Духовное нравственное развитие ребенка через музыку

Духовное нравственное развитие ребенка через музыку thumbnail

Елена Борисова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки

Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№313 Борисовой Елены Анатольевны

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека,формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

• нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

• нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольномвозрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная мудрость. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью,ставлю следующие задачи:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно – музыкальные гостиные, народные гуляния и праздники. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства учит детей сопереживать, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.

На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны. Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и типовых, провожу тематические, доминантные и сюжетные. Но каким бы по виду занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.

Слушание Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно –нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке — «Весело — грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности,как:

Читайте также:  Ребенок 4 года отстает в развитии на два года

• художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

• художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

• художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

• художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т. е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия. В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков. С раннего возраста, начиная с младшей группы (3 — 4года, на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии»: колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук,о ее голосе:

Танечка, баю, бай, бай!

Не ложись на самый край-

Придет серенький волчок;

Схватит Таню за бочок.

А…. Баю-бай-бай! Усни…

Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем — всем окружающим. По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А.Лядова: «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др. ; М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Вальс цветов» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.

Список используемой литературы:

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М. 1956. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе).-Воронеж,1998. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М,2008. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М, 1984. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. М. 1988. Журнал «Музыкальный руководитель».№2,2004. Костина Э. П Камертон Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста М. ,2008 г.

Источник

Библиографическое описание:

Мусагитова А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 202-204. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1868/ (дата обращения: 23.03.2020).

Жизнь
на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным
образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной
ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над
умами властвует примитивное материальное богатство.
Фундаментальные
сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими
кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное
загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе
действуют на психику детей и многое другое — все это сказывается на
духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом
кроются причины духовной деградации.

Очевидна потребность в
совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного
воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной
деятельности школы.

Отдельные
концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в
исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по
вопросам нравственного воспитания. Одна из важнейших задач
художественного образования — это воспитание души ребенка средствами
искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления
его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно
нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что
должен сделать педагог, преподающий музыку, — научить смотреть и
видеть, слушать и слышать, создавать «родственное»
отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание.
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу
человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём
нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая
содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные
эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую
боль, чужие проблемы.

Искусство
желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима
встреча: и не все равно, какая «встреча», не
«какая-нибудь», а художественная. Поэтому нравственное
воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение
сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить
способность переживать чужие радости и горести, выработать свое
отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир
бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа,
истину, ценность жизни. Музыка — носитель ценности, объект познания,
а учитель и ученик — коллективный субъект, постигающий мир
музыкально-педагогических ценностей.

Читайте также:  Центр развития ребенка 306 красноярск

Хочется
сказать, что на уроках музыки мы нередко сталкиваемся с детской
пассивностью, закомплексованностью, их неумением раскрывать свои
возможности. Поэтому учителю необходимо создать благоприятный
психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят.

На
занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы,
поговорки, сказки, ребята для себя раскрывают нравственно-этические
понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. На
уроках, посвященных темам: «Труд», «Дружба»,
«Духовность» дети подбирают пословицы, поговорки,
составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок.
Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее
эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при
выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам
других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих
действий и поступков.

При
подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких,
застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Для того, чтобы
деятельность детей была продуктивной, определяются ближние и дальние
цели, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их
деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит
ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует
творческому осуществлению выполняемой деятельности. В этом случае
работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее
интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и
патриотические убеждения.

Искусство
должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект
диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли,
чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в
себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями,
заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить
чужую боль и страдание.

В России
духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало
духовно-нравственному становлению человека на основе православной
культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической,
научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому
человеку возможность более полного и объемного восприятия мира,
своего места в нём.

Особая роль в духовно —
нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством
дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное
воспитание они получают в детском саду — а в последующем и в школе.
Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования
личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель,
гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Проблема духовно —
нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из
сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и
научно-педагогического содержания, от решения которой зависит
психосоциальное и духовное здоровье детей.

Кому
же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам
наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но
и нам, учителям. Ведь учитель — это, прежде всего духовный и
нравственный наставник, праведник и гуманист, — без этих добродетелей
мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Все
программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П.
Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на
постижение, главным образом, классической музыки. Эти программы не
учитывают того, что в повседневной жизни ребенок дома и на улице
слышит другую музыку, это далеко не лучшие образцы поп-музыки.

Телевизионные
передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение.
Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в
оторванности от истинных шедевров музыки, не помнит ни одного
музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.
Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально
неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко
всей системе воспитания курс духовно — нравственной культуры; далеко
не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.

Считаем,
что показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных
произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству,
развить духовно-нравственное чувство — главная задача учителя музыки.
Отсюда школа является сферой активнейшего влияния на духовный мир
ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и
целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития
на любом уроке музыки.

Однако
целенаправленность формирования духовного мира личности школьника
средствами музыки не должна стать синонимом насильственности.
Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность
самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая
сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя
духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя.
Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим
наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под
фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный
пласт, накопленный нашими предками, — музыка, проверенная временем.

На
уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети,
насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить
искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского
возраста интересами и переживаниями –необходимо учить радости.
Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. Как поется в
одной детской песне: «Учиться надо весело, чтоб хорошо
учиться!» С радостью он должен идти на урок.

Читайте также:  Индивидуального маршрута развития ребенка в доу по фгос

Профессия педагога особая,
связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача учителя музыки
— не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к
информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать,
сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и
душа. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки,
привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить
познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в
общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны
прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Сегодняшний
школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был
раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии,
но, увы, отстает в духовно — нравственном. К тому же новые условия
современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые
проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием. Другая
кричащая проблема связана с ранней компьютеризацией: ученые
констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации
утрачивают образное мышление и творческие способности. Отсюда
возникает острая потребность сделать массовое образование творческим,
акцентировать в нём духовно — нравственное начало и ориентировать на
современные проблемы выживания человечества.

Как
помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые
засасывают человека физически и духовно? Во все времена это
проповедовало высокое искусство. В
аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как
учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте.

Целенаправленное
духовное формирование личности происходит в младших классах
образовательных учреждений. Чем раньше ребенок получит возможность
познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным
станет его общее духовно-нравственное развитие.
Песня открывает
перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку
природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски
слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая
музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно
добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне,
которую будут петь.

Главная
цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том,
чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной
потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы
юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер
духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость,
восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в
более поздние периоды развития личности.

Один из путей
интенсификации музыкального образования — это насыщение содержания
музыкального образования новыми пластами музыкального искусства:
музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической
музыкой, джазом, авторской песней и т.п. Ведь музыка всегда являлась
самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте,
человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача
духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи
гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе
духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным
направлением становления личности.

Литература:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная
    книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева
    Е.В.Теория музыкального образования. Учеб.для
    студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.Академия,2004.
  3. Кашапова, Л. М. Региональные музыкальные традиции в формировании
    этноличности школьника [Текст] / Л. М. Кашапова // Искусство и
    образование. – 2005. – № 4 (36). – C. 84–92.

  1. Явгильдина, З. М. Детский фольклор на уроках
    музыки [Текст] / З. М. Явгильдина // Искусство и образование. –
    2006. – № 3. – C. 74–80.

Основные термины (генерируются автоматически): урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Музыка как средство эстетического воспитания детей

Воспитание искусством или искусство воспитания.

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего…

Духовнонравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике…

Музыка как средство духовнонравственного воспитания

музыка, ребенок, музыкальное творение, нравственное воспитание, музыкальное повествование, музыкальное произведение, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность, современное общество…

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Функции музыкального искусства и их реализация…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Отображение духовного мира в музыке | Статья в журнале…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Важность музыкального образования | Статья в журнале…

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Духовнонравственное воспитание учащихся на отделении…

Вопрос духовнонравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Источник