Законы возрастного психического развития ребенка

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

1. Возрастное развитие имеет сложную организацию во времени:свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в человеческом развитии:развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности возрастного развития:каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.

4. Закон развития высших психических функций.Первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность ‑ формируются прижизненно, они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

Специфика развития человека состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Зона ближайшего развития‑ это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Этот уровень определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как считает Л.С. Выготский, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития‑ логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развитиясвидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, ‑ писал Л.С. Выготский, ‑ когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Определение уровня актуального и потенциального развития составляют нормативную возрастную диагностику в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенкаслужит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Выдвигая эту идею, Л.С. Выготский решительно выступал против функционализма современной ему психологии. Он считал, что человеческое сознание ‑ не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте ‑ память, в школьном ‑ мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря ‑ обобщению. Развитием обобщения и изменением смысловой структуры сознания можно непосредственно управлять. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

Читайте также:  Как происходит развитие ребенка в животе

Но в то же время идея, высказанная Л.С. Выготским в 30-х годах, имела ряд существенных недостатков. Во-первых, схема сознания носила интеллектуалистический характер. В развитии сознания рассматривались лишь познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалось за пределами внимания исследователя. Во-вторых, Л.С. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей. При этом он большое значение уделял роли межличностного взаимодействия. В-третьих, возрастная психология во времена Л.С. Выготского была исключительно бедна экспериментальными фактами, поэтому его гипотеза не была экспериментально подтверждена.

3. Роль деятельности ребенка в его психическом развитии

Преодоление недостатков и исторически обусловленных ограничений, высказанной Л.С. Выготским гипотезы, отражает этапы становления отечественной возрастной психологии.

Первый шаг в развитии отечественной психологии был сделан уже в конце 30-х годов психологами Харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко. П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.). Они показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта.Исследования А.В. Запорожца (у глухих детей обобщения образуются в результате практической деятельности), В.И. Асина (то же самое у нормальных детей), А.Н. Леонтьева (исследование световой чувствительности руки и роль поисковой активности в этом процессе), П.Я. Гальперина (изучения различия вспомогательных средств у животных и орудий человека) позволили с разных сторон уточнить представление о том, что является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии человека.

Есть существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». Понятие «обучение» подразумевает наличие внешнего принуждения человека. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта (Д.Б. Эльконин). По словам Д.Б. Эльконина, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Эти исследования открыли путь для нового объяснения детерминации психического развития.

Исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Это был выход из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития ‑ это самодвижениесубъекта благодаря его деятельности с предметами. Факторы наследственности и среды‑ это лишь условия,которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.

Следующий шаг в развитии возрастной психологии в советской стране связан с ответом на вопрос о том, остается ли деятельность одной и той же на протяжении человеческого развития или нет. Он был сделан А.Н. Леонтьевым, углубившим разработку идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности.

Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.

Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретных исторических условий, в которых протекает развитие человека. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

— эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми;

— орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

— сюжетно-ролевая игра дошкольника;

— учебная деятельность в младшем школьном возрасте;

— интимно-личностное общение подростков;

— профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и побуждают ребенка к изменению положения в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии человека ‑ фундаментальный вклад отечественных ученых в возрастную психологию.

В многочисленных исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. Д.Б. Эльконина была показана зависимость психических процессов от характера и строения внешней предметной деятельности.

Изучение процессов становления и смены мотивов, приобретения и утраты деятельностью личностного смысла было начато под руководством А.Н. Леонтьева и продолжено Л.И. Божович и ее сотрудниками. Вопрос о предметном, операциональном содержании деятельности разрабатывался в исследованиях П.Я. Гальперина и его сотрудников. В них особо рассматривалась роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий. Наиболее продуктивным направлением в отечественной психологии было изучение специфических особенностей перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерностей процесса интериоризации в онтогенезе.

Читайте также:  Центр развития ребенка ладушки кропоткин

Следующий шаг в развитии идей Л.С. Выготского был подготовлен работами П.Я. Гальперина и А.В. Запорожца, посвященными анализу строения и формирования предметного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей. Актуальным стал вопрос соотношения функционального и возрастного генеза психических процессов.

Д.Б. Эльконин выдвинул концепцию, в которой преодолевается один из серьезных недостатков зарубежной психологии ‑ расщепление двух миров: мира предметов и мира людей. Он показал, что это расщепление ложно. Человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Строго говоря в человеческом мире не существует мира физических предметов, там безраздельно господствует мир общественных предметов, удовлетворяющих определенным способом общественно сформированные потребности. Даже предметы природы выступают для человека включенными в общественную жизнь, как предметы труда, как очеловеченная общественная природа. Человек ‑ носитель этих общественных способов употребления предметов. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой стороны, на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в котором происходит ориентация в способах употребления предметов. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не введено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Любая деятельностьимеетсложную структуру.Прежде всего, нужно иметь ввиду, что не бывает немотивированной деятельности. Первый компонент структуры деятельности ‑ мотив.Онобразуется на основе той или иной потребности. Потребность может быть удовлетворена разными способами, т.е. с помощью разных предметов. Потребность «встречается» с соответствующим предметом и приобретает возможность побуждать и направлять деятельность. Таким образом, возникает мотив.

Деятельность состоитиз отдельных действий,направленных на достижение сознательно поставленных целей.Цель и мотив деятельности не совпадают. Допустим, школьник выполняет домашнее задание по математике и решает задачу. Его цель ‑ решить задачу. Но мотивом, реально побуждающим его деятельность, может быть стремление не огорчать маму, или получить хорошую оценку, или освободиться и пойти погулять с друзьями. Во всех этих случаях будет различным тот смысл,которыйимеет для ребенка решение математической задачи. Смыслдействия меняется в зависимости от того, в связи с каким мотивом ставится цель.

Действие обычно может выполняться разными способами, т.е. с помощью разных операций.Возможность использования той или иной операции определяется условиями, в которых разворачивается деятельность.

Вопросы, связанные со структурой деятельности и влиянием деятельности на развитие ребенка, касались внешнего плана действий. Но существует и план внутренний. В отечественной психологии принято понимать психическое развитие как формирование внутренних действий. Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий ‑ их обобщение, вербализацию (перевод в словесный план) и сокращение. Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, ‑ это процесс, в котором внутренний план и формируется.

Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 9301; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9028 — | 7293 — или читать все…

Читайте также:

Источник

  1. детское развитие
    имеет сложную организацию во времени,
    свой ритм, который не совпадает с ритмом
    реального времени и который различается
    в разные периоды жизни.

  2. закон неравномерности
    – каждая сторона психической жизни
    ребенка имеет свой оптимальный период
    развития

  3. закон метаморфозы
    – развитие ребенка есть цепь качественных
    изменений, т.е. ребенок – не просто
    маленький взрослый, который меньше
    умеет, меньше знает, меньше может и
    т.д., а существо, обладающее совершенно
    иной, качественно отличной психикой.

  4. Закон развития
    высших психических функций. ВПФ возникают
    первоначально как форма коллективного
    поведения, как форма сотрудничества с
    другими людьми, и лишь впоследствии
    становятся функциями самого ребенка.

По Л.С. Выготскому
движущая сила психического развития –
обучение – это внутренне необходимый
и всеобщий момент в процессе развития
у ребенка не природных, но исторических
особенностей человека. Развитие не
отождествлено полностью обучением, оно
лишь создает зону ближайшего развития,
т.е. пробуждает те функции, те внутренние
процессы, которые по началу могут быть
активизированы только при взаимодействии
со взрослым человеком, а затем становится
достоянием самого ребенка.

Читайте также:  Программа развития одаренный ребенок россии

Развивая идеи Л.С.
Выготского Д.Б. Эльконин предложил
рассматривать каждый возрастной этап
с точки зрения следующих параметров:

1) Социальная
ситуация развития
– отношения между
личностью и ее социальной средой как
движущие силы развития. Среда – это не
«обстановка развития», которая в силу
заключенных в ней качеств уже тем самым
определяет развитие ребенка; воздействия
среды сами меняются в зависимости от
того, через какие раннее возникшие
психологические свойства ребенка они
преломляются.

Под социальной
ситуацией развития
понимается тоособое сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий
, которое
является типичным для каждого возрастного
этапа и обуславливает как динамику
психического развития на протяжении
соответствующего возрастного периода,
так и качественно новые психологические
образования, возникающие к концу каждого
периода (Божовч Л.И.).

Социальная ситуация
развития определяет целиком и полностью
те формы и тот путь, по которому ребенок
приобретает новые свойства личности,
черпая их из основного источника
развития, тот путь по которому социальное
становится индивидуальным.

Переход с одного
этапа психического развития на другой
связан с развитием деятельностиребенка, как внешней, так и внутренней.
Соответственно признаком перехода от
одной стадии развития к другой будет
являтьсясмена ведущего типа
деятельности
, ведущего отношения
ребенка к действительности.

2) Ведущая
деятельность
– это не просто
деятельность, наиболее часто встречающаяся
на данном этапе развития, деятельность
которой ребенок отдает больше всего
времени.

Признаки ведущей
деятельности:

  • В форме данной
    деятельности возникают и внутри нее
    дифференцируются другие, новые виды
    деятельности (игра-учение)

  • Деятельность, в
    которой формируются и перестраиваются
    частные психические процессы (игра –
    активное воображение, учение –
    отвлеченное мышление)

  • Деятельность от
    которой зависят психологические
    изменения личности ребенка (игра –
    освоение общественных форм поведения)

Ведущая деятельность– деятельность, которая обуславливает
изменения в психических процессах и
психологических особенностях личности
ребенка на данной стадии его развития
(Леонтьев А.Н.).

Именно в контексте
ведущей деятельности возникают
специфические для данной возрастной
стадии психологические новообразования,
имеющие первостепенное значение для
всего последующего развития ребенка.

Под возрастными
новообразованиями следует понимать
тот новый тип строения личности,
деятельности и сознания, которые впервыевозникают на данной возрастной ступени
и которые в самом главном и основномопределяют сознаниеребенка,
егоотношениек среде, еговнутреннюю и внешнююжизнь, весьход его развития в данный период.
(Л.С. Выготский)

Возникшие
новообразования приводят к тому, что
изменяется сама личность ребенка,
структура его сознания. Ребенок,
изменивший строение личности, есть уже
другой ребенок, социальное бытие которого
не может отличаться существенным образом
от бытия ребенка более раннего возраста
(Л.С. Выготский). Новая структура сознания
означает новый характер восприятия
внешней действительности и деятельности
в ней, новый характер восприятия
внутренней жизни самого ребенка и
внутренней активности его психических
процессов.

3) Центральные
новообразования
– являются ведущими
для всего процесса развития на данном
возрастном этапе и характеризуют
перестройку всей личности на новой
основе. Вокруг центрального новообразования
располагаются все остальные частичные
новообразования, относящиеся к отдельным
сторонам личности ребенка, и процессы
развития, связанные с новообразованиями
предшествующих возрастов (Л.С. Выготский).

Поскольку
новообразования приводят к перестройке
сознания и изменяют всю систему отношений
его к действительности и к самому себе,
изменяется и социальная ситуация
развития
, представляющая собой
систему отношений между ребенком данного
возраста и социальной действительностью.
И если ребенок изменился коренным
образом, неизбежно перестраиваются и
эти отношения. Изменяется в первую
очередь, то реальное место, которое
занимает ребенок в системе общественных
отношений. прежнее место начинает
осознаваться им как несоответствующее
его возможностям, и он стремится изменить
его.

Возникает
противоречие между образом жизни
ребенка и его возможностями
. Прежняя
ситуация развития распадается по мере
развития ребенка, и столь же соразмерно
с его развитием складывается в основных
чертах новая ситуация развития, которая
должна стать исходным моментом для
следующего возраста. Происходит переход
к новой стадии развития его психической
жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    12.04.2015147.27 Кб14Лекции по фонетике 2 курс.rtf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник