Закономерности развития ребенка которые определяют пути его воспитания

Закономерности развития ребенка которые определяют пути его воспитания thumbnail
Педагогика

А) Изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.

В) Рассматривает проблемы профессионального становления личности.

С) Это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.

D) Занимается изучением вопросов развития подрастающего поколения.

Е) & Наука о воспитании человека.

*****

Педагогические науки:

А) Дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, школьная гигиена, сравнительная педагогика.

В)& Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методика изучения отдельных предметов, специальные педагогики, история педагогики.

С) Возрастная физиология, дошкольная педагогика, школоведение, история школы.

D) Общая педагогика, этика, эстетика.

Е) Дошкольная педагогика, валеология, социальная педагогика, дидактика, теория воспитания.

*****

Детям по наследственности от родителей передаются:

А) Способы мышления.

В) Черты характера.

С) Способности к различным видам деятельности.

D)& Задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека.

Е) Отношение к людям.

*****

Цель воспитания:

А) Гуманизация воспитания.

В) Гуманитаризация воспитания.

С) Трудовое воспитание и политехническое образование.

D) Эстетическое воспитание.

Е)& Всестороннее и гармоническое развитие личности.

*****

Составные части воспитания:

А) Нравственное воспитание, экологическое воспитание, воспитание гражданина, профессиональное образование, подготовка к выбору профессии.

В) Гуманизация, интернациональное воспитание, эстетическое воспитание, атеистическое воспитание, экологическое воспитание.

С) Умственное воспитание, атеистическое воспитание, идейно-политическое воспитание, физическое воспитание, демократизация воспитания.

D) Демократизация, экологическое воспитание, гражданское воспитание, правовое воспитание, семейное воспитание.

Е)& Умственное воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание, эстетическое воспитание, нравственное воспитание.

*****

Основная категория педагогики:

А) Материя.

В) & Воспитание.

С) Деятельность.

D) Обученность.

Е) Наследственность.

*****

Категория (понятие), используемая в педагогике:

А)& Личность.

В) Явление.

С) Общество.

D) Этнос.

Е) Мораль.

*****

Объект педагогической науки:

А) Образование.

В) Ученик.

С) Учитель.

D) Коллектив.

Е) & Область действительности, где осуществляется обучение.

*****

Приспособление личности к объективным общественным отношениям:

А) Привычка.

В) Навык.
С) Развитие.

D) & Социализация.

Е) Умение.

*****

На формирование отношения к чему-либо у старшеклассников более всего влияет:

А) Мнение родителей.

В) Мнение товарищей.

С) Мнение учителя.

D) & Собственное мнение.

Е) Мнение коллектива.

*****

Результат педагогической деятельности:

А) Отличные оценки.

В)& Обученность, воспитанность, развитость личности.

С) Хорошее здоровье.

D) Лучшие показатели.

Е) Хороший психологический климат.

*****

Выводы в педагогическом исследовании основываются:

А) На интуиции.

В)& На педагогическом эксперименте.

С) Высказываниях оппонентов.

D) На контингенте участников эксперимента.

Е) На личности исследователя.

*****

Самовоспитание:

А)& Самосовершенствование.

В) Стихийное воспитание.

С) Коммунистическое воспитание.

D) Умственное воспитание.

Е) Политехническое воспитание.

*****

Основной стиль общения учителя с учениками:

А) Либеральный.

В)& Демократический

С) Авторитарный.

D) Любой из вышеперечисленных в зависимости от ситуации

Е) Либерально-демократический.

*****

Ведущие факторы, влияющие на развитие личности:

А)& Наследственность, среда, воспитание.

В) Психологический климат в коллективе.

С) Родители.

D) Товарищи.

Е) Мнение учителя.
*****

Самое ранее определение цели воспитания:

А)& Всестороннее гармоничное развитие личности.

В) Формирование свободной личности.

С) Воспитание джентльмена.

D) Воспитание культурного человека.

Е) Формирование положительного отношения к человеческим ценностям.

*****

Педагогика наиболее связана:

А) С кибернетикой.

В) & С психологией.

С) С демографией.

D) Со статистикой.

Е) С географией.

*****

На ученика начальной школы более всего при определении своего отношения к чему-либо влияет:

А) Мнение родителей.

В) Мнение товарищей.

С)& Мнение учителя.

D) Собственное мнение.

Е) Мнение коллектива.

*****

На ученика 5-8 классов более всего при определении своего отношения к чему-либо влияет:

А) Мнение родителей.

В)& Мнение товарищей.

С) Мнение учителя.

D) Собственное мнение.

Е) Мнение коллектива.

*****

Предметом педагогики является:

А) Ребенок.

В) Ученический коллектив.

С) Семья.

D)& Целостный педагогический процесс.

Е) Коллектив учителей.

*****

Основной движущей силой развития личности являются:

А)& Противоречия.

В) Принципы воспитания.

С) Методы воспитания.

D) Методы самовоспитания.

Е) Наследственность.

*****

К группе методов стимулирования поведения и деятельности учащегося

относится:

А) Беседа.

В) Внушение.

С) Приучение.

D) Упражнение.

Е)& Поощрение.

*****

Педагогический процесс относится к системе:

А) «Человек-природа»

В) «Человек – художественный образ»

С) «Человек – техника»

D)& «Человек-человек»

Е) «Человек-знак».

*****

К принципам воспитания относятся:

А) Влияние наследственности.

В) Влияние среды.

С)& Уважение к личности воспитуемого в сочетании с разумной требовательностью.

D) Участие в игровой деятельности.

Е) Процесс формирования личности.

*****

К методам воспитания относится:

А)& Педагогическое требование.

В) Урок.

С) Классный час.

D) Среда.

Е) Коллектив.

*****

К методам стимулирования деятельности и поведения учащегося относится:

А) Упражнение.

В) Пример.

С)& Соревнование.

D) Классный час.

Е) Диспут.

*****

К закономерностям воспитания относится:

А)& Обусловленность воспитания общественным потребностям.

В) Единство согласия и поведения.

С) Педагогическое требование.

D) Учет индивидуальных потребностей ученика.

Е) Социальная среда.

*****

Высший орган школьного педагогического коллектива:

А) Директор.

В) Завуч.

С)& Педагогический совет.

D) Родительский комитет.

Е) Ученический коллектив.

*****

Задача экологического воспитания:

А) Обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта.

В) Приобщение школьников к художественному творчеству.

С)& Формирование бережного отношения к природе и организация природоохранительной деятельности.

Д) Формирование дисциплинированности и культуры поведения учащихся.

Е) Развитие умственных способностей учащихся.

*****

Сущность эстетического воспитания:

А) Формирование этических норм поведения.

В) Воспитание дисциплинированности и трудолюбия.

С)& Организация разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся.

D) Воспитание любви к своему отечеству и социальной ответственности.

Е) Воспитание идейной направленности учащихся.

*****

Не является методом изучения уровня воспитания учащихся:

А) Наблюдение учителем за учащимися на уроке.

В) Написание учащимися мини-сочинений на нравственную тему.

С) Беседы с учащимися.

D) Анкетирование.

Е)& Теория воспитания.

*****

К формам воспитания относится:

А)& Тематический вечер.

В) Иллюстрация картин.

С) Таблица.

D) Решение кроссвордов.

Е) Чтение стихотворения.

*****

Классный руководитель составляет:

А) Тематический план.

В) Учебный план.

С) План методической работы.

D)& План воспитательной работы.

Е) Календарный план.

*****

Форма воспитательного мероприятия:

А) Театр.

В) Улица.

С) & Экскурсия.

D) Фильм.

Е) Библиотека.

*****

Воспитывающее сообщество учащегося:

А) Друзья по месту жительства.

В) Сверстники.

С) Друзья.

D) Коллеги.

Е)& Коллектив класса.

*****

Основная воспитательная функция в школе возлагается на:

А)& Классного руководителя:

В) Директора школы.

С) Учителя-предметника.

D) Старосту класса.

Е) Завуча школы.

*****

Методом воспитания является:

А)& Личный пример взрослого человека.

В) Содержание книги.

С) Классный час.

D) Тематический вечер.

Е) Экскурсия.

*****

Наиболее объективное проявление убеждений учащихся:

А) Выступление на собрании.

В) Ответ на уроке.

С) Участие в диспутах.

D)& Поступки, действия учащихся.

Е) Участие в деловых играх.

*****

К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащегося относится:

А) Лекции.

В) Метод примера.

Читайте также:  Таблица роста развития ребенка до года

С) Упражнение.

D) Наблюдения.

Е)& Наказание.

*****

А.С.Макаренко выделял следующее количество стадий развития детского коллектива:

А) Две.

В)& Три.

С) Четыре.

D) Пять.

Е) Более пяти.

*****

Не относится к культуре речи учителя:

А) хорошая дикция

В) логика объяснения

С) эмоциональность и образность

D)& использование слов-«паразитов»

Е) правильное построение фраз.

*****

А.С.Макаренко в развитии детского коллектива выделял следующее перспективы:

А) Недостижимые, частично недостижимые, полностью достижимые.

В) Общие, групповые, индивидуальные.

С)& Близкие, средние, дальние.

D) Дошкольные, подростковые, юношеские.

Е) Детские, родительские.

*****

Метод самовоспитания:

А) Формирование здорового общественного мнения.

В)& Перенос себя в положение другого человека.

С) Создание положительных традиций в коллективе.

D) Контроль за поведением школьника.

Е) Поощрение и наказание.

*****

К методам воспитания относятся:

А)& Убеждение, упражнение, стимулирование, самовоспитание.

В) Социальная среда.

С) Индивидуально-психологическое развитие личности.

D) Микросреда вокруг ребенка.

Е) Самовоспитание.

*****

Функция классного руководителя:

А) Административно-хозяйственная.

В) Теоретическая и практическая подготовка учащегося.

С)& Воспитательная, организационная.

D) Подготовка проведение заседаний педагогического совета.

Е) Организация работы внешкольных учреждений.

*****

К институтам социализации личности относятся:

А)& Семья, школа, микросфера.

В) Формы, методы, приемы.

С) Диспуты, классные часы, конференции.

D) Педагогические советы, методобъединения.

Е) Родительские собрания.

*****

К методам воспитания в семье относятся:

А) Гуманизация, демократизация в отношениях.

В)& Пример, беседы, поддержка в разных делах.

С) Встреча с учителями.

D) Участие проведения заседаний родительского комитета.

Е) Знание интересов и потребностей ребенка.

*****

Форма организации обучения, связанная с выходом за рамки школы:

А) Лабораторная работа.

В) Факультатив.

С) Практикум.

D)& Учебная экскурсия.

Е) Урок.

*****

Способы организации взаимодействия учителя и учащихся для решения дидактических задач:

А)& Методы обучения.

В) Формы обучения.

С) Средства обучения.

D) Учебное задание.

Е) Факультатив.

*****

Дидактический принцип, предусматривающий зрительное восприятие объекта:

А)& Наглядность обучения.

В) Систематичность обучения.

С) Научность обучения.

D) Преемственность обучения.

Е) Доступность обучения.

*****

Принцип обучения, предусматривающий включение достижения науки в содержание обучения:

А) Систематичность обучения.

В)& Научность.

С) Доступность.

D) Преемственность.

Е) Сознательность.

*****

Дидактический принцип обучения, предписывающий обеспечить связь нового материала с пройденным:

А) Наглядность обучения.

В)& Последовательность.

С) Доступность.

D) Научность.

Е) Сознательность.

*****

На основе какого плана учитель составляет поурочный план:

А)& Тематического.

В) Годового.

С) Перспективного.

D) Плана воспитательной работы.

Е) Полугодового.

*****

Научная система взглядов о том, чему учить и как учить:

А)& Дидактика.

В) Учение.

С) Развитие.

D) Воспитание.

Е) Преподавание.

*****

Классно-урочную систему обучения разработал:

А) И.Г.Песталоцци.

В) Ж.Ж. Руссо.

С)& Я.А. Коменский.

D) К.Д. Ушинский.

Е) Ы. Алтынсарин.

*****

Завершающим элементом процесса обучения является:

А)& Применение знаний на практике.

В) Контроль.

С) Закрепление.

D) Педагогическая диагностика.

Е) Упражнение.

*****

Дидактический принцип, требующий проводить обучение с учетом возможностей школьников:

А) Принцип активности.

В) Сознательности.

С) Наглядности.

D)& Доступности.

Е) Научности.

*****

Основной вид деятельности старшеклассников:

А)& Учебная.

В) Игровая.

С Трудовая.

D) Спортивная.

Е) Художественная.

*****

Основные этапы процесса усвоения:

Источник

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

Читайте также:  Движущие силы и закономерности развития ребенка

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Закономерности
воспитания

– это объективно существующие,
повторяющиеся, устойчивые, существенные
связи между отдельными сторонами и
явлениями воспитательного процесса.
Выделение той или иной закономерности
обусловлено как тенденциями развития
общества, так и характером развития
педагогической науки. Кроме того, на
одном и том же историческом отрезке
различные ученые могут трактовать их
по-разному. Поэтому при анализе данной
категории будем исходить из выделения
внешних и внутренних закономерностей
воспитательного процесса.

Внешние
закономерности
характеризуют зависимость воспитания
от общественных процессов и условий:
социально-экономической и политической
ситуации, уровня культуры, потребностей
общества в определенном типе личности
и уровне ее воспитанности. В обобщенном
виде их можно сформулировать следующим
образом: цели, содержание и методы
воспитания всегда носят социально
обусловленный характер, отражая
требования общества к уровню воспитанности
личности.

Внутренние
закономерности
характеризуют связи между: компонентами
воспитательного процесса (целями,
содержанием, методами, средствами и
формами); характером деятельности
педагога и деятельностью воспитанников;
отношением воспитанника к воспитательному
процессу и эффективностью его результатов.
Среди внутренних закономерностей
воспитательного процесса можно выделить
следующие:

• воспитание
всегда связано с обучением;

• цели,
содержание, методы, формы и средства
воспитания закономерно связаны между
собой, поэтому изменения одного компонента
ведут к изменениям других структурных
компонентов воспитательного процесса;

• эффективность
воспитательного процесса закономерно
опосредуется оптимальным выбором
методов, форм и средств воспитания,
проводимым на основе учета объективных
и субъективных факторов, характерных
для данной личности или группы лиц;

• чем
активнее участвует личность в
воспитательном процессе, тем успешнее
он осуществляется;

• воспитательный
процесс считается эффективным, если в
ходе его организации нравственные
понятия, привычки поведения и нравственные
чувства личности формируются в
неразрывном, целостном единстве.

Объективный
характер закономерностей как
методологических основ воспитания
выражается в том, что они присутствуют
в воспитательном процессе всегда,
независимо от того, известно ли о них
педагогу, ориентируется ли он на них в
ходе своей деятельности или нет.

1.
Целенаправленность и идейность всего
воспитательного процесса

Процесс
воспитания должен носить целенаправленный
характер (цель определяет направленность
и содержание деятельности педагога).
Данный принцип направлен против
стихийности в процессе воспитания, он
связывает начало этого процесса с его
результатом. Целенаправленность помогает
педагогу и другим организаторам
воспитания видеть ясную перспективу в
своей работе.

Ведущая
цель воспитания – разностороннее
развитие личности с опорой на ее
индивидуальность – реализуется через
конкретные цели более узкой значимости,
им должны подчиняться все мероприятия,
вся деятельность студентов. Идейность
в нашей трактовке органически связана
с целенаправленностью.

Она
предполагает, что процесс воспитания
опирается на определенную систему идей,
контактирующих с целями воспитания.
Каждое отдельно взятое мероприятие и
весь процесс воспитания должны носить
высокогуманистический характер,
ориентироваться на высокие нравственные
идеалы и ценности человека, педагога.
Целенаправленность и идейность
воспитательного процесса способствуют
тому, что студенты обнаруживают более
высокую гражданскую и социальную
зрелость.

2.
Гармонизация
общечеловеческих и национальных
ценностей

Если
проанализировать те ценности, которые
значимы для всего человечества, то
станет очевидным, что они также важны
и для конкретных народов любой страны.
Например, сохранение мира на Земле,
уважение народа-соседа, его страны,
высокая миссия образования и науки,
сохранение экологически чистой среды
и т. д.

Бесспорно,
у каждого народа есть свои национальные
ценности, которые для других стран могут
не иметь значения. Но это не меняет
принципиального подхода к данному
вопросу. Наиболее гуманным и перспективным
нам представляется подход, основанный
на гармонизации общечеловеческих и
национальных ценностей.

Опора
на принцип гармонизации общечеловеческих
и национальных ценностей вносит в
содержание воспитательного процесса
высокий нравственный смысл: правильное
понимание интересов конкретного народа,
их взаимосвязь и взаимозависимость с
интересами других народов и интересами
человечества.

3.
Гармонизация
личных и общественных интересов

Если за основу воспитания взять принцип
гармонизации личных и общественных
интересов, то оно будет влиять на
формирование обучаемых, заботящихся
об отечестве, в котором они живут, и
одновременно проявляющих внимание к
себе и другим людям, разумно сочетая
свои интересы с интересами своей страны,
общества.

4.
Связь
воспитания с жизнью, современным уровнем
социально-политического и культурного
развития общества

Этот
принцип предполагает, чтобы воспитание
своим содержанием было сориентировано
на современную социально-политическую
действительность. Это значит, что в
воспитательном процессе необходимо
учитывать те события, факты общественной
значимости, которые происходят в реальной
жизни, не отгораживаться от острых и
сложных событий или процессов, обсуждать
их с обучаемыми, вместе вырабатывать
свое отношение к ним, правильное
восприятие и понимание.

Систематическая
ориентация на данный принцип создает
реальные предпосылки для того, чтобы
обучаемые научились самостоятельно,
глубоко разбираться в явлениях
социально-политической жизни, обладали
достаточно высоким уровнем развития
политической культуры, гражданской
зрелости.

5.
Воспитание
личности в коллективе

Как
известно, человек нормально формируется
и развивается в коллективе себе подобных
людей, благодаря общению и человеческим
контактам он становится личностью.

В
учебном коллективе возможна организация
различных видов деятельности: трудовой,
политической, эстетической, экологической,
спортивной.

В
коллективе формируются разнообразные
отношения между его членами: деловые,
ролевые, межличностные отношения дружбы,
симпатии, товарищества, любви.

В
учебном коллективе формируется и
проявляется общественное мнение, которое
регулирует взаимоотношения между
обучаемыми, влияет на их действия и
поступки, нравственный микроклимат в
самом коллективе.

Сплоченный
коллектив является той жизненно важной
средой, в которой раскрывается каждый
обучаемый. В коллективе возможно
формирование гармонии личных и
общественных интересов. Сплоченный и
развитый коллектив становится активной
силой в воспитании студентов, именно
поэтому столь велико значение данного
принципа.

6.
Природосообразность
воспитания

В
настоящее время данный принцип
предполагает, что воспитание опирается
на взаимосвязь индивидуально-природных,
наследственных особенностей и
социокультурных процессов, что
организаторы воспитания учитывают
природные задатки и способности, пол,
возраст, психофизиологические и
физические особенности и возможности
студентов.

Индивидуальная
работа с обучаемыми на основе этого
принципа должна осуществляться в общем
коллективном процессе воспитания, на
фоне современных социокультурных
тенденций и одновременно сочетаться с
персональным влиянием на студента с
определенными частными целями.

Индивидуальные
особенности и интересы обучаемых могут
быть продуктивно реализованы, если
организаторы воспитания хорошо изучат
обучаемых, будут знать их потребности,
склонности, способности и творческие
и организаторские возможности.

Этот
принцип ориентирует не только на знания
обучаемых, но и на развитие их качеств,
способностей, умений, на внесение
индивидуальных коррективов в процесс
воспитания в вузе. Он требует отказа от
уравнительного подхода, предполагает
разнообразие мероприятий и деятельности
обучаемых.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка через формирование элементарных математических представлений

Индивидуализация
воспитания должна способствовать
включению каждого обучаемого в
коллективную деятельность, развитию
их активности. Индивидуальный подход
необходимо проявлять по отношению ко
всем обучаемым.

  1. Теория
    умственного воспитания

Умственное
воспитание

(УВ)
— педагогическая деятельность, направленная
на развитие интеллектуальной культуры
личности, познавательных мотивов,
умственных сил, мышления.

Оно осуществляется в тесном единстве
с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная
культура

включает в себя комплекс знаний и умений
в области умственного труда: умение
определять цели познавательной
деятельности, планировать ее, выполнять
познавательные операции различными
способами, работать с источниками.
Формирование умственной культуры
является частью задач по умственному
развитию детей, которое понимается как
процесс созревания и изменения умственных
сил под воздействием биологических и
социальных факторов. Умственные силы
(ум) — совокупность индивидуальных
способностей к накоплению знанию,
совершению мыслительных операций.
Свойства ума — быстрота, ясность,
критичность, глубина, гибкость, широта,
креативность.
В природе ума и его
развитии много сложного и неясного.
Педагогу надо знать, что имеются две
точки зрения на природу умственного
развития. Согласно одной, интеллект,
умственные способности даны от рождения
в особых психологических структурах,
обеспечивающих восприятие и переработку
информации. С ростом человека способности
генетически вступают в силу, проявляются
(гештальтпсихология, генетическая
психология Ж.Пиаже).
Согласно другой,
умственные силы на генетической основе
развиваются прижизненно под влиянием
внешней среды. Для их развития требуется
специальная деятельность — обучение
(Л.С.Выготский). В соответствии с этим в
отечественной педагогике разрабатывалась
система умственного воспитания, задачи
которой: формирование знаний как условия
умственного роста, овладение мыслительными
операциями, интеллектуальными умениями,
формирование научного мировоззрения.
Основные мыслительные операции — это
анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение. К интеллектуальным умениям
относят общие учебные умения — читать,
писать, считать, излагать свои мысли —
и специальные умения: читать карты,
чертежи и т.п. К общим интеллектуальным
умениям относят также навыки самостоятельной
работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач УВ — это обучение
и внеклассная работа с учащимися.
Проблему умственного развития в процессе
обучения разрабатывали у нас Л.С.Выготский,
С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская,
П.Я.Гальперин и др. (см. их книги). Опорой
служили выводы Л.Выготского о том, что
обучение должно ориентироваться не на
достигнутый уровень развития, а на «зону
ближайшего развития»: предъявлять
ученикам задания, которые они могут
выполнить при обучающей помощи взрослых.
Согласно этому подходу, умственное
развитие обеспечивается, кроме содержания
обучения и воспитания, подбором заданий
исследовательского характера, на
установление причинно-следственных
связей, на сравнение и др. В 60-е годы
прошедшего века Л.В.Занков с сотрудниками
обосновал развивающую дидактику для
начальной школы. В настоящее время
довольно широкое распространение
получила концепция и методика развивающего
обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина

Во внеклассной работе имеются такие
формы умственного воспитания:
научно-популярные лекции, семинары,
конференции учащихся, встречи со
специалистами, выставки, организация
предметных недель, игры, конкурсы,
олимпиады. Учитель и исследователь
И.П.Волков для развития ума и других
способностей создал комнату творчества
учащихся, где они могут пробовать себя
в разных занятиях.
Развитие интеллекта
взаимосвязано с мотивационной сферой
личности: потребностями, мотивами,
интересами. Средства их формирования
таковы: содержание учебного и внеурочного
материала, методы его подачи и организации
мыслительной деятельности, создание
положительных эмоций в деятельности
детей.
В тесной связи с интеллектуальным
развитием протекает процесс формирования
мировоззрения
ученика

— системы философских, научных,
социально-политических, нравственных,
эстетических взглядов и убеждений,
которые отражают в его сознании общую
картину мира и определяют направленность
его деятельности.

Психология рассматривает мировоззрение
как часть направленности личности. Оно
является результатом воспитания. Взгляды
и убеждения

— это принятые человеком представления
о мире, как достоверные и эмоционально
переживаемые.

Основой для формирования убеждений
являются научные знания, общественный
и личный жизненный опыт.
Средствами
формирования мировоззрения являются
процесс обучения, внеурочная деятельность,
самостоятельная работа учеников.
Усвоение мировоззренческих аспектов
знания обеспечивается отбором содержания,
методами преподавания, выделением
фундаментальных идей в каждой области
знания и деятельности, межпредметными
связями, созданием интегрированных
курсов. Взгляды и убеждения формируются
в общении и в собственной практической
деятельности учеников: трудовой,
общественной, художественной, технической
и пр.
Для выработки учениками взглядов
очень важна позиция педагога. Он должен
сам иметь убеждения, жить в соответствии
с ними, уметь говорить о них с учащимися,
не навязывая их и одновременно не
отказываясь от них из конъюнктурных
соображений. Можно считать, что в
отечественной школе учитель традиционно
выступает как носитель определенных
норм и мировоззренческих позиций.

Показателями умственной воспитанности
являются наличие знаний по основам
наук, владение умственными операциями,
интеллектуальными умениями, наличие
системы взглядов на мир, носящих
мировоззренческий характер, на основе
которых ученик оценивает себя и мир и
строит свою жизнь и деятельность.

  1. Основы
    нравственного воспитания. Формирование
    мировоззрения

Мораль
как
форма общественного сознания есть сумма
правил, требований, норм, регулирующих
отношения и взаимодействие людей, их
поведение.

Согласно материализму, мораль носит
исторический характер: возникает и
меняется с ходом развития общества,
включает в себя нормы и идеалы, различные
для разных социальных слоев и групп.

Структуру нравственности личности
составляют знания, чувства и отношения,
поведение. Все три компонента нравственности
определяют задачи нравственного
воспитания
(НВ),
которое
понимается как педагогическая деятельность
по формированию у воспитанников системы
нравственных знаний, чувств и оценок,
правильного поведения.

Нравственным надо считать того, для
кого нормы морали выступают как его
собственные убеждения и привычные формы
поведения.

  1. Гражданское
    воспитание. Формирование гражданской
    позиции

Под
гражданским
воспитанием

понимается
формирование комплекса качеств,
необходимых каждому члену современного
общества, а именно: политической культуры,
правовой культуры и культуры межнациональных
отношений.

Содержание политической культуры
школьника, будущего полноправного
гражданина страны составляет следующее:
знание политики, политической системы
страны, органов управления государством,
лояльное отношение к политической
организации общества, умение участвовать
в политической жизни страны. Все это
является для некоторой общей системой
задач формирования политической культуры
учащихся и определяет содержание и
средства такой работы.
Правовую
культуру школьников составляют такие
качества и знания, как сознательная
дисциплина, законопослушность,
нетерпимость к правонарушениям, знание
основных законов общества и государства,
представление о праве, о гражданских
правах человека и ребенка, в частности.
Особенно важной можно считать задачу
формирования законопослушности —
уважения к закону и стремления его
выполнять. Правовое воспитание крайне
актуально в условиях роста детской и
молодежной преступности. Нельзя, однако,
думать, что возможно формировать правовую
культуру, сознание отдельно от
нравственности. Правовая культура —
часть нравственной культуры человека.

Это относится и к культуре межнациональных
отношений, основное содержание которой
состоит в следующем: любовь к культуре
своего народа и уважение, терпимость к
другим народам. К