Программа одаренный ребенок речевое развитие

Ирина Польшина
Индивидуальный маршрут работы с одаренным ребенком по развитию речи (сценической речи)

Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей.

Виды одарённости.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие:

Художественная одаренность

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных кружках, изо студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени, энергии, упражнениям, достижению мастерства в своей художественной деятельности.

Общая интеллектуальная одаренность

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Творческая одаренность

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в окружающих людях:

• Отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

• Большая независимость в суждениях;

• Тонкое чувство юмора;

• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

• Яркий темперамент.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Формы работы с одарёнными детьми (ОД):

• возможность участия в конкурсах разнообразного уровня: муниципального, республиканского и всероссийского;

• возможность участия в тематических мероприятиях разнообразного уровня: муниципального, республиканского и всероссийского;

• возможность участия в интеллектуальных олимпиадах для дошкольников;

работа по индивидуальным планам и маршрутам развития ;

• исследовательская деятельность и активное участие в проектной деятель

(Проявление специальных способностей (по А. И. Савенкову).

В сфере литературной одаренности:

— может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта;

— рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль;

— склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

— умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

В сфере артистической одаренности:

— легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

— интересуется актерской игрой;

— меняет тональность и выражение голоса, когда изображает кого-то;

— склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

— стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

увлечением рассказывает

— любит игры-драматизации.

— любит и понимает значение красивой и характерной одежды для роли.

Сентябрь: обследование детей.

Октябрь, ноябрь, декабрь: работа по тренингам.

Тренинги по сценической речи с элементами актерского мастерства.

Цели:

развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками

развивать умение изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты

развивать интонационную выразительность

развивать творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации

• формировать творческое воображение, фантазию

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем: «Доброе утро! Я рада Вас видеть!» со следующей интонацией:

-радостью

-удивлением

-как президент страны

-как иностранец, плохо говорящий по-русски.

Игра на развитие дикции «Снежки»

Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги, вспи, взжи, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки». Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки:

«Бобр добр для бобрят»,

«Жужжит над жимолостью жук»,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега»,

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку»,

«Шесть мышат в камышах шуршат»

Упражнение «Эхо».

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства «Ау-у-у! «. Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

Виды эмоций

Показать эмоции при помощи мимики и жестов: радость, грусть, удивление, испуг, злость, неприязнь

Интонационная выразительность.

Фразы: «Ну вот и всё…», «Я люблю манную кашу», «Ура! Скоро новый год!»

Произнести:

• кровожадно,

• печально,

• радостно,

• злостно,

• удивлённо,

• устало.

«Главное слово»

(«ударное слово», выделяется интонационно)

Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:

«Аня гладила кота»

«У Оли новое пальто»

«Кукушка кукушонку купила капюшон»

«Слишком много ножек у сороконожек»

«Муха Горюха села на ухо»

«Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках»

«Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

Упражнение на беспредметное действие — «Моё утро».

Включить спокойную музыку, способствующую размеренному физическому действию.

(чистим зубы, гладим)

Игра «Перевертыши»

Предложить ребенку самостоятельно «зашифровать» (необходимо подобрать противоположные по смыслу слова) названия сказок:

«Аленький цветочек» (Зелёненький листочек)

«Красная шапочка» (Синий носок)

«Кот в сапогах» (Мышь босиком)

«Три толстяка» (Один худыш)

Источник

Боева Валентина
Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе

Методический материал

для работы с одарёнными детьми

по речевому развитию

в подготовительной к школе группе

Разработала:

Мл. воспитатель, студентка

ГБПОУ РО «Волгодонский педагогический колледж»

Боева Валентина Владимировна

2018 год

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

• Высоко — развитая любознательность, пытливость;

• способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

• высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в детском саду на все возраста

• раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

• способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

• раннее развитие сенсорных способностей;

• оригинальность суждений, высокая обучаемость;

• стремление к самостоятельности.

Проблемам умственной одарённости придаётся особое значение, так как в школьном обучении приоритетным является интеллектуальное развитие ребёнка. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач (А. Смоленцева).

«Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых

рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых

рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т. д.). Воспитатель поднимает какую-либо

картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20

пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо

поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак».

«Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска».

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое

заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети

должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

ПР:

— называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;

— называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;

— называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;

— называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».

«Сочиняем разные лимерики»

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его,

используя новое начало «Если бы…., но не…»:

Если бы певунья-птичка

была красивой, как синичка,

По дороге б она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина «Что было бы, если бы…» и

самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка

Была не такой красивой, как синичка,

То за жуком бы она не бежала,

И долго потом на траве не лежала.

Лучше пусть бы она в небесах полетала.

«Стишок про нас»

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых

событий.

Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и

написать стишок про это.

ПР: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель

помогает ребенку составить стишок:

Жил-был мальчик по имени Саша,

И во рту у него была каша.

У логопеда он занимался

И звуки произносить старался.

Теперь Саша научился красиво говорить.

Воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты:

Если бы девочка Светочка

Не ела часто конфеточки,

То прыщики бы у нее не появлялись,

И сильно бы они не чесались.

Меньше надо есть сладкого, Света!

Дети обмениваются между собой стишками.

Методические рекомендации

Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства

детей.

«Определение состава картины»

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на

картине (дробление, моделирование, группировка).

Базовая информация

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей, средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т. д.

Методика работы с детьми

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия

определенного цвета, формы и т. д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Советы педагогу

Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.

Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.

Предварительно должен быть составлен тематический словарь.

Последовательность называния объектов может быть любая.

Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол — потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе.

По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.

Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

2. Моделирование объектов.

3. Группировка по заданному признаку.

4. Обобщение перечисленных объектов.

5. Рефлексия.

Игры и творческие задания

Игры с «подзорной трубой»

Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Методические рекомендации

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы»

Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Методические рекомендации

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют

объект – ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного

объекта.

«Волшебный гость»

Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между

объектами, изображенными на картине.

Методические рекомендации

В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки»

Цель: Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Методические рекомендации

Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок

Читайте также:  Развитие психического развития ребенка с нарушениями слуха

должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

«Да – нет»

Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Методические рекомендации

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).

Задача ребенка: описать местоположение объекта на

картине, а затем на сцене.

Литература:

1. Корзун А. В. Обзор материалов сайта Минского центра ОТСМ-ТРИЗ

технологий по работе со сказкой. https://www.trizminsk.org/e/260021.htm

2. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в

работе с дошкольниками. https://www.trizminsk.org/e/233007.htm

3. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником.

https://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm

4. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки.

https://www.trizminsk.org/e/2312.htm

5. Нестеренко А. А. Страна Загадок (методическая разработка).

https://www.trizminsk.org/e/23105.htm

6. Нестеренко А. А. Можно ли угодить всем (взгляд на проблему интереса в

начальной школе). https://www.trizminsk.org/e/prs/233026.htm

7. Сидорчук Т. А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже. Авторская

страница. https://www.trizminsk.org/e/prs/si.htm

8. Хоменко Н. Н. ТРИЗ как Общая теория сильного мышления. Авторская

страница. https://www.trizminsk.org/e/prs/kho.htm

Источник

Речевой материал для работы с одаренными детьми.

Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности.

Способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности; только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно участвуют или деформируются. Способности, вовремя не вывявленные и не раскрытые – утрачиваются. К тому же, у каждой способности свое время. Упустишь – потом не наверстаешь.

Если способности отдельны , то одаренность — синтетическое понятие. Это качественное своеобразие комплекса способностей отдельного человека. Необходимо иметь в виду, что  одаренность может быть  общей  и специальной. Она предполагает обладание человеком различными незаурядными способностями. Поэтому очень важно учитывать два понятия: способность и одаренность.

 Проявления одаренности

Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченности какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием). Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т.е. понимание слов.

Ранее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки книг, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы.

Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками.

До подросткового возраста интеллект развивающего обучения опирается на память. В процессе развития все психологические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную систему, где центральной функцией является развитие мышления, функции образования понятий. Память подростка опирается на мышление, происходит запоминание понятиями, отношениями.

Сейчас много говорят о развивающем обучении. Что же развивает развивающее обучение?

Важнейшим результатом развивающего обучения является возникновение и развитие теоретического мышления. Перестройка мышления, обусловленная усвоением научных понятий, с неизбежностью влечет за собою перестройку остальных познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти. Если при традиционном подходе складывается своеобразный тип “школьной” памяти, опирающейся на преднамеренное заучивание формы изложения учебного материала, то при развивающем обучении память действительно приобретает черты подлинной произвольности, становясь рефлексивно регулирующим процессом.

Главное на занятии – ребенок, а воспитатель направляет его деятельность. В системе нет авторитаризма, ребенок может свободно высказываться, у каждого есть возможность подняться на следующую ступеньку вверх, если заглянуть  детям в глаза – они светятся радостью, если заглянуть им в лицо – оно озарено улыбкой.

Цель дошкольной подготовки – всестороннее развитие ребенка: его мотивация интеллект, творческие способности, личностные качества.

Особое внимание уделяется  ведущей деятельности ребенка – игре. Именно через игру сохраняется и развивается его индивидуальность, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. В игре развиваются навыки учебной деятельности: умение общаться со сверстниками, принимать учебную задачу, следовать правилам игры, контролировать и оценивать себя.

Программа дошкольной подготовки  представлена тремя взаимосвязанными курсами: “Азбука и мелкая моторика”, “Логика”, “Развитие речи”.

Особенностью содержания курса “Азбука и мелкая моторика” является развитие звуковой культуры речи, звуко-слоговой анализ слов, сочетание с работой по развитию речи. Важное место в курсе занимает подготовка руки ребенка к письму. С помощью упражнений, заданий, подобранных в системе (рисование, обведение контура, штриховка и др.) развивается мелкая моторика рук, а с ней и все интеллектуальные процессы.

В содержании курса “Логика” приоисходит знакомство детей с разными областями математической деятельности: количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками, т.е. с теми понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики.

В курсе “Развитие речи” решаются задачи: развитие умения говорения и слушания, развития интереса и внимания к слову собственной речи и речи окружающих, обогащение активного и пассивного словаря, умение связанной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

Формы работы с одаренными детьми по курсу “Развитие речи”.

1. Игры: Кто это? Что это? Отвечай быстро.

Формирование быстрой реакции на слово, способствовать развитию по догадке, развивать воссоздающее воображение.

Звонкий, быстрый, веселый ___________

Желтые, красные, осенние ___________

Вкусный, алый, сочный ___________

2. Песенки – долгоговорки.

Многократное. Четкое повторение, сопровождающееся веселым настроением, тоном соревновательности. Разучивается долгоговорка при повторении за учителем. При каждом повторении может меняться темп и ритм, возможно привлечение мимики, жестов.

Е.А.Благинина

Ай- люли.
Ай – люли, ай – люли
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в сережках,
Селезень в кафтане.
Котик в новой свитке,
Кошечка в накидке,
С перстеньком на лапке…
А собака – в шапке.

3. Игры: “Слово можно прошагать”, “Найди короткое слово”.

Короткие: сыр, мяч, лук, чай, рак, кот, жук, кит.

Длинные: вертушка, холодильник.

Слог – один шаг.

Игра: “Назови одним словом”.

Каких ты знаешь животных?

Каких ты знаешь птиц?

Какие ты знаешь деревья?

Какую ты знаешь мебель?

3. Зарисовка слова. (Слова – сравнения).

На что похоже солнышко?

На что похож ежик?

На что похож ручеек?

4. Игры: “Кто как передвигается”, “Что делает ветер?””, “Что делает ветерок?”

(Слова для обозначения действий).

5. Загадки – складки.

6. Подбор считалок, потешек, состоящих из 2- 4 – х рифмованных строчек.

У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).

Игра поможет ввести ребенка в мир букв и слов. Для нее нужно заготовить 10 картинок, на каждой, из которой должен быть изображен мальчик или девочка. Их можно вырезать из любого журнала. Газеты и наклеить на листы бумаги. Под каждой картинкой поместите другие картинки, на которых нарисованы различные предметы. Например: под картинками, изображающими девочек, можно поместить такие картинки:

Арбуз – ножницы – яблоко,

Арбуз – санки – яблоко,

Читайте также:  Игровые занятия для развития ребенка 4 года

Ножницы – игла – ножницы – арбуз,

Обруч – лопата – яблоко,

Лопата – игла – дом – арбуз.

Под картинками, изображающими мальчиков, можно поместить следующие картинки:

Волк – арбуз – санки – яблоко,

Волк – арбуз – лопата – яблоко,

Троллейбус – облако – лопата – яблоко,

Волк – арбуз – ножницы – яблоко,

Волк – обруч – волк – арбуз.

Предложите малышу угадать, как зовут каждого из детей, помещенных на той или иной картинке. Объясните ему. Что для того, чтобы угадать имя, необходимо соединить первые буквы названий предметов, которые нарисованы на картинках. Соединяя буквы (в уме), дети с радостью отгадывают, кого как зовут. Девочек в этой игре зовут Аня, Нина, Оля, Лида; мальчиков – Вася, Валя, Толя, Ваня, Вова.

Картинки с изображением мальчиков и девочек следует давать вперемешку. Когда дети отгадают все имена, возможно им захочется самим зашифровать собственные имена или какие-либо другие слова. Это желание обязательно поддержите.

При зашифровывании звуков полезно варьировать картинки ( А – арбуз, аист, абрикос, астра; О – обруч, осы, облако). Важно, чтобы на гласную букву падало ударение либо чтобы звучание ее в слове совпадало с написанием- нельзя для зашифровки звука “о” брать такое слово, как “одеяло”.

Действия по развитию умения слушать

1. Слушаем звуки дома:

звуки громкие и тихие;

журчание воды в ванной;

тиканье часов;

шипение и скворчание еды, жарящейся на сковороде;

телефонный звонок;

урчание холодильника;

гудение пылесоса;

лай собаки;

топот малыша;

звонок в дверь;

скрип стула;

позвякивание ложки в стакане;

стук в дверь;

хлопанье в ладоши;

щелчок выключателя…

2. Слушаем погоду:

стук капель по стеклу;

завывание ветра;

падающий снег;

раскаты грома…

3. Слушаем звуки улицы:

гудок машины;

хлопок закрывающейся дверцы автомобиля;

детский смех;

пение птиц;

сирена пожарной машины…

4. Слушаем звуки магазина:

как рубят мясо;

звук работающей кассы;

позвякивание чашек в кафе…

5. Слушаем голоса животных:

как мычит корова?

как рычит лев?…

6. Слушаем звуки – приятные и нет:

музыку;

автомобильные гудки;

звонок будильника;

детский смех;

кашель…

7. Слушаем, как рифмуются слова:

раз – два – кружева;

три – четыре – свет в квартире;

пять – шесть – кашу есть;

семь – восемь – сено косим;

девять – десять – вышел месяц…

8. Слушаем указания:

наклей мальчика вверху страницы;

приклей дерево снизу.

По курсу “Азбука”

1. Чтение художественных произведений.

2. Применение различных игр:

игра – граматизация,

игра – путешествие.

Игры:

“Рыболовы”

“Кто больше”

“Какое слово задумано”

“Четвертый лишний”

“Соотнеси картинки и буквы”

“Путаница”

“Волшебные клеточки”

3. Встречи со сказочными героями.

4. Разгадывание кроссвордов, ребусов, решение грамматических задач, занимательных моделей.

5. Словесное иллюстрирование.

6. Пересказ учителя.

7. Забавные экскурсии.

И Г Р Ы

“Живые буквы”

К доске вызываются два ученика. Один из них берет из классной кассы букв карточку с буквой а, а другой – у. Затем они сближают карточки, и класс прочитывает слово ау. Объясняет значение слова. Вызывается новая пара детей. Карточки с теми же буквами сближаются, но в ином порядке: уа. Класс прочитывает слово и объясняет его значение.

“Буква заблудилась”

Цель: закрепление всех изученных букв в их классификации. На общеклассном наборном полотне вперемежку располагаются все изученные буквы. Детям надо отыскать согласную букву, “заблудившуюся” среди гласных. Найдя букву и, ставят ее отдельно от гласных.

“Отгадывание ребуса”

Мурзилка предложит Незнайке загадку. Эта загадка особая, называется она ребус. Чтобы догадаться, какое слово, Незнайке нужно:

Прочитать напечатанное слово.

Посмотреть на цифры над буквами (они показывают, в каком порядке нужно ставить эти буквы).

Поставить буквы в нужном порядке, указанном цифрами.

Прочитать получившееся слово.

Из слова он получается слово но.

“Рассыпанные слоги и буквы”

Цель: упражнение в составлении и чтении слов.

Сначала дети читают слоги и буквы, потом составляют устно как можно больше слов из сочетания этих карточек: усы, осы, оса, осина, осины, сон, сани, усни, сосна, насос, сосны, насосы; затем некоторые из этих слов составляются из разных букв и слогов; завершается работа чтением.

“Карандаш собирается нарисовать картинку”

(Лес, село, река, трава, ива)

Цель: упражнение в словесном рисовании по опорным словам.

Детям объясняется, что карандаш собирается нарисовать картину, а какую, можно догадаться, прочитав слова, которые напечатаны на доске. Ученики читают слова и по воображению “рисуют” картинку: Вдали лес, там растут сосны и осины. Вблизи растут кусты и осока, тут болото. По болоту ходит аист. Целесообразно дополнительно выполнить логическое упражнение по теме “Деревья”, по картинкам дети называют деревья: дуб, береза, ель, сосна, ива, осина и объясняют как отличить деревья от кустарников (у кустарников много стволов).

По курсу “Мелкая моторика”

Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики.

Творческие упражнения:

силуэты;

лабиринт;

сравнение похожих предметов;

аппликация;

рисунки – постройки;

раскрась спираль вправо и влево;

кляксография;

рисуем волны и кораблики;

дорисуй узор на другом конце полотенца.

2. Волшебный карандашек

волшебные узоры;

работа с трафаретами;

рисунок по образцу;

контур предмета;

обведи рисунок;

соедини по точкам;

дорисуй;

штриховка (длинные параллельные отрезки, штрихи с возвратом, короткие частые штрихи).

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Забавные фигурки из разрезного квадрата.

5. Волшебные дорожки:

волнистые “Морские волны”;

вертикальные “Небесный пилотаж”;

круговые “Клубочки”;

горизонтальные “Кто быстрее”;

кривые;

зигзагообразные.

По курсу “Логика”

Дидактические игры: “Лесенки”, “Эстафеты”.

Привлечение к общей работе любимых детьми героев сказок: “Буратино”, “Незнайка, как всегда, все перепутал”.

Занимательные упражнения.

“Какую игрушку спрятали?”

Цель: повторить рассмотренные свойства предметов (цвет, размер).

Учитель выставляет несколько игрушек (например, две куклы, большую и маленькую, два одинаковых по размеру кубика, но один желтый, другой зеленый) и говорит: “Посмотрите внимательно на игрушки. Закройте глаза. (Учитель быстро убирает большую куклу). Откройте глаза. Какую игрушку спрятали? (Дети должны назвать ее, указать ее цвет и размер). Отгадавший получает право задать аналогичные вопросы всем детям, самому спрятать игрушку. Игру можно проводить, используя предметные картинки и игрушки. Игра развивает зрительную память, наблюдательность.

“Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?”

Вызванный ребенок становится между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него.

На стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.). Ребенок рассказывает примерно так: “Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки”. Учитель может вначале показать и объяснить, как надо выполнять задание. Задание выполняют 2 – 3 человека.

“Где мое место?”

Соревнуются две команды. Детям раздаются перевернутые карточки с цифрами. По сигналу учителя все играющие одновременно переворачивают карточки. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее построит свой ряд чисел.

“Художники”

Положите перед собой листок бумаги. Возьмите линейку (трафарет) и нарисуйте два квадрата. Художник дорисовал квадраты, и полуились часы, кубики (учитель показывает). Теперь вы будете художниками. Подумайте, что можно дорисовать, чтобы получился какой-нибудь предмет. (Дети могут нарисовать, например, домик, вагончик, машину и т.п.). Учитель должен прокомментировать рисунки детей, показать некоторые из них.

“Кто самый внимательный?”

Детям дают задание: “Послушайте, сколько раз ударит молоточек, и положите на в?