Значение окружающего мира в развитии ребенка

Значение окружающего мира в развитии ребенка thumbnail

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир − источник чувств. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы − в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.
           В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения). Истина самого слова, логическое упражнение мысли − вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, − писал великий педагог, − проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
            Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр.
С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования и др.
            Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит процесс изучения окружающего мира − развитие детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей − естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.
           «Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» − эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.
Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств − патриотизма, гуманизма, интернационализма
             Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объектам и людям. Задача учителя − воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно занятия по предмету «окружающий мир» позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.
              Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. В последние годы произошла экологизация всех естественнонаучных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно созданной, так и естественной среде их обитания.
                 В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально-положительное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональными познавательным становится условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.
                Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром, определяется первое концептуальное положение построения курса − целесообразно, чтобы он был интегрированным. Многие ученые отмечали важность интегрированного изучения окружающего мира. Еще великий философ Г. Гегель указывал на то, что познание отдельных сторон действительности вне их взаимосвязи рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость».
                 Интегрированное построение предмета «Окружающий мир» предоставляет такие возможности:
– устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
– подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
                Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие функции.
Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений − выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.
Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественнонаучных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене.
               Таким образом, мы рассмотрели понятие об общем развитии личности младшего школьника, ознакомились с психолого-педагогические особенностями детей этого возраста, изучили значение предмета «Окружающий мир» в общем развитии детей младшего школьного возраста.

Читайте также:  Развитие творческого потенциала ребенка в обучении музыке в доу

МБОУ СЕВЕРНАЯ СОШ

Доклад на тему:

«Окружающий мир как средство всестороннего развития младшего школьника»

Подготовила: Белова Ю.М.

2013-2014 учебный год

Источник

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир − источник чувств. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы − в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.

В Базисном учебном плане начального общего образования предусмотрено изучение предмета «Окружающий мир» с 1-4 класс. Количество часов в неделю – 2 часа, ежегодно – в 1 классе 66 часов, в 2-4 классах 68 часов. За период обучения в начальных классах – 270 часов.

На основании Федерального государственного стандарта начального образования предмет «ОМ» относится к предметной области – Обществознание и естествознание (Окружающий мир).

«Основные задачи реализации содержания:

1) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

2) Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

3) Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4) Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме». [ФГОС НОО, 23].

Предмет «Окружающий мир» в начальном общем образовании выполняет «интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности». [ПООП НОО, 103-104].

Природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировании у детей целостного представления о мире, о месте в нём человека.

Предмет «Окружающий мир» играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нём на конкретном материале – раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность.

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир» должны отражать:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Значение курса «Окружающий мир» для развития младшего школьника состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенной особенностью предмета «Окружающий мир» является то, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. [Прим. прогр. по ОМ.].

Таким образом, все перечисленное выше доказывает, что предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.

Источник

Марина Ушакова
Развитие у ребенка представлений о физических свойствах окружающего мира

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии. Ребёнок испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов. Познание окружающей действительности в целом невозможно без познания природы. Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности. Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним.Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в работе с дошкольниками. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, поэтому надо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Надо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали новые открытия. Задача взрослого — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как».

Ценность исследовательской деятельности заключается в том, что ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функции.

Читайте также:  Развитие речи у мальчика ребенка в 2 года

На протяжении дошкольного детства, вместе с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяют кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, всё это даёт навыки исследовательской деятельности.

Главной целью по данному направлению работы является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса.

Также были определенынесколько задачпо данному направлению:

› обогащение личного опыта ребёнка;

› расширение представлений о предметах и объектах окр. мира;

› установление причинно-следственных связей;

развитие коммуникативных навыков и любознательности.

В исследовании выделяют 3 основных вида деятельности:

› экспериментирование (наблюдение);

› опыты;

› коллекционирование.

Во время наблюдений взрослому следует использовать научные термины и добиваться того же от ребёнка. «Как это называется, Какой это материал?»

Важно поощрять ребёнка высказывать догадки, объяснять, делать предположения, почему он считает именно так.

В процессе рассуждений и доказательств у ребёнка формируются основы словесно-логического, а затем и научного мышления.

Опыты помогают детям получить убедительные данные по выявлению сущности астрономических явлений, причинно-следственных связей, а следовательно, подведут к осознанию естественнонаучных закономерностей.

Например: «Земля и Солнце»

Самый любимый детьми вид исследовательской деятельности – коллекционирование.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.

Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка,которые являются ступеньками к творчеству:

Целью экспериментальной деятельности является:

— способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирование как эффективного метода познания, углубление представления о живой и неживой природе.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2. Развитие у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

3. Развитие у детей умственных способностей;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка — развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Организация работы может осуществляться по следующим направлениям:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве, строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией, влияние факторов неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу и др.).

2. Неживая природа (свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы, три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое, свойства и качества, переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе и др.)

3. Физические явления (свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование; магнетизм, процесс намагничивания — размагничивания, компас; вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса; электричество (статическое, условия его возникновения, свойства электричества, материалы — проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество; движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

4. Человек (человек — живой организм, особенности строения человеческого тела, особенности строения и функционирования органов и систем)

5. Рукотворный мир (предмет как таковой: предмет и его признаки, строение, функции, форма, размер, цвет, назначение, свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т. п. ; качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. п.); связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением; предмет —результат деятельности человека:

Структура детского экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте)

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Выполнения эксперимента

5. Обсуждение

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения.

Наблюдение играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка:

1. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.

2. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, которые, тем самым совершенствуют эстетические чувства.

3. Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствует физическому развитию детей.

4. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознания ребёнка новыми знаниями.

Основная цель наблюдений

развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчётливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой.

На четвёртом году жизни возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно. Как это сделать?

Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приёмы руководства деятельностью детей. Наиболее эффективными приёмами во второй младшей группе являются:

• организация обследовательских действий с объектом наблюдения, если это не угрожает здоровью ребёнка;

Читайте также:  Центр развития ребенка счастливый малыш

• использование поисковых действий;

• имитация ребёнком движений, звуков предметов, явлений природы;

• приём сравнения.

Приём обследования направлен на выявление сенсорных признаков данного объекта.

Например, во время игр с песком, дети узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть (из влажного песка можно что-то слепить, а из сухого нет, он рассыпается).

Во время наблюдений за деревьями обследуем с детьми кору, и они узнают о том,что она бывает разная: шершавая или гладкая, тёплая или холодная, твёрдая, имеет запах.

Приём подражания движениям, звукам помогает детям внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление и улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».

Например, предлагаю детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, сложить ладони и подвигать ими, как рыбка двигает хвостиком и т. п.

Во второй половине года начинаю использовать

приём сравнения.

Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют этим приёмом. При помощи сравнения они выделяют черты сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки. Например, сравнить листья одного дерева с листьями другого по цвету, форме, размеру.

В средней группе количество вопросов возрастает, действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными. Поэтому рекомендуется проводить длительные наблюдения, то есть в форме циклов.

В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить её. К 5 годам у ребёнка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в этом возрасте. Это обусловлено психофизиологическими особенностями: появляется способность к логическому мышлению, увеличивается произвольность познавательного процесса, закладываются основные умственные умения и операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация).

Практически во всех науках о природе (живой и неживой) и обществе построение и использование моделей являются мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны,что лучшим способом их изучения является такой: построить модель, отображающую лишь какую-то грань реальности и потому несравнимо более простую, чем эта реальность, и исследовать сначала эту модель.

Или можно сказать другими словами: модель — это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.

Модель необходима,для того чтобы:

• понять, как устроен конкретный объект — каковы его структура, основные

свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;

• научиться управлять объектом или процессом и определять наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (оптимизация);

• прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект.

Никакая модель не может заменить само явление, но при решении задачи, когда нас интересуют определенное свойство изучаемого процесса или явления, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования, познания.

Моделированием называется как процесс построения модели, так и процесс изучения строения и свойств оригинала с помощью построенной модели.

Процесс моделирования можно представитьв виде последовательности нескольких этапов:

объект — модель — изучение модели — знания об объекте.

Навыки моделирования очень важны для человека в его повседневной деятельности. Они помогают разумно планировать распорядок дня, учебу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, удачно разрешать различные жизненные проблемы.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное, температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор —это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п.

Второй фактор —состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны

Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны,которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т. д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.

Все эти методы помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. В. А.Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

Источник