Значение художественно эстетического развития в жизни ребенка

Значение художественно-эстетического развития дошкольников.

Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству.

  Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно — эстетическое развитие детей с раннего возраста. Дети должны выступать не только в роле созерцателей и слушателей, но и активными творцами  красоты. Художественно — эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.

  Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.

  Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги дошкольного образовательного учреждения  должны помочь ребенку в художественно-эстетическом  развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты,

В формировании художественно — эстетического вкуса, формировании органов чувств у детей большую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью.

чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;

(музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;

по мнению , повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать»;

самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;

В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро — и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия;

Художественно-эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Удачно цель эстетического воспитания отразила , которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.

Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность — это достояние всего общества.

Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность, т. к. именно возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творчества, условиями развития которого является художественно-эстетическая деятельность.

творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

В сочетании связи обучения и творчества ребенок имеет открытую возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.

Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.

В настоящее время многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Тяжело видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей. Далеко нередко в наши дни учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего узнавать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку в их головах уже сбиты изначально верные настройки, они захвачены образами «нечистого» воображения. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственного начала неполноценно. Вдобавок, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех для всего мира, не радея о самом важном в развитии еще маленького человека – питании его души.

Читайте также:  Развитие ребенка зависит от его самостоятельности

Именно от нас, взрослых как примера здравомыслящих, зависит, чтобы дети росли не только физически здоровыми, но и обладали своего рода духовным «иммунитетом»: против гордыни, тщеславия, зависти и др. Ребенок может не быть выдающимся физиком, химиком, но при этом нести добро и благо, быть честным, верным и бескорыстным, дорожить любовью и дружбой, уважать старших. Вот, к чему мы должны прийти, а верней вернуться, в своем духовном росте. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство, рукоделие – величайшее духовное наследие русского народа, влекущее к себе чистую душу, несущее высокую нравственность. Это те наставники, которым надлежит выступать в качестве ориентира на современном этапе.

Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ.

Все продукты художественной деятельности приобщают их к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминается и формирует основы художественно — эстетического вкуса, в следствии чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь его. Развивая художественно — эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Душа ребенка». Ясно что, особенно ярко и глубоко воспринимается красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Поэтому мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно — эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Источник

Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

В мире, в котором мы живем, где бок о бок с надеждами проживает тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данные ступени развития самобытной личности как представителя рода человеческого.

Воспитание детей с помощью средств разных видов искусства, для возникновения у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявлять себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть весьма эффективными при условии обеспечения эмоционального благополучия ребенка, при разработке содержания, методов и форм, обеспечивающих ему актуальность в этих видах деятельности.

В сочетании связи обучения и творчества ребенок имеет открытую возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.

Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Подтверждение этому мы находим в работах отечественных педагогов и психологов: Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Козаковой и др.

Важно понимать глубинное значение искусства, которое учит «мыслить образами», ставить себя на место другого человека, сочувствовать, прощать — учит оно пониманию и любви, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания.

Развитие воображения является одной из основоположных задач художественного образования. Сила и влияние нравственно здорового воображения так значительны и ценны, что без них практически невозможно становление духовной жизни личности. Подавлять работу воображения опасно, а часто и невозможно – его нужно лишь правильно развивать. Необходимо дать воображению светлое и чистое движение – и как раз искусство, по существу своему, сообщает воображению эту возвышающую и светлую силу. Педагогу, опираясь на свой опыт, нужно помочь ребенку соответствующе воспринять и осмыслить мир образов художественного произведения, сделать свой выбор в пользу духовности, к которой внутренне устремлено каждое художественно правдивое творение.

Каждая детская работа – это есть кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем особенней, нестандартней замыслы и образы детского творчества.

В настоящее время многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Тяжело видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей. Далеко нередко в наши дни учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего узнавать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку в их головах уже сбиты изначально верные настройки, они захвачены образами «нечистого» воображения. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственного начала неполноценно. Вдобавок, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех для всего мира, не радея о самом важном в развитии еще маленького человека – питании его души.

Именно от нас, взрослых как примера здравомыслящих, зависит, чтобы дети росли не только физически здоровыми, но и обладали своего рода духовным «иммунитетом»: против гордыни, тщеславия, зависти и др. Ребенок может не быть выдающимся физиком, химиком, но при этом нести добро и благо, быть честным, верным и бескорыстным, дорожить любовью и дружбой, уважать старших. Вот, к чему мы должны прийти, а верней вернуться, в своем духовном росте. Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство, рукоделие – величайшее духовное наследие русского народа, влекущее к себе чистую душу, несущее высокую нравственность. Это те наставники, которым надлежит выступать в качестве ориентира на современном этапе.

Читайте также:  Беременность и роды развитие ребенка

Источник

Анастасия Киселева
Педсовет «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников»

Заведующий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В. А.Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Художественно-эстетическое воспитание —

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д. Б. Лихачёв)

Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

(В. Н. Шацкая)

Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

(Краткий словарь по эстетике)

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

Вторая группа задач направлена на формирование художественныхумений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Искусство

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который — это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства — художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства. Формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Читайте также:  Влияние конструирования на психическое развитие ребенка

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны, повышает познавательную активность.

О том, как развивать у дошкольников музыкально-творческие способности нам расскажет музыкальный руководитель Вердиян Инна Давидовна (приложение 2 – презентация).

Музыкальный руководитель: (показ презентации)

Считаю, что одними усилиями музыкального, без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также в развитии их музыкально-творческих способностей. Поэтому необходимо использование музыки в повседневной жизни группы, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миро, на прогулке и т. д.

Заведующий: Опытом организации работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников поделится воспитатель подготовительной группы Асанова Эльмира Ринатовна.

Старший воспитатель: Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию», проводимой в рамках подготовки к педсовету.

Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, предлагаю вам вместе провести педагогический пробег по теме нашего педсовета (приложение 6) и актуализировать ваши знания по вопросам художественно-эстетического воспитания дошкольников. Для этого вам нужно разделиться на две команды (на столах разложены листочки с номером команды № 1, № 2, каждый педагог путем жребия определяет свою команду).

Мозговой штурм (слайд):

Назовите материалы, которые Вы используете в изобразительной НОД. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

Назовите методы и приемы в изобразительной деятельности. (Наглядные методы и приемы: наблюдение. Рассматривание (обследование) предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия.Словесные: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово.Практические: экспериментирвание с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые)

Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

Что такое живопись? Назовите основные средства выразительности живописи. (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета. Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)

Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры). Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон)

Назовите способы лепки, основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Пластический и конструктивный. Скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

А теперь, предлагаю вам решить кроссворд по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми» (слайд).

По горизонтали:

1. Одно из главных качеств, присущих изделиям художественных народных промыслов.

2. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он?

3. Красочный наряд произведений художественных народных промыслов.

4. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Филимоново, Дымково, Каргополья.

5. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.

6. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так.

7. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду искусств их можно отнести?

По вертикали:

1. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера?

2. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

3. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов -Майдан.

4. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье.

5. Название русского праздника – торга, на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

6. Чем покрывают роспись по дереву?

Проверим, как хорошо вы знаете признанных мастеров живописи и музыки, и их творчество.

Художники, их произведения (слайд):

Найдите портрет художника В. М. Васнецова, И. И. Шишкина.

Найдите картину И. И. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана

Выберите из представленных репродукций картины, написанные в теплых тонах.

Композиторы,их произведения:

Найдите портрет композитора П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова.

Старший воспитатель подводит итоги педагогического пробега, оценивает активность и правильность ответов каждой команды.

Заведующий: Наш педсовет подходит к концу. Как и на любом занятии – педагог должен подвести ребят к итогу. А итог нашего заседания мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть цветов мышления». Для этого предлагаю каждой команде выбрать по три цвета и инструкцию к ним. Вам необходимо, используя характеристику выбранного цвета, подвести итог педсовета:

«белай» — констатирует факты, информацию, не используя при этом оценки и эмоции;

«желтый» — называет только «плюсы», все то, что по?