Как тесты влияют на развитие ребенка

Как тесты влияют на развитие ребенка thumbnail

Проходить тесты, угадывая верный вариант ответа, любят все, и взрослые, и дети. Правда, к школьному тестированию это не относится. Там, где цена каждого балла слишком высока, уже не до игр. Между тем тесты стали неотъемлемой частью жизни школьников. К ЕГЭ и ОГЭ, которым уже больше десяти лет, с этого года добавился и итоговый экзамен для 4-классников, введенный Министерством образования, он также будет проходить в формате тестирования.

Результат не заставил себя ждать: во многих школах учителя отрабатывают с детьми тестовые задания уже со второго класса. И последующие 10 лет школьники практически не расстаются с распечатками тестов и бланками, где в строго отведенных местах из месяца в месяц тренируются ставить галочки или крестики.

Как влияет тестовая система обучения и оценивания знаний на мышление ребенка, на его способ воспринимать информацию? Мы расспросили об этом экспертов.

Ответ найден!

Маленький тест для разминки

Вопрос: как поступить, если вам на день рождения принесли конфеты?

1. Спрятать подальше.

2. Поставить на стол для гостей.

3. Положить часть конфет в вазочку и поставить на стол для гостей.

На всякий случай: этот вопрос адресован детям второго класса, и на него есть лишь один правильный ответ – под номером три. Без вариантов. Он не предполагает рассуждений на тему: а если конфеты, например, с ликером или искусственными красителями, разумно ли предлагать их детям? Обязательно ли часть конфет убирать, если именинник их не любит или не ест совсем? Почему нельзя поделиться всеми конфетами сразу?

Тестовые задания вроде этого, взятого из учебника по «Окружающему миру», не позволяют рассматривать ситуацию объемно, устанавливать причинно-следственные связи, учиться мыслить критически. И такие тесты все чаще появляются в школьной программе.

Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным

«Ребенок, который большую часть времени имеет дело с подобными заданиями, перестает соотносить их с собой, со своей жизнью, – размышляет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. – Он привыкает к тому, что правильный ответ кто-то уже дал за него. От него же требуется лишь запомнить и правильно воспроизвести».

«Постоянная работа с тестами приучает ребенка жить в режиме стимул-реакция, вопрос-ответ, – соглашается с коллегой когнитивный психолог Мария Фаликман. – Во многом наша повседневная жизнь так и устроена. Но выбирая этот режим, мы тем самым закрываем возможности для дальнейшего развития, для творческого мышления. Для успеха в тех профессиях, где надо уметь выйти за пределы заданного, стандартного. Но откуда у ребенка, который с начальной школы привык существовать в системе готовых вопросов и ответов, появится этот навык – задавать вопросы и искать нетипичные ответы?»

Части без целого?

В отличие от экзаменов прошлых лет, тесты не имеют логической связи между заданиями. Они требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. В этом смысле тестовая система внедряется вовремя: точно того же требуют от молодого поколения современные средства коммуникации.

«Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, – замечает доктор психологических наук Рада Грановская. – Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление». Вот и тесты в свою очередь приучают ребенка концентрироваться на деталях. Его внимание становится коротким, дробным, ему все труднее читать длинные тексты, охватывать большие, сложные задачи.

«Любой экзамен – ответ на конкретные вопросы, – уточняет Мария Фаликман. – Но тест – это много маленьких конкретных вопросов, которые делают картинку существенно более раздробленной. Прекрасно, если ребенка учат физике, биологии или русскому, а потом с помощью теста измеряют, насколько хорошо он усвоил предмет. Но когда ребенка целый год натаскивают на сдачу теста по физике, нет гарантии, что он будет понимать физику. Иными словами, в тестах как измерительном инструменте я не вижу ничего плохого. Главное, чтобы они не заменяли учебу. Градусник хорош, когда им измеряют температуру, но плох в качестве лекарственного средства».

Увидеть разницу

Впрочем, было бы ошибкой утверждать, что все тестовые задания в равной мере сужают кругозор и приучают ребенка мыслить упрощенно, решать однотипные изолированные задачи, без взаимосвязи с контекстом их жизни.

Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа, мешают «изобрести» какое-то новое решение

«Тесты, которые сводятся к заданиям с выбором из готовых вариантов ответа и используются в процессе обучения, оказывают негативное влияние на наше мышление, – подтверждает психолог, профессор МГУ, научный руководитель Центра «Гуманитарные технологии» Александр Шмелев. – Оно становится репродуктивным. То есть мы скорее вспоминаем уже готовое решение (обращаемся к памяти), чем пытаемся сообразить, «изобрести» какое-то новое решение. Простые тесты не предполагают поиска, логических умозаключений, воображения, наконец».

Однако экзаменационные КИМы год от года меняются в лучшую сторону. Сегодня тесты ОГЭ и ЕГЭ в основном включают вопросы, требующие свободного ответа, умения работать с источниками, интерпретировать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

«В таких сложных тестовых заданиях ничего плохого нет, – утверждает Александр Шмелев, – напротив: чем больше их решает учащийся, тем больше его знание и мышление (в данной предметной области) превращается из «декларативного» (отвлеченного и теоретического) в «операциональное» (конкретное и практическое), то есть знания превращаются в компетенции – в умение решать задачи».

Фактор страха

Но тестовая система оценки знаний вызвала еще один негативный эффект, связанный с рейтингами и санкциями. «В нашей стране сложилась опасная традиция оценивать работу школы и учителей на основе результатов ЕГЭ и ОГЭ, – рассказывает Владимир Загвоздкин, научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления. – В такой ситуации, когда цена каждой ошибки слишком высока, учитель и ученики охвачены страхом неудачи, уже трудно получать радость и удовольствие от процесса познания».

Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке

Но именно в этом и состоит одно из основных условий качественного школьного образования. Для того чтобы ребенок полюбил читать, рассуждать, научился вести беседу и спорить, решать математические задачи, почувствовал интерес к науке и культуре, необходима доверительная, безопасная атмосфера и позитивное отношение к ошибке.

Это не голословное утверждение: к такому однозначному выводу пришел известный новозеландский ученый Джон Хэтти, обобщив результаты более 50 000 исследований, посвященных факторам, влияющим на успехи детей в учебе, с десятками миллионов учащихся.

Изменить школьную систему родители не в силах, но они, по меньшей мере, могут создать такую безопасную атмосферу дома. «Показывайте ребенку, что за пределами тестов открывается большая и интересная научная жизнь, – советует Мария Фаликман. – Водите его на популярные лекции, предлагайте книжки и учебные видеокурсы, которые сегодня доступны по любому учебному предмету и на самых разных уровнях сложности. И обязательно дайте понять ребенку, что результат теста не так важен для вас, как его общее понимание предмета. Если для родителя ничего, кроме результата, не существует, велика вероятность, что и для ребенка это станет главным».

Как готовиться к тестам?

Рекомендации наших экспертов

1. К прохождению тестов надо привыкнуть, а значит, просто… тренироваться. Тренировки дают представление о вашем уровне знаний и дают понимание того, что вы покажете результат «на своем уровне» (плюс-минус 5-7% ). Это значит, что всегда найдутся задания, которые вы решите, даже если встретите немало заданий, которые решить не сможете.

2. Сначала выполняйте те задания, которые решаются «с ходу». Если задумались, заколебались, пропустите, идите дальше. Когда дошли до конца теста, возвращайтесь к нерешенным заданиям. Разделите оставшееся время на их число, у вас получится максимальное количество минут, которое вы можете себе позволить размышлять над каждым вопросом. Если ответа не появилось, оставьте этот вопрос и двигайтесь дальше. Эта тактика позволит вам потерять очки только за то, чего вы действительно не знаете, а не за то, до чего просто не успели добраться.

3. Максимально используйте ответы, которые во многих тестах предлагаются на выбор. Часто можно просто догадаться, какой из них правильный. Если догадка есть, но вы не уверены, все равно отметьте этот вариант, это лучше, чем ничего. Даже если совсем ничего не знаете, отметьте что-нибудь наугад, всегда есть шанс попасть.

Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Тексты там часто плохие и устаревшие

4. Оставьте время на проверку работы: правильно ли заполнены бланки, оформлены переносы, против тех ли ответов поставлены крестики?

5. Не используйте готовые тексты сочинений или эссе из сборников. Во-первых, экзаменаторы обычно с ними знакомы. Во-вторых, тексты там часто плохие и устаревшие. Не старайтесь поразить экзаменаторов своим ярким и необычным видением темы. Пишите добротный, спокойный текст. Заранее обдумайте варианты его начала и конца, соберите побольше «заготовок» по разным темам. Это может быть эффектная цитата, яркий образ или спокойный ввод в проблему. Если у вас есть хорошее начало и хороший конец — остальное дело техники.

6. Найдите сайты с качественными тестами, которые позволяют тренировать внимание, память, зрительное воображение, логику, – и решайте при любой возможности. Например, десятки разных тестов можно найти на сайте бесплатного «Клуба испытателей тестовых технологий» (КИТТ).

Источник

Все меньше людей стремятся к рождению детей в молодом возрасте. Но так ли это хорошо для ребенка, как кажется на первый взгляд? Ученые из разных стран озаботились этим вопросом и провели масштабные исследования по измерению интеллекта малышей и его связи с возрастом родителей и другими факторами.

Мы в AdMe.ru ратуем за ответственное отношение к планированию семьи и спешим рассказать вам о некоторых не вполне очевидных вещах, которые могут повлиять на умственное и эмоциональное развитие маленького человека.

1. От возраста родителей зависит интеллект ребенка

Каждый вновь появляющийся на свет человек — немножко мутант. У него есть около 70 мутаций, которые отсутствуют у родителей. Причем львиную их долю переносит сперматозоид, а не яйцеклетка: чем старше мужчина, тем большее число мутаций он передает потомству.

А их количество напрямую связано с когнитивными способностями. Чем больше мутаций, тем меньше человек склонен к интеллектуальному развитию. Сюда относят стандартные тесты на IQ, тесты по измерению умственных функций, понимание прочитанного. Иначе говоря, для ребенка плохо, если его отец старый.

Несколько иначе обстоит ситуация с возрастом матери. Чем старше женщина, тем выше будет интеллектуальное развитие ее ребенка. Исследователи допускают, что здесь главную роль играют не столько гены, сколько социокультурный фактор: взрослая дама имеет образование, она хорошо владеет собой, она опытна и не склонна к авантюрам.

Так или иначе, но по статистике у очень юных матерей дети развиваются медленнее.

2. Генетические тесты не будут лишними, даже если вам кажется, что вы ничем не болеете

Так выглядит схема передачи некоторых генетических заболеваний, например муковисцидоза и тугоухости.

Тесты проверяют вашу ДНК на наличие генетических заболеваний (это делается до беременности) или же ДНК эмбриона, пока он находится в утробе матери. Результаты покажут, каковая вероятность, что у ребенка проявится какой-либо недуг.

Перед беременностью имеет смысл сделать еще и тест на носительство: возможно, у вас есть ген, который вызывает определенное расстройство, но вы об этом просто не знаете. Специалисты объяснят, каковы шансы передачи этого гена ребенку.

Похожая ситуация произошла с американкой Шэрон Бернарди, которая потеряла 7 детей в возрасте до 2 лет. У каждого из них был синдром Лея, который поражает центральную нервную систему. Несмотря на это, Шэрон и ее муж неоднократно пытались зачать здорового малыша. Только один из 7 дожил до 21 года, при этом мальчик постоянно пил лекарства и у него регулярно случались приступы, каждый из которых мог оказаться последним.

3. Развитие ребенка зависит от того, как сильно его мама нервничала во время беременности

Чтобы нервная система хорошо развивалась, мозг должен иногда находиться в состоянии стресса. При этом важно не переборщить: чрезмерное волнение ни к чему хорошему, конечно, не приведет.

Заручившись этой мыслью, команда ученых из Университета Джонса Хопкинса исследовала нескольких беременных женщин, каждая из которых имела высшее образование и была здорова как физически, так и ментально. Во время беременности и до достижения детьми 2-летнего возраста специалисты замеряли уровни стресса у женщин и умственные способности у их детей.

Выяснилось, что более продвинутыми в умственном и физическом отношении оказались дети, чьи матери волновались слабо или умеренно. И наоборот: если женщина стрессовала слишком рьяно, то ее ребенок отставал в развитии от сверстников.

Это позволило ученым сделать следующий вывод: развитие мозга ребенка только выигрывает от небольшого стресса матери во время беременности.

4. От уровня стресса беременной женщины зависит также темперамент ее ребенка

Раньше считалось, что темперамент человека — это данность: «он просто такой родился». Сейчас это представление меняется: специалисты активно изучают развитие плода в утробе матери и находят все больше доказательств того, что эмбрионы чувствуют стресс беременной женщины и принимают его часть на себя.

В одном из экспериментов ученые исследовали 50 беременных. Они считывали частоту пульса, в то время как женщины проходили тест Струпа (он вызывает небольшое волнение). Если женщина в принципе находилась в состоянии тревожности или депрессии, то при прохождении теста у нее значительно повышался пульс. Как следствие, пульс был повышен и у плода.

В итоге были сделаны такие выводы: если плод реагирует на стресс матери значительным учащением пульса, то велика вероятность, что этот ребенок будет гиперактивным.

Конечно, перечисленные факторы не единственные в своем роде. Многие вещи влияют на интеллект малыша. Например, беременной нежелательно проживать в доме, где есть старая сантехника или стены выкрашены краской 20-летней давности, поскольку и то и другое может содержать свинец.

Другие специалисты предупреждают, что перед беременностью нужно проверить щитовидку: если у женщины низкая функция щитовидной железы, то ее малыш, вероятнее всего, будет иметь невысокий IQ. Так или иначе, но врачи советуют подходить к рождению ребенка всесторонне: лучше предпринять лишние шаги по обеспечению здоровой атмосферы для «созревания» ребенка, чем не сделать этого.

Расскажите нам о своем опыте беременности. Как вы готовились или будете готовиться к ней, какие факторы учтете?

Источник

Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.

1. Зефирный тест (от 4–5 лет и старше)

Другое название теста  испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу — стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.

Что понадобится: угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).

Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.

На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.

2. Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)

Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.

Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет — детскую раскраску и карандаши или фломастеры.

Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!

Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.

На что обратить внимание:если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.

Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.

3. Тест с соленой и сладкой кашей

Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию — черта, которая говорит о лидерских качествах.

Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).

Что делать и на что обратить внимание: взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества — для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.

4. Тест Люшера с цветами

Благодаря этому тесту за 5 минут можно провести анализ личности ребенка на основе его выбора цветов. Тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером, который считал, что восприятие цветов объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, отражают психологическое состояние испытуемого, определяют черты личности.

Что делать и на что обратить внимание: достаточно перейти по ссылке и пройти тест вместе с ребенком. Взрослый задает вопрос, ребенок указывает на цвет. В конце на сайте появляется результат.

5. Тест «Правша или левша»

Определить, какая рука у ребенка активная — правая или левая, легко уже в 2 года. У правшей образно-двигательное полушарие расположено справа, а логическое — слева. У левшей — наоборот. Зная это, можно определить, в каких видах деятельности ребенку легче себя реализовать. Каждый второй из нас — левша и правша одновременно. Таких людей называют амбидекстрами. Определение доминирующей руки у ребенка помогает родителям в воспитании: обучать левшу пользоваться активно правой рукой неправильно, так как это негативно сказывается на развитии ребенка. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей.

Вариант для самых маленьких детей:

Обращаем внимание, какой рукой ребенок пользуется чаще: держит лопатку, указывает на нужную вещь, тянется за угощением или берет игрушку.

Варианты для детей от 3 лет:

  • Предлагаем собрать пальцы рук в замок. Сверху находится большой палец той руки, которая является активной.
  • Обращаем внимание, какой рукой ребенок откручивает крышку бутылочки — это доминирующая рука.
  • Просим ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая окажется сверху, является активной.

6. Эксперимент Клары Дэвис

Доктор Дэвис предположила, что даже в юном возрасте мозг ребенка самостоятельно определяет, как питаться правильно. Для первого теста Клара выбрала троих детей от 8 до 10 месяцев, которые прежде питались только грудным молоком, а значит, не определились с пристрастиями в еде. Теперь во время каждого приема пищи перед малышами ставили до 8 тарелок. В них овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Дети сами решали, что есть: если малыш опускал руку в рисовую кашу, а потом облизывал руку, то ему давали чайную ложку рисовой каши. Затем снова ждали, пока малыш выбирал. Он мог снова пожелать каши или выбрать нечто другое. Так Дэвис обнаружила три вещи:

  1. Дети, самостоятельно выбиравшие таким образом свое меню из числа простых блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не набрал лишнего веса и не стал худым.
  2. Несмотря на кажущийся беспорядок, ребенок в течение определенного периода набирал все необходимые ему элементы, как если бы следовал специальной диете.
  3. В разные дни и даже время дня аппетит ребенка менялся. Но это не влияло на конечный результат. Один из малышей пару дней ел только овощи, а затем вдруг интересовался мясом или рыбой. Доля того или иного продукта могла тоже меняться: в какой-то момент ребенок хотел много молока, сразу после этого на время мог словно забыть о нем. Таким образом мозг ребенка самостоятельно определял в зависимости от потребностей организма, что необходимо есть. Этот же эксперимент Клара Дэвис повторила со старшими детьми, отдельно изучая поведение абсолютно здоровых и болеющих детей, но результаты были аналогичными.

Что делать и на что обратить внимание: эксперимент можно с легкостью повторить дома, разделив рацион по типу продуктов: овощи, мясо, рыба, фрукты, черный хлеб, крупы, молочные продукты, детские соки и чай. Ребенок может вместе со взрослым составлять рацион питания на 1–2 дня вперед. Некоторые ученые отмечают важность отбора продуктов по принципу сезонности. Например, в июне предлагать ребенку среди фруктов клубнику, а в августе — дыню или арбуз.

Модели: Самира Юнусова, Алир Вагапов
Фотограф: Роман Захарченко

  • 20+ мистических случаев, которые не поддаются логическому объяснению, и от этого становится не по себе

  • 20+ человек, которые не перестанут шутить на тему возраста, сколько бы лет им ни было

  • «Тетенька, возьмите щенка». Проникновенный рассказ о том, как одно воспоминание изменило сразу 3 жизни

  • 20+ детей, с которыми лучше не расслабляться ни на секунду

  • 20+ человек, у которых был план выглядеть в соцсетях идеально. Но он провалился

  • Я 8 лет работаю в такси и готов поделиться секретами профессии, о которых не догадываются пассажиры

  • 20+ животных, которые тихонько похитят ваше сердечко

  • 12 новогодних фильмов, которые созданы для того, чтобы согревать душу холодными зимними вечерами

  • Ученые рассказали о 10 странных качествах, которые есть только у очень умных людей

  • Почему не стоит тратить деньги на биодобавки и мультивитамины

  • Умелый визажист из Баку возвращает девушкам блеск в глазах и уверенность в себе

  • Мы нашли 13 звездных дедушек, которые запросто уведут чью-либо подружку

  • 20+ родителей, которые хотели бы если не минуту покоя, то хоть секунду передышки

  • 19 примеров обслуживания, когда о людях думают в первую очередь

  • 16 неисправимых оптимистов, которые заряжают своей энергией всех вокруг

  • Я 2 года замужем за итальянцем, и эти мужчины совсем не такие, какими их показывают в фильмах

Источник