Занятия по развитию речи права и обязанности ребенка

Занятия по развитию речи права и обязанности ребенка thumbnail

наталья немкова
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

ООД по речевому развитию в старшей группе «Ваши права, дети»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления детей в доступной форме с «Конвенцией о правах ребенка».

Задачи:

1. создать условия для формирования у детей представлений о том,

что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.

3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

4. способствовать развитию навыков взаимодействия

Организация детских видов деятельности:

• Общение ребёнка с взрослым;

• Общение ребёнка со сверстниками;

• Умение совместно договариваться;

Предварительная работа:

• беседа «Ваши права, дети»;

• рассматривание иллюстраций, книг, по теме;

Оборудование и материалы:

• Фишки

• Две куклы

• Карточки с изображением прав детей

Ход ООД:

1. Мотивация к деятельности:

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

На столе у воспитателя находятся две одинаковые куклы.

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

2. Актуализация знаний

Дидактическое упражнение «Право на имя»

— Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

— Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

— Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

— Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Воспитатель берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Богдан – богом данный

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – вперед смотрящая

— Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

— Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Воспитатель и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

— Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

— В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

«Дом имен»

Эй, ребята! Встаньте в круг!

Вот как стало много рук!

Чьи же руки, подскажите

И ладошки покажите.

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались.

Сделали по уже круг

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен.

В этом доме мы живем.

3. Поисковый этап

Дидактическое упражнение «Право на проживание в семье»

— Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Воспитатель и дети формулируют понятие «семья».)

— Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Воспитатель предлагает послушать детей стихотворение о семье.

Вместе – мама, папа, я –

Называется семья.

По фамилии одной

Мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья:

— Для чего нужна семья?

— Просто вместе легче жить

И работать, и дружить.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.

Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Воспитатель показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

— Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой)

— Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Рефлексивно-оценочный этап:

— Сегодня мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

— Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

— О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Источник

Сценарий внеклассного мероприятия

Читайте также:  Речь в психическом развитии ребенка реферат

«Я – ребёнок. Я – человек»,

посвящённого Всемирному дню прав человека

Цель: познакомить детей с понятиями: «право», «конвенция», рассмотреть некоторые направления «Конвенции о правах ребенка» (право на имя, на жизнь, на свое мнение, на образование), с использованием игровых ситуаций).

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

  3. Развивать словарный запас детей, логическое мышление, воображение, восприятие.

  4. .Воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся.

5.развивать коммуникативные качества учащихся.

6.Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

7.Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

8.Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему «Права человека».

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия:

Учащиеся сидят за столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 часть: «Вступительное слово»

Ведущий 1. Добрый день,  друзья. Сядьте хорошо и слушайте внимательно.

Начинаем наше занятие,
Речь пойдёт здесь всё о вас.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.

1-2-3 СЛАЙД.

Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества:

4.СЛАЙД.

Вед. Мы с вами знаем, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Учен. Таня.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас-

Мы с тобой из разных рас.

Учен. Юля.

Ну, так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети – ты и я,

И у нас одна Земля.

4-5.Слайд

Вед: — Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе.

Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины.

Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войны, чтобы никто не знал страха и нужды.

.20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.

6.Слайд Конвенция о правах ребёнка

Вед. Это международный документ о правах ребенка.

7.СЛАЙД.

У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права ребенка»)

Вед.Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о правах ребенка.

8.СЛАЙД. ДЕКЛАРАЦИЯ

9-10 20 НОЯБРЯ

11 — ПРАВА РЕБЕНКА.

Вопрос: — Что же такое права ребенка?

12 .Слайд

Права — это правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством.

Ученик.

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать права свои.

13 слайд «Права человека».

Вед. Мы с вами сегодня познакомимся с вашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

Мы — люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые права.

Если кто-то нарушил ваши права вы можете позвонить и к вам придут на помощь.

14.СЛАЙД. ТЕЛЕФОНЫ

15 СЛАЙД. ЛИТЕРАТУРА

16-17.слайд «Я — ребёнок, я – человек-Я должен иметь права.»

Вед: Сейчас я буду читать строчки стихотворения о правах, а вам нужно дружно отвечать: «разрешается» или «запрещается».

18-22. СЛАЙД. Игра «Разрешается- запрещается»

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Это разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Это разрешается

Вед: Молодцы!

23.СЛАЙД. «Народная мудрость гласит»

(2 конверта с пословицами, разрезанными на части)

Вед: Права человека нашли своё отражение в пословицах. Сейчас я дам вам пословицы разрезанные по частям . Вам нужно правильно составить эти части, чтобы можно было их прочесть.

24-25-26.СЛАЙД.

—  В здоровом теле – здоровый дух (Право на пользование услугами здравоохранения )

 —  У семи нянек дитя без глазу (Право ребёнка на заботу родителей)

—  Капля никотина убивает лошадь (Право ребёнка на защиту от наркотиков)

27.СЛАЙД. ЗАГАДКА

Если дети заболели , плохо чувствуют себя

и у них бронхит , ангина, слышен детский крик и плач

вам поможет только ….

28.СЛАЙД. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

СЦЕНКА .

Доктор ; Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь добрый доктор. Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели? Что ж осмотром я довольна. Из ребят никто не болен. Чтоб здоровыми остаться , нужно спортом заниматься!

Читайте также:  Подвижная игра как средство и условие физического развития ребенка

На зарядку становись!

29-30-31.СЛАЙД. (ДЕТИ ВСТАЮТ И ДЕЛАЮТ ЗАРЯДКУ)

Прошу всех встать и зарядку выполнять.

Все дышите, не дышите,

Вместе руки поднимите,

Опустите ,наклонитесь ,разогнитесь.

Встаньте прямо ,улыбнитесь.

И исполним мы сейчас’ ‘Танец маленьких утят .’’

Доктор. Каждый весел и здоров и к занятию готов . До свидания ,ребята!

Воспитатель: Каким правом мы сейчас пользовались? «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью.

26.СЛАЙД.

27.СЛАЙД. «Я знаю»

(сигнальные таблички с цыфрами 1.2.3.)

Вед: В этом конкурсе мы проверим у вас знание ваших прав. Я буду задавать вопросы, а вы думайте и отвечайте на вопросы. Нужно поднять табличку с цифрой 1 или 2 или 3.

28.СЛАЙД.

Нецензурная брань учащихся в школе — это

1. Игра 2. мелкое хулиганство.

(ст.158, мелкое хулиганство).

В каком возрасте ребенок может быть привлечен к уголовной ответственности?

  1. 14 лет 2. 16 лет 3. 18 лет

с 14 лет

.       

 В каком возрасте ребенок получает паспорт?

1. 12 лет 2. 14 лет 3. 18 лет

  (Конституция РФ, ст.14лет).

Кто пользуется большими правами в отношении детей –

1. Отец 2. Мать 3.Отец и Мать .

(СК ст.62, равенство прав родителей).

Какой первый документ, получает человек.

  1. Паспорт 2. Свидетельство о рождении.

СЛАЙД. «Волшебный сундучок»

(сундучок с предметами)

Вед: Я буду вынимать из сундучка разные предметы. Вам нужно как можно быстрее сказать, какие права человека они могут означать.

1) Свидетельство о рождении — Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

2) Сердечко — Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

3) Домик — Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

3) Букварь — О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).

4) Игрушечные зайчиха и зайчик — О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка жить вместе с мамой и папой).

Вед.: «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» — эти слова часто говорят дети . Но права не могут существовать без обязанностей.

Поэтому у каждого ребенка есть обязанности.

СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Вед . А вот вы часто их забываете. Ребята, что такое обязанности?

СЛАЙД.

Обязанности — это поведение человека в обществе.

Вед. Есть обязанности и у вас, у школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей) Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

СЛАЙД. «Правовой цветник»

(серединки цветка и отдельно – лепестки цветка с написанными на них правами и обязанностями .)

Вед: На столе лежит два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «Право», другого – «Обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей

Ответы:

На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

* Жить с родителями

* Лечиться в больнице

* Отдыхать на перемене

На лепестках цветка «Обязанности»:

* Делать уроки

* Читать книги

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

Вед. Молодцы! Я думаю вы запомнили что такое права, и обязанности.

Вед. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.

Слайд.

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны.

12 декабря в России отмечается День Конституции.

СЛАЙД.

Вывод. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.
Какие документы защищают ваши права?
— Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, о том, как защитить свои права.

. Сейчас мы еще раз прочитаем ваши права и хорошо их запомним. Слайд.

Ученики читают по одной строчке.

Последнюю строчку ребята произносят все вместе

-Я имею право быть чёрным и белым.

-Я имею право быть ловким и смелым.

-Ты имеешь право иметь своё имя.

-Ты имеешь право быть просто любимым.

-Мы имеем право на всём белом свете.

-Мы имеем право! Мы – дети!

Слайд № 22. Спасибо за работу!

Слайд

Звучит фонограмма песни «Детство» (девочки поют)

Слайд.

Вед. А сейчас все дружно возьмемся за руки и встанем в хоровод.

Звучит песня «Большой хоровод» дети танцуют.

Учен. Таня.

Мы с тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас-

Мы с тобой из разных рас.

Учен. Юля.

Ну, так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети – ты и я,

И у нас одна Земля.

Ученик.

Читайте также:  Этапы развития ребенка от рождения таблица

У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать права свои

Источник

Приложение

МБДОУ № 1 «Мамонтёнок»

Конспект открытого НОД «Права и обязанности»

Воспитатель Басангова З.Н.

Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая.

Цель занятия:

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги «Конвенция о правах детей»)

Развивающие: развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Материал: презентация о правах ребенка

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, пальчиковые игры, анализ, подведение итогов.

Содержание организованной деятельности.

Организационный момент:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

— Ребята, хотите поиграть?

Воспитатель: Я предлагаю вам передавать друг другу мяч, у кого окажется в руках мяч, надо подумать и продолжить предложение. «Ребенок будет счастливым если» (ребята выполняют задание, а воспитатель выкладывает лепестки разных цветов и говорит)

Воспитатель: Красивое предложение, я порадую вас лепестком счастья.

— Ребенок будет счастливым, если (будет добрым, умелым, внимательным, здоровым, если у него будет семья, друзья, много игрушек, время для отдыха, чтения книг, занятия любимым делом и пр.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, у вас были прекрасные ответы, а в результате получился красивый цветок.

 Вам нравится?

— Как мы назовем? (цветком счастья)

— Этот цветок необыкновенный. Знаете почему? Потому, что на обратной стороне лепестков записаны правила, как должны жить дети.

— Как по- другому можно назвать эти правила? (права)

Воспитатель: Давайте вспомним какие эти права: (показываю картинку на другой стороне лепестка, дети называют правила)

1. Дети имеют на бесплатное образование

-Что это значит? (дети рассуждают: никто не имеет права лишить ребенка образования но надо хорошо учиться, стараться)

2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество воды

 Воспитатель: А это значит (никто не имеет права оставить ребенка голодным, отобрать у него пищу).

3. Дети имеют права на отдых, игру:

А это значит никто этому не должен мешать)

4. Дети имеют право на счастье и солнце, а значит (никто не должен мешать)

5. Дети имеют право на воспитание в семье, а это значит: (надо уважать родителей и родители должны заботиться о детях)

6. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни, а это значит (у ребенка должно быть много игрушек, пособий, которые надо беречь)

7. Дети имеют на медицинский ухода, а это значит (никто не имеет права лишить детей медицинского ухода, но ребенок должен слушать доктора и относиться к нему с уважением)

8. Дети имеют право говорить на своем родном языке.

9. Дети имеют право на безопасные условия жизни (никто не имеет право их обижать, небрежно относиться)

10. Дети имеют право выражать свое мнение (ребенок имеет право говорить то, что думают, как считают правильными)

— Ребята, мне очень понравились ваши ответы, и я хочу вам что то (усаживаю перед доской, на которой — сказочный город, оформленный руками детей, в центре чистый лист бумаги.)

Чтение воспитателем рассказ.

— «В одном сказочном городе жили звери, насекомые, и всем было хорошо. Все они жили счастливо, потому, что у каждого было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на отдых, право на свободу. Еще в этом городе был необычный сад, в котором тоже распустился «цветок счастья». Вы знаете, что у «цветка счастья» были необычные лепестки. К нему все жители относились по — особенному, трепетно, берегли его. Но вот однажды налетел на город злой, холодный ветер, и все жители спрятались, кто куда. А когда ветер стих, все бросились к цветку и увидели (отрываю)

— Что они увидели? (на цветке счастья ни одного лепестка!)

И наступили в городе страшные времена, жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху, потому, что все забыли о правилах. Сказочные жители этого города бросились искать заветные лепестки, но не смогли.

— Ребята, а вы хотите помочь жителям этого сказочного города?

— Но для оказания помощи мы должны узнать сказки. Вы знаете?

 Давайте перед тем, как помочь, встанем в кружок. Подарим друг другу добрую улыбку, потому, что добрые дела должны начинаться с хорошего настроения, дружбы.

Пальчиковые игры:

«Вырос высокий цветок на поляне»

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Воспитатель:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? О каких правах и обязанностях, вы сегодня узнали? (ответы).

— А теперь я вам предлагаю найти на столе права детей и наклеить их на бумагу.

Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

Источник