Застенчивый ребенок как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие

Застенчивый ребенок как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие thumbnail

Жанна Ковлакова
Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»

Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, что та или иная степень застенчивости свойственна 40% детей дошкольного возраста.

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок.

Как преодолеть детскую застенчивость».

Провела: Ковлакова Ж. Н.

Цель: Актуализация проблемы застенчивости как одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.

Задачи: проинформировать родительскую аудиторию о проблеме застенчивости на пятом году жизни;

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах преодоления или снижения уровня застенчивости у детей;

Форма проведения: групповой семинар-практикум на родительском собрании.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, мягкая игрушка, листы бумаги, фломастеры или карандаши.

1. Вступление

«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать. Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих. Опросы показывают, что та или иная степень застенчивости свойственна 40% детей дошкольного возраста.

2. Портрет застенчивого ребенка

Педагог дает портрет застенчивого ребенка (слайд 1):

Опущенная голова

Сутулые плечи

Взгляд в пол, в сторону, лишь бы не в глаза собеседнику

Ерзанье на стуле

Тихий голос

Затруднение при ответе на самые простые вопросы

Готов спрятаться хоть куда, лишь бы его не трогали.

Как проявляется застенчивость?

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Ребенок при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Он может стесняться подойти к группе сверстников, не решается включиться в их игру. Особенно неуверенно ребенок чувствует себя в новых видах деятельности, боится попросить помощи.

В целом застенчивый ребенок хочет общаться с другими людьми, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.

Застенчивость возникает в раннем детстве и сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку в свой адрес, так как постоянно ориентирован на оценку своих действий. Застенчивость не связана с уровнем его интеллектуального развития.

3. Упражнение «Самопрезентация»

Каждому родителю предлагается выйти перед всеми и рассказать о том, какой он удивительный человек, проще говоря, сделать рекламу себя. Педагог отслеживает поведение родителей, насколько они уверенно могут выступить перед аудиторией. Каждый родитель дает обратную связь о том, как он себя чувствовал перед другими людьми, сложно ли было рассказывать о себе или труднее придумать, что именно говорить. Это упражнение необходимо для того, чтобы родители смогли лучше понять своих застенчивых детей, поставить себя на их место, когда, например, ребенку нужно рассказывать стихотворение перед огромным количеством детей. Также становится видно, насколько уверенно и свободно чувствует себя каждый родитель, может ли он быть образцом для своего ребенка по навыкам общения. Родители снижают притязания к своему ребенку после такого упражнения. Во время выступления воспитатель говорит обычные подбадривающие слова тем родителям, которые стесняются. Родители рефлексируют, помогают ли такие слова или наоборот заставляют еще больше робеть.

4. Обсуждение «Причины застенчивости» (слайд 2)

Родителям предлагается подумать о том, что может приводить к возникновению застенчивости у ребенка. Обсуждаются мнения, и педагог подводит итог, что причинами застенчивости являются:

застенчивость одного из родителей;

отсутствие опыта социального общения у ребенка;

родительские установки, мешающие общению ребенка с другими людьми («Слава Богу, мой ребенок — не выскочка, «Люблю тихих детей!»).

5. Информирование «Последствия застенчивости» (слайд 3)

Боязнь общения с новыми людьми.

Негативные переживания (беспокойство, ненужная тревога, депрессия).

Окружающим не видны достоинства застенчивого человека, так как он их тщательно скрывает.

Дружба с ровесниками способствует эмоциональному развитию ребенка, отсутствие таких отношений приносит вред эмоциональному здоровью ребенка.

Застенчивый ребенок послушен, более подвержен влиянию со стороны ровесников, в том числе и негативному.

Ребенку сложно попросить помощи у взрослого, задать вопрос.

Сложно выразить свои чувства, мысли в общении с другими людьми, выступить перед аудиторией.

6. Обсуждение «Способы преодоления детской застенчивости»

Родители по кругу, передавая игрушку, рассказывают о своих способах, которые они уже испробовали. Педагог их записывает.

7. Информирование «Как можно помочь застенчивому ребенку

(показываются слайды 4,5,6)

Ожидания нужно уравновесить с возможностями ребенка (часто ожидания либо завышены, либо занижены)

Завышенные ожидания –

«Мой ребенок должен быть лучше всех!»

Усваивая требования своих родителей, застенчивые дети предпочитают вообще не браться за дело, если не уверены, что смогут выполнить его на «5». Когда у ребенка не получается, он начинает верить в свою бестолковость.

Заниженные ожидания –

«Мой ребенок еще маленький, лучше я его сама одену, обую, в школу отведу».

Позволяйте ребенку делать то, с чем он справится уже в состоянии и сам.

«Мой малыш такой ранимый, хрупкий!».

Не сдувайте с ребенка пылинки, а научите его независимости в том, что он уже может выполнять сам (одеваться, прибирать).

Читайте также:  Факторы социального воспитания и развития личности ребенка

Ответственность за других — лучше всего позволять ребенку заботиться о младших (брат, сестра, домашних животных, чтобы он чувствовал себя сильнее.

«Моего ребенка обидели, сейчас я им устрою!».

Предоставьте ребенку самому возможность решать свои проблемы.

Повышение уверенности через успех – найдите занятие, в котором ребенок добился бы успеха (по желанию ребенка): танцы, музыка и т. д.

Подготовьте ребенка к возможной неудаче – «В следующий раз получится лучше, у меня тоже было такое в жизни…». Еще лучше показывать ребенку его прошлые рисунки, поделки, видеосъемки, где он был маленьким, чтобы он всегда выигрывал в сравнении с прошлым. Сравнивать ребенка только с самим собой, ни в коем случае не с другими детьми.

Методы развития общительности:

Игры и сказки, в которых ребенок представляет себя сильным;

Игры с детьми младшего возраста;

Коммуникативные игры.

8. Коммуникативные игры с родителями

Родителям предлагается поучаствовать в играх:

раскрепощающих: «У Маланьи, у старушки», «Тренируем эмоции»,

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные

эмоции и чувства.

Предлагается потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая

лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку;

Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на

которого лает собака.

Игра “У Маланьи у старушки”.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Ровно 10 сыновей

И все 10 без бровей,

Вот с такими вот ушами,

Вот с такими бородами,

Вот с такими вот усами,

Вот с такими головами.

Они не пили, не ели,

На Маланью все смотрели

И все делали вот так….

снимающей страх публичных выступлений «Царевна-Несмеяна»,

Игра «Царевна Несмеяна».

Цель игры: формирование доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

Родители делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды. Перед игрой можно обсудить, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.

в коммуникативной игре «Сороконожка».

Игра” Сороконожки”.

Выбирается один ведущий, он будет давать команды сороконожкам и оценивать лучшую, если команд несколько.

Игроки выстраиваются в колонну друг за другом, хватают друг друга за плечи или за пояс.

Далее ведущий включает веселую, задорную музыку и начинает давать сороконожке задания.

Задача игроков выполнять задачи быстро, качественно и при этом сохранять целостность сороконожки.

Ниже мы приведем примеры заданий, которые может выполнять сороконожка, но помните, что тут все ограничивается вашей фантазией, поэтому — экспериментируйте:

Сороконожке поднять все правые лапки!

Сороконожке поднять все левые лапки!

Сороконожке побегать по кругу!

Сороконожке попятиться назад!

Сороконожка двигается гусиным шагом!

Сороконожка передвигается прыжками!

Сороконожка садится и резко подпрыгивает вверх!

Сороконожка ловит свой хвост!

Сороконожка левой передней лапкой чешет правую заднюю лапку!

Сороконожка прыгает на правых ножках!

Если все эти задачи выполняются легко, можно усложнить игру: завязать всем участникам глаза и попробовать делать задания с закрытыми глазами.

Еще с завязанными глазами можно устроить сороконожке полосу препятствий. В этом случае глаза развязывают «голове» сороконожки, и она предупреждает «тело» и «хвост» обо всех опасностях, на которые наткнулась в пути.

9. Задание «Солнышко»

Каждому родителю выдается листок бумаги, он рисует солнышко, в центре пишет имя своего ребенка, а на лучиках то, что умеет делать ребенок. Чем больше напишет, тем лучше.

Застенчивый ребенок как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитиеЗастенчивый ребенок как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие

Источник

Екатерина Мартынова
Конспект беседы «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Конспект беседы на тему

«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Цель беседы: формировать у родителей представления о влиянии застенчивости и неуверенности ребёнка на учебные успехи.

Задачи беседы:

а) установить психологический контакт с родителями;

б) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на занятиях дошкольника;

в) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности;

г) обсудить с родителями пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в ДОУ.

5. План беседы:

1) Приветствие;

2) Основная часть;

а) Теоретический аспект возникновения застенчивости и неуверенности;

б) Вопросы, заданные родителям;

в) Возникшие вопросы у родителей;

г) Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

3) Заключение.

Ход беседы:

Приветствие:

Здравствуйте! Меня зовут Мартынова Екатерина Васильевна. Я хотела бы провести с вами беседу по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».

Основная часть:

Даже в самой крайней и запущенной

форме застенчивости и неуверенность пройдут,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви

Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками во время игры и тем более на занятиях. Такие дети могут знать весь учебный материал занятия, но боятся поднимать руку, отвечать перед группой, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими дошкольниками, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе.

Читайте также:  Программа развития ребенка от 1 года по неделям

Безрадостная картина, не правда ли?

(Ответы родителей)

А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

(Вопросы родителей)

Застенчивость — понятие растяжимое; чем пристальнее мы присматриваемся, тем больше видим ее разновидностей. Поэтому еще до того, как мы начнем соображать, что же все-таки с ней делать, не мешает узнать о ней больше.

Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» — значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств, своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».

Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».

(Вопросы родителей)

Стеснительность возникает, когда ребенок концентрируется на том, что думают о нем окружающие, в первую очередь незнакомые люди. Он боится, что не угодит чужим ожиданиям и будет, отвергнут. Напряжение отражается на его физиологическом состоянии. Он краснеет, говорит сбивчиво и быстро, становится неуклюжим.

4 причины застенчивости:

1. К такому поведению более чувствительные и впечатлительные дети, которые остро реагируют на любые перемены и конфликты. Поэтому любое неосторожное слово или неприятная ситуация может заставить их замкнуться в себе. Часто такие дети вырастают в семьях, где родители пытаются постоянно контролировать их поведение.

2. Лишаясь свободы, ребенок теряет уверенность в себе и самостоятельность.

3. Бесконечная критика тоже причина формирования застенчивости. Когда детей критикуют слишком часто, они перестают делать, что бы то ни было, чтобы не совершать ошибок и не подвергаться давлению. Сложнее, если критикующие родители еще и сравнивают ребенка с более успешным братом или другом.

4. И, наконец, дети могут просто копировать поведение родителей. Если в семье застенчивый отец или мать, то у ребенка просто не будет образцового примера, символизирующего уверенность в себе.

Памятка для родителей.

Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться во взаимодействии со своим застенчивым ребенком.

1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством.

2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.

5. Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Источник

Принято считать, что застенчивость — это боязнь других людей. На самом деле под этим понятием кроется желание спрятаться на некоторое время от чужих глаз: совсем ненадолго, всего лишь для того, чтобы издалека посмотреть на этого нового, пока неизвестного человека и разработать практику общения с ним.

В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких, которые любят его «просто так», существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того, чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется на время скрыться от чужих глаз и из «укрытия» присмотреться к окружающим, приспособиться к новым переживаниям.

Как это начинается?

Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8-9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих. До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и запахов, среди которых есть более-менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся. К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать образы знакомых людей. Так в его жизни появляются ЛЮДИ, а не сумма отдельных характеристик.

Любой незнакомец — чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет вряд ли вызовет страх. Реакция на него скорее будет больше похожа на вполне естественную настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку время рассмотреть его, приближается медленно и осторожно, то настороженность превращается в интерес — ведь все новое вызывает исследовательское любопытство.

Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется года полтора. За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка, связанный с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два-три года одновременно с открытием собственной активности.

До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе, а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась, не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями, которые совершил непосредственно перед происшедшим. Но приходит время, и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что он — самостоятельное, отдельное от окружающей среды существо, которое способно чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире.

Читайте также:  Психолого педагогический мониторинг индивидуального развития ребенка

Что означает это открытие? Очень многое. До него малыш внимательно, почти неотрывно изучал незнакомых людей, не понимая (ему, впрочем, это было без различно), что в тот же самый момент другой человек так же разглядывает его самого. Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же «отдельных» людей. Пока неизвестно, что это открытие может дать, ясно одно — перед малышом открылась дверь в совершенно новый мир.

Вот она!

Именно в этот переломный момент ребенок становится застенчивым. Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг. Малютка отводит глаза, опускает голову, прячет лицо, не хочет разговаривать — стесняется. Это состояние естественно и говорит о том, что малыш начал ощущать разницу между собой и другим человеком. Ребенок немного озадачен, растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают, и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход найден: он прячется за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку.

Постепенно малыш становится субъектом отношений. Что это значит? Ребенок перестает быть зависимым существом, теперь он — активный партнер, который способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность, связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению, помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто появляется в его жизни, и взрослому, и маленькому. Ребенок начинает понимать, чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу люди.

В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга. Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно находят способы влияния на сверстников. Но и у таких активных и общительных ребят застенчивость может появляться в ситуациях, связанных с вниманием к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или при знакомстве с детьми в детском саду. Однако это стеснение быстро сменяется уверенностью.

Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются и изучают каждого нового человека. Такие дети — не авантюристы, поэтому встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна и обилие контактов. Малыши гораздо чаще будут казаться застенчивыми и смущенными, хотя на самом деле это может быть лишь вежливым нежеланием общаться.

Если застенчивость мешает

Вы замечаете, что при встрече с незнакомыми ребенок чувствует себя скованно, все время пытается угадать, чего от него ждут, и ведет себя в строгом соответствии с этими ожиданиями. Малыш ограничивает себя во всем, не отваживается что-либо делать, не отходит от знакомого человека, потому что не чувствует себя в безопасности. Тревога и страх могут быть так сильны, что буквально парализуют малыша, и он мечтает лишь об одном: провалиться сквозь землю. Похоже, контакты с людьми стали для него синонимом опасности, и он тщательно старается их избегать. И здесь уместно говорить уже не столько о застенчивости, сколько о неуверенности при общении.

Откуда берется эта неуверенность? Возможно, в жизни малыша произошло событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом родителей, рождением братика или сестрички. А может быть, привычная ситуация в жизни семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен. Может быть, вы сами воспринимаете встречи с другими, новыми людьми как визит к стоматологу (деваться некуда, но лучше бы избежать). На такое отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают, тоже может оказать медвежью услугу: вы научите малыша быть приятным для окружающих и не обращать внимание на собственные чувства.

Как помочь ребенку обрести уверенность при общении с другими людьми? Нужно больше внимания уделять его чувствам и желаниям. Если маленький чело век убедится, что близкие считаются с его переживаниями, то, и контактируя с посторонними, он будет уверен, что значит что-то как личность.

Кроме того, детям полезно знать, что их родители и близкие не инструменты для выполнения их потребностей, а такие же люди со своими желаниями и чувствами.

Можно попытаться «обезоружить» пугающие ситуации. Постарайтесь выведать, что вызывает особенный страх. Неизвестность? Пофантазируйте вместе с малышом о том, что будет происходить, предложите свои варианты и поощряйте идеи малыша. Совершенно реальные предположения перемешайте с комичными, нелепыми, сказочными. Ориентируясь на малыша, допустите несколько страшных сюжетов: пережив страх «понарошку», он легче сможет побороть настоящий испуг.

Если ребенка пугает, что его могут невыгодно оценить или отвергнуть, попробуйте поиграть с ним в такую игру: сам малыш будет тем, кто отвергает, оценивает, насмешничает, а вы — тем, кто с этим справляется. Кстати, если вы сами подвержены подобным страхам, то игра поможет и вам взглянуть на неприятные детские переживания глазами взрослого человека.

Мария Андреева, психолог-психотерапевт,

Статья из ноябрьского номера журнала.

Источник