Театрализованной игры ее значение в развитии речи ребенка

Татьяна Попкова
Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие детей…”

(Б. М. Теплов)

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Роль театра в жизни ребенка — дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием.

Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё воплощение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

В настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается Золушкой, и ее судьба, как от злой мачехи зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с загруженностью наших воспитателей, недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка — дошкольника.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

А ведь, играя роль, ребенок может не только представлять, эмоционально переживать поступки своего персонажа, но и пересказывает речь героя, ведёт диалог, с помощью интонации передаёт разное настроение, подражает голосам животных.

Именно поэтому велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка:

театрализованная деятельность помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

• позволяет формировать живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

• совершенствует артикуляционный аппарат;

• демонстрирует великую роль слова в создании игрового образа. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия;

• формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь;

театрализованная деятельность улучшает усвоение содержания произведения, логику и последовательность событий;

• помогает формировать грамматический строй речи: дети учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД;

• участие в театрализованной деятельности дает возможность детям получать эмоциональный подъём;

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

• стимулирует активную речь;

• процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи;

• исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, стимулирует маленького актера ясно, четко, понятно изъясняться;

театрализованная деятельность помогает налаживать общение друг с другом. Общение в ходе театрализованной деятельности позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Таким образом, театрализованная деятельность — это эффективное средство развития личности ребенка, она помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

Учитывая положительное значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников в нашем Учреждении созданы все необходимые условия: следуя принципу интеграции, образовательные области речевое и художественно-эстетическое развитие представлены следующими центрами детской активности: центр литературно-речевого развития, направлен на создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в речевом общении, обогащении словаря и насыщен речевыми играми и упражнениями, сюжетными и предметными картинками, альбомами и иллюстрациями для рассматривания, оформляются выставки книг, педагоги знакомят детей с писателями и их творчеством; центр изобразительной деятельности, где в свободном доступе для детей находится необходимый изобразительный материал. Данный центр часто используется детьми, особенно старшего дошкольного возраста, для изготовления атрибутов к театрализованным постановкам, играм, декораций, афиш, билетов и т. п. Особое внимание педагоги уделяют центру музыкально-театрализованной деятельности – он является одним из самых любимых у наших детей и никогда не пустует. В центре представлены детские музыкальные инструменты и разнообразные виды театров.

Источник

Наталья Галкина
Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет

в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Читайте также:  Ребенок и его развитие в педагогике

и вся история отдельного человека как деятеля

и работника может быть представлена в развитии игры

И в постепенном переходе её в работу…»

А. С. Макаренко

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Таким образом, участвуя в театрализованных играх, дети становятся более раскрепощёнными, открытыми, улучшается их речь и взаимопонимание.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей второй младшей группы дет сада/ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада — М., КНОРУС», 2003г.

3. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. — М., «КНОРУС», 2007.

Читайте также:  Читать книжки для развитие ребенка год

4. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина Л. А., Николичева А. П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. — М.: А. П. О., 1994.

11. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

12. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

Источник

Cветлана Шмакова
Театрализованные игры как средство развития речи детей.

Театрализованные игры как средство развития речи детей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Основная идея развития речи детей в театрализованных играх заключается в том, что этот вид деятельности является средством и условием развития ребенка. Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Чтобы целенаправленно содействовать усвоению детьми форм речи, важно вовлечь их в деятельность, полноценную в речевом и социально-нравственном отношении, в деятельность, которая поставит ребенка в позицию активного субъекта речевого общения. Такой деятельностью для дошкольников является театрализованная игра, деятельность, которая стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Организация театрализованных игр детей — это активный способ управления процессом речевого развития детей. Дети как в процессе подготовки к театрализованным играм, так и в их процессе вовлекаются в реальное и ролевое общение. В этих играх происходит накопление речевого и коммуникативного опыта.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

— уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

детей раннего возраста нужно учить вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? — Был. — Шил сапожки? — Шил»).

— знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ — топ — топ».

— воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений.

— обогащать данный вид игр содержанием, значимым для развития и усвоения различных форм речи;

Читайте также:  Видео от зачатия до родов развитие ребенка

— включать приемы театрализации в содержание непосредственно-образовательной деятельности;

— создавать материальные и педагогические условия для развития театрализованных игр детей, обеспечивая игровое пространство и время для их совместной с воспитателем и самостоятельной театрализованной деятельности.

В работе с детьми по формированию речи можно использовать следующие формы: театрализованные игры (игры-инсценировки, как импровизация по мотивам литературного произведения) и режиссерские игры, как разновидность театрализованных игр. Для театрализаций дошкольников можно начинать с использования фольклорных произведений, стихотворений и короткие рассказов, с близкими детям темами, например, «Этот пальчик — дедушка», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др. Постепенно переходить на произведения близкие по возрасту.

Создание предметно-развивающей игровой среды предполагает оформление театрализованного уголка в группе, уголка ряженья, наличие различных видов настольного театра, масок, элементов костюмов и т. д.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка предполагает: совместные театрализованные игры воспитателя с детьми; этюды и имитационные игры; самостоятельные театрализованные игры детей. В процессе приобщения детей к театрализованной деятельности используется показ настольного театра и беседы после показа; просмотры спектаклей в детском саду с приглашением актеров городских театров; совместные ролевые диалоги; разыгрывание литературных текстов, упражнения в интонационной выразительности и т. д.

Этапы развития речи средствами театрализованных игр определяются в соответствии с логикой развития речи (от восприятия — к заимствованию речевых форм — и затем к самостоятельному их использованию). Они предусматривают постепенный переход: от просмотра театрализованной постановки к самостоятельным театрализациям; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 детей; от имитации действий персонажей к передаче их речевых реплик.

На первом этапе формируется интерес к театрализованным играм, к детским литературным произведениям через организацию систематического чтения и просмотра небольших кукольных и игровых спектаклей, которые показывают воспитатели младших групп, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Это способствует обогащению впечатлений и игрового опыта детей.

Целенаправленное формирование впечатлений (жизненного и игрового опыта) детей осуществляется не только через показ театрализованных представлений, но и с использованием ролевых диалогов игрушек (этюды). Для этого используются любые куклы или образные игрушки. Специфика игр-диалогов состоит в том, что в них закладывается определенное содержание, соответствующее тематическому плану. Для показа театрализованных представлений лучше использовать уже знакомые детям произведения: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и т. д.

Следующий этап предусматривает совместный показ настольного театра воспитателя с ребенком, игры-инсценировки, чтение стихов и потешек по ролям, совместные игровые диалоги с использованием игрушки. Для этого использовали знакомые сказки, стихи, потешки и этюды. Совместные показы проводились в индивидуальной деятельности с детьми, а также небольшими группками. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

Развитие речи детей средствами театрализованных игр показывает достижение детьми более высоких уровней развития их речи и игровой деятельности, а также повышение качества педагогического процесса, направленного на развитие речи детей и развитие игровой деятельности.

Источник