Значение народных подвижных игр в развитии ребенка

Значение народных подвижных игр в развитии ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Иванова В. В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 23.03.2020).



Народные подвижные игры способствуют выполнению сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, а также приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра — это школа, где развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; учат добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Воспитательное значение народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни, поскольку через игру ребенок познает и входит в систему взаимоотношений людей, усваивает правила поведении. Ребенок в игре учиться подчиняться и брать ответственность на себя». Без игры не может быть полноценного умственного развития, потому что это огромное светлое окно, через которого в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Игры способствуют развитию личности в духе патриотизма. Каждая игра, практически начинается с выбора водящего и проходит с помощью считалки.

В народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человеческих, как нигде сохранились особенные черты характера. Очень быстро детьми запоминаются веселые, шутливые стихи — считалки, например:

Раз, два, три, четыре, пять

Нам друзей не сосчитать!

А без друга в жизни туго,

Выходи скорее из круга!

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять

Невозможно сосчитать.

Шла кукушка мимо леса,

За каким-то интересом,

Инте, инте, интерес,

Выходи на букву «С»

В играх много задора, юмора и часто сопровождаются неожиданными моментами.

Жеребьевки применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Жребий — это условный знак или предмет. Один из играющих жребий и за спиной прячет его в руке. Игроки должны угадать, в какой руке жребий.

В детях формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Сегодня наше общество имеет успеха в воспитании достойного поколения во многом благодаря донесенным до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Наши дети хорошо должны знать традиции национальной культуры.

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки, песни. Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы.

Игра, по очень распространенному мнению есть отдых; она восстанавливает силы, развлекает человека, обновляет его духовно и физически. Игра — означало особое действие, свойственное детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «передаваться ребячеству» соответствовало понятие о шутке, смехе. У Римлян означало радость, веселье. Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стали обозначать общий круг действий человеческих, — с одной стороны не претендующих на тяжелую работу; с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.

Таким образом, в этот многообещающий круг стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев «на сцене театра». Раньше собирались мальчишки и девчонки на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Зимой развлечения носили иной характер — устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характера любовь русского человека к веселью, к удовольствию. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игры в «жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия «слепая сковорода», «куриная слепота» и т. д.

Немало таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и так далее).

В первые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал:

«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека, обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитанное средство — задача будущей педагогики. По мнению исследователя народных традиций В. М. Григорьева особая ценность народных игр в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию. Он намеренно ведет себя так, как этого требует правила взятой роли. Кроме того, подчиняясь правилам поведения в игре, ребенок способен отказаться от желаемого, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы».

Народные игры без преувеличения можно назвать «витаминами» душевного благополучия. Дети в народные игры играют с большим удовольствием, особо веселясь, когда дело доходит до запрещенных действий.

А. П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».

Читайте также:  Индивидуальный подход к развитию речи ребенка

Игры для детей ценны в педагогическом отношении, создает определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Известные педагоги рекомендовали использовать в работе с дошкольниками народные игры. Систематически проводимые и правильно организованные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства.

В работе большинства ученых занимающихся проблемой игр и народных традиций отмечается, что игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта и любое занимаемое место в игре, уникально. Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в котором идет от развлечения к развитию. Развлечения в играх — это поиск. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового значения и так далее, поэтому подбирая игру, воспитатели должны обращаться к программе детского сада, в котором он работает. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Больше всего дети активнее всего участвуют в состязательных играх. Это игры, которые направленные на развитие физических так и умственных сил и способностей детей, например: «Петушиный бой», «Пирог», «Городки» и др.

Народные игры — состязания влияют на воспитание воли, развитие сообразительности у детей, а так же быстроты реакции, тем самым укрепляют физически ребенка.

Так же большое значение в народных играх имеют — хороводные игры. Это игры, которые включают в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которые изображают, передвигаясь по кругу. Например: «И шел козел дорогою», «У дядюшки Трифона». С помощью таких игр дети усваивают правила поведения в обществе, получают представления о добре и зле, трусости и храбрости. Характерная особенность народных игр, движение в содержании игры (бег, прыжки, метания, передачи и ловля мяча). Двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности к играющим не требуется. (2)

Родители — первые участники игр своих малышей. Чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия и так далее. Если интерес к игре ослабевает, то ее необходимо закончить. Закончив игру с детьми, оставляйте радостную перспективу: «мы еще поиграем в другой раз». Иногда целесообразно забыть игру на неделю, две, три, даже на месяц. Когда несколько забытая игра возвращается, она приобретает прелесть. С успехом могут быть использованы игры: «Король в плену», «Чепуха», «Молчанка»

Например, игру: «Молчанка» можно проводить в любых условиях. Особенно когда требуется успокоить детей. Певалку нужно ввести неожиданно, т. е. сначала объяснить, а когда начинается игра, нужно рассказать.

Первинчики, червинчики.

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок-

Молчок!

Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется,

Раз, два, три, четыре, пять

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Воспитатель должен использовать игру как эмоционально — образное средство влияния на детей, пробуждать интерес, воображение, добиваться активного выполнения игровых действий.

Объяснение игры должен быть кратким понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Взрослому не стоит разучивать предварительно с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают. При распределении ролей, можно использовать такие приемы: «Дети, пусть первой ловишкой будет Миша, у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок сегодня. Или, Маша первая услышала зазывалочку и первая прибежала. Так же можно распределять роли волшебной палочкой. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку.

В игре воспитатель играет большую роль, он должен быть многообразным: воспитатель должен влиять на содержание игры, помогать осуществлять задуманное, регулировать взаимоотношения. Педагогу ни в коем случае нельзя быть равнодушным к игровой деятельности детей.

Как считал Л. Выготский игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше). Нет игры у дошкольников — нет интереса к учебе у школьников. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно, хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребенок все знает. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая пустой тратой времени. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учебы, к сожалению это так.

Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Г. А. Виноградова и другие, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народные колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

Читайте также:  Организация диагностики социального развития ребенка

В игре развивается то, что нужно будет ребенку во взрослой жизни. Народные игры — источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой. Игра — естественное состояние ребенка, его основное занятие.

Классификация народных игр:

Применение народных игр требует специального отбора для решения педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, определенным признакам. По видовому отражению национальной культуры (быт русского народа, игры русских детей, борьба добра против зла).

По интенсивности используемых в игре движений. Игры малой, средней и высокой интенсивности.

По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные). С учетом особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры, можно использовать на занятиях по физкультуре. (3)

Далеко не каждая игра, может получить признание в качестве народной, очень длителен процесс такого признания. Из опыта работы можно сказать, что народные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре гуманные чувства, которые проявились и вне игровой ситуации, в реальных, детских поступках и взаимоотношениях.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитий личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, игры представляют собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которые складываются на основе традиций.

Игры, созданные на протяжении веков, стали подлинной сокровищницей многих народов. Они впитали опыт и творческие находки сотен поколений и несут их новым поколениям.

Литература:

  1. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» — гос. Рос. Дом нар. Творчества — 2 изд. М. 1994
  2. Детские подвижные игры. Кн. Для воспит. д/с и родителей./ Сост.А. В. Кенеман, Т. И. Осокина — 2- е изд., дераб. — М. — Просвещение; Владос, 1995
  3. Ушинский К. Д. Собран. Соч. М — Л., 1948. Т. 111. С 497–498
  4. «Дошкольное воспитание» № 12 1995 год, стр. 15
  5. «Дошкольное воспитание» № 1 1998 год, стр. 40 -42
  6. «Дошкольное воспитание» № 3,2012 год, стр. 28–30
  7. «Дошкольное воспитание» № 2 1993 год, стр. 26с.
  8. Дошкольное воспитание» № 6 -2012г.
  9. И. Панкеев, Русские н/и М. Изд.: Яуза, — 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, содержание игры, воспитательное значение, правило поведения, правило игры, национальная культура, детский сад, детская игра, уважительное отношение.

Источник

Валентина Корсакова
Значение народных игр в воспитании дошкольников

«Значение народных игр для детей дошкольного возраста«

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается игра, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Игра – непременный спутник детства. Игра, — говорил А. М. Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Рассмотрим понятие «русские народные игры». Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Читайте также:  Развитие человека от ребенка до старости

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст играющих.

Место для проведения игр.

Количество участников игры.

Наличие инвентаря для игр.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого –либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.

Итак, мы охарактеризовали детей дошкольного возраста, дали понятие игра, познакомились с историей возникновения народных игр, рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.

Многие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные

игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.

Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.

Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как

Источник