Значение оригами в развитие ребенка

Значение оригами в развитие ребенка thumbnail

Людмила Нестерова
Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста

«ОРГАМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Воспитатель МБДОУ ЦРР -детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Альметьеск Республики Татарстан Шайхутдинова Гюзель Фагимовна.

«Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Оригами – неотъемлемая составляющая древне – японской культуры. Учёные предполагают, что более тысячи лет назад изготовление фигурок из бумаги было частью священного ритуала, который посвящался богине милосердия Канон. Подобными фигурками украшали статуи богини, чтобы задобрить её и попросить о помощи.

Позже оригами прочно вошло в японский быт и стало не только частью религии народа Японии, но и неотъемлемой составляющей народных праздников.

Оригами есть на все случаи жизни – будь то радостное или печальное событие в жизни японца, какое-то торжественное мероприятие. Если японец покупает фигурку оригами в магазине, то её обязательно упаковывают в пакет определённого вида, так что, встретив прохожего с таким пакетом, сведущий человек может сразу определить, на какое мероприятие направляется незнакомец. Для японца мало сделать оригами, очень важно правильно упаковать его, так как внешний вид упаковки имеет не меньшее значение, чем сам подарок.

«Оригами» в переводе означает «сложенная бумага», и это на самом деле так. Многие считают, что сделать фигурку из бумаги достаточно легко, надо только использовать клей, ножницы и другие инструменты и материалы. Однако при изготовлении традиционного оригами допустимо пользоваться только бумагой и ничем больше (лишь при изготовлении кусудамы можно использовать несколько одинаковых модулей).

Первоначально для создания оригами использовался только лист бумаги, который надо было сложить определённым образом, чтобы в итоге получилась готовая фигурка. Традиционное оригами предполагает только складывание бумаги определённым образом, в результате чего получается фигурка. Это достаточно сложное мастерство, на овладение которым потребуется немало времени.

Позднее мастера оригами стали использовать более необычные способы изготовления фигурок, привлекая к работе клей, ножницы, мех, другие подручные материалы. Исключением из правил могут быть кусудамы и те фигурки, которые состоят из отдельных модулей.

После завершения работы над фигуркой её можно раскрасить – это допускается и в классическом оригами.

Существует огромное множество моделей оригами. Некоторые фигурки имеют схожий «механизм» складывания, так как состоят из одинаковых базовых фигур.

Самой распространённой фигуркой среди японцев является «японский журавлик». Не менее распространены среди местных жителей кусудамы (в переводе «целебный шар»). Именно при изготовлении этого вида оригами используется клей.

Кусудамы – очень красивые. По форме они напоминают шар, который состоит из нескольких модулей. Поскольку кусудамы делать достаточно сложно и состоят они из множества модулей, лучше к их изготовлению привлекать несколько человек.

Японцы искренне верят, что такие шары обладают чудодейственной силой и могут помочь больным. Также магическим свойством исцелять больных, по мнению японцев, обладает и «японский журавлик». Именно эта модель оригами стала международным символом мира, а ещё задолго до этого он считался залогом счастливой жизни, благополучия и успеха.

После того как оригами получило широкое распространение в Японии, оно прочно обосновалось в быту местных жителей. Они делали всевозможные кошельки, вазочки, коробочки и многое другое, что можно преподнести в подарок или использовать в повседневной жизни.

Изготовление фигурок из бумаги всегда представляло для людей большой интерес, но по – настоящему это проявилось лишь сравнительно недавно – каких -нибудь 3 – 4 десятилетия назад. Оригами стало модным видом искусства.

Кто бы мог предположить, что из обычного листа бумаги можно сложить сотни, если не тысячи самых разных фигурок?

Оригами – это один из способов самовыражения, может быть, поэтому оно получило такое широкое распространение среди школьников, студентов, творческих людей, оригами всё чаще используется в рекламных целях. Находятся и те, кто не останавливается на бумаге как исходном материале, а идёт дальше – на основе оригами изобретает новые виды искусства.

Фигурки – оригами можно делать тремя разными способами.

Предполагает складывание фигурок из одного листа квадратной формы без надрезов. Это традиционный способ, который используется чаще всего.

Предполагает складывание фигурок из листа прямоугольной и правильной треугольной формы.

Складывание фигурок из 3- х или 4- х одинаковых частей – модулей.

На первый взгляд, кажется, что сложить сложную красивую фигурку из простого листа бумаги невозможно. Однако подобные мысли часто посещают нас, когда мы сталкиваемся с любым новым делом. Никто не начинает знакомство с оригами со сложных изделий – вначале необходимо ознакомиться с техникой складывания базовых форм. Это самые простые фигурки – оригами, на основе которых складывают куда более сложные и необычные изделия.

Кроме того, прежде чем приступить к складыванию фигурок, следует познакомиться с азбукой оригами, которая включает основные условные обозначения, необходимые для работы. Без знания азбуки невозможно понять, что написано на схемах и как выполнить то или иное действие.

Изобретатель этого своеобразного букваря в мире оригами – японец Акира Йошизава. Это значимая фигура в мире оригами, ведь именно этот человек сделал его по-настоящему известным и поднял на новую высоту. Он начал развивать оригами как вид искусства в середине XX в., и с тех пор его описаниями создания фигур пользуются оригамисты всех стран.

А собственно, для чего оно нужно это оригами? Что оно даёт?

Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость.Нас поражает быстрота его успехов: вчера он ещё ничего не мог, а сегодня уже со всем справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребёнка.

Читайте также:  Активность как фактор развития личности ребенка

«движение рук тесно связано

с речью и её развитием» —

В. М. Бехтерев.

Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.К ним можно отнести:

— Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота его обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и период их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Читайте также:  Кризис в психическом развитие ребенка

Можно соединить занятие оригами с занятиями, с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Источник

Оригами как средство всестороннего развития ребёнка

Искусство оригами, именно так его следует называть, знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, бомбочки, лягушек и тюльпаны из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и малыши.

Искусство оригами – древнее искусство, зародившееся в Китае, со временем перешедшее в Японию. В переводе это красивое слово обозначает «складывать бумагу». В прошлом оригами могли заниматься лишь состоятельные японцы, сегодня – это увлекательное и полезное занятие доступно всем.

В Европе польза оригами для детей была открыта педагогом и создателем первых детсадов Ф. Фребелем. Он заметил, что складывая поделки из бумаги, дети лучше различают геометрические фигуры. Поэтому Ф.Фребель ввел оригами в обязательную программу развития дошкольников.

Современную же систему обозначения сложений оригами придумал в середине прошлого века японец А. Есидзава. Благодаря ему теперь весь мир может читать схемы и создавать собственные композиции.

Оригами в детском саду получило широкое распространение , как конструирование из бумаги и является сложным видом конструирования. Оригами это не только интересно для ребенка, но и очень полезное для его общего развития занятие.

В чем развивающая функция этого искусства?

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, развитие речи.

Оригами способствует концентрации внимания, ведь чтобы правильно сделать работу необходимо сконцентрироваться и внимательно слушать педагога.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами, как конструирование из бумаги — увлекательное занятие для дошкольников самого разного возраста. Особую радость ребенку доставляет момент, когда он видит ощутимый результат своего труда — игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнату. Полученный результат труда поднимает самооценку у ребенка, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.

Систематические занятия оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Уникальность оригами заключается в том, что при своей доступности и простоте начального уровня это занятие воспитывает нужные человеку качества и навыки.

Творите вместе с детьми!

hello_html_4faccf3c.jpg hello_html_295ab018.jpg

hello_html_m238fb374.jpg hello_html_m5dbfd18f.jpg

Источник

Библиографическое описание:

Яковлева Е. В. Чем полезно оригами [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 59-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11620/ (дата обращения: 06.04.2020).



Искусство оригами, именно так его следует называть, знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, бомбочки, лягушек и тюльпаны из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и малыши.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Родина оригами — Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.

Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Читайте также:  Мдоу 151 центр развития ребенка

Наряду с детскими конструкторами — это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее ребёнка.

Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате «Что такое искусство» предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально — разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития дошкольников. Кроме того занятия оригами развивают и коммуникативные навыки детей. Весомым аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами — это бумага. Бумага самый доступный и дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом.

Как указывает ряд авторов: В. Б. Косминская, Л. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. в процессе конструирования дошкольники приобретают знания и умения.

Значение оригами для развития ребенка.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Литература:

  1. Афонкин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. — СПб.: Кристалл, 2008. — 201 с..
  2. Долженко Г. И. 100 оригами. — М.: Просвещение,2006. — 250 с.
  3. Оригами. Искусство складывания из бумаги. — М.: Юрайт — Издательство, 2007. — 197 с.
  4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. — М.: Гардарика, 2008. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): оригами, ребенок, бумага, занятие оригами, искусство оригами, мелкая моторика, процесс конструирования.

Похожие статьи

Особенности обучения дошкольников искусству оригами

На занятии по оригами ребенок проявляет своё «я». Пробует себя в роли изобретателя.

М.: Просвещение, 1977. — 253с. 8. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.

Литература: 1. «Оригами», «Конструирование из бумаги»…

Особенности обучения дошкольников искусству оригами. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами

ребенок, мелкая моторика, работа, техник, развитие, гофрированная бумага, детский сад, мой взгляд, дошкольный возраст, моя группа.

Театр своими руками. Использование моделей оригами

Чем полезно оригами | Статья в сборнике международной научной… оригами, ребенок, бумага, занятие оригами, искусство оригами, мелкая моторика, процесс.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих…

Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами в старшей группе.

Основные термины (генерируются автоматически): оригами, ребенок, бумага, занятие оригами, искусство оригами, мелкая моторика, процесс.

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой

Также занятие оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немало важно для будущих первоклассников)…

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности…

Оригами — складывание фигурок из бумаги.

мелкая моторика, ребенок, аппликация, работа, развитие, материал, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, ленточная аппликация, природный материал.

Дополнительная образовательная программа «Начальное…»

оригами, ребенок, бумага, занятие оригами. Развитие творческих способностей детей с помощью техники оригами в процессе… Особенности обучения дошкольников искусству оригами.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного…

Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является оригамиискусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой.

Роль оригами в формировании специализированных навыков…

Оригами — [яп.] — старинное японское искусство складывания и конструирования из бумаги разного рода изображений декоративного характера без ножниц и клея. «Ори» в переводе с японского «складывать», «ками» — бумага.

Источник