Занятия по развитию речи с не слышащим ребенком

Занятия по развитию речи с не слышащим ребенком thumbnail

Елена Алексеевна Коба
Конспект занятия для детей с нарушениями слуха по развитию речи «Части тела»

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Конспект занятия

для детей с нарушениями слуха по развитию речи на тему: «Части тела».

Провела: студентка 4 курса группы «К»

факультета психологии

Соломатникова Анна Юрьевна

Проверила: Коба Елена Алексеевна

Тула, 2010

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Части тела»

Задачи:

1.Образовательные: ввести обобщающее понятие «части тела».

2.Обучающие: расширять, закреплять и активизировать словарь существительных с обобщающим значением «части тела», учить находить и воспроизводить названия частей тела устно – дактильно, упражнять в выполнении инструкций, предъявляемых слухо – зрительно, отвечать на вопросы в устно – дактильной форме, закреплять умение согласовывать существительные с числительными 1, 2.

3. Коррекционно – развивающие: развивать слуховое восприятие, сенсорную базу для восприятия речевого материала на слухо – зрительной основе, развивать навык воспроизведения слогов с соблюдением темпа.

4.Воспитательные: воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей, не перебивая; самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование к занятию: кукла, плоскостное изображение строения тела человека (детали частей тела: голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея,таблички: тетя Аня, Что будем делать, Будем заниматься, Будем говорить, Будем слушать, Будем играть, кукла, части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, игры, побуждение к ответам, поощрение.

Лексический материал: части тела, голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши, нос, шея, делают, ходят, видят, слышат, нюхает, чувствует запахи, ест.

Ход занятия:

Этап занятия

Инструкция педагога

Деятельность и ответы детей

1. Орг. Момент

— Привет (слухо – зрительно)

— Что будем делать?

(Дети заходят в класс, здороваются)

— Привет тетя Аня

будем заниматься

— Мы будем говорить

будем слушать

2. Фонетическая ритмика

— Будем говорить и хлопать (слухо – зрительно)

та – та – та

то – то – то

ту – ту – ту

та – та – КА

то – то – КО

ту – ту – КУ

(Дети прохлопывают слоги, повторяют за педагогом)

3. Основная часть

1. Объяснение нового материала (Педагог демонстрирует детям куклу.)

— Что это? (слухо – зрительно)

— Кукла пришла в гости. Её зовут Маша.

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение туловища)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение шеи)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение головы)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рук)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ног)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение глаз)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение носа)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение рта)

— Что это? (слухо – зрительно)

(на фланелеграф выставляю плоскостное изображение ушей)

— Всё это – части тела (слухо – зрительно)

2. Игра «Что изменилось?»

— Закройте глаза (слухо – зрительно)

(Педагог меняет местами ноги и руки)

— Открывайте глаза. Что изменилось? (слухо – зрительно)

(Затем предлагаю детям другие варианты)

Дети отвечают на вопросы педагога в устной и устно – дактильной форме.

КУКЛА

ТУЛОВИЩЕ

ШЕЯ

ГОЛОВА

РУКИ

НОГИ

ГЛАЗА

НОС

РОТ

УШИ

Дети закрывают глаза.

Дети восстанавливают порядок частей тела.

4. Физкультминутка

— Будем играть

(Педагог и дети располагаются на ковре по кругу).

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп,

Мы топаем ногами, топ, топ,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы низко приседаем и прямо мы встаем.

Руки вниз, на бочок.

Разжимаем – в кулачок.

Руки вверх и в кулачок.

Разжимаем, на бочок.

На носочки поднимайся.

Приседай и выпрямляйся.

Ноги вместе – ноги врозь.

Дети выполняют движения за педагогом, опираясь на слухо – зрительную основу.

Хлопки над головой

Высоко поднимаем колени.

Головой вперед – назад подвигать. Руки поднять, опустить.

Присесть и подпрыгнуть.

Руки опустить, поставить на бока. Показать ладони, сжать в кулачки.

Руки поднять и сжать в кулачки.

Разжимаем кулаки, руки на бока.

Подняться на носочки.

Присесть.

Свести ноги, поставить на ширину плеч.

5. Основная часть

1. Педагог предлагает рассмотреть куклу.

— Посмотрите сюда (слухо – зрительно).

— Посчитайте, сколько у куклы рук.

— Посчитайте, сколько у куклы ног.

— Посчитайте, сколько у куклы глаз.

— Посчитайте, сколько у куклы ушей.

— Что у куклы одно?

(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка)

2. Игра «Подбери часть тела к действию»

Педагог предлагает детям соотнести части тела с соответствующими действиями (работа с табличками).

— Что делают руки? (слухо – зрительно).

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка реклама

— Что делают ноги? (слухо – зрительно)

— Что делают глаза? (слухо – зрительно)

— Что делают уши? (слухо – зрительно).

— Что делает нос? (слухо – зрительно)

— Что делает рот? (слухо – зрительно)

(Педагог отрабатывает правильное произношение у каждого ребенка).

— Две руки (устно, устно – дактильно)

— Две ноги (устно, устно – дактильно)

— Два глаза (устно, устно – дактильно)

— Два уха (устно, устно – дактильно)

— Одна голова, один нос, один рот, одна шея, одно туловище (устно, устно – дактильно)

РУКИ ДЕЛАЮТ

НОГИ ХОДЯТ

ГЛАЗА ВИДЯТ

УШИ СЛЫШАТ

НОС НЮХАЕТ

РОТ ЕСТ

6. Итог занятия

— Что сегодня делали на занятии?

— Молодцы! (Педагог дает оценку деятельности каждого ребенка).

— Мы занимались, говорили, слушали, играли (устно, устно – дактильно).

Источник

по развитию речи у глухих детей с ЗПР.

Автор: учитель — дефектолог
Коба Е. А.

Развитие речи, 3-ий год обучения.

Задачи: 1. Вводить в активную речь детей обобщающее слово — игрушки.

                 2. Продолжать знакомить детей названиями игрушек.

                 3. Развивать внимание, память.

                 4. Воспитывать навыки работы в коллективе.

Оборудование: игрушки: мяч, самолёт, мишка, зайка; таблички с             названиями игрушек; картинки с изображением игрушек, карточки для игры «Напиши что это?»; разрезные картинки.

Форма организации детей: подгрупповая.

Ход занятия.

I. Оргмомемт. 

— Идите к столам. [слухозрительно]

Табличка:

Мы будем заниматься.

Мы будем смотреть.

Мы будем слушать.

Мы будем говорить.

II. Речевая зарядка.

Мы будем говорить.

А_ О_ У_ И_

АУ_ УА_

ПА_ ПО_ ПИ_                   АП  ОП  ИП

Ш_ ША_ ШУ_ ШИ_

АШ_ ОШ_ УШ_ ИШ_

Проговаривание звуков и звукосочетаний педагог сопровождает движениями рук.

— Сядьте. [слухозрительно]

— Наденьте наушники. [слухозрительно]

— ТЫ слышишь? [слухозрительно]

    [ПА ПА ПА]

Педагог спрашивает у каждого из детей.

III. Повторение названий игрушек.

За ширмой у педагога на столе стоят игрушки:

мяч, зайка, самолёт, мишка.

Педагог привлекает детей внимательно

посмотреть:

— Смотрите, что это?

(педагог достаёт из-за ширмы одну из игрушек — самолёт)

— Денис, что это?

Педагог ставит игрушку перед ширмой и подкладывает под неё табличку

— это самолет.

Затем педагог достаёт из-за ширмы мяч.                        

— Что это?

Педагог обращается к одному из детей:

— Лера что это?

— Правильно, это мяч

Педагог ставит игрушку перед ширмой и подкладывает табличку.

Аналогичную работу педагог проводит

с оставшимися игрушками — зайкой и мишкой.

Затем, когда дети увидели все игрушки, педагог делает обобщающий жест рукой и говорит:

— это все игрушки

Педагог и дети поизносят вместе: игрушки

IV. Игра «Найди такую же».

Каждому из ребят педагог раздаёт по одной картинке, на которой изображена игрушка (с которой проводилась работа выше). Поочередно каждого из детей просит найти

на столе (по картинке) подходящую игрушку.

— Илюша, найди такую же.

— Илюша, что это?

— Хорошо, молодец!

Аналогичная работа проводится со всеми детьми.

V. Физминутка «Игрушки».

— Встаньте. (педагог предлагает ребятам

поиграть)

Дефектолог читает стишок и выполняет

движения.

На большом диване в ряд куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чипполино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять

 (разгибают поочерёдно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать

Раз, два, три, четыре, пять.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

— Молодцы! Садитесь [слухозрительно].

VI. Работа с карточками. Игра «Напиши, что это?».

Каждому из детей педагог раздаёт карточку с картинкой, на которой изображена знакомая ребятам игрушка.

Слева от картинки на карточке нужно написать название изображённой игрушки.

Например, Напиши что это?

Возьмите карандаш.

Напишите, что это?

После того, как дети сделают задание, педагог

Собирает карточки и проверяет правильность

Выполнения задания.

— Хорошо. Молодцы! [слухозрительно]

VII. Работа с раздаточным материалом.

Каждому из ребят педагог раздаёт по разрезной картинке (с изображением одной из знакомых игрушек — мяча, лопаты, зайки, мишки.

куклы, самолёта) и таблички с названиями этих игрушек.

Педагог обращается к детям:

— Соберите картинку

Когда все дети выполнили задание — собрали картинку, педагог спрашивает у каждого из них:

— Что это?

— Хорошо. Молодцы!

— Соберите.

VIII. Итог занятия.

Педагог хвалит всех детей.

— Все занимались хорошо.

— Что мы сегодня делали?

Табличка: Мы – занимались

                  Мы  — смотрели

                  Мы – писали

                  Мы – говорили

Читайте также:  Три фактора влияющие на развитие личности ребенка

  (дети подходят к           своим столам)

      Дети проговаривают

Звуки и звукосочетания вместе с педагогом, повторяя за движениями рук педагога.

       — самолёт

(если ребёнок затрудняется ответить, педагог предлагает выбрать нужную

табличку)

 — мяч

Каждый из детей по очереди выходит к столу педагога и выбирает подходящую игрушку.

— самолёт

Если ребёнок затрудняется ответить, то педагог помогает прочитать название игрушки по табличке: самолет

   Дети выходят на коврик.

Дети повторяют ритмичные движения вслед за педагогом.

Ребята садятся за

столы.

У каждого из ребят на

карточке изображены различные игрушки, знакомые им.

(если требуется, педагог помогает ребёнку)

      Дети отдают карточки педагогу.

     Дети выполняют задание.

     Дети по очереди     отвечают на вопрос педагога, выбирая подходящую табличку.

Дети собирают материалы.

Источник

  • Прежде, чем начать говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание ребёнка.

  • Не задавайте вопроса: «Понятно?», а требуйте от ребёнка повторения вслух любого своего высказывания (вопроса, поручения).

  • Следите, чтобы выражение лица и реактивное поведение соответствовали ситуации или содержанию речи.

  • При общении с ребёнком стремитесь проговаривать то, что он говорит (сопряжённо или отражённо, полностью или фрагментарно).

  • Стройте фразу так, чтобы она начиналась с хорошо воспринимаемых слов или со слов, которые только что произнёс ребёнок. Соблюдайте естественный порядок слов в предложении.

  • Говорите с ребенком голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, выделяя ударение в словах.

  • Для исправления речи ребенка используйте фразы: «Повтори хорошо. Я не поняла, скажи правильно».

  • Воспитывайте у ребёнка активное внимание к любым высказываниям окружающих, обращённых друг к другу, а не только к нему.

  • Используйте любую возможность для пополнения словаря вашего ребенка!
    Главным источником накопления словарного запаса является непосредственное окружение ребенка! Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно сообщить название предметов, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему: «Повтори: я встал. Я надеваю рубашку. Я надеваю брюки.». Необходимо научить ребенка обозначать предметы и действия: вода, мыло, мою руки, чистые руки и др.
    На прогулках, при посещении магазина, почты и других учреждений нужно называть транспорт, магазины и предметы, которые в них продаются.
    Пользуйтесь любым событием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, устал, весело, испугался, мороз, жарко и др.
    Записывайте впечатления, полученные ребенком дома в специальной тетради, последовательно фиксируйте все, что он видел и делал дома. Необходимо не только составлять такие записи, но и помочь пересказать их. Ребёнок должен ясно представлять себе содержание каждой написанной фразы.
    Следует обсуждать просмотренные фильмы, телевизионные детские передачи!
    Записав текст, расставьте ударения и прочитайте его два, три раза. Таблички-названия предметов необходимо писать одинаковыми шрифтом и одного цвета (желательно черным). Шрифт простой. Предложение должно укладываться в одну строчку. Переносить слова не следует.
    Эффективным источником накопления словарного запаса являются сюжетно-ролевые игры. Во время игры нужно приучать ребенка называть игрушки и действия, которые производятся. Играйте с ребенком в сюжетно-ролевые игры: в «доктора», в «магазин», в «школу» и т. п. В процессе игры повторяйте ранее усвоенные слова и обучайте ребенка новым словам.
    Учите детей правилам речевого этикета! Нередко даже самые активные и общительные дети замыкаются при общении с незнакомыми людьми, так как не знают как себя вести. Покажите ребенку на собственном примере как нужно здороваться, прощаться, как можно извиниться, выразить просьбу, задать вопрос.
    Напишите новые слова на листке и повесьте на видное место.
    Окружите ребёнка миром звуков, ведь ребенку так важно услышать и познать мир. При этом не забудьте о слуховых аппаратах! Важно, чтобы ребенок не забывал его дома и у него всегда были свежие батарейки или заряженные аккумуляторы. Желательно протезировать на оба уха (биноурально). Это качественно улучшает восприятие звуков и разборчивость речи.
    Обучайте ребенка чтению с губ! Старайтесь сами говорить, хорошо артикулируя звуки – тогда ребенку будет легче вас понимать.
    Не скупитесь на похвалу! Помните: чем сильнее вы будете радоваться маленьким победам ребенка, тем лучше у него будет получаться!

    Источник

     I.Организационный момент.    

    – Сядьте. Включите аппарат, наденьте наушники.  

    Педагог обращается к  детям: «Хорошо слышите?», «Ты хорошо слышишь?»

    На столе педагога ширма. Педагог привлекает внимание детей к ширме:

    – Слушайте! Там кто-то говорит: «Мм-е-е». Кто там? Кто говорит: «Мм-е-е?»

    Педагог достает из-за ширмы игрушку-козу, произносит: «Это коза».

    Верно, это коза.

    – Слушайте! Там кто-то говорит: «Мяу-у». Кто там? Кто говорит: «Мяу-у?»

     Верно, это кошка.

    Педагог достает из-за ширмы игрушку-кошку, произносит: «Это кошка».

    – Слушайте! Там еще кто-то! «Ав-ав-ав!» Кто там?

      Педагог достает из-за ширмы игрушку-собаку, произносит: «Собака».

    II. Основная часть.

    – Коза, кошка, собака – это домашние животные. Домашние животные живут дома – в деревне.

    Читайте также:  Развитие ребенка 3 года спб

    Педагог включает экран ноутбука – на экране надпись «Домашние животные»

    На следующей  картинке демонстрируется сельский пейзаж.

     – Смотрите! Тут живут домашние животные (педагог предъявляет  табличку «домашние животные»).

     Домашние животные живут дома – в деревне.

    На экране появляется изображение кошки с котятами.

    – Кто это?

    На следующем слайде надпись «Это кошка с котятами».

    – Кошка большая, а котята какие?

      Сколько котят?  Что пьют котята?

      Скажем вместе: «Котята пьют молоко».

    Покажите, как они пьют молоко.

    На экране появляется изображение мальчика с собакой.

    – Посмотрите, кто это?

       Что делает мальчик?

       Собака большая? Как называется маленькая собака?

       На следующем слайде  изображение и надпись: «Мальчик играет со щенком».

    – Щенок! Вместе скажем: «Щенок».

       Мальчик любит щенка, обнимает его (сурдопедагог демонстрирует похожую игрушку-щенка и предлагает детям погладить его).

    На следующем слайде – лабрадор со щенком на пороге дома.

    – Это большая собака и маленькая – щенок. Они сторожат дом. Это домашние   животные.

      У кого дома есть домашние животные:  кошка, собака?

    (сурдопедагог напоминает детям о необходимости говорить по одному.)

    На следующих слайдах последовательно сменяются изображения животных  и изображения животных с текстами для прочтения (баран, коза, лошадь, корова)

    Сурдопедагог вместе с детьми последовательно рассматривает изображения домашних животных, дети с помощью сурдопедагога читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

    Затем на экране появляется слайд, на котором написаны только что рассмотренные домашние животные.

    Сурдопедагог предлагает детям поочередно выйти,  прочитать названия домашних животных и найти их изображение на картинках.  (2 – 3 ответа).

    – Мы рассмотрели домашних животных. Домашние животные живут в деревне – дома.

     Динамическая пауза: игровое упражнение «Кошка и мыши»

    Сурдопедагог задает вопрос: «Кошка – домашнее животное?»

    – Посмотрите, кошка хочет поиграть с нами: вы будете мышки: «пи-пи-пи-пи». Кошка спит, но она хорошо слышит, как только мышки громко запищат, кошка проснется, а мышки спрячутся в норки.

    Сурдопедагог привлекает внимание детей к следующей части занятия: выставляет дидактический плакат  «Дикие животные».

    На экране ноутбука надпись «Дикие животные» и на следующем слайде лесной пейзаж и изображение лесных животных: медведь, белка, еж, лиса, волк.

    Затем на экране поочередно появляются изображения медведя, белки, лисы, ежа, белки и тех же животных с детенышами.

    Сурдопедагог вместе с детьми последовательно рассматривает изображения диких животных, дети с помощью сурдопедагога читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

    Затем на экране появляется слайд, на котором написаны только что рассмотренные дикие животные.

    Сурдопедагог предлагает детям поочередно выйти,  прочитать названия диких животных и найти их изображение на картинках.  (2 – 3 ответа).

    – Мы рассмотрели диких животных. Дикие животные живут в лесу.

    На экране вновь демонстрируются на фоне лесного пейзажа дикие животные.

    III. Заключение.  

    Перчаточная кукла-кошка дает детям игровое задание: узнать на альбомном листе контуры диких животных, обозначить их табличками (письменная речь) и устно (устно-дактильно) назвать животных.

    –   Молодцы! Кошке понравились ваши ответы. Что мы сегодня делали?

    I. Дети входят в класс, садятся, включают аппарат и надевают наушники.

    Ответы детей «Я слышу хорошо».

    – Мм-е-е; мм-е-е; мм-е-е! Коза! Это коза!

    Дети вместе с педагогом дактилирую слово «коза», затем произносят устно: «Коза».

      Мяу-у мяу-у мяу-у!

     – Кошка! Там кошка!    Кошка – мяу-у!

    Дети вместе с педагогом дактилирую слово «кошка», затем произносят устно: «Это кошка».

    – Ав-ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

     Собака! Там собака!

    Дети вместе с педагогом дактилирую слово «собака», затем произносят устно: «Это собака».

    II.

    Дети сопряженно с педагогом дактилируют слова-названия домашних животных, затем с доступной точностью произносят:

    «Это домашние животные».

    – Это кошка.

    Дети читают: «Это кошка с котятами».

    – Котята маленькие.

    – Два котенка.

    – Молоко.

    (дети выполняют подражательное движение языком «ковшик» (укрепление языковых мышц ).

    – Это собака. Это мальчик.

    Мальчик обнимает собаку.

    Нет, собака маленькая.

    (дети могут затрудняться самостоятельно ответить на вопрос).

    Вместе с сурдопедагогом произносят устно слово «щенок», затем прочитывают табличку.

    Если возникнут затруднения вместе с учителем дактилируют слово.

    Индивидуальные ответы детей.

    Дети рассматривают изображения домашних животных, читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

     – Да! Кошка живет дома! Кошка —  домашнее  животное.

    Игровое упражнение повторяется

    (2 – 3 раза).

    Дети садятся за столы

    Дети рассматривают изображения диких животных, читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

    Дети читают (устно и устно-дактильно) названия диких животных по вызову индивидуальные и хоровые ответы (сопряженно-отраженно) с сурдопедагогом.

    III.

    Дети выполняют игровое задание.

    Перчаточная кукла-кошка «оценивает» правильность выполнения задания и «выслушивает» устные ответы детей.

     – Мы слушали, читали, говорили!

    Источник