Значение игры в развитии ребенка курсовая

Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.

Подобные документы

  • Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 16.04.2012

  • Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.

    курсовая работа, добавлен 26.01.2013

  • Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.

    контрольная работа, добавлен 13.02.2012

  • Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2014

  • Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.

    курсовая работа, добавлен 10.02.2014

  • Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.

    дипломная работа, добавлен 11.03.2014

  • Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 03.02.2016

  • Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.

    курсовая работа, добавлен 10.09.2017

  • Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.

    статья, добавлен 27.02.2019

  • Математика и ее роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка. Развитие математических способностей, его структура, элементы и характеристика, критерии определения. Дидактические игры в формирования у ребенка математических представлений.

    аттестационная работа, добавлен 16.01.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Вятский Государственный ГуманитарныйУниверситет

Контрольная работа по детскойпсихологии на тему:

Значение игры для психическогоразвития ребенка

Работу выполнила

Студентка 2 курса

Заочной формы обучения

Группы ПП – 21

Специальности: Педагогика и психология

Бушуева Ольга Сергеевна.

г.Киров,2008

Содержание

Введение

1. Значение и видыигр

2. Роль игры впсихическом развитии ребенка

3. Заключение

Список литературы

Введение

Дошкольное детство –большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительнорасширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видовдеятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желаниевключиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, емуеще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и ксамостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра –самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольникасвязана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми,понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанностивзрослых, — со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папыи так далее.

Изучение развития детейпоказывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности,развиваются все психические процессы.

Л. С. Выготский,рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи спереходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитываетсобой всю деятельность ученика.

Игра – наиболее освоеннаямалышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненныхзадач, возникающих в познании, в труде.

В дошкольном возрастеигра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современныйребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных егоиграх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельностидошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль иначинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего он изображаетвзрослых людей: маму, папу, шофера, летчика. В игре ребенок впервые открываетотношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, ихправа и обязанности.

Цель: выявить значениеигры для психического развития ребенка.

Задачи: 1.Проанализировать литературу по данной теме;

2. Обобщить полученныерезультаты.

Читайте также:  Влияние одежды на развитие ребенка

1. Значение и виды игр

Игровая деятельность –естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражаниевзрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, онаможет стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра – это особый виддеятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность вподготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры сталиподлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов ипотребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство иразнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если детибудут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровойбагаж.

Каждый отдельный вид игрыимеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощаютизвестные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны поотношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Детские игры за весьпериод советской формации не собирались, не обобщались, значит, неклассифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «…чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встатьна путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в ихдействительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игрывыступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».

Наиболее распространенныетеории игр в 19 – 20 веках:

К. Гросс считал, что играявляется бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсеробъясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Онане расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивалобычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игрызаключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, чторебенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.

Хотя приведенныеобъяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что воснове игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: еговлечения и желания.

Принципиально иначеподходят к объяснению игры русские и советские ученые:

А. И. Сикорский, П. Ф.Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры какподлинно человеческой деятельности.

Н. К. Крупская, А. С.Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строгонаучно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Игры детейхарактеризуются следующими особенностями:

1.        игра представляетсобой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2.        отличительнойособенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этойдеятельности

3.        игра, как ивсякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтомуона меняется с изменением исторических условий жизни людей

4.        игра являетсяформой творческого отражения ребенком действительности.

5.        игра естьоперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, азначит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6.        в развернутойформе игра представляет собой коллективную деятельность

7.        разностороннеразвивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Существуют разные видыигр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.

В раннем детствевозникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре детиудовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой,игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослыхлюдей.

А. Н. Леонтьев, Д. Б.Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенкадошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другимивидами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушаниемрассказов и беседами со взрослыми.

Д. Б. Эльконин на основеанализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возниклав ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка всистеме общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению.Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил,а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, ивместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитииребенка – дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детствапроисходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путемсвоеобразного вклинивания.

Игра социальна не толькопо происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающиеролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающаяребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными,бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Сюжетно – ролевая игразаключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Сюжетно- ролевая игравозникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцветав середине дошкольного детства.

Д. Б. Эльконин выделил вструктуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сферадействительности, которая отражается в игре;

Те моменты в деятельностии отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержаниеигры;

Сюжет и содержание игрывоплощаются в роли;

Развитие игровогодействия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства последующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за нимиролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженнымиролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами искрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентомсюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в общественормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Читайте также:  Как влияет на развитие ребенка общение в семье

Кроме этого вида игрыдошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальномуразвитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Таким образом, играизменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. Вразвитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 – 5лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержаниемигры являются предметные действия. На второй стадии (5 – 7 лет) моделируютсяреальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальныеотношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

2.Роль игры впсихическом развитии ребенка

Игра – ведущий виддеятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние наразвитие ребенка.

В игровой деятельностинаиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенностиребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потомприобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на всестороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, таки психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизниребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа,служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когдавырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Ився история отдельного человека как деятеля или работника может бытьпредставлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Игровая деятельностьвлияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре уребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Вусловиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательнаяцель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игрытребуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию,на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет бытьвнимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если незапоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

Игровая ситуация действияв ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенкадошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета– он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии сназванием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенокнаучается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Такимобразом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепеннопереходит к мышлению в плане представлений.

В тоже время опыт игровыхи особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится воснову особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей,предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеетопределенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитиеличности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением ивзаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственногоповедения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимыедля установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя егоподчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствуетразвитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные видыдеятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапахдошкольного детства тесно слито с игрой. Интерес к рисованию, конструированиюпервоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс созданиярисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем истаршем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, иона свободна от влияния игры.

Внутри игровойдеятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднеестановится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникаетнепосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учениюотносится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняяэти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебнымидействиями.

Очень большое влияниеигра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждоговключенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения.Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. Вигре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще неумеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В среднем и старшемдошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваютсядруг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самойигры.

Если по какой – тосерьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.

Игра как и другие видыдеятельности, требуют от дошкольника проявления определенных нравственно –волевых качеств, установления контактов со сверстниками.

Читайте также:  Упражнения для развития бинокулярного зрения у ребенка

Для того, чтобы играпроисходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые былиохарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениямона относила умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми,умение найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других,чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не толькооказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определеннымтребованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются ипроявляются в процессе общения в совместных играх детей.

В игре при решениикоммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Какотмечает Н. С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что реализация игровойдеятельности вызывает у партнеров много различных представлений относительнодействий того или иного участника.

Характер конфликтов вигре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.

Игра как ведущаядеятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка.Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психическихфункций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется череззамещения одних предметов другими.

В игре ребенок постигает специфическиезнаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего посвоей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки,чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условныезнаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета,которые они замещают.

Действия замещения, крометого, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами ииспользуя их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годыжизни, но и по – другому.

Игра как ведущаядеятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Рефлексия – способностьчеловека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотноситьих с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивамидругих людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мирелюдей.

Игра ведет к развитиюрефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то,как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего– исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение споведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексиикак чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия,потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями другихлюдей.

Игра способствуетстановлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своимповедением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затемпроявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образаповедения, которым следует ребенок, и контроля.

К 7 годам ребенок всебольше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение,образы становятся более обобщенными. При наиболее благоприятных вариантахразвития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своимповедением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развиваетсямотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельностии связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешитьсяот своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, онобязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеетправа не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то постороннее.

В развитой ролевой игре сее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкийпростор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствуетстановлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемыйпознавательный эгоцентризм.

Таким образом, вдошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, оносваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферысоциальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Заключение

Таким образом, играоказывает положительное влияние на формирование взаимодействия ивзаимоотношения детей.Игры снимают психологические барьеры, вселяютуверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками ивзрослыми.

По Л. С. Выготскому, играявляется движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественнойпедагогике концепция становления детской личности рассматривает игру какведущую деятельность ребенка – дошкольника.

Г. Н. Волков говорит, чтоигра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – урокижизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляютотношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны,ролью, а с другой – личностными отношениями детей.

Список литературы

1.   Газман О. С.,Харитонова Н. Е. В школе с игрой: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1991 –96 с.

2.   Кулагина И. Е.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебноепособие. – М.: РОУ,1996 – 180 с.

3.   Люблинская А. А.Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. –М.: Просвещение, 1971 – 415 с.

4.   Урунтаева Г. А.Детская психология: учебник для средних учебных заведений. – М.: Академия, 2006– 368 с.

5.   Шмаков С. А. Игрыучащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994 – 239 с.

Источник