Социальная ситуация психологического развития ребенка в раннем возрасте

метки: Ребенок, Взрослый, Предметный, Деятельность, Ранний, Предмет, Развитие, Возраст

Лекция 5

Тема «Психологические особенности раннего детства»

Вопросы:

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте;

2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве;

3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте;

4. Формирование личности в раннем детстве;

5. Кризис трех лет.

К очникам не переносить!

Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.

Основная потребность ребенка раннего возраста — позна­ние окружающего мира через действия с предметами. Само­стоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, спо­соб использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит рас­членение предметной и социальной среды.

Складывающаяся социальная ситуация развития, характер­ная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок— предмет— взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимо­действия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Кро­ме того, взрослый выступает как образец для подражания, как чело­век, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве являет­ся предметно-манипулятивная или орудийно-предметная де­ятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.

3 стр., 1215 слов

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

… , которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др. Внимательно знакомясь с … . Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. …

Орудийно-предметные действия — это действия с предме­том — орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. При­меры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

Внутри ведущей предметной деятельности начинают скла­дываться новые виды деятельности, достигающие разверну­тых форм в дошкольном детстве — это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Игра рождается внутри предметной деятельности. Сна­чала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама).

Следу­ющие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-за­местителей; воспроизведение увиденного на игрушках.

Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспро­изведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.

Другой новый вид деятельности, складывающийся на ос­нове предметной, — рисование, изобразительная деятель­ность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисо­вание в раннем детстве проходит несколько стадий:

1. каракули;

2. узнавание предмета в случайном сочетании линий;

3. изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Рисование — это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение пред­ставляет собой знак предмета. Требуются руководство и по­мощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображе­нию.

19 стр., 9046 слов

Лексическая сторона речи, ее развитие

… его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались … 4 занятия было отведено на каждый раздел лексики: слова-предметы, слова — признаки предметов и слова-действия (приложение 2). Система проведённых нами занятий составлялась на …

Вопрос 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве.

Раннее детство — сенситивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по по­воду действий с предметом становится необходимым как ору­дие организации взаимодействия, делового сотрудничества.

В раннем детстве продолжается совершенствование пони­мания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание сло­весных сообщений относится к ситуации в целом.

Вопросы взрослых: «Где мама (огонек, часы, собачка)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют пове­дение ребенка. Сначала ребенок способен воспринять, по­нять инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориенти­ровочной деятельностью ребенка.

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, кото­рый сообщает о предметах и явлениях, выходящих за преде­лы непосредственной ситуации общения ребенка и взросло­го. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

Переходная фаза от доречевого этапа к собственно рече­вому занимает обычно около 6 месяцев — от конца первого развития детей 1 года жизни»>года жизни ребенка до достижения им полутора лет. В случае замедленного речевого развития этот период может растя­нуться на год — полтора.

В конце первого года жизни характерна автономная речь, исходящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ре­бенка 11—12 месяцев включает обычно от 4—5 до 30—40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большин­ство из которых употребляется изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится зна­чительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детс­кий словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200−1500 слов.

26 стр., 12987 слов

Предупреждение и преодоление депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей раннего возраста

… социально-коммуникативной, так и предметной, для детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, приобретает особую значимость, становится необходимейшим фактором для нормального психического развития … , связанных с их личным опытом. Речь взрослого для ребенка второго года должна стать основным регулятором его поведения, вызывающим начало и определяющим ход любого …

Вопрос 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.

Большое значение для психического развития в этом воз­расте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышле­ние. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классифика­ция, подведение под понятие и др.

Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроиз­вольный и избирательный характер, часто опирается на от­дельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприя­тия полуторагодовалых — двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом воз­расте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.

Следующая ступень — зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка).

Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по фор­ме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представле­ний о свойствах предметов (образы восприятия).

Читайте также:  Индивидуальная программа по развитию внимания ребенка 5 лет

Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

В раннем возрасте начинается формирование сен­сорных эталонов — вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобща­ясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, снача­ла представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.).

3 стр., 1340 слов

6037 логопедия 1 глава. Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвива

… профилактики нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения … «Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей 5 года жизни в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающей … дети развиваются по-разному. Причем, это касается как умственного развития, так и физического. Одни начинают ходить и разговаривать раньше …

Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Вопрос 4. Формирование личности в раннем детстве.

Отличительная особенность психики ребенка раннего воз­раста — единство эмоционального и действенного отноше­ния к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «ру­ководит» и восприятием, и поведением ребенка.

Психологические новообразования раннего детства: отделе­ние ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и жела­ний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоя­тельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огор­чения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушки, кото­рой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием ус­тойчивых представлений о предметах начинают возникать чув­ства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для раз­вития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения дей­ствий, направленных на словесно обозначенные цели.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

… метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей … ряду наиболее существенных оснований, характеризующих своеобразие отражения проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, установлено наличие в рамках психоаналитических …

Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них та­ких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрос­лых. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого по­хвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. При­мерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в яслях, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всю группу.

Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрос­лыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начи­нает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно про­износит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т. п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослы­ми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его.

В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя отличает ребен­ка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам).

Ребенок узнает свое имя преж­де, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

… способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в … профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся … занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. …

Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других лю­дей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребенка, и он как бы упраж­няется в запоминании своего облика.

Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудня­ет детей больше, чем узнавание в зеркале. В два года они хо­рошо узнают других людей и обстановку, в которой произво­дилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины третьего года жизни, причем в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»).

В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке.

Осознание себя как постоянного источника разнообраз­ных желаний и действий, отделенного от других людей, про­исходит к концу третьего года жизни под влиянием возраста­ющей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что-то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ре­бенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой».

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появ­лению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрос­лые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью, что приводит к возникновению очередного кризиса.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник

Читайте также:  Ребенок первого года жизни развитие по месяцам

Татьяна Алексеевна Лепешкина
Консультация «Социальное развитие детей раннего возраста»

«Социальное развитие детей раннего возраста«

Введение

Ранний возраст — яркая, неповторимая страница жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Раннее детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности«. Итак, социализация — это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте

Понятие социальная ситуация развития было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития.

В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:

• усовершенствование самостоятельности детей в предметно — игровой деятельности и самообслуживании;

• расширение ориентировки в ближайшем окружении;

• обучение умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:

• формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;

• обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.

• формировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);

• формировать представления о явлениях общественной жизни.

2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах — в семье, которые могут способствовать его социально — психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Семья — это первое социальное общество, где начинается процесс социализации личности ребенка, половой идентификации: здесь дети впервые осознают себя мальчиками и девочками. Ребенок способен к элементарному осознанию родственных связей. Малыш проявляет любовь и склонность к близким людям, смущение и робость по отношению к чужим. Он способен заметить эмоциональное состояние близких людей, сопереживать им.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения; «плохой, хороший, красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно — игровой деятельности и самообслуживании. Ребенок овладевает умением самостоятельно есть виды пищи, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет «обследовать» его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.

Важную роль в формировании общения ребенка со сверстниками принадлежит взрослому. Организуя субъективное взаимодействие детей в процессе совместной предметной деятельности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмоционально — практического общения малышей друг с другом новым содержанием. При этом организуется взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей, поощрение общения, способствующие возникновению взаимной симпатии. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу. При этом они пользуются простыми словами: «на» (возьми, «дай», «пусти», «не хочу» и др.

Социальное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе. Взрослому важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтение малыша, чутко реагировать на все его переживания.

Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.

В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система «Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.

3. Игры, направленные на социальное развитие

Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.

Посредством игр ребенок получит представление об общих фактах. Он сможет исследовать необычные материалы, например, сухой песок, пытаться сделать что — нибудь необычным способом и найти ответы на сложные вопросы.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования первоначальных представлений о себе. Известно, что уже в этом возрасте нормально развивающиеся дети проявляют интерес к себе — своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Читайте также:  Влияние биологического психического фактора на развитие ребенка

Использование разнообразных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями проходит в условиях поэтапного усвоения базовых концентров: «Я — сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир» в процессе целенаправленного обучения.

Формирование своего «я»

Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки,

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня (В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый., испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Игра «Топни ножкой»

Цель: формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни,Катя, ножкой,

Топ — топ топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.

2. Формирование представление о других.

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

Игра «Я — ты»

Цель: закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркал зеркале, побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! зеркале, побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ребенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя — «Я, Петя»). А это кто? (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). Да, это Ваня. Скажи, я Петя, ты Ваня». Важно, чтобы ребенок использовал указательный жест, направленный сначала на самого себя («я», затем на сверстника («ты»). То же должен сделать и ребенок.

Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.

3. Формирование представлений об окружающем мире

Игра «Возьми игрушку»

Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает. Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает».

Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.

Игра «Матрешка»

Цель: вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.

Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.

Ход игры: взрослый стучит по сундучку и спрашивает: Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? Давай раскроем ее, посмотрим, что там?» Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку, просит раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там «Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку. » Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?»

Игра повторяется.

Заключение

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Источник