Роль семьи в развитии одаренности ребенка

Роль семьи в развитии одаренности ребенка thumbnail

Краткое описание документа:

Роль семьи в развитии одаренности ребенка

Ключевые слова: одаренность,
способности, задатки, семейное воспитание.

Одаренность интересует как психологов, так и общество
в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую
культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В
настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к
проблемам их семейного воспитания.

Многие родители считают своего ребенка одаренным,
потому что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в
развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения этого слова.
Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей,
позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и
справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями
[3; с.254].

Одаренность – это сложное психофизиологическое
явление, и оно определяется взаимодействием следующих факторов: доминирующей
ролью познавательной мотивации, интеллектуальным развитием, творческой активностью,
развитием специальных способностей, личностными проявлениями.

Существует классификация одаренности:

– дети с высокими показателями по специальным тестам
интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей
(творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности (музыканты, художники, математики) – талантливые дети;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая
одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное
отношение к пониманию одаренности как психического явления. [5; с.15-16]

Целенаправленное обучение и имеет большое влияние на
развитие одаренности ребенка, но влияние семьи является неоспоримым фактом наиболее
эффективного развития одаренности. Только родители, как постоянные наблюдатели
развития своего чада с самого первого дня жизни, способны заметить
первоначальные признаки одаренности у своего ребенка, поэтому от их действий и
отношения к этому зависит дальнейшее будущее человека. Процесс раскрытия
таланта в ходе познания и творчества доставляет удовольствие не только ребенку,
но и его родителям.

   Одаренность –
это задатки самой природы, которые не исчезают со временем и непременно
проявятся в дальнейшей жизни, но с условием постоянного развития этих задатков,
в котором большую роль играет семья.

Одаренность «определяет возможность достижения
успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности».[6;с.
592]

Иногда неблагоприятные условия развития, такие как
плохие бытовые условия, недостаточное материальное обеспечение, неполный состав
семьи не влияют на развитие одаренности, в то время как любовь родителей, внимание,
поддержка и уверенность в силах ребенка является обязательным условием развития
одаренности. Ведь если не придавать таланту значение, не понимать своей роли в
его развитии, то раскрытие творческого потенциала у ребенка невозможно. Часто
особо одаренные дети встречаются в семьях, имеющих одного ребенка или в семьях,
где родителями являются пожилые люди, так как большое внимание уделяется только
этому ребенку.

В семьях с одаренными детьми нередко сами родители
имеют непосредственное отношение к интеллектуальным профессиям либо имеют увлечения
в этой сфере. Ценность образования в таких семьях особо высока.

Одаренность ребенка зависит от одаренности самих
родителей, а также от способов, которыми родители будут развивать задатки
природы. Ребенок сначала бессознательно подражает родителям, а позже вполне
осознанно перенимает манеры поведения и отношение к окружающим людям, вещам, событиям.
Именно семья создает условия для творческого развития ребенка: индивидуальные
занятия со специалистом, организация посещения специальных кружков и секций,
организация рабочего места, обеспечение необходимым материалом.Родители включаются в познавательную деятельность
вместе с детьми – общий досуг, игры, занятия, совместное обсуждение и решение познавательных
проблем и задач. Это приводит к объединению интересов и к возникновению
дружеских отношений между родителями и ребенком.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том,
что развитие детской одаренности в семье возможно только при владении
родителями информацией о проблемах и признаках одаренных детей, а так же при психологически
благоприятной атмосфере в детско-родительских отношениях, что обусловливает
необходимость разработки программы специальной психолого-педагогической помощи
родителям по проблемам семейного воспитания и развития детей.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы, учреждения дополнительного образования) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Читайте также:  Рекомендации речевое развитие ребенка 6 лет

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

От родителей зависит многое. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, которая основывается на сознании самоценности
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр Детского Творчества»

Доклад

На тему

«Роль семьи в развитии детской одаренности»

Выполнила: методист ЦДТ

по массовой работе Габибова Н.А.

Махачкала 2019г.

Одаренность, безусловно, дар природы. Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависти судьба юного дарования. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования.

В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка.  Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют педагог и семья. Ведь в основе взаимодействия должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Практика моей работы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы:

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Очень популярны открытые занятия, которые организуются с целью ознакомления методикой преподавания. По желанию родителей и в удобное  время  проводятся занятия, где любой родитель может посмотреть, как занимается его ребенок, как ведет себя, порадоваться за успехи. Также традиционны стали досуговые спортивные мероприятия, где родители соревнуются вместе с детьми. 

Нередко, внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (недостаточная материальная обеспеченность, плохие бытовые условия, неполная семья) оказываются не значимы для развития одаренности, а вот особенно важным, практически обязательным, для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Не секрет, что такие семьи есть, и дети являются жертвами сложных, порой, неразрешимых родительских отношений. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии. И вот здесь ребенок ищет тот островок счастья и желаний, где бы он мог реализовать себя, открыться.

  Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития  способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

Читайте также:  Особенности эмоционально личностного развития ребенка с зпр

В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность  — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т. д.),вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это нередко приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают устойчивые дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы. С такими семьями очень легко

общаться  и реализовывать планы. Они с удовольствием идут на контакт, предлагая свою помощь.

Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны. Очень много таких примеров из жизни, когда в ребенке видят будущего юриста или программиста, направляя его при этом только в эту деятельность, забывая, что у него, например отличный слух и прекрасный голос и огромное желание стать артистом, что у него природный дар отбивать чечетку и прославится этим  мастерством. Поэтому важно, вовремя услышать своего ребенка и помочь в определении будущей профессии.

В некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении ряда социальных и в особенности бытовых навыков. Например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился самостоятельно одеваться. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области изобразительного искусства, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для основного вида деятельности.

Известны случаи, когда ребенок владеет отличными знаниями, хорошо эрудирован для своего возраста, но не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Вот здесь очень важно, вовремя заметить этого ребенка, помочь раскрыться ему, дать понять самому себе свою значимость в той или иной деятельности.  Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

Можно сделать вывод, что отношение родителей к детской одаренности — это один из основных слагаемых, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.

Завершить свое выступление хочется словами К. Маркса: «Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться».

От себя мне хочется добавить:  давайте предоставлять нашим детям такую возможность и создавать для этого все  необходимые условия.

Источник

Авторы: Ракова Татьяна Витальевна, Салахова Лариса Борисовна
Должность: заместитель директора, директор
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 16
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Роль семьи в развитии детской одаренности»
Дата публикации: 06.08.2018
Раздел: дополнительное образование

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Новосибирска

«Детская школа искусств № 16»

СТАТЬЯ

«Роль семьи в развитии детской

одаренности»

Авторы:

Салахова Л.Б. – директор МБУДО ДШИ № 16

Ракова Т.В. – заместитель директора МБУДО ДШИ № 16

г. Новосибирск

2018 г.

Роль семьи в развитии детской одаренности

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого –

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать…

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу – наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся

из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и

лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал

обильный плод. (В. А. Сухомлинский).

Психологические особенности одаренного ребенка

Под

термином

«одаренность»

понимается

высокий

уровень

развития

способностей,

значительно

отличающихся

от

среднего.

Одаренный

ребенок

обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности,

творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а

также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований

взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать

усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же

время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети

отдают

предпочтение

противоречивой

и

неопределенной

информации,

не

принимают

стандартных,

типичных

заданий

и

готовых

ответов.

Признаки

одаренности

связаны

с

высоким

уровнем

выполнения

деятельности.

Такой

ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а

создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего

труда,

стремится

к

совершенству.

Одаренные

дети

опережают

других

в

2

количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше

улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в

тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они

редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации,

жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка

нередко

сравнивают

с

губкой,

впитывающей

самую

разнообразную

информацию.

Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас,

сопровождающийся

сложными

синтаксическими

конструкциями,

умения

ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному

ребенку.

Маленькие

вундеркинды

с

удовольствием

читают

словари,

энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать

их

собственные

понятия

и

Читайте также:  Половое развитие умственно отсталого ребенка

воображаемые

события,

предпочитают

игры,

требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных

детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к

чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные

цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время

малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем

усилиям взрослых.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.

При

этом

трудности

не

заставляют

их

отключаться.

Они

с

удовольствием

принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им

навязывают готовый ответ.

По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто

демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение.

Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли

раннее

проявление

одаренности

результатом

его

болезненного

состояния.

Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве

своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам.

Следует

помнить,

что

по

отношению

к

одаренным

детям

являются

неуместными

как

неумеренные

восторги,

так

и

проявления

весьма

3

критического,

недоверчивого

отношения.

Одаренного

ребенка

никогда

не

следует

выставлять

напоказ,

делать

его

предметом

гордости

и

радости.

Единственное, что следует поощрять в ребенке, — это его желание познавать

окружающий

мир,

стремиться

к

дальнейшему

развитию,

самоопределению,

закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Роль семьи в раскрытии детской одаренности

Огромную

роль

в

раскрытии

детской

одаренности

играет

семья.

Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые

похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка

может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не

заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не

поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии

и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее

к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их

ребенка характерно следующее:

он очень любознателен;

любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

его речь очень развита, большой словарный запас;

во

всех

вопросах

ищет

самостоятельные

решения,

не

всегда

воспринимает уже готовый родительский ответ;

настойчив в достижении поставленной цели;

у

него

повышенные

математические

способности

в

сфере

вычисления и логики;

может концентрировать внимание на интересующем предмете или

задаче,

но

легко

бросает

то,

что

показалось

понятным,

или

наскучило;

обладает богатой фантазией и воображением;

рано

определяет

свое

призвание,

реально

оценивает

свои

возможности, особенности характера;

4

его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру

слов,

шутки,

может

гримасничать,

смешить

других,

подражая

взрослым

и

т.д.,

все

это

подтверждает

наличие

одаренности

у

ребенка.

И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно

реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным,

пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, — таким, как все».

Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они

отвечают,

что

все

было

прекрасно

до

тех

пор,

пока

в

школе

ребенку

не

приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям

Действительно

ли

думающие

родители

всерьез

полагают,

что

быть

одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании

сверстников,

быть

несчастным?

Как

ни

печально,

но

таковы

широко

распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское

открытие

одаренности

собственного

ребенка

должно

рождать

радостное

ожидание

и

готовность

решать

связанные

с

этим

проблемы,

а

не

обезоруживающую

озабоченность,

которая

стреноживает

живость

самой

важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка,

тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям

как

можно

чаще

высказывать

свои

творческие

идеи,

быть

восприимчивым

слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для

него примером и подражанием во всем.

И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и

манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику

человеческой

речи.

Ласковый

разговор

в

сочетании

с

добрыми

прикосновениями

часто

вызывает

улыбку.

Ласка,

доброжелательно

реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития

заложенных

в

нем

возможно стей,

присущей

ему

от

р ож д е н и я

исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью

5

смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в

это зеркало, то в ответ можно будет увидеть любовь.

Советы родителям одаренных детей:

поймите ребенка и осознайте его уникальность;

помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

не

перегружайте

его,

заставляя

чрезмерно

заниматься

любимым

делом;

учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

не забывайте уделять внимание физической активности малыша;

создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

учитывайте

его

индивидуальность,

чаще

хвалите,

тактично

обращайтесь с ним;

считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего

ребенка.

Список литературы:

1.

Рабочая книга школьного психолога / под ред. Доктора психологических

наук Дубровиной И.В. – М.: Просвещение. – 1991.

2.

Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1974.

3.

Одаренные дети / Общ. ред. Бурменской Г.М. и Слуцкого В.М. – М., 1991.

4.

Психология одаренности детей и подростков / под ред. Лейтеса Н.С. – М.,

2000.

5.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для

учителей и родителей. М.: Просвещение, Учебная литература. 1996. – 136

с.

6

Источник