Занятия на развитие взаимодействие ребенка и взрослого

Ирина Полякова
Консультация для педагогов «Взаимодействие взрослого и ребенка в игре»

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только не следует

этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет основную роль в развитии ребенка. Развертывая общение, взаимодействие с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми.

Игра – это «ведущий» вид деятельности дошкольника, именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»- отмечал В. А. Сухомлинский.

Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть». Однако если у ребенка не будет благоприятных условий для своевременного овладения постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом возрастном этапе могут быть не реализованы и к концу дошкольного детства высокий уровень игры может быть и не достигнут.

Задача взрослого — своевременно «оснастить» детей соответствующими игровыми умениями, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

Чем же руководствоваться, чтобы решить такую задачу? Необходимо руководствоваться принципами формирования игровой деятельности у дошкольников.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Что значит играть вместе с детьми? Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что нередко взрослые осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя. Но в совместной игре с детьми взрослый должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее,ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо; правильно — неправильно и т. п. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не учебным занятием, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство учителя, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение взрослого, обнаруживающего и демонстрирующего собственную заинтересованность в игре, — гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности, освоения им тех способов, которые использует в игре взрослый.

Необходимость второго принципа обусловлена тем, что эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками. Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. А для этого необходимо хорошо понимать действия и намерения партнера и самому быть им понятым.

Для того чтобы привлечь детей в игру, играть вместе с ними, взрослый должен сам научиться свободно развертывать сюжет, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. При этом необходимо отчетливо понимать, что замысел взрослого — лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре партнеры сразу же начнут обнаруживать свои желания, не совпадающие с проектом взрослого. От его искусства вовремя принять предложения детей, продолжить игровое действие ребенка, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие в игре зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений.

Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей.

Организуя игру с детьми 1,5-3 лет важно:

— Развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру.

— Всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей

(«Буду купать зайчика, он грязный») .

Читайте также:  Влияние конструктивной деятельности на развитие ребенка презентация

— Помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями.

— Использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта) .

— Новые игрушки обыгрывать вместе с детьми.

Организуя игру с детьми 3-5 лет важно:

— Обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем») .

— Выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

— Использовать парные взаимно дополнительные роли («Доктор — больной, продавец — покупатель и т. п.», постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета.

— Предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

— Перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру.

Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию.

— Использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача)

— Основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов.

Организуя игру с детьми 5-7 лет важно:

— Использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игру-фантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия.

— Участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей.

— Предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом».

— Использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре.

— Давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству.

— Действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений.

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

Таким образом можно выделить 3 этапа формирования игрой.

На 1 этапе (1, 5- 3 лет)педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

На 2 этапе (3-5 лет)педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве любой игрой — это помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей. В совместной игре дети учатся языку общения. Взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.

Важно также отметить, что, как бы ни был хорош взрослый в роли партнера по игре, он не должен целиком «заполнять» жизнь детей. В любом возрасте дети должны быть обеспечены временем, местом и материалом для самостоятельной игры, уже без непосредственного участия в ней взрослого.То есть на протяжении всего дошкольного детства организация игры в детском саду должна иметь двухуровневый характер:

1) формирование игровых умений в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый вступает в игровое взаимодействие как партнер;

2) создание условий для самостоятельной детской игры (без участия взрослого) посредством специального подбора игрушек, обеспечения места и времени для игры. С возрастом детей изменяется характер игрового взаимодействия, общения их со взрослым и увеличивается доля самостоятельной игры.

Главным критерием оценки работы педагога в отношении игры, критерием эффективности его взаимодействия с детьми является продвижение детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности, возможности занять себя, вступать в различные формы игрового взаимодействия со сверстниками.

Источники информации:

• Аникеева Н. П. Воспитание игрой., М., 1987

• Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников, М., 1997

• Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. М., 1997

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М., 1990

• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Педагогические принципы организации сюжетной игры. / Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23

• Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М., 1990

• https://d-knigi.ru

• https://nsportal.ru

Источник

С материалом «Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками» Маврина И.В. можно ознакомиться на следующей странице.

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый — воспитывает, учит, ребенок — подчиняется, учится. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Читайте также:  Мещеряков а и особенности первоначального развития слепоглухонемого ребенка

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младшем дошкольном возрасте оно ситуативно либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старшем возрасте дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре — ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия — предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старшем дошкольном школьном возрасте, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1—2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т. д.

Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

ДЕТИ 5—6 ЛЕТ (старшая группа)

I. Игровое взаимодействие детей и общение

В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их.

У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения, они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть» и т. п.), как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т. п.), его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т. п.).

Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т. е. собственно игра), то в этом возрасте — общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры.

При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т. п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т. п.). Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет…?»).

В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у младших детей, из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.

Общение вне игры у детей этого возраста становится менее ситуативным, дети охотно делятся своими ранее полученными впечатлениями (например, о просмотренном фильме, спектакле и т. п.). Они внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Внимание воспитателя должно быть обращено не только на детей, отказывающихся участвовать в играх сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей.

II. Взаимодействие детей на занятиях

Выполнение в младших возрастах совместных заданий вдвоем—втроем подготавливает детей к более сложным коллективным работам в старших возрастных группах.

Приблизительно с 5 лет при сотрудничестве на занятиях ребенок способен предложить сверстникам план общего дела, договориться о распределении обязанностей, достаточно адекватно оценить действия товарищей и свои. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступают место конструктивным предложениям, согласию и помощи. Прослеживается четкое различие в отношении к взрослому. Если младшие дошкольники чаще обращаются к нему при возникновении различного рода конфликтов, то старшие могут самостоятельно разрешить их, а обращение к взрослому связывается с теми или иными познавательными проблемами.

Читайте также:  Психология развития ребенка выготский л

Приведем пример совместного конструирования группы детей. Воспитатель предлагает сконструировать из строительного материала детский парк. Дети объединяются в подгруппы по 4—5 человек. В каждой группе всегда найдутся несколько человек, которые в основном планируют работу, предлагают разнообразные варианты построек. Высокий уровень сотрудничества в группе характеризуется тем, что каждый ребенок может высказать свои предложения, которые будут поняты и приняты. Кто-то из детей чертит план постройки, другие могут дополнить его или немного изменить. Постепенно дети приходят к общему согласию и начинают распределять обязанности — кто строит загородку, кто скамейки, горки, качели и т. д. Менее умелые дети с готовностью соглашаются приносить нужные строительные детали. По завершении работы в парк помещаются игрушечные человечки, звери, деревья.

Совсем необязательно, чтобы дети четко следовали первоначальному замыслу. Важно, чтобы он не менялся кардинально (например, вместо парка — корабль). В процессе работы замысел может уточняться, расширяться. Так, если кто-то принесет несколько мелких игрушечных зверей, это может натолкнуть детей на мысль отвести место для зоопарка. Другой ребенок, увидев красивую формочку, наполняет ее водой, и получается пруд, который тоже размещается в парке. Каждый вносит посильный вклад при реализации общей идеи — кто-то может быть инициатором замысла, кто-то исполнителем или контролером. Ребенок чувствует сопричастность общему делу, радуется своему вкладу.

По окончании работы детям нравится обыгрывать свои постройки, они могут довольно продолжительное время находиться вместе, ревностно следя за тем, чтобы кто-нибудь случайно не разрушил их сооружение. Они также сравнивают свои постройки с постройками других групп, могут позаимствовать что-то от них, сказав, что «у них тоже хорошо получилось». Таким образом, можно отметить появление доброжелательного внимания к работе других.

Требуют помощи взрослого те дети, которые не могут договориться со сверстниками и найти свое место в общем деле. Часто, чтобы как-то обратить на себя внимание, они начинают ломать постройки детей, кричать, зовя то одного ребенка, то другого, предлагая им побегать и порезвиться. Обычно, не добившись результата, они говорят взрослому: «Со мной не хотят играть!»

P.S.

Рекомендуем:

— Отношения со сверстниками от 3 до 7. Развитие общения у дошкольников

— Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам

— Учим детей общению. Как помочь детям с нарушениями в общении

— Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — Практиче-ское пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах.

— «Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками» Соловьева Н.В.

— «Особенности общения детей при самостоятельной организации совместной деятельности» Щур В.Г.

— «Развитие настойчивости детей старшего возраста в совместной деятельности и в общении» Цыркун Н.А.

— «Организация взаимодействия детей 3—5 лет на развивающих занятиях» Маврина И.В.

— «Учите детей общаться» Горшкова Е.В. — Дошкольное воспитание, 2000г., №12

— «Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения» Рубцов В.В. — М.: Педагогика , 1987.— 160 с. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР

— «Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция» Смирнова Е.О. , Холмогорова В.М. — М.: Владос , 2003. – 160 с.

— «Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе»

— «Психология личности: конспект лекций» Гусева Т.И., Каратьян Т.В. — Эксмо, 2008. — 38 c.

Данное издание предназначено для подготовки студентов к сдаче экзаменов. Основные концепции предмета изложены в доступной форме. Книга будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

ЛЕКЦИЯ № 8. Проблема развития мотивационной сферы личности

ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности

ЛЕКЦИЯ № 10. Самооценка личности

ЛЕКЦИЯ № 11. Личность и коллектив

ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное общение в социальной группе

ЛЕКЦИЯ № 14. Общение и межличностные отношения

ЛЕКЦИЯ № 15. Виды общения

ЛЕКЦИЯ № 16. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника

ЛЕКЦИЯ № 23. Развитие личности в младшем школьном возрасте

ЛЕКЦИЯ № 28. Мотивационные предпосылки социализации личности

ЛЕКЦИЯ № 29. Социализация личности

— «Проблемные формы межличностных отношений дошкольников» Смирнова Е.О, — «Вестник практической психологии образования» №3(28) июль—сентябрь 2011

В статье описаны характерные особенности детей старшего дошкольного возраста с проблемами в отношениях со сверстниками. Статья содержит психологические портреты агрессивных, обидчивых, застенчивых и демонстративных детей. Для каждого варианта показаны особенности поведения, в которых проявляется данное качество, критерии отнесения ребенка к проблемной группе, а также результаты сравнительного психологического обследования детей с проблемными формами отношений и без них. Представленные портреты помогут правильно распознать и квалифицировать трудности ребенка и понять психологическую природу его проблем.

— Учим детей общению. Как помочь детям с нарушениями в общении. Активизация коммуникативной деятельности.

— Отношения со сверстниками от 3 до 7. Развитие общения у дошкольников.

— Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх

Источник