Закономерности и динамика психического развития ребенка
Алина Галиева |
Основными закономерностями психического развития являются:
Неравномерность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.
Психическое развитие имеет сложную организацию во времени – гетерохронность, т. е. явление неравномерного развития отдельных психических функций. Проявления: 1) сензитивные периоды; 2) бурное развитие психики на ранних этапах онтогенеза по сравнению с поздними этапами. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом.
Цикличность. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.
«Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
Сензитивность– это наибольшая чувствительность. Сензитивный период – это наибольшая чувствительность к определенному роду воздействия.
Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное.
Наследственность — это особая способность человеческого организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.
Среда — это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные ценности.
Задача обучения – сформировать и развить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующие высокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же время подготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровню развития.
Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка и процессом его психического развития. Оно участвует в формировании характера потребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя его участия. Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствует принятым общественным нормам и правилам поведения.
Активность — это деятельное состояние детского организма, которое является обязательным условием существования и поведения ребенка.
Ведущая деятельность (ввел Блонский) — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение.
Кризис – переломный этап онтогенетического развития.
Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста. Кризис новорожденности, Кризис 1 года, Кризис 3-х лет – фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания, Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) – неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка, Кризис подростковый, 17 лет — юношеский кризис.
17.01.2017; 18:18 хиты: 1482 рейтинг:0 | Общественные науки психология |
Источник
Следующей
проблемой возрастной психологии считают
проблему психического развития.
Психическое
развитие – закономерное изменение
психических явлений во времени,
выражающееся в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях
(А. В. Петровский).
Развитие
идет при взаимодействии трех факторов:
генетического (наследственного),
социальной среды, обстоятельства жизни.
Существует
несколько подходов к пониманию ведущего
фактора в психическом развитии.
1.
Биогенетическое направление.
Психическое
развитие – результат преобразований
заложенных задатков. Соответственно
развитие идет по законам биологического
созревания организма. Определяющим
фактором являются генетические
предпосылки. Воспитание, обучение
являются лишь внешними факторами,
способными либо затормозить, либо
ускорить процесс выявления природных
психических качеств. Сторонниками этого
подхода можно назвать Вильяма Прейера,
Карла Бюлера, Стенли Холла.
2.Социогенетическое
направление
Психическое
развитие – результат влияния общества,
социальной среды. Главное в человеке –
его опыт, а опыт зависит от социальной
среды.
Сторонниками
этого подхода можно назвать таких
психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П.
Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть
еще в работах педагога XVII века Дж. Локка,
который говорил, что ребенок это «tubule
rasa» — чистая доска, и все зависит от
взрослых, которые «пишут» на этой доске.
К этому подходу можно отнести такое
направление в психологии как бихевиоризм.
Бихевиористы также считают, что в
развитии человека все определяется
научением.
3.
Эпигенетическое направление.
Психическое
развитие – результат влияния как
генетического, так и социального
факторов. Одним из первых о значении
влияния двух факторов говорил В. Штерн,
предложивший принцип конвергенции –
соединения биологической и социальной
линий развития. Представители данного
направления – Ж. Пиаже, А. Валлон
(когнитивное развитие), Кольберг, Л. И.
Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие),
Кречмер, К. Г. Юнг, Олпорт (личностное
развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное
развитие).
Современный
взгляд на психическое развитие в
отечественной психологии основывается
на положениях, предложенных Л.С. Выготским.
Л.С.
Выготский считал, что развитие зависит
от двух факторов: биологического и
социального. Однако нельзя понимать
развитие как механическое сложение
одного и другого. Эти факторы имеют
значение на протяжении всей жизни
человека, но имеют как бы разный удельный
вес в развитии разных функций и на разных
возрастных этапах. Например, для развития
более простых функций (ощущение,
восприятие) большую роль играют
генетические задатки, а в становлении
более сложных функций (абстрактное
мышление, логическая память) большее
значение отводится социальному окружению;
в развитии речи на ранних этапах большую
роль отводят биологическим предпосылкам,
но чем старше ребенок, тем значимее для
развития речи становится окружение.
Связь
развития и обучения человека – одна из
центральных проблем психологии, которая
раскрывает вопросы ведущего фактора в
психическом развитии ребенка на всех
возрастных этапах.
Психическое
развитие — это процесс качественных
изменений в психике, появление новых
образований, новых механизмов, новых
процессов, новых структур. Психическое
развитие осуществляется одновременно
по линиям:
—
познавательной сферы (становление
интеллекта, развитие механизмов
познания);
—
психологической структуры и содержания
деятельности (становление целей, мотивов
и развитие их соотношения, освоение
способов и средств деятельности);
—
личности (направленности, ценностных
ориентаций, самосознания, самооценки,
взаимодействия с социальной средой и
т.д.).
Как
подчеркивал С.Л.Рубинштейн, «ребенок
развивается, воспитываясь и обучаясь,
а не развивается и воспитывается, и
обучается. Это значит воспитание и
обучение включаются в самый процесс
развития ребенка, а не надстраиваются
лишь над ним…» и «…личностные психические
свойства ребенка, его способности, черты
характера и т.д… не только проявляются,
но и формируются в ходе собственной
деятельности ребенка…»
Обучение
и воспитание как главнейшие формы
организации активности детей строятся
с учетом наследственных данных, задатков,
а также с учетом достигнутого уровня
психического развития.
В
зависимости от того, как оценивается
роль обучения в психическом развитии
ребенка, психологи разделились на два
лагеря.
Один
из них – психологи женевского направления
(Ж.Пиаже, Инельдер и др.) – ограничивают
роль обучения, считая, что знакомство
ребенка с вещами и познание их происходит
само собой, а обучение только
«приспосабливается» к тому развитию,
которое происходило спонтанно,
самостоятельно.
Ребенок,
по мнению Ж. Пиаже, является природным
существом и в то же время с момента
рождения он представляет автономную и
активную единицу, обладающую внутренней
структурой. Действия ребенка, отмечает
Пиаже, опосредуются окружающим миром.
Однако он не просто отвечает на внешние
воздействия, но и перерабатывает их,
приспособляя к себе. В свою очередь
внешний мир выступает как нечто
сопротивляющееся ребенку, чем вызывает
ответные действия, облегчающие его
приспособление к миру.
Признавая
роль социальных воздействий в психическом
развитии, Ж.Пиаже в то же время отмечает
их незначительную роль. Так, выделяя
факторы интеллектуального развития,
он никогда не включает в их число
обучение. И это – применительно не
только к детям дошкольного возраста,
но и школьного, у которых учебная
деятельность является ведущей. Пиаже
не отрицает роли обучения в развитии,
но считает, что обучение не может изменить
содержания или последовательности
развития. Оно способно лишь несколько
его замедлить или ускорить.
Ж.Пиаже
рассматривает развитие как результат
спонтанного усложнения взаимоотношений
отдельного индивида с окружающей средой.
Представление
о взаимосвязанности процессов обучения
и развития при ведущей роли обучения
противостоит положению, долгое время
господствовавшему в детской психологии,
о том, что развитие – это созревание, а
обучение должно надстраивать над
созреванием.
Психологи
другого направления, и в первую очередь
отечественные ученые, придают обучению
значение основного фактора, ведущего
за собой развитие. Они подчеркивают,
что предметы и способы их употребления
не могут быть открыты ребенком без
участия взрослых. Взрослые передают
ребенку знания о предметах, о зафиксированных
в обществе способах их использования,
т.е. обучают ребенка.
Обучение
– это специально организованная
деятельность по передаче ребенку
социально-исторического опыта,
накопленного человечеством.
Решение
вопроса о соотношении обучения и развития
имеет существенное значение не только
для психологической теории, но и для
педагогической практики, т. к. важно
понимание ведущей роли обучения в
психическом развитии ребенка на всех
возрастных этапах. «Процессы развития
не совпадают с процессом обучения, —
писал Выготский Л.С., — процессы развития
идут вслед за процессами обучения».
Выготский
решительно выступал против концепций
спонтанного созревания душевных
способностей. К началу 30-х г.г. в зарубежной
психологии господствовала уверенность
в том, что только созревание психических
процессов ребенка обеспечивает успех
его дальнейшему обучению. Обучение
плетется в хвосте развития – таков был
общий вывод.
Д.Б.Эльконин
высказывает мысль о том, что обучение
детей должно ориентироваться не на
сложившиеся, а на еще только складывающиеся
особенности умственного развития.
Умственное развитие в условиях специально
организованного обучения является
предметом исследований П.Я.Гальперина,
В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной и их
многочисленных сотрудников.
Выготский
решительно пересмотрел эту концепцию.
Если развитие психики ребенка происходит
в процессе общения, значит это общение
и его наиболее систематизированная
форма – обучение ведет за собой развитие.
Обучение, которое во многих концепциях
выступало как идущее вслед за развитием,
на самом деле является определяющим,
решающим фактором развития.
Большой
вклад в разработку вопроса о взаимосвязи
обучения и развития внес Л.С.Выготский,
подчеркнувший ведущую роль обучения и
воспитания в развитии личности как
решающей причины, движущей силы развития.
Принципиально важно положение Выготского
о том, что обучение должно з а б е г а т
ь в п е р е д развития и подтягивать его
за собой. Интересна и значима для практики
управления развитием идея Выготского
о двух уровнях развития детей : уровень
актуального развития характеризует
особенности психических функций ребенка,
сложившиеся на сегодняшний день, а зона
ближайшего развития требует ориентировки
на реализацию у ребенка возможностей
завтрашнего дня.
Л.С.Выготский
писал: « То, что ребенок оказывается в
состоянии сделать с помощью взрослого,
указывает на зону его ближайшего
развития.… Таким образом, зона ближайшего
развития поможет нам определить
завтрашний день ребенка, динамическое
состояние его развития… Состояние
умственного развития ребенка может
быть определено, по меньшей мере, с
помощью выяснения двух уровней – уровня
актуального развития и зоны ближайшего
развития». Это положение Л.С.Выготского
нашло широкое отражение и дальнейшее
развитие в психолого-педагогической
науке.
Роль
обучения в умственном развитии ребенка
раскрыта во многих исследованиях
отечественных ученых (В.В.Давыдов,
П.Я.Гальперин, Н.А.Менчинская, А.А.Люблинская,
Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.).
Единство
развития и обучения, развития и воспитания
означает взаимосвязь и взаимопроникновение
этих процессов. Развитие не только
обусловливает обучение и воспитание,
но и само обусловливает ход созревания
и развития. Психическое развитие ребенка
следует рассматривать не только как
предпосылку, но и как результат всего
хода его развития в процессе обучения
и воспитания.
Образовательная
среда, которую организуют взрослые и в
которой обитает ребенок, состоит, с
одной стороны, из знаний , умений, правил,
деятельностей и т.п., которые как бы
присваивает ребенок; с другой стороны,
из его отношений к этим знаниям, умениям,
правилам, деятельностям и т.п.; с третьей
– из отношений ребенка к самому себе,
к окружающим его сверстникам и взрослым,
из понимания им своего места в этой
обетованной среде, его эмоционального
самоощущения в ней.
Эффективность
образования, а, следовательно, и
психического развития зависит от того,
насколько средства, содержание, методы
обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития
и не только опираются на уже имеющиеся
возможности, способности, умения детей,
но и задают перспективу их дальнейшего
развития, на сколько взрослые в работе
с детьми разного возраста акцентируют
внимание на формирование у них интереса
к окружающей жизни, интереса и умения
учиться, способности к самостоятельному
добыванию знаний, потребности в активном
отношении к той деятельности, в процессе
которой они включаются.
Таким
образом, обучение и воспитание, разумно
организованные и специально направленные
на развитие детей, обеспечивают высокие
показатели в формировании умственных
способностей и нравственных качеств
человеческой личности.
Развитие
идет непрерывно в течение всей жизни,
и существуют определенные закономерности
возрастного развития.
1.
Психическое развитие определяет
деятельность, т.е. возрастные особенности
определяют характер ведущей деятельности.
2.
Деятельность определяет психическое
развитие т. е. чем активнее деятельность,
тем интенсивнее развитие. Появление
нового связано с активностью самого
человека.
3.
Неравномерность психического развития.
Для каждой психической функции есть
свой период наиболее благоприятного
развития (сенситивный период).
4.
Интеграция – все психические функции
постепенно приобретают все большие
связи друг с другом и все больше влияют
друг на друга.
5.
Акселерация – ускоренное психическое
и физическое развитие.
6.
Компенсация – при отставании какой–либо
психической функции в развитии, ее
начинает замещать другая функция.
7.
Кризис – противоречие, столкновение
между потребностями и возможностями.
Может проявляться в личностной,
интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сферах.
Сензитивностъ
– это характерологическая особенность
человека, проявляющаяся в повышенной
чувствительности к происходящим с ним
событиям; обычно сопровождается
повышенной тревожностью, боязнью новых
ситуаций, людей, всякого рода испытаний
и т. д.
Особенностям
сензитивного периода (см. 2.8) уделяли
внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард
считал, что во время эмбрионального
развития животных и человека есть
периоды усиленного роста и повышенной
чувствительности отдельных органов и
систем к внешним воздействиям. И если
по каким-либо причинам происходит
торможение развития, то это ведет к его
замедлению в будущем. Согласно этой
точке зрения, если в детстве в сензитивный
период какая-то функция не развивается,
то ее коррекция в дальнейшем невозможна.
М.М.
Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев
придерживаются противоположной точки
зрения. По их мнению, наверстать упущенное
в сензитивный период можно в более
позднем возрасте, хотя при этом придется
столкнуться с некоторыми трудностями.
Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях
установил благоприятные периоды для
развития внимания, мышления, различных
видов памяти и двигательных функций у
детей и взрослых. Они имеют волнообразный
характер, т. е. периоды активного
развития сменяются небольшим спадом.
Л.С.
Выготский ввел в психологию понятие
«критический период». Под ним он понимал
глобальные перестройки на уровне
индивида и личности, происходящие в
определенное время. Критический период
бывает спокойным по развитию (лизис) и
переломным (кризис). Л.С. Выготский
отмечал, что данные периоды выступают
как «поворотные пункты в детском
развитии, принимающие иногда форму
кризиса… развитие иногда приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер» и считал,
что «развитие здесь в отличие от
устойчивых периодов совершает скорее
разрушительную, чем созидательную
работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал
и позитивные тенденции развития, которые
составляют главный и основной смысл
всякого критического периода. В конце
каждого переходного периода формируются
новые свойства и качества, которых не
было в предыдущем периоде, – их
называют новообразованиями.
На
протяжении всей жизни человека отмечается
не один критический период. Выготский
выделил несколько таких периодов: период
новорожденности, одного года, трех лет,
шести-семи лет, подростковый период.
Некоторые исследователи выделяют
критические периоды взрослости.
В
физиологии критические периоды получили
название возрастных кризисов. Возрастные
кризисы! – это реакции организма
человека на перестройку физиологических
процессов в различные возрастные
периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из
которых кладет начало новой фазе
жизненного цикла. Переходы из одного
возрастного периода в другой связаны
с изменением физических данных и
психологических характеристик ребенка,
с целостной перестройкой его организма
и поведения. Поведение детей во время
такого перехода обычно меняется не в
лучшую сторону, многие становятся
замкнутыми, раздражительными, что
вызывает беспокойство взрослых. Таким
образом, возрастной кризис свидетельствует
о том, что в организме и психологии
ребенка происходят существенные
перемены, что на пути физического и
психологического развития возникли
трудности, с которыми ребенок сам не
может справиться. А преодоление кризиса
является подтверждением тому, что
ребенок уже находится на более высоком
уровне и перешел в следующий психологический
возраст.
Соседние файлы в папке Психология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник