Закономерности роста и развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Закономерности роста и развития ребенка раннего и дошкольного возраста thumbnail

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Данная статья будет посвящена общей закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, которая требует особого внимания. Развитие и воспитание детей, как раннего возраста, так и дошкольного, все самое интересное и полезное Вы сможете прочесть в этой статье.

Я познакомлю Вас с множеством новой и интересной информации, которая заинтересует Вас. В каждой семье с появлением долгожданного ребенка возникает масса разных вопросов, которые непосредственно касаются о воспитании и развитии ребенка.

Общие закономерности развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

В особенности зачастую молодые родители сталкиваются с проблемой развития ребенка и воспитания в раннем возрасте. Потому что, как правило, именно в этот период начинается формирование психологического и физического процесса.

Наш ребеночек начинает расти уже не по дням, а по часам, мы не успеваем следить за его ростом, как изменяется его размер окружности головки и грудной клетки. Со временем уже начинают прорезаться наши первые зубки, движения рук становятся все четче и резче.

Все это можно отнести к раннему возрасту развития ребенка, в конце него малыш уже имеет навыки которые помогут ему развиваться дальше. А именно ребенок уже может различать цвета, фигуры, ярко и четко издавать звуки, резко реагировать на запах.

Читайте также:  Стишки для развития ребенка 2 месяца

В раннем возрасте малыш уже овладевает речью!

Именно в этот период он проходит два этапа развития речи:

— подготовительный (лепет);

— речевой (активная речь).

Когда ребенок достигает 3-х лет, у него уже возрастают и потребности в действиях. Ребенок изъявляет желание быть самостоятельным и хочет быть взрослым, это может проявляться в ролевой игре. Исходя, из этого можно выделить, следующие закономерности в развитии детей раннего возраста:

— психологическое развитие;

— физическое развитие;

— приобретенные первоначальные навыки малыша благодаря общению;

— манера поведения;

— эмоциональная зависимость;

— нужда в личном общении со взрослыми.

Дошкольный возраст принято считать детей от 3-х лет до семи.

Этот тот возраст, когда ребенок уже может:

— четко контролировать свои движения;

— у него хорошо развита моторная память;

— хорошая физическая подготовка;

— умственно развит.

Что касается умственного развития в дошкольном возрасте, то он весьма высокий. Это связанно с тем, что ребенок становится все больше проявлять интереса к миру и к жизни. Ближе к семи годам ребенком необходимо весьма усердно заниматься, и больше уделять внимание словесно-логическому мышлению!

Именно в этом возрасте меняются основные мотивы умственной деятельности от игровой заинтересованности до познавательной.  В этом возрасте ребенок должен уже уметь четко поставить задачу и предложить способы ее решения, а так же оценить результаты.

Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять ребенку все больше времени и вкладывать в него как можно больше новых и полезных знаний. В этот период ребенок пополняет свой словарный запас, учиться произносить звуки в правильной форме и развивает свое логическое мышление.

Все эти навыки ребенок может получить в форме игры, когда будет общаться со своими сверстниками на улице. Ведь социальная активность так же играет весомую роль в развитии ребенка.

Благодаря игре со своими друзьями сверстниками он сможет:

— научиться согласовываться свое мнение с мнением других ребят;

— контролировать свое поведение в обществе;

— проявлять милосердие;

— оказывать первую помощь свои друзьям и т.д.

Если кратко, то общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте между собой непосредственно тесно связаны. И для того что бы Ваш ребенок был воспитан и развит в соответствии с возрастом, необходимо уделить должное внимание.

В раннем возрасте необходимо больше разговаривать и стараться доносить информации правильно. Что касается дошкольного возраста, то тут уже больше акцентируется внимание на мышление и умственных способностях.

В каждом возрасте имеются свои интересы и свои потребности. Поэтому задача родителей, не только обучить своих детей и воспитать, а так же создать благоприятную атмосферу и все условия которые позволят применить им свои навыки.

Источник

Лекции.Орг

Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».

К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:

· неравномерность темпов роста и развития;

· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;

1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.

2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.

3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.

4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.

Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.

Читайте также:  Строение и развитие черепа ребенка

Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)

Возрастные периоды

1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.

2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.

3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет — называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5182 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Главная
особенность организма ребенка — это
состояние непрерывного роста и развития.
Постоянно происходят количественные
(рост) и качественные (развитие) изменения.

Особенности
роста и развития детского организма
обусловлены половыми различиями.
Отмечается наличие так называемых
критических периодов развития, когда
организм наиболее чувствителен к
неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время
первого прикорма и переход на новые
виды пищи, начало самостоятельной
ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет
(мальчики).

Неравномерно
возрастает рост. Интенсивный рост тела
в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15
лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции.

К
закономерностям роста и развития
относятся половые различия. Период
полового созревания наступает
неодновременно: у девочек раньше, у
мальчиков позже. Половые различия
проявляются не только в темпах роста и
развития, но и в деятельности нервной,
эндокринной и других систем организма,
они определяют разницу между мальчиками
и девочками в поведении, интересах.

Организм
ребенка с момента рождения испытывает
множество разнообразных воздействий.
Некоторые из них имеют чрезвычайно
важное значение для его роста и развития
(например, биологические ритмы,
двигательная активность).

Известно,
что все жизненные процессы в организме
протекают ритмично. В определенном
ритме работают сердце, легкие, печень,
почки, ритмично изменяется температура
тела, электрическая активность головного
мозга. Несмотря на то что каждый
физиологический процесс имеет свой
ритм, все они подчинены единому суточному
ритму, который формируется под влиянием
гелиофизических и социальных сигналов.
К первым относятся смена дня и ночи,
суточные колебания температуры, влажности
воздуха, атмосферного давления и др.,
ко вторым — режим дня, характер
деятельности и т.д.

Читайте также:  Развитие каждого ребенка на уроках

Важным
фактором роста и развития ребенка
является оптимальная двигательная
активность . Если она систематически
удовлетворяется, то организм растет и
развивается нормально. Недостаточная
двигательная активность (гиподинамия
или гипокинезия) способствует формированию
различных видов патологии у детей и
подростков (например, ожирение, болезни
органов пищеварения, сердечно-сосудистой
системы, опорно-двигательного аппарата,
органа зрения и др.).

Чтобы
правильно организовать медицинское
наблюдение за детьми и подростками, за
учебно-воспитательным процессом,
необходимо разделить отдельные возрастные
периоды, в пределах которых рост,
развитие, физиологические особенности
организма тождественны, а реакция на
воздействие факторов относительно
однотипна (возрастная периодизация).

1)  
период новорожденное (от рождения до
10 дней);

2)  
грудной возраст (от 10 дней до 1 года);

3)  
раннее детство, (от 1 года до 3 лет);

4)  
первое детство (от 4 до 7 лет);

5) 
второе детство (от 8 до 12 лет мальчики,
от 8 до 11 лет девочки);

6) 
подростковый возраст (от 13 до 16 лет
мальчики, от 12 до 15 лет девочки);

7) 
юношеский возраст (от 17 лет до 21 года
юноши, От 16 до 20 лет девушки).

В
гигиене детей и подростков целесообразным
считается деление на периоды с учетом
совокупности анатомо-физиологических
особенностей организма и условий жизни,
воспитания и обучения.

Различают
следующие возрастные периоды: 1)
преддошкольный возраст — до 3 лет; 2)
дошкольный   возраст — 3—6(7)  
лет;   3)   школьный  
возраст:

Период
новорожденности: длится до 10 дней и
характеризуется процессами приспособления
организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный
период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого
равновесия. Это связано с морфологической
и функциональной незаконченностью
строения органов и систем и в первую
очередь нервной системы. Проявлением
незавершенности развития организма
новорожденного являются различные
функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня
наблюдается снижение массы тела (на
6—10%); желтушное окрашивание, связанное
с временной недостаточностью деятельности
печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция.

Грудной
возраст. У детей в данный период отмечается
наибольшая интенсивность роста и
развития. Длина тела увеличивается
примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С
6 мес начинают прорезываться зубы.
Наблюдается быстрый темп нервно-психического
развития: с первых месяцев развивается
деятельность всех органов чувств,
формируются положительные эмоции. К
году ребенок может самостоятельно
ходить, формируются подготовительные
этапы развития речи, начинается развитие
высших психических функций: внимания,
памяти, мышления.

Раннее
детство: длится от 1 года до 3 лет. На
2—3-м году жизни заканчивается прорезывание
молочных зубов. После 2 лет абсолютные
и относительные величины ежегодного,
прироста размеров тела быстро уменьшаются.
Второй год жизни ребенка особо выделяется
в раннем детстве в связи с началом
формирования сложных функций мозга,
быстрым развитием речи (запас слов
достигает 200—300). Быстрый темп
морфологического и функционального
развития всех органов и систем,
незавершенность иммунитета в этот
период способствуют тому, что дети могут
Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом
уходе.

Первое
детство (дошкольный возраст от 3 до 6—7
лет). характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год
составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и
девочки почти не отличаются друг от
друга по размерам и форме тела. Начиная
с 6 лет появляются первые постоянные
зубы.

Второе
детство. В этот период выявляются половые
различия в размерах и форме тела,
начинается усиленный рост тела в длину.
Темпы роста у девочек выше, чем у
мальчиков, так как половое созревание
у девочек начинается в среднем на 2 года
раньше. В период второго детства
повышается секреция половых гормонов
(особенно у девочек), в результате чего
начинают развиваться вторичные половые
признаки. Последовательность появления
вторичных половых признаков довольно
постоянна: у девочек сначала формируются
молочные железы, затем появляются волосы
на лобке, в подмышечных впадинах (половые
органы развиваются одновременно с
формированием молочных желез). В гораздо
меньшей степени процесс полового
созревания выражен у мальчиков.

Подростковый
возраст. Он продолжается у мальчиков с
13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У
мальчиков к началу подросткового периода
только начинается половое созревание,
у девочек оно уже завершается. В этот
период наблюдается дальнейшее увеличение
скорости роста, который касается всех
размеров тела.

В
подростковом возрасте происходит
перестройка основных физиологических
систем организма К концу периода основные
функциональные характеристики подростков
приближаются к таковым взрослого. У
мальчиков особенно интенсивно развивается
мышечная система. Наиболее четким
показателем степени полового созревания
женского организма является первая
менструация, появление которой
свидетельствует об относительной
зрелости матки

Юношеский
возраст. В этот период в основном
заканчивается процесс роста и формирования
организма и все основные размеры тела
достигают окончательной величины
взрослого.

Фактором,
оказывающим определенное влияние на
особенности развития детей и подростков,
является акселерация — ускорение роста
и развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник