Занятия с ребенком отстающим в развитии

Занятия с ребенком отстающим в развитии thumbnail

Цитата сообщения Матильда_Пупкина

С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ, ОТСТАЮЩЕМУ В РАЗВИТИИ: ОТ ИГРЫ К ЗАНЯТИЯМ

Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Чем продолжительнее урок, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.

1.
Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана, шарманки и др. Например, игра «Послушай внимательно и угадай, на чем мама играла». Не видя игрушку, надо узнать ее (назвать или показать) по издаваемому ею звуку. Такую игру лучше начинать с 2 игрушек, постепенно добавляя к ним новые. Звучащие игрушки можно заменить хорошо знакомыми ребенку предметами: деревянной дощечкой, тарелкой, чашкой или кастрюлей, а игру назвать: «Послушай внимательно и угадай, до чего дотронулась (по чему стучала) мама палочкой».
Хорошо проводить игры-занятия, в которых дети определяют местонахождение невидимого для них звучащего предмета: «найди колокольчик», «найди дудочку». Взрослый, извлекший звук, быстро отходит от спратянной музыкальной игрушки.
2.
Развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание: «Где что лежало», «Кто с кем поменялся», «Что прибавилось», «Кого (чего) нет» и др. Например, начиная с двух игрушек (и постепенно со временем увеличивая их количество) взрослый на глазах у ребенка кладет мишку на стол, а куклу сажает на стул. Предлагает внимательно посмотреть и запомнить, кто где сидит, а потом закрыть глазки. Поменяв местами игрушки, взрослый говорит: «Раз-два-три, а теперь ты посмотри». Ребенок должен расставить предметы в том порядке, в каком он видел их первоначально. Аналогично проводится игра по формированию умения определять, какая игрушка прибавилась к тем, которые лежали на столе, или вспомнить ту (те), которые убрали со стола или спрятали.
Если ребенок хорошо справляется с этими заданиями, то игрушки можно заменить предметными, а затем и сюжетными картинками.
3.
Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.
С этой целью полезно проводить занятия по обучению сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, вырезанные из картона фигурки и другие игрушки или предметы обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки).
Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:
*
Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: «Посмотри внимательно».
*
Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, круглый, маленький, большой), а сосредотачивайте внимание на одинаковости, схожести предметов. Например: «Посмотри и найди такой же, похожий». Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины. Словесные обозначения признаков предметов (большой, зеленый, треугольный и т.п.) усваиваются детьми значительно позже, поэтому работу над словесным обозначением признаков предметов надо проводить позже.
*
Обучая детей сличению предметов по цвету, форме и величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно.
Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, например, развезти на машине по разным углам комнаты красные и синие кубики или разложить по разным коробочкам (помочь маме) белые и черные пуговицы. Постепенно количество предметов, окрашенных в разные цвета, необходимо увеличить. Например, предложите ребенку подобрать банты к соответствующему платью, ленты к шарам и т.п.
Затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, например, отделить шайбочки от болтиков или нарезанные из картона кружочки от крестиков. Если ребенок свободно сличает и различает 2-3 формы, например, ромб, круг, квадрат, предложите ему поиграть в ящик с прорезями разной формы и фигурами, подходящими к этим прорезям.
Научите сличать предметы по величине, например, помочь маме разложить столовые и чайные ложки, а затем столовые, чайные и десертные. Предварительно вымыв монетки, можно предложить сделать стопки из различных монет.
К перечисленным выше играм добавьте игры на сличение парных картинок (лото), предложите сличить цветные картинки с их контурным изображением.
4.
Учите детей возводить по образцу постройки их кубиков, палочек или деталей. Образец должен находиться у ребенка перед глазами: «Построй такой же домик, какой построил я», — говорит взрослый. Или: «Посмотри внимательно и разложи палочки (кубики, мозаику) так, как положила их я», — говорит мама. Для проведения таких занятий надо иметь два комплекта кубиков, деталей, палочек и т.п. Одним пользуется ребенок, другим — взрослый.
Необходимо начинать группировать предметы с минимального количества (двух-трех), а затем постепенно увеличивать их. Из 2-3 кубиков можно предложить построить «башню» или «поезд». Из 4 и более кубиков получаются довольно сложные постройки: «дом», «ворота», «гагаж» и др. Сделанные постройки включайте в игру: на «стул» посадите куклу, покормите ее; в «гараж» поставьте машину и т.д.
Аналогично кубикам можно использовать другие предметы. Например, научите детей выкладывать из палочек узоры. Предлагайте сначала сочетать малое количество элементов (не более 2-3): две палочки, например, можно располагать следующим образом: II, Х, Т, =. Из трех палочек можно создать более сложную композицию.
5.
Регулярно проводите занятия по обучению ребенка составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности провести «починку» или «сборку» игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрежьте на две равные половины по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезанную картинку из трех, а затем четырех частей. С особым удовольствием ребенок подберет хвосты животным.
Примечание: нормально развивающиеся 3-летние дети свободно складывают разрезные картинки из двух-трех частей, а 5-6-летние — из шести и более частей. Из разрозненных разрезанных на части и перемешанных между собой карточек дети соберут изображения животных, предметов, людей и др.
6.
Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите сначала показать то, на чем ездят: «покажи машину», затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, что едят и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5) игрушки; 6) обувь.
Для группировки предметов по их назначению хорошо использовать «Лото на четырех языках».
7.
Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду, научите их выстраивать предметы по росту. Например, поставить по росту 5-6 матрешек или разложить по убывающей (возрастающей) палочки разной длины, по величине кружочки и др. В заключение предложите вставить одну из матрешек в сомкнутый ряд, выстроенный по росту.

Читайте также:  Шкала оценки развития ребенка раннего возраста

Литература:
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

по материалам сайта https://www.defectolog.ru

Источник

Диагноз «задержка умственного развития» может стать для родителей громом среди ясного неба, особенно если ставится в совсем раннем возрасте. Очень часто причина такого диагноза кроется в неправильном поведении женщины во время беременности. Алкоголь, лекарства без показания задержка умственного развитияврача, наркотики могут на раннем сроке запустить неправильное развитие ребенка. Однако часты и генетические нарушения.

У такого малыша все равно много возможностей для жизни, учебы, получения профессии. Родителям необходимо научиться работать вместе со своим малышом, и тогда все получится. Очень важно правильно отнестись к особенностям детей. Например, может стать проблемой агрессивное поведение. Для вашего крохи есть много вариантов: специальные садики, школы, дополнительные занятия. Они помогут ему стать более уверенным в себе, контактным ребенком.

У ребенка задержка умственного развития

Часто такое словосочетание пугает родителей. Ребенку с задержкой умственного развития трудно в обычном садике – что уж говорить про школу. Все дети уже запомнили новое правило, записали предложение, а он все еще не знает, с чего начать. задержка умственного развитияОбиднее всего, если над ним смеются или его обижают. Многие родители просто не принимают тот факт, что у их малыша реальная проблема. А ведь ее можно исправить или существенно облегчить.

Причин появления задержки много, но следствие одно: ребенку просто нужно особенное внимание, особые материалы для обучения, игрушки. Тут работают все вместе – малыш, родители, учителя и врачи. Чем больше усилий, тем проще ему будет. Родители должны быть готовы к тому, что малышу придется нелегко. Главное — вовремя начать с ним заниматься.

Причины

Причины данного диагноза могут напрямую зависеть от поведения женщины во время беременности:

  • несоблюдение норм питания;
  • употребление алкоголя, наркотиков (особенно на ранних сроках: в это время формируется нервная система, закладывается мозг);
  • прием лекарств (антибиотики, жаропонижающие, седативные, нейролептики и многие другие виды);
  • халатное отношение к собственному здоровью во время беременности (частые простуды, грибковые и инфекционные заболевания, высокая температура и т.д.).
Читайте также:  Хорошие книги для развития речи ребенка

Такое поведение матери часто ведет к разного рода Задержка умственного развитияотклонениям у детей, особенно со стороны поведения, развития нервной системы. Но, конечно, не всегда виновата мама. С такой же частотой появление данного диагноза связано с ошибками развития, генетическими мутациями. Это происходит еще на стадии нескольких часов или дней после зачатия. Мамы таких детей могут вести абсолютно здоровый образ жизни, правильно питаться и посещать врача вовремя. Есть несколько групп риска:

  • поздняя беременность (35-45 лет);
  • слишком ранние беременности (девочки до 17-18 лет);
  • генетические заболевания у родителей;
  • плохие условия жизни (нет возможности хорошо питаться, получать витамины, адекватное лечение);
  • сильный токсикоз во время беременности (организм активно борется с эмбрионом – это может ему навредить).

В любом случае сегодня еще на достаточно раннем сроке беременности можно выявить отклонения развития плода. Это может помочь родителям принять решение, продолжать беременность или прервать. Это сложно, но решать стоит, думая и о ребенке, и о себе: смогут ли родители уделять больному малышу достаточно внимания, есть ли у них возможности для этого (жилье, финансы, здоровье и т.д.). Родители должны полностью осознавать последствия при каждом варианте решения.

Диагноз

Бывает так, что задержка умственного развития не может быть диагностирована сразу. Первое время состояние малыша может быть нормальным, без видимых отклонений. КонечноДиагноз, пока он грудной малыш, сложно заметить его особенности. Тут обязательно нужно консультироваться с врачом при возможных сомнениях. А еще необходимо регулярно посещать вашего педиатра: он может еще на ранней стадии увидеть проблему.

Кто занимается такими проблемами? Конечно же, неврологи и дефектологи. Если проблема связана с неправильным развитием головного мозга, нервной проводимостью, то невролог назначит лечение. Сегодня многие состояния могут быть скорректированы. Дефектолог же направит вас на обучение в специальный садик и школу.

Нужно понимать, что термин «задержка» не означает, что кроха навсегда потерян для общества. Совсем наоборот.

Задержку можно корректировать, как минимум можно помочь ребенку приспособиться. Если вовремя заметить проблему, то специальная терапия и развивающие занятия для детей дадут им возможность влиться в нормальный коллектив.

При необходимости к постановке диагноза привлекается психолог или даже психиатр. Данный диагноз может быть поставлен с помощью общения и специальных тестов. В случае если задержка развития спровоцирована условиями и обстоятельствами жизни ребенка, то ему просто необходима помощь.

Особенности поведения

Очень часто такие детки страдают от своего положения. Они вполне могут осознавать, что отличаются от других. Насмешки других детей, постоянная опека родителей, невозможность делать то же, что остальные указывают им на собственную неполноценность… Задержка умственного развития может быть выявлена поздно, когда ребенок уже пошел в садик. Особенности поведенияТогда там он впервые столкнется с проблемами. Даже дети 4-5 лет уже чувствуют отличия и могут начать смеяться, издеваться над малышом.

Бывает, что с таким диагнозом дети становятся агрессивны. Они очень комплектуют из-за своей проблемы, и это мотивирует их пользоваться кулаками.

Тут родителям следует реагировать. Агрессивное поведение становится для ребенка возможностью решать многие проблемы, непонимание, споры. Он просто не умеет аргументировать, искать логику, а вот обидеть, ударить он вполне может. Для таких детей это часто выход из сложной ситуации, где нужно использовать опыт и ситуационную логику.

Читайте также:  Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии ребенка

Поэтому, если не заниматься воспитанием, ребенок с задержка умственного развитияумственной отсталостью или задержкой умственного развития может стать очень жестоким. Особенности его состояния только стимулируют эту жестокость. Бывает, они с радостью примыкают к подростковым бандам в поисках самоутверждения. Но, конечно, редко находят его там.

Родителям нужно понимать, что рано или поздно агрессивное поведение проявится. Это защитный психологический механизм. Главное, в этот момент объяснить, показать, иногда даже наказать ребенка. Вам необходимо всеми доступными методами помочь ему самому понять, что так делать нехорошо. Научите его просить прощения, если он сделал больно, извиняться, искать другие пути решения конфликта.

Что делать?

Очень важно, чтобы врач не просто поставил диагноз, но и ознакомил с ним родителей, объяснил, как именно будет проходить развитие, чего ждать, как быть с диагнозом. Это поможет родителям сжиться с мыслями о том, что происходит с их ребенком. Очень часто без такой подробной информации родители детей с задержкой умственного развития просто не справляются с трудностями.

Важно знать:

  • понадобится лизадержка умственного развития лечение и какое именно;
  • можно ли обучать детей, как их социализировать;
  • как вести себя с малышом, подростком;
  • на что обращать внимание.

Это поможет в первую очередь самому ребенку. Правильное воспитание и развитие может заметно сократить разницу между его возможностями и возможностями других детей.

Лечение

Чаще всего лечение назначается симптоматическое. У многих малышей отмечаются проблемы с речью – тут вам помогут дефектолог, логопед, специальные методики. Во всех садиках для детей с задержкой умственного развития работает логопед.

Часто с детьми работают психологи. Они помогают самим малышам разобраться, что же происходит. Например, у него поведенческие проблемы, агрессия. Работа с детским психологом или психиатром поможет ребенку обратить ЗУРвнимание на свое поведение, развить эмпатию. Иногда бывают необходимы лекарственные препараты для коррекции поведения.

Если задержка умственного развития идет вместе с другими неврологическими проблемами (ДЦП, синдром Дауна и т.д.), то необходимо комплексное лечение. Очень часто это мышечная слабость, проблемы с суставами. Для детей с синдромом Дауна распространены заболевания ЛОР-органов.

Бывают случаи, когда терапия, лекарственные препараты не нужны, и ребенку необходим просто адекватный уход, правильное обучение и развитие. А еще любящие родители, которые готовы к тому, что он будет отличаться от других.

Специальные учебные заведения

Все начинается со специального садика. Тут главное — научить малыша учиться. Познавательная деятельность у малышей с задержкой умственного развития нуждается в стимуле. Часто у них нет природного стремления учиться, задержка умственного развития познавать мир, как у здоровых детей. Им сложно дается учеба, нужно по несколько раз объяснять один и тот же материал… В таких садиках всегда несколько воспитателей, есть медсестры, педагоги, дефектологи. Малыша нельзя оставлять одного – нужно, чтобы каждому крохе уделялось максимум внимания.

Специальные школы учат детей не только обычным школьным предметам. Много внимания уделяется общению, поведению, социализации ребенка или подростка. Задержка развития может быть скорректирована. Например, через несколько лет в специальной школе малыша могут перевести в обычную. Или же он попадает в обычную школу, но на надомное обучение.

Главная задача школы – максимально помочь малышу быть самостоятельным. Ухаживать за собой, одеваться, убирать вещи, заботиться о личной гигиене – этим вопросам тут уделяется много внимания.

Кроме школы и садика, есть множество развивающих центров. Многим деткам нужна лечебная физкультура, массаж: это помогает им развивать координацию движений, управляться с собственным телом. Так ребенок чувствует себя более уверенным, «таким, как все». После школы есть возможность продолжить обучение и получить профессию.

Правильное и неправильное поведение родителей

Неправильное поведение родителей – ругать, наказывать малыша, высмеивать его проблемы. Руганью тут ничего не решить: дети часто не понимают причины, почему виноваты, а родители не объясняют, а лишь наказывают. Такое поведение не приведет к положительным результатам даже у здорового ребенка.

Воспитывать малыша с диагнозом «задержка умственного развития» всегда большая ответственность. Нельзя сказать, что это легко и просто. Да, ваш малыш будет отличаться от других, но от вас зависит, насколько. Правильное воспитание, уход, посещение врача, обучение могут серьезно снизить тяжесть проблемы. От ухода за ребенком зависит, насколько полноценную жизнь он будет вести.

Источник