Развитие творческого потенциала ребенка в обучении музыке в доу

Вострикова Елена
Консультация «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе использования эвритмии в музыкальной деятельности»

Авторы: Гольева Светлана, Вострикова Елена Георгиевна

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такая инновационная технология, как эвритмия.

Эвритмия — искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на развитие эмоционально-психической сферы ребенка. Это искусство особого гармоничного движения, в котором проявляется взаимосвязь культуры движения, слова и музыки, где наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества.

Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни, поэтому важным становится понимание того, чтобы двигательная активность ребенка была эмоционально и высокохудожественно окрашена.

Эвритмические занятия помогают в обретении пластичности, грации, развитии гибкости и подвижности тела, улучшении общего физического состояния, создании красивых и гармоничных образов в движении. Занимаясь эвритмией ребенок живет в добром, деятельном, ритмичном и доброжелательном мире, окунаясь в атмосферу свободы и творчества, раскрывает себя, преобразовывая свой внутренний мир и эффективно улучшая своё эмоциональное состояние.

Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность взрослых людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с временем года и темами занятий.

Эвритмия – это и социально-ориентированное искусство. При работе в коллективе концентрация на собственном движении постоянно связана с необходимостью чувствовать движение других; всей группы как единого организма. Элементы упражнений позволяют развивать утончённое восприятие другого человека, окружающей природы.

Эвритмию целесообразно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх детей.

В самом начале занятия дети двигаются свободно, но стараясь не сталкиваться друг с другом. Для концентрации внимания и собраннности слушают биение своего сердца или музыку умеренного темпа, но с четким ритмическим рисунком (без движения, по предложению педагога изображают, как бьется сердце, как выдох чередуется со вздохом.

Затем дети встают рядом с педагогом и, взявшись за руки, образуют большой круг, потом опускают руки и садятся на пол. Каждый по очереди называет свое имя, повторяет его еще раз, акцентируя слоги, пытаясь его прохлопать. Выбрав несколько имен,дети прохлопывают их: тихо, громко, маленькими группами. Следующее задание – прохлопать ритм имени, состоящего из двух-трех слогов, и догадаться, какое это имя.

Другой вариант: вместо имени на фоне равномерных хлопков произносится рифмовка. Дети сначала выполняют задание вместе с педагогом, затем самостоятельно – педагог обозначает только начало каждой части. Чтобы научить детей дифференцировать движения и динамику различий, хлопки можно заменить, например, шлепками, чередовать шлепки и хлопки.

При выборе темпа и ритма музыкального сопровождения обязательно учитывать характер движений, их специфику. Для старших дошкольников желательно выбирать веселую музыку, жизнерадостные мелодии.Следует помнить: с возрастом вкусы меняются, соответственно меняется и излюбленный репертуар. Детям нравятся игровые тематические циклы и сюжетные композиции типа «Игрушка», «Зоопарк», «Путешествие», «Спортсмены» и т. д. Каждое упражнение в таких комплексах носит не просто игровой и подражательный, но и творческий характер.

В основной части на первых занятиях разучивание танцевальной композиции или комплекса упражнений проходит следующим образом:

после прослушивания музыкального отрывка дети вместе с педагогом определяют характер музыки (темп, настроение, жанр, пытаются воспроизвести его ритм (прохлопать, протопать, затем выполняют движения, характерные для данного произведения (педагог показывает некоторые па изучаемого танца, обращая внимание на их сочетание по стилю и по характеру с музыкальным произведением). На дальнейших занятиях педагог предлагает детям самостоятельно найти движения, отвечающие темпу и характеру данной музыки.

После разучивания движений и танцевальных композиций детям предлагают свободное фантазирование на заданную тему (например, передача характера движений животного) или произвольное движение под музыку. Ритмическая импровизация дает ощущение свободы. Импровизируя, ребенок получает возможность выразить свою особенность, неповторимость, что важно для самоуважения, внутренней устойчивости, последовательности в действиях.

Для релаксации и восстановления используютсяигры на внимание и игры-превращения: «куклы-марионетки», «тряпичные руки», «деревянные руки», или «стоп-упражнения». Для развития мелкой моторики применяется пальчиковая гимнастика и жестовые игры.К таким заданиям относятся следующие: «сделать когти», «вымыть руки», «надеть перчатки», «человек-оркестр», «танец рук», «слушать свой ритм» и ритм биения сердца друг друга.

Читайте также:  Раннее развитие речи ребенка до года

По желанию детей предлагается задание на дом: подобрать музыку и придумать движения под нее, выучить стихотворение или песню и подобрать к ним простые движения.

Учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, педагог должен так подобрать приемы обучения и воспитания, чтобы занятия эвритмией приносили положительный результат. На занятиях важно создать ситуацию успеха для подкрепления положительной мотивации.

Содержание занятий должно быть приближено к тем природным явлениям,которые окружают ребенка в данный день и соответствовать темам периода в ДОУ: зима – бег по скользким дорожкам, ходьба по сугробам т. д. ; весна – перепрыгивание через ручейки; осень – сбор урожая; лето – бег по траве, дыхательные упражнения и т. д.

Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитие и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантомимике. Дети учатся владеть собственным телом, нестандартному мышлению, психологической свободе.

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, гармонизации эмоциональной сферы, творческого выражения.

При выполнении данных упражнений важно помочь ребенку при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Игра – ведущая деятельность дошкольника, где создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Музыкально-ритмический круг (основная часть). Она включает в себя дидактические блоки,которые могут располагаться в произвольном порядке:

— ритмические игры: «Загудел паровоз», «У совы» (приложение)

— блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации, равновесия, ловкости стопы, упражнения для изучения географии тела): «Снежная баба», «Засыпающий цветок» (приложение).

— блок развития мелкой моторики: «5 веселых капелек», «Цветки» (приложение).

— пространственная ориентация: «Лужа», композиция «Последний листопад» (приложение).

— социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей и всей группы, как единого коллектива): «Любование цветком», «Передай мяч», «Аромат роз» приложение).

— импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением : «Падают снежинки» и др.

Занятия завершаются фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди – «закрыть замочек» или выполнить комплекс релаксирующих упражнений.

Педагог побуждает детей выразить эмоции и внутренние образы посредством движения и речи. Упражнения характеризуется состоянием активного слушания, ребёнка побуждают двигаться. Совместное движение, атмосфера свободы и творчества дают ребенку возможность раскрыть творческий потенциал, преобразовать внутренний мир. Психотерапевтическое воздействие движения приводит к улучшению эмоционального состояния, приобретению уверенности, осознанию собственной неповторимости, удовлетворённости от взаимодействия с другими детьми. Эвритмия включает в себя блоки,которые могут располагаться в произвольном порядке:

— ритмические игры;

— блок развития мелкой моторики;

— блок развития крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости);

— пространственная ориентация;

— социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);

— импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;

— игропластика — специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;

— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Цель эвритмии: Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

развитиедвигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

— коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног; улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

— формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Регулярное включение эвритмии в музыкальную деятельность помогает формированию гармоничного развития личности, развивает способности двигательной импровизации, воображения и фантазии, способствует улучшению самочувствия, работоспособности, двигательной активности, эмоциональной отзывчивости, развивает вербальные и невербальныхе средства общения.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами эвритмииосуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип природосообразности. Применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно – образного к логически – абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия, они приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации.

2. Принцип здоровьесбережения. Предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников на музыкальных занятиях.

3. Принцип развития творческого воображения. Предполагает создание на занятии ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал. Поиск, творчество, проявление самостоятельности становится для ребенка необходимым внутренним условием, к которому он стремится.

Читайте также:  Развитие ребенка полтора до 2 лет

4. Принцип формирования способности к содействию сопереживанию. Применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность. Ребенок учится контролировать свое поведение с целью не причинить неудобство и боль. Каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка к другому и учит их взаимодействовать.

Средства эвритмии.

1. Релаксация — это средство для расслабления мышц и приведения общего эмоционального и физического состояния детей в физиологическую норму; игропластика – это специальные упражнения для развития мышечной силы, гибкости в образных и игровых двигательных заданиях. Так, упражнение «Зоопарк» в игровой форме позволяет воздействовать на определённые группы мышц.

2. Метод поисковых ситуаций. Предполагает самостоятельные действия детей по поиску наиболее удачных решений двигательных заданий. С помощью данного метода развивается воображение, дети учатся проявлять себя, самовыражаться, реализуют свой творческий потенциал в музыкально-двигательной деятельности.

3. Метод умелого переключения. Выражается в умении менять характер движения, чередовать статичные состояния и энергичное движение, мелкие и крупные жесты, музыку и речь, умело менять темп с быстрого на медленный и наоборот.

4. Наблюдение, как метод обратной связи. От занятия к занятию ребёнок должен «раскрываться», прийти к некоему равновесию в эмоциональном и физическом плане для комфортного соотнесения духовных и телесных начал.

Приёмы: показ способов действия, пояснения, указания, поощрения.

Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. способствует максимальному обогащению эмоциональной сферы личности, ее эстетически-ценностному становлению и духовному росту, что является гарантией самореализации и самоактуализации в дальнейшей жизни и деятельности. Как часть духовной жизни сообщества, представляет из себя одно из успешных средств нравственного воспитания и раскрытия неповторимого личного «я» и принятию нестандартных решений.

Источник

Сообщение  на педагогическом совете на тему:

«Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников»

Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, которые К.С. Станиславский назвал «сверхсознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по природе – синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную. Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог. В инсценировке песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна дня развития воображения, образного мышления. Полезно использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценировки, для танцевальной музыки.

Читайте также:  Логопедические книги для развития речи ребенка

Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д. Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали никакого насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими результатами.

Упражнения на развитие музыкально-слуховых представлений:

 ∙ Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

∙ Подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

∙ Ориентировка в различении мажорного и минорного ладов; различение и воспроизведение мажорного и минорного трезвучий («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряда – упражнение типа «Солнышко и дождик»;

 ∙ Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

 ∙ Транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку» — воспитатель поет первый звук).

Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях:

∙ Импровизация простейших мотивов – пение своих имен;

∙ Самостоятельное нахождение интонаций звукоподражания: произвольное пение то более высоких звуков (поет маленькая кукушка), то более низких (большая кукушка); импровизация звукоподражания после прослушанной песни соответствующей тематики («Пароход гудит», «Спутник нам сигнал дает» и др.);

∙ Участие  в совместном творчестве: импровизация конца мелодии, начатой взрослым, творческие задания типа вопросов-ответов «Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др., сотворчество двух детей – сочинение небольших фраз типа перепева, музыкального разговора.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на 8 основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное

творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и

подбором мелодий по слуху.

 Таким образом, для успешного развития творческих способностей

детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

— соблюдение принципа свободы;

— накопление впечатлений от восприятия искусства;

— накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на

музыкальных инструментах);

— развитие основных музыкальных способностей;

— оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в

семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и

атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными

инструментами.

Музыкальный руководитель

Кирсанова Александра Михайловна.

Источник