Закономерности психического развития ребенка презентация

Закономерности психического развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Общие и специфические закономерности аномального развития ребенка. ( дизонтогенеза )

Слайд 2

Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений. Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей. Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.

Слайд 3

Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка: 1.Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно. 2.Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.

Слайд 4

3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми. Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности — необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение — главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.

Слайд 5

4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности. Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере. Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.

Слайд 6

Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития. Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.

Слайд 7

Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов — различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации обеднению социального опыта. Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

Читайте также:  Значение семьи в воспитании и развитии ребенка

Слайд 8

Общей закономерностью для всех аномальных детей является затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми. Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания. Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом ». Изменения личности особенно выражены в тех случаях, когда коррекция дефекта проводится несвоевременно, а также при неблагоприятном социальном окружении.

Слайд 9

По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности приему и переработке информации . Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором. В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информация: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.

Слайд 10

Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления , в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении. Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью.

Слайд 11

Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезал совсем и приобретал иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.

Источник

Инфоурок

Коррекционное обучение
›Презентации›Презентация по психологии на тему: «Общие закономерности развития детей с ОВЗ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ Подготовила: студентка

Описание слайда:

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ Подготовила: студентка 4 курса филологического факультета группы РЯЛ_14 Филимонова Ольга.

2 слайд

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо,

Описание слайда:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

3 слайд

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: - с расст

Описание слайда:

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с речевыми дисфункциями; — с изменениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития; — комплексные нарушения.

4 слайд

Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии

Описание слайда:

Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии. Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения: — Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное) — Приобретенные

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте и новообразования возраста

5 слайд

По обратимости возникающих отклонений: необратимые частично обратимые практи

Описание слайда:

По обратимости возникающих отклонений: необратимые частично обратимые практически обратимые Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение): церебрально-органического происхождения психогенного происхождения соматогенного происхождения Классификация по количеству факторов: — монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы — мультифакторные – комбинация двух и более патологий

6 слайд

Классификация Лебединского (наиболее распространена): - Психическое недоразв

Описание слайда:

Классификация Лебединского (наиболее распространена): — Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость — Задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости — Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами — Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата — Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития — Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.

7 слайд

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ: Неравномерность разв

Описание слайда:

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ: Неравномерность развития — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.

8 слайд

Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной

Описание слайда:

Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим. Кумулятивность психического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя. Дивергентность—конвергентность хода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).

9 слайд

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими лю

Описание слайда:

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.

10 слайд

Накладывание вторичного  дефекта на первичный Пример: интеллектуальная недос

Описание слайда:

Накладывание вторичного  дефекта на первичный Пример: интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта  определенного заболевания, порождает вторичные нарушения — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

11 слайд

Замедление темпа возрастного развития проявляется в изменении сроков переход

Описание слайда:

Замедление темпа возрастного развития проявляется в изменении сроков перехода от одной фазы к другой; общем снижении психической активности. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер. Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон. Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер. Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи

12 слайд

Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития   С

Описание слайда:

Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития   Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное. При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным. Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания.    Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и многое другое.

Читайте также:  Музыкальный метод развития ребенка в п

13 слайд

Недоразвитие моторики   Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая

Описание слайда:

Недоразвитие моторики   Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика.    В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.    В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.

14 слайд

Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Недостатки сл

Описание слайда:

Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи. Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом. Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.

15 слайд

Нарушение системы социальных отношений проявляется в затруднении в сфере общ

Описание слайда:

Нарушение системы социальных отношений проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций. Нарушается социальное поведение ребенка: характер установления контакта (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно); характер и протекание адаптации ребенка (быстро или медленно); уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации).

16 слайд

Психологические особенности развития детей с ОВЗ Восприятие	низкий уровень ра

Описание слайда:

Психологические особенности развития детей с ОВЗ Восприятие низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Мышление наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

17 слайд

Речь	имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы

Описание слайда:

Речь имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Эмоционально-волевая сфера Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Особенности личности Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны

18 слайд

Принципы обучения Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует бо

Описание слайда:

Принципы обучения Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: 1. Психологическая безопасность. 2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям. 3. Единство совместной деятельности. 4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

19 слайд

Источники: https://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-d

Описание слайда:

Источники: https://fb.ru/article/174784/ovz-rasshifrovka-deti-s-ovz-razvitie-detey-s-ovz https://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/konsultatsii/128-kharakteristika-osobykh-obrazovatelnykh-potrebnostej-detej-s-ovz https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/obshchiie-zakonomiernosti-psikhichieskogho-razvitiia-dietiei-s-ovz https://allrefrs.ru/5-31583.html

20 слайд

Закономерности психического развития ребенка презентация

Выберите книгу со скидкой:

Закономерности психического развития ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-304940

Вам будут интересны эти курсы:

Источник