не способного добиться в жизни успеха. Но есть еще одни,которые считают и говорят про своего особого ребенка так: пусть в чем-то не похож на окружающих, но при этом занимают активную жизненную позицию — и от этого будет зависеть сила волевых качеств ребенка.

Как правило, у детей с данными отклонениями в развитии сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

С 6 месяцев до 3 лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили. Детская безответственность – это необходимость в познании мира и себя в нём. Задача родителей и специалистов – направить ребенка в сторону развития ответственности, соразмерной возрасту.

Источник

Лукина Надежда
Развитие волевой сферы у дошкольников. Произвольность

«Развитие волевой сферы у дошкольников. Произвольность».

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или воспитатель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотим видеть своих воспитанников волевыми, настойчивыми, целеустремлёнными и пр. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и добиваться результатов. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка.

В ФГОС ДО предусмотрено, что в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «…ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…»

Воля – это осознанная способность преодолевать различные препятствия для достижения намеченной цели. Совершая волевое действие, ребенок изменяет окружающую действительность, подчиняя её своим намерениям.

Произвольность – это с одной стороны развитие познавательных процессов, с другой — становление действий и операций, с третьей – формирование потребностно – мотивационной сферы ребёнка.

Развитие волевой сферы подразумевает развитие самостоятельности, упорства, целеустремлённости, инициативности, терпеливости, энергичности и решительности.

Воля не является врождённым навыком. Она приобретается в процессе взросления.

Главным же приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но самой лучшей является игра.

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Систематическая работа по формированию игры с правилами позволяет значительно повысить уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.

Лучшей деятельностью для ребенка является игра, еще лучше, если это игра с правилами. В детском саду на занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности для развития волевой сферы нам помогают разнообразные игры (дидактические, развивающие, логические «Крестики-нолики», «Морской бой», шашки, шахматы, подвижные игры, эстафеты). Все эти интересные занятия автоматически формируют у ребенка осознание необходимости знания и соблюдения правил игры. Мы стремимся, чтобы участники игры были заинтересованы в победе. В игре развиваются терпение, сосредоточенность, внимание, способность выполнять правила. Игры развивают не только ум и эмоции ребенка, но вырабатывают волю. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с действиями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях. Игрушки также придают игре волевой характер, эмоциональность.

Не менее сильно, чем игра, на развитие волевой сферыребенка влияет чтение детской и художественной литературы: рассказы о людях, проявивших мужество и героизм. Просмотр киносказок, где герои преодолевают преграды, испытывают трудности, но не отказываются от принятого решения и достигают своих целей. Здесь у детей активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств.

Развитие воли требует систематического преодолевая трудностей, человек тренируется и закаляет свою волю. При формировании волевых качеств мы стимулируем ребенка, оцениваем результаты его деятельности, используя наглядную фиксация результатов. Вместо оценок в тетрадях рисуем веселое (грустное) солнышко, также предлагаем ребенку оценить свое поведение и деятельность, поместить на шкаф в приемной «Медаль» за хорошую работу на занятиях, дежурстве по занятиям, столовой, в природном уголке; за хорошее поведение – эта деятельность развивает способность к самоконтролю и самоорганизации.

Другим важным фактором в воспитании воли у ребенка является совместная работа в коллективе. Дети стремятся воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Мы стараемся уделять больше внимание тем волевым качествам, которые помогут детям стать лучше.

Развитие волевой сферы нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно донести до ребенка, ради каких целей совершается волевое действие. Поэтому мы стремимся развивать нравственные убеждения детей. Почему нельзя? Как сделать?

Нравственность «подпитывает» волю, помогает ей проявляться.

К числу важнейших условий формирования волевой сферы человека мы относим строгое соблюдение режима дня, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, своевременно говорить «спасибо», «извините») Правила, распорядок дня помогают проявляться воле. Дети усваивают нормы и правила поведения в семье, группе, в общественных местах.

Читайте также:  Начальная школа развитие познавательной активности ребенка

Прекрасные возможности для развития воли и произвольности содержат в себе трудовая и бытовая деятельность, проводимая в режимных моментах на улице и в группе. В процессе этих видов деятельности дети учатся осознавать цель, планировать свои действия, запоминать их последовательность (например: подмести участок, уход за цветами в помещении и на клумбе, навести порядок на рабочем месте, посадка лука и т. д., преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития волевой сферы создают занятия спортом. Большую роль в развитии воли мы отдаем физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными, у которых нет достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой — физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления.

Для формирования волевых качеств ребенка мы воспитываем так же ответственность. Дети любят быть дежурными по занятиям, в уголке природы, по столовой, раздавать (собирать) пособия, следить порядком и др.

Посредником в процессе развития волевой сферы и произвольности является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение, помогает развивать внимание, память, мышление, воображение.

Произвольность внимания у дошкольников

Внимание — это психический процесс или состояние, когда ребенок концентрируется на заданной информации, стараясь не отвлекаться. Особое значение вниманию мы уделяем на занятиях по математике – решение логических задач, примеров, графических диктантов, в подготовке к обучению грамоте – звуко — буквенный анализ слов, определение позиции звуков в словах, деление слов на слоги.

Во время выполнения разного вида заданий дети проявляют произвольность внимания. Особенно этому способствуют занятия продуктивными видами деятельности. В них дети учатся работать по образцу. Так или иначе, но детям приходится внимательно смотреть на образец, а затем выполнять задание, т. е. произвольно направлять свои действия на выполнение задания.

Произвольность восприятия у дошкольников

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, полное физическое и психическое развитие. Формирование произвольности восприятия начинают уже в раннем возрасте, а к старшему дошкольномувозрасту полученные знания используют в разных видах деятельности: художественное творчество, развитие речи.

Произвольность памяти

Память представляет собой процесс хранения и воспроизведения любой информации, или по-другому — запоминание. Благодаря памяти информация или события, спустя некоторое время, воспроизводятся. Произвольная память всегда целенаправленна, тесно связана с вниманием, мышлением и волевым действиям.

Произвольность мышления

Управлять мышлением в детском возрасте очень сложно. Например, решая головоломку, ребенку приходится перебирать различные варианты. Ребенок от одного варианта переходит мысленно к другому варианту, и этот процесс происходит произвольно.

Развитие произвольности в группе мы осуществляет через индивидуальные и коллективные формы разных видов деятельности. А для эффективного развития произвольности важна развитая речь ребенка, ведь именно речь способствует саморегуляции действий ребенка.

Для развития речи с целью формирования произвольности мы проводят беседы в утренние часы, в индивидуальной работе, на прогулке, в совместной деятельности. Беседы проводим на разные темы, например, чем они занимались в выходные дни, о настроении, о действиях и отношениях с другими людьми, что видели по дороге в детский сад, объясняем, как поступать в разных ситуациях, как нужно относиться к людям и окружающему миру.

В процессе развития волевой сферы и произвольного поведения дошкольников огромное значение играет роль взрослые. Воспитатели и родители должны поддерживать дошкольника, правильно воспитывать его, предоставлять ему право выбора, играть в простые развивающие логические и активные игры. Воля не будет развиваться сама. Этот процесс необходимо стимулировать и мотивировать.

А лучшей мотивацией станет личный пример родителей.

Очень часто дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются, испытывают затруднений в решении посильных задач. Родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности, организованности, чаще интересуют вопросы образовательной подготовки – обучение чтению, счету, письму.

А воля ребенка развивается не сама по себе, а с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.

По теме «Развитие волевой сферы у дошкольников» «Произвольность» для родителей были представлены консультации.

Для развития волевой сферы и произвольностивоспитателям и родителям необходимо:

— ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

— направлять, помогать в достижении цели;

— приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

— воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

— учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

— спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.

Источник