Защита прав ребенка на охрану здоровья и развитие способностей

Защита прав ребенка на охрану здоровья и развитие способностей thumbnail

Нормативно-правовое обеспечение образования

Права детей на охрану здоровья

Возникновение  Декларации и Конвенции прав ребенка

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако, уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь Принятие Декларациии имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а, следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.

  К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право

на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.

 Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие.

  К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 — право ребенка на свободу мысли, совести и религии).

Четвертая группа призвана обеспечить право на здоровье детей (ст. 24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья).

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.

В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако, процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.

Право детей на охрану здоровья

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,других поступлений. Дети — граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

скорая медицинская помощь, при состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;

консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;

консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

целевые медицинские осмотры;

диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

стационарная помощь при:

острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и палате интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

•ВИЧ — инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;

•проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Итак, на протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В настоящее время ребенок из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Но, несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертв экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.

Обязательства государств мира, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.

Однако ключевым документом в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляющая различные права ребенка, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор не только определяет ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года. Тем самым она взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором. Дополнительно, 15 февраля 2001 года, Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в области защиты прав ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка в сызрани

За время, прошедшее с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

Источник

В. ЯСЕНОВАЯ

ПРАВО РЕБЕНКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ:

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет естественное и неотъемлемое право на охрану здоровья. Здоровье ребенка как состояние полного физического, душевного и социального благополучия представляет собой одну из главных социальных ценностей цивилизованного общества, общественное и личное благо, основу национальной безопасности страны.

Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы. Российское законодательство предусматривает различные меры обеспечения условий охраны здоровья детей. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 10) в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья предписывает оказывать бесплатную медицинскую помощь, при помощи медицинской диагностики проводить профилактику заболеваний, лечебно-оздоровительную работу, включающую медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 51) обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Разрешение проблем реализации прав детей на охрану здоровья осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», Федеральных целевых программ «Родовой сертификат», «Дети России» на 2007–2010 годы, а также подпрограмм «Здоровое поколение», «Семья с детьми-инвалидами», «Дети-сироты» и др.

Так, в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» особое внимание уделено улучшению работы службы родовспоможения и детства, оказанию медико-генетической помощи детям и семьям, имеющим детей с наследственными и врожденными заболеваниями. Во всех субъектах Российской Федерации новорожденные обследуются на пять наследственных заболеваний, в том числе на три наследственных заболевания, внедренных в рамках приоритетного национального проекта.

Немаловажное значение имеют положения программы «Родовой сертификат». Средства, полученные от реализации программы, направлялись на повышение заработной платы врачам и медицинскому персоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, проводящему диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни; на приобретение лекарственных средств, медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря и изделий медицинского назначения, а в стационарных учреждениях – на дополнительное питание беременных женщин и кормящих матерей.

Внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития детей, обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей – основные направления подпрограмм «Здоровое поколение», «Семья с детьми-инвалидами», «Дети-сироты». Выполнение задач указанных подпрограмм позволило обеспечить проведение за счет средств федерального бюджета углубленных диспансеризаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях системы здравоохранения и образования. В ходе диспансеризации детей-сирот с отклонениями в состоянии здоровья осуществлялась разработка индивидуальных планов лечебно-оздоровительных, реабилитационных мероприятий, включая оформление листа ожидания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и др.

Содействие созданию благоприятных условий охраны здоровья детей оказали такие мероприятия, как увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; введение материнского (семейного) капитала в размере 250 000 рублей женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей; установление выплат родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении; введение дополнительных мер материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот; ежегодная диспансеризация 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах интернатах) системы здравоохранения и образования.

Несмотря на положительные меры, предпринятые для обеспечения надлежащей реализации прав детей на охрану здоровья, законодательное регулирование данной сферы отношений еще далеко от совершенства. Как справедливо отмечается в научной литературе, в нормах, касающихся охраны здоровья детей:

—  сохраняется ориентация преимущественно на отраслевые (здравоохраненческие) меры в ущерб общегосударственному и межсекторальному подходу;

—  имеется нечеткая иерархическая структура и, в ряде случаев, противоречивость норм, касающихся охраны здоровья детей, в различных документах;

—  недостаточно определены механизмы практического осуществления ряда нормативных актов, касающихся охраны здоровья детей;

—  недостаточно полно охвачены контингенты детей, обеспечение права которых на охрану здоровья имеет свои особенности (дети – жертвы насилия; дети, работающие на улицах; несовершеннолетние безработные; несовершеннолетние беременные и несовершеннолетние родители; дети из наиболее уязвимых социальных и этнических групп населения и др.)[1].

Данные нормы «рассеяны» в различных нормативных документах, что создает определенные трудности в их практическом применении;

Конечно, изложенные факты носят скорее общий характер и не исчерпывают всех нерешенных вопросов. Например, до настоящего времени остаются законодательно не урегулированными вопросы о правовой защите интересов ребенка до рождения, т. е. установления правосубъективности плода; о получении ребенком любой медицинской помощи «без согласия родителей», в том числе о роли опекунов в указанной ситуации; о праве ребенка-пациента на паллиативное лечение; профилактики детских заболеваний и др.

В области охраны права ребенка на здоровье существует комплекс проблем социально-экономического, финансового, психологического, этического и иного характера. К одной из таких проблем в Российской Федерации относится коммерциализация здравоохранения, что входит в противоречие с требованиями ст. 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Постоянное снижение бюджетного финансирования отрасли детского здравоохранения при опережающем росте цен на медицинские услуги и содержание лечебно-профилактических учреждений приводит к отмене льгот на лекарственное обеспечение вплоть до ущемления прав на их получение детьми-инвалидами; делению пациентов на группы (кого лечить бесплатно, а кого – за деньги); платным услугам за прием к врачу, вызов его на дом, сдачу различных анализов, медицинские осмотры и выдачу справок, выписок из истории болезни при поступлении в детские дошкольные и образовательные учреждения. Больные дети принимаются в стационары только при наличии своего постельного белья и одежды, а родителей, кроме того, вынуждают покупать лекарства и кормить своего ребенка.

Читайте также:  Массаж пальцев ребенку для развития речи

Несмотря на напряженную обстановку с финансированием здравоохранения, правоохранительные органы выявляют многочисленные факты нецелевого расходования средств, выделяемых на нужды этой сферы. Так, главный врач Зиминской центральной районной больницы Иркутской области из бюджетных денег, отпущенных на лекарственные препараты, изъял 6 млн. руб. и перечислил их в университет за обучение сына начальника центра медицинского страхования.

В Ненецком автономном округе начальник управления здравоохранения использовал более 300 млн. руб. бюджетных средств на приобретение квартиры и другие личные нужды[2].

Приведенные примеры, к сожалению, не единичны. Становится ясно, что одними правовыми средствами (повышение мер ответственности и др.) невозможно предотвратить совершение подобного рода деяний. На наш взгляд, необходимы новые действенные меры в этой области, особенно находящиеся за пределами правового поля (повышение нравственного уровня граждан, соблюдение добросовестности при исполнении обязанностей и др.).

Проблема реализации прав детей на охрану здоровья требует дальнейшей проработки как с точки зрения анализа недостатков, существующих в законодательстве, и определения тенденций его совершенствования, так и с позиции обеспечения полноценной охраны здоровья детей иными не запрещенными законом средствами и способами.

[1] , Концепция законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» // Медицинское право и этика. 2003. № 3. С. 10.

[2] См.: Материалы коллегии на тему: «О мерах по устранению нарушений прав детей на охрану жизни и здоровья, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации» // https://www. *****

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Это направление деятельности социального педагога в большинстве случаев рассматривается как второстепенное. Между тем реализация задач диагностики, учета и развития индивидуальных способностей ребенка, создания для этого оптимальных условий в рамках семьи, учреждения образования, в сфере досуга, в среде общения — важное условие профилактики серьезных отклонений в его поведении.

Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей строится с учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым: государство создает условия для получения адекватного об­разования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности[3] (ФЗ РФ «Об образовании», ст. 5); допускается сочетание различных форм получения образования, в частности экстерната, семейного образования, самообразования (там же, ст. 10); образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) (там же, ст. 14); образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры (там же, ст. 14).

Образовательное учреждение, согласно Письму Министерства образования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», имеет право при наличии спроса, лицензии и договора с заказчиками предоставлять на платной основе такие образовательные услуги, как изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данному предмету, предусмотренной учебным планом; репетиторство с обучающимся другого образовательного учреждения; курсы по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранного языка и т.п.; кружковую работу по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству и т.п.; создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, скульптуре и т.д., т.е. всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; создание различных групп специального обучения детей с отклонениями в развитии, по адаптации детей к условиям школьной жизни; оздоровительные мероприятия.

Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:

— выявляет социальную направленность личности (причастность к «группам риска», лидерская направленность, альтруистические установки и т.п.) и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;

— совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;

— добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам;

— если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы;

— проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;

— совместно с руководителями специализированных учреждений и коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;

— совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.

Одаренность, талант, гениальность — это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Одаренность бывает различной. Так, одна из них — социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности — это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе — отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Как правило, их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и интеллектуальную. Они любят умственный труд и тем часто пугают родителей.

Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, так как они его понимают и восхищаются им. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются, дают прозвища.

Эмоциональность таких детей кажется преувеличенной, они вспыльчивы, могут скандалить по пустякам, но это не каприз, а проявление сверх эмоциональности. Творческие дети бывают спокойными, они с детства страдают из-за своей одаренности.

Кажется, что у этих детей врожденное повышенное чувство юмора. Сами они если не острят, то любят слушать и восхищаются малейшей шутке.

Чаще у них особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. (Они «даже едят не как все дети».) Подводя итог выделенным качествам одаренного ребенка, следует подчеркнуть, что одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка

Это должны быть особенные школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка. Где для такого ребенка должны быть поставлены сверх задачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа педагога в такой школе — сложный и тяжелый труд, так как дети в этой школе всегда «вредные», большинство неспокойные. Они прямолинейны, упрямы, самолюбивы и чистолюбивы.

В работе с одаренным ребенком воспитателю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая самооценка, и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства».

Но есть и скрытая одаренность, которая почти открыто не проявляется, когда такой ребенок в семье то окружающие его испытывают огромные трудности. Это фанатики, дети, увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков. Для них школа только помеха.

Есть еще лентяи, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать. Скромники — дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя. Есть еще один тип — невротики, или даже психопаты, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими. Чудаки или странные — это спокойные мягкие дети, они не любят конфликтов.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, воспитателей, социальных педагогов.

Одаренный ребенок в семье — ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Это если ребенок в семье первый или все дети талантливы, никто из них не выделяется, и их воспринимают как обычных.

Однако не все родители гордятся таким ребенком. Нередко они не хотят, чтобы ребенок выделялся, а был бы «как все». Идеально, если родители вовремя заметят одаренность и будут помогать ему.

Иногда родители «вымучивают» талант, стараясь из небольших способностей «делать» талант, истощая силы ребенка. Немногие дети выносят это родительское насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное здоровье можно поправить, но трудно поправить духовные подорванные силы. Талант, если он есть, разовьется, важно вовремя помочь ему. Но «делать» талант — издевательство над ребенком.

Родители отмечают одаренность ребенка чаще всего, замечая употребление сложных слов, раннюю речь, а также раннее усвоение счета или чтения, цепкую память и огромное любопытство. Характерно также быстрое восприятие и воображение. Но иногда эти особенности ярко не проявляются.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей. Точнее, выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Так, у Н.Н.Римского-Корсакова обнаружили способности в 2 года. И.Е.Репин начал рисовать в 4 года, у П.И.Чайковского в 5 лет. А.С.Пушкин начал писать стихи в 9 лет, М.Ю.Лермонтов — в 10 лет.

Для семьи важно не только выявление одаренности, но и отношение к такому ребенку. Не следует выделять его среди детей, так как это приведет к негативному к нему отношению.

Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Родителей не беспокоит, что этот ребенок стремится всегда преуспеть, отсюда особенности его поведения, что создает проблемы в его отношениях с окружающими.

Социальному педагогу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Социальному педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.

Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления, притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему.

Социальный педагог помогает родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.

Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым.

Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь социального педагога.

Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими.

Здесь необходима связь социального педагога с родителями. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, созданию обстановки для творчества.

Одной их форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Чаще это бывшие Дома пионеров. Но от Домов пионеров их отличает разнообразие форм и методов работы с талантливыми детьми.

Так, в Клинском Доме детского творчества (Московская область) существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Ребята собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители.

Кружковцы отмечают как праздники День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество. Дом детского творчества посещает 2 тыс. ребят. Отчетом их занятий служат концерты перед населением и ярмарки детских поделок.

Особый разговор о талантливых детях и работе социального педагога с ними. Говорят, что воспитатели должны преимущественно работать с посредственностью, а талант сам себе найдет дорогу. Но на самом деле неокрепший талант легче сбить с толку, погубить, чем посредственность. Не дав ему развиться, не помогая, нетрудно сделать его ниже посредственности. Поэтому социальный педагог не может пройти мимо одаренного ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию[4].

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник