Значение настольных игр в развитии ребенка

Значение настольных игр в развитии ребенка thumbnail

Значение настольных игр для развития детей

Сейчас вы без проблем можете купить самые разнообразные настольные игры и это абсолютно необходимо для вашего ребенка, ведь по утверждениям психологов – интеллектуальные игры для детей помогают в легкой игровой форме постичь многие премудрости.

 Настольные игры укрепляют взаимоотношения между членами семьи, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:

 — у ребенка развивается творческий потенциал и воображение;

— у малыша развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;

— происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;

 — развивается скорость реакции, моторика, малыш становится более аккуратным;

 — развивается смекалка и память;

 — малыш учится переключаться между различными видами деятельности;

— ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи. Заметьте и то, что для правильного развития ребенка необходимо выбирать настольные игры по возрасту, ведь ребенок 4 лет просто не поймет правила игры для школьника. Рекомендованный возраст производитель обычно указывает на коробке.

Значение настольных игр для развития ребенка

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития малыша во всех направлениях можно использовать разные игры.

Чаще всего на коробках с настольными играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет».

Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется. Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание.

Впрочем, многое зависит от ребенка.

Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать?

Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два.

Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.

Правила в настольных играх подразумевают нескольких участников, в них играют с кем-то еще или в коллективе. Похожим видом социального досуга можно считать и головоломки, которые вплотную примыкают к настольным играм. Между ними нет четкой границы, потому что существуют игры, на которых написано: «От 1 до 5 игроков», и головоломки с таким же количеством играющих. Хочешь – один играй, хочешь – в коллективе!

Настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Прелесть многих игр (например, популярной «Катамино») заключается в том, что они имеют изменяемый уровень сложности: от доступного трехлетке до уровня, весьма сложного и для взрослого.

А компоненты хорошей игры – это широкий диапазон игроков, легкие в освоении правила. Игры, которые всегда нравятся и детям и взрослым, быстрые, веселые, азартные.

Источник

Задумывались ли Вы когда-нибудь, что значат настольные игры для детей? «Они просто играют», — скажете вы. Если попробовать посмотреть на это с другой точки зрения, то можно прийти к выводу, что игра для ребенка подобно работе для вас

Ни одно из этих утверждений не передает значение детской игры полностью. Игра для ребенка является способом познания мира. Она дает возможность проявить себя и узнать что-то новое.
Часто дети выдумывают свои правила. Например, шашки они превращают в поддавки или вышибалы. Не важно, что все эти игры уже существуют. Значение имеет то, что ребенок мыслит.

                 

Многие настольные игры невозможны или неинтересны в одиночку. Детям часто нравится играть в группе. Таким образом они стараются придерживаться правил, узнают, что такое выиграть или проиграть. Они учатся самообладанию и пытаются учитывать мнения других участников игры.

                                                 

Домино или игры с кубиком – один из самых простых способов ненавязчиво научить ребенка считать.
Если ваша дочь или сын часами собирает пазлы, то вам стоит порадоваться запасу терпения ребенка. Он уже готов принять тот факт, что для получения результата, надо трудиться.
Возможно, кто-то считает, что настольные игры вышли из моды или их вытеснили компьютерные игры. Позвольте с вами не согласиться, хотя бы потому, что известная во всем мире «Монополия» скоро отпразднует свой 110ый юбилей, а в Германии ежегодно появляется более 500 новых настольных игр.

Конечно – скажут многие – «бродилками» можно увлечь малыша на некоторое время, скоротать досуг, но ведь это – вовсе не развивающие игры. А вот и нет! Игры-ходилки очень полезны, причем развивают они самые разнообразные умения и навыки.

   Во-первых, это социальные навыки.

В любой настольной игре принимают участие как минимум два игрока, поэтому для малыша – это неоценимый опыт взаимодействия. Причем даже самый крохотный игрок оказывается в равных условиях со старшим партнером. Ведь ему, точно так же, как и маме, папе  или приятелю может улыбнуться удача, а может и отвернуться. И вовсе не нужно быть старшим или более опытным, чтобы прийти к финишу первым. Малыш учится соблюдать правила: дожидаться своей очереди, делать нужное количество ходов, выполнять условия игры. И, что особенно важно, подобные игры учат достойно принимать проигрыш. А ведь многим из нас этого умения так не хватает во взрослой, реальной жизни. Не менее тонкое искусство – правильно отнестись к выигрышу: не зазнаться, не начать хвастаться, ласковым словом поддержать приунывшего проигравшего.

   Во вторых, настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений. Ведь это только нам, взрослым, кажется, что кинуть кубик, аккуратно передвинуть фишку на нужное количество клеточек – дело совсем нехитрое. Но у двух-трехлетнего крохи пальчики еще такие неловкие, а движения – неточные. И для него это – серьезная, ответственная задача. Но чего не сделаешь на пути к заветной цели!

Третий плюс – развитие концентрации и внимания. Даже самая простенькая игра требует концентрации в течение довольно длительного для маленького ребенка времени: ну хотя бы десять-пятнадцать минут. Умение поставить задачу (в данном случае – дойти до финиша) и выполнить ее – очень важный навык. А игры-ходилки прививают его мягко и неназойливо. Во время такой игры необходимо помнить, на сколько клеточек нужно передвинуть фишку, удерживать в памяти довольно много другой информации: общий сюжет игры, правила, ходы других игроков, – все это помогает развитию сложных мыслительных навыков, так называемого произвольного внимания

   В-четвертых, кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учится соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами).

   В-пятых, большинство детских игр-ходилок основаны на сюжетах хорошо знакомых малышу сказок или мультфильмов, и такая игра – хороший способ активизации читательского интереса: малыш из пассивного потребителя информации превращается в ее активного пользователя. Во многих настольных играх требуется не просто пройти заданный маршрут, но и воссоздать сказку, придумать свой вариант развития событий. Все это будит детскую фантазию, способствует интенсивному развитию речи.

Для детей 5-7 лет будут полезны настольные игры с элементом стратегии. Стратегические игры (разнообразные монополии и экономические игры  логические игры-аналоги компьютерных игр) требуют умения планировать, принимать правильное решение, анализировать игровую ситуацию. Выигрыш или проигрыш в этой игре зависит от умения ребенка концентрироваться, просчитывать свои действия и их последствия, предугадывать действия партнеров, гибко менять тактику в изменившихся условиях.

   Не менее интересно и полезно для раннего развития –смастерить бродилку самим. Самым маленьким, полутора-двухлетним, игру, конечно, сделает мама или папа, но если в семье есть старшие дети, они с радостью примут участие в работе. Поскольку малыш в этом возрасте еще не умеет считать, на сторонах кубика будут не точки, а цветные кружочки.  А на дорожке, по которой предстоит пройти фишкам, нарисуйте подряд кружочки тех же цветов, что и на кубике. Один цвет можете не рисовать, при выпадении его на кубике игрок должен будет пропустить ход. По ходу игры можно придумать какие-нибудь несложные задания, например, сказать, какого цвета цветочек, растущий рядом с клеткой, на которой остановилась фишка, Или назвать встретившееся животное и так далее.

   Детям пяти-семи лет, как правило, безумно нравится мастерить игры-бродилки самим или с помощью родителей. Покажите ребенку интересную бродилку, поиграйте вместе с ним, а потом предложите ему самому сделать какую-нибудь игру. Сюжетом игры могут стать события из жизни вашей семьи (например, вы идете в поход или просто в гости), приключения любимых литературных или кино — героев, исторических персонажей Для изготовления такой игры потребуется совсем немногое: плотная бумага, краски, клей, фломастеры. Ну, и конечно, фантазия, которой, понятное дело, вашему малышу не занимать.

Источник

ЗНАЧЕНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Дети старшего дошкольного возраста  нуждаются в большом объеме новых знаний. Им интересно буквально все. Их способ познания мира бессистемен, привести его к четкой схеме – задача взрослого. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в  дошкольном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру текущие  дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечён. По выражению В.А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей».

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. В игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает. Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игры в этом возрасте должны быть направлены на развитие тех качеств, которые потребуются детям в школе: логики, умения вычислять, систематизировать и анализировать. Решить эти задачи могут настольные игры. Основным отличием  настольно-печатных игр от других видов игр является то, что они проводятся за столом. В этих играх присутствуют несколько участников, определенные игровые правила и игровые действия. Настольные игры с давних пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае. Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том числе и в группе детского сада. Они развивают не только ум, но и характер: прививают усидчивость, приучают соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей, воспринимать поражение в игре как этап, а не как жизненную трагедию.

Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок  учится играть по правилам; ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий; развивает речь, воображение, сенсорное восприятие; учится считать и решать элементарные математические примеры; тренирует память; развивает логическое мышление; становится более внимательным; учится быстро реагировать на изменения ситуации; тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений; развивает собственные коммуникативные навыки.

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения. Использование настольных игр в дополнительном образовании – кружковой деятельности, позволяет реализовывать поставленные задачи активно и широко.

В октябре 2017 г. начал работать кружок «Мир игры», целью которого является создание социальной ситуации развития у детей старшего дошкольного возраста через использование настольных игр. В своей работе руководствуюсь целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО):

— ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре,

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,

— способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,  

— ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

В процессе кружковой деятельности реализуются следующие задачи: 

  • познакомить детей с историей появление настольных игр;
  • учить детей играть в настольные игры;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • формировать учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.);
  • развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • развить умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

В рамках деятельности кружка, мы с детьми знакомимся с различными настольными играми, историей их появления, модификациями и правилами. Игры подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Начиная проигрывать игру по предложенным правилам, адаптируем её к детям: усложняя или упрощая правила. Тем самым, делая игровой процесс более увлекательным и интересным.

Давайте посмотрим, как можно развивать детей с помощью настольных игр. Итак, мы с детьми познакомились со многими интересными и необычными играми: «Зоомагия», «Дженга», «Арена Сальвадора Дали», «Имаджин», «Собери портрет» и др., которые помогают формировать умение анализировать поступившую информацию, извлекать центральную идею, и на ее основе планировать дельнейшие действия.

Развивать логическое мышление, нам позволяют такие игры как: «Логический поезд», «Собери квадрат», «Арена Сальвадора Дали». Данные игры просты в применении,  понятны детям и очень увлекательны. Например, собрать головоломку «Сальвадора Дали» с первого раза получится ни у каждого взрослого.  Дети смотрят на мир иначе, чем мы, и поэтому пробуют более смелые варианты и, в итоге, добиваются цели. Игра «Логический поезд» позволяет параллельно с развитием логического мышления, учит искать и устанавливать причинно-следственные связи и взаимоотношение предметов друг с другом.

Для развития памяти и внимания, играем в «Собери и разбери», «Мемори», «Остров обезьян» и др. В игре «Мемори» ребенок познает окружающую действительность, учится сопоставлять и связывать явления, общаться. При этом, прекрасно развиваются память наблюдательность, тренируется умение сосредотачиваться. Попадая на «Остров обезьян», детям предстоит перемещать свою фигурку с лианы на лиану. Но делать это надо быстро, что бы опередить соперника и собрать все фрукты. Но без хорошо развитой памяти и внимания, сделать это крайне непросто. Игра приучает соблюдать очередность ходов и тренирует выдержку.

Играя в такие игры как: «Собери портрет», «Дорисуй за меня», «Волшебные фигурки» создаются условия для развития творчества, фантазии и воображения. Суть этих игр — не следовать готовым штампам и образцам, а искать как можно больше собственных, оригинальных решений, направлять свое воображение на поиск нового. Эти игры учат принимать чужое мнение, соотносить его со своим. Они вызвали большой интерес, о чем говорит использование игр в самостоятельной изобразительной деятельности детей.

В работе с детьми с нарушением речи важно использовать настольные игры, направленные на развитие речи: «Имаджин», «Жили- были», «Друг – Утюг», «Словодел». В эти игры наши дети всегда играют с желанием, интересом, неоднократным повторением. В общении со взрослыми и сверстниками, воспитанники проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Содержание игр, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Надо помнить, что любая настольная игра, так или иначе, направлена на всестороннее развитие ребенка. Изменяя правила (дополняя, усложняя, упрощая их), можно с помощью одной игры развивать совершенно разные стороны детской личности.

Активно используя настольные игры в своей педагогической деятельности, мы заметили определенные результаты: дети проявляют творчество в играх, самостоятельность, фантазию, переносят полученный опыт в повседневную деятельность, что помогает им самостоятельно справляться с возникающими задачами.

Настольная игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

Список литературы        

  1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
  2. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры — издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
  3. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет»- СПб.: Издательство «Союз», 2002.-336 с.
  4. Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.-160 с.
  5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А.- М.: Просвещение, 1982.-128с.
  6. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
  7. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005.-192с.
  8. Самоукина Н.В. «Игры в которые играют…» / Психологический практикум /.- Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.-160с.
  9. ФГОС

Источник