Ребенок развитие до года весна

Время года — Весна.

 

 Весна

 

 (картинки из серии Умные книжки «Что нас окружает»)

 

 Весна

 

 Время года Весна

 

Время года Весна

 

Рассказ о Весне:

Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.
Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи.
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает,  начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.
Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
 Из берлоги выходит медведица с медвежатами. Выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук.
Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады — цветут яблони, вишни, сливы.
Стихи о Весне:

***
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит… .
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захвати,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(Ф. Тютчев)
***
Капель
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем,
Она бежит живым ручьем.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы он мог на мир взглянуть.
***
Весной
У Весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки
Из гнезда летят шмели.
У Весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
***
Весна 
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
(И. С. Никитин )
***
Весенняя песенка 
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
(С. Маршак)
***
Весна 
К нам весна шагает ,
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)
***
О Весне
О весне сказали нам
Песни из скворечника
И сережки желтые
На ветвях орешника.
О весне сказали нам
Воробьи драчливые,
Вербочки мохнатые,
Ручейки шумливые.
Бабочка-крапивница
На лесной проталинке,
Синие подснежники
И сырые валенки.
(Н. Найденова)
Найди лишнее слово. Объяснить свой выбор:
1.март, апрель, май, ноябрь:
2.мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
3.медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
4.бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
5.трактор, лопата, грабли, вилы.
Назови действие:
1. Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит…)
2. Что делает трава весной?
(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю…)
3. Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов …)
4. Что делают почки весной? 
(Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки — нежные, зеленые, душистые, пахучие…)
5. Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу …)
Пословицы Весны:

1. Апрель с водой, май с травой.
2. Май, май, да шубу не снимай.
3. Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
4. Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
5. Весна днём красна.
6. Весна всё покажет.
7. Марток – надевай двое порток.
8. Март морозом на нос садится.
9. Как не злись метелица, всё весной повевает.
10. Вода с гор потекла – весну принесла.
11. Готовь сани с весны, а колёса с осени.
12. Весною день упустишь, годом не вернешь.
13. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.
14. Посеешь в погоду — больше приплоду.
15. Кто рано сеет, семян не теряет.
16. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
17. Весной часом отстанешь, днём не догонишь.
18. Весна днём красна.
Загадки Весны:

Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня …(весна)

Первым вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает…
Когда это бывает? (Весной)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. ( Жаворонок )

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза)

Меня ждут не дождутся,
Как увидят — разбегутся. (Дождь)

Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу — не найду. ( Молния)

Заревел вол
На сто гор,
На тысячу городов. (Гром)

Источник

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Читайте также:  Дать определение физическое развитие ребенка

Источник

Подробности

Автор: Наливайкина Людмила

Опубликовано 08 Март 2016

Перед вами — первый день тематической недельки на тему «Весна» для детей от 2 до 3 лет.

Второй и третий день тематической недельки вы найдете по ссылкам:

1. Второй день (изучаем почки, листочки цветы).

2. Третий день (мир животных весной).

Итак…

Совсем маленькому малышу может быть не просто понять — что же это такое «весна», и, если быть до конца честным, то понятие «весна», как время года, он полностью осознает где-то после 3-х лет.

Но какие-то весенние признаки по-отдельности ребенок вполне может осознать и в 2 года. А поможет ему в этом развивающее занятие «Весна», которое можно растянуть на целую тематическую недельку.

В рамках весенней недельки я рекомендую помимо занятий просматривать весенние презентации, которые можно найти по ссылкам:

1. Презентация о весне для детей постарше — ближе к 3 годам.

2. Презентация о весне попроще — для малышей до 2,5 лет. 

Ну а теперь, начинаем радоваться весеннему солнышку!

Говорим солнышку привет!

Если день солнечный, подойдите с малышом к окну, найдите солнце и поговорите о нем: какое оно теплое, светлое, как оно согревает все на земле, как оно помогает расти цветам, деревьям и деткам. Сообщите, что солнышко у нас теперь весеннее и ласковое, потому что наступила весна! 

Песенка и танец.

Давайте вместе с малышом споем и станцуем песенку нашего детства… Помните? Солнышко лучистое, улыбнулось весело, потому что мамочке мы пропели песенку .

В этом файле вы найдете саму песенку со словами и минусовку – мелодию без слов.

Очень рекомендую спеть малышу эту песенку своим голосом под минусовку. У вас получится!

А вот и слова: 

Слова Л. Мироновой 

Солнышко лучистое улыбнулось весело, 

Потому что мамочке мы запели песенку. 

(Движения для танца – с улыбкой на лице наклоняем голову влево — вправо).

Припев:

Песенку такую: ля-ля-ля! 

Песенку простую: ля-ля-ля!

За окном воробушки закружились весело, 

Потому что мамочке мы запели песенку.

(Движения для танца – изображаем воробушков, бегаем, машем крыльями).

Припев. 

Ручейки весенние зазвенели весело, 

Потому что мамочке мы запели песенку. 

(Движения для танца – можно просто бегать, как ручейки, можно бегать и звенеть колокольчиком).

Читайте также:  Центр развития ребенка воронежская обл

Припев.

Первые подснежники закивали весело, 

Потому что мамочке мы запели песенку. 

(Движения для танца – киваем головой). 

Припев.

Рисуем солнце. 

— А давай солнышко нарисуем? Чтобы и у нас в доме тоже светило красивое солнышко!

Его можно рисовать так (раскрашиваем заготовку):

Поделка "Солнышко" - для детей.

А можно учиться рисовать лучики:

Ребенок развитие до года весна

Игра с прищепками. 

Ну какая же может быть тема «Солнце» для двухлеток без прищепок?

Делаем милое солнышко с помощью прищепок и картонного круга. 

Ребенок развитие до года весна

И тучку тогда уж! 

Ребенок развитие до года весна

Песенка «Дождик». 

Ой! Не успели сделать тучку, как дождик начался!

Танцуем под песенку Железновых «Дождик».

«Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» — стучим пальчиками по ладошке.

«Через лужи я скачу» — раскладываем на полу «лужи»- подушечки, книжки, листы бумаги. Начинаем перешагивать и перепрыгивать через лужи. 

«А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки» — делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» — начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Под эту песенку можно просто потанцевать, побегать или придумать инсценировку с зонтиком.

Развиваем память. 

Играем в «Мемори» с изображениями солнышек, тучек, цветов. 

Игра мемори - развитие памяти и внимания у детей от 2 лет.

Правила «Мемори»: перед ребенком выкладываются карточки тыльной стороной вверх. Я свои карточки рисовала сама, это легко. Но если кому-то легче распечатать – то вот файл

Мама просит малыша перевернуть одну из карточек:

Ребенок развитие до года весна

А потом найти точно такую же:

Ребенок развитие до года весна

После того, как мы нашли пару к солнышку, открываем любую другую карточку и начинаем искать и для нее пару. Если в процессе поисков малыш откроет неправильную карточку:

Ребенок развитие до года весна

То ее опять переворачивают картинкой вниз:

Ребенок развитие до года весна

Получается, что пока ребенок будет искать нужную карточку, он попутно откроет несколько соседних, непроизвольно запомнит их, и уже при следующем поиске будет находить какие-то карточки не наугад, а по памяти.

Ну а если вы считаете, что малышу такие задания выполнять еще рановато, то можно поиграть в «Мемори» и в упрощенном варианте:

Раскладываем карточки перед ребенком:

Ребенок развитие до года весна

Обязательно обсуждаем и рассматриваем с ребенком карточки, можно рассказать про них историю или сказку — чтобы ребенок получше запомнил их расположение.

Накрываем их чем-то:

Ребенок развитие до года весна

Спрашиваем, где солнышко? Пусть малыш ищет по памяти:

Ребенок развитие до года весна

Если он найдет солнышко — мы его похвалим. А если откроет «не ту» карточку — снова закрываем неверную карточку кубиком. Принцип тренировки памяти точно такой же как и в предыдущем варианте — пооткрывав несколько раз «не те» карточки ребенок непроизвольно их запомнит и будет учиться находить карточки по памяти. 

Поделка «Солнышко».  

Для поделки понадобятся тесто и макароны:

Поделка "Солнышко", из теста и макарон.

И солнышко красивое получилось, и пальчики мы потренировали! 

На этом занятие заканчивается, а второй день тематической недельки, посвященный самому что ни на есть весеннему — почкам, листочкам, цветам и деревьям появится очень скоро! Оставайтесь с нами .

Не забудьте отложить в закладочки:

Что еще почитать:

Источник

С момента рождения и до того, как малышу исполнится год, ему предстоит пройти множество этапов взросления. Каждый месяц до года будет особенным, ведь именно тогда чадо развивается наиболее интенсивно. При этом новоиспеченные родители не всегда понимают, есть ли проблемы у ребенка с освоением навыков, или он опережает свой возраст. Чтобы молодым родителям было проще понимать, какой путь проходит карапуз за год, нужно знать все о развитии ребенка до года.

За первый год малыш проходит большой путь развития

За первый год малыш проходит большой путь развития

Первый год жизни

Календарь развития малышей по месяцам от рождения и до первого года наполнен множеством событий и достижений. Все, что будет происходить с ребенком, будет для него впервые. Постепенно малыш развивает свои навыки, и к году будет активно ходить, ползать и сидеть. Он будет уметь держать ложку, а также понимать, как взаимодействовать с игрушками.

Доктор Комаровский утверждает, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому можно только ориентироваться на нормы, в соответствии с которыми должен меняться малыш. Это вовсе не значит, что есть точный план, которому ребенок должен соответствовать.

Несмотря на то, что каждый младенец уникален, всегда есть нечто общее в познании им окружающего мира. Молодые родители могут наблюдать за развитием своего ребенка по месяцам.

Обратите внимание! Развитие недоношенного новорожденного по месяцам несколько отличается от тех, кто родился в срок. Они немного иначе реагируют на происходящее, все процессы привыкания и познания мира проходят несколько позже. Это не значит, что ребенок не здоров, он только будет расти чуть дольше и первое время немного расходиться с нормами.

Первый месяц

Первый месяц жизни ребенка считается самым сложным для  новоиспеченных мам. Грудной малыш еще адаптируется к обстановке, ему необходимо привыкнуть к миру и набраться сил, поэтому большую часть времени он спит. Крепкий и здоровый сон важен на этом этапе, поскольку именно во сне происходит рост грудничка. В остальное время малыш будет недолго бодрствовать, шевелить ручками и ножками, к концу месяца сможет держать голову непродолжительное время, а также цеплять взглядом предметы ярких цветов и улавливать звуки.

От рождения дети обладают рефлексами, при помощи которых приспосабливаются к новой обстановке. Некоторые из них пропадают, спустя несколько месяцев, часть остается, такие как моргание, чихание, зевание и другие. Этап развития ребенка педиатры устанавливают за счет подобных способностей.

Иногда родители стараются сохранить врожденный рефлекс плавания и ходят с крохами на курсы по плаванию, чтобы малыш не утратил рефлекс. Подобное занятие можно проводить и в домашней обстановке.

К врожденным, но временным рефлексам относят:

  • хватательный (хватает палец, если дотронуться до руки);
  • сосательный (касается языком);
  • плавательный (движется как при плавании, если коснется животом воды);
  • поисковый (ищет грудь) и другие.

Месячный ребенок способен общаться только плачем, так он дает знать о том, что он голоден, о некомфортных ощущениях или просто требовать внимания. Если разговаривать с ребенком регулярно, то вскоре он начнет отвечать «агуканьем».

Первый месяц – важный период, как для мамы, так и для малыша

Первый месяц – важный период, как для мамы, так и для малыша

Второй месяц

Малыш уже не только рассматривает лица родителей, но и понимает их эмоциональное настроение. Он радуется, когда родители подходят к его кроватке, следит за движущимися предметами, ведь зрение улучшается. Грудничок дольше держит головку и бывает активным, притом нередки случаи, когда день у них сменяется ночью. Координация движений развивается – могут поворачиваться на спину, стараются ухватить предметы.

В течение нескольких недель постепенно будут утрачиваться врожденные рефлексы.

Третий месяц

Малыши отдают предпочтение ночному сну и меньше спят днем. Могут держать локти в качестве опоры, когда лежат на животе. Если держать малыша, он может отталкиваться ногами о поверхность, а также начинает активно изучать свои ножки, лицо и игрушки. К 3-му месяцу ребенок должен уметь распознавать звуки и сам общаться при помощи них. Появляется эмоциональная составляющая – грудничок начинает смеяться, улыбаться, криком выражать свои желания или недовольство.

Четвертый месяц

Теперь кроха самостоятельно переворачивается на живот и уверенно держит головку, ползает и старается сесть, начинает контактировать с предметами: придерживает бутылочку, бросает и берет игрушки. Произносит первые слоги и сам реагирует на звуки: слушает музыку, воспринимает свое имя, различает голоса. Может смотреть за движущимися предметами, рассматривать их вблизи и вдали, наблюдает за собой в зеркале. Улыбается и смеется, особенно в присутствии близких, вплоть до бурной радости. Вместе с тем, сильно переживает, когда матери нет рядом, даже недолго.

Читайте также:  Что влияет на развитие речи ребенка в раннем возрасте

Пятый месяц

Дети на пятом месяце уверенно сидят с опорой, играют с игрушками. Овладевают навыком различать близких от чужих. В присутствии незнакомого человека могут насторожиться, зато с близкими людьми охотно контактируют: просятся на руки, обнимают. Проявляют интерес к себе и окружающим предметам, начинают разглядывать картинки. В этот период начинают резаться зубы, дети капризничают.

До полугода дети больше развиваются физически

До полугода дети больше развиваются физически

Шестой месяц

К 6-ти месяцам дети сами садятся, ползают, нагибаются в разные стороны. Могут поднимать предметы, перекладывать их в разные емкости. Начинают играть со всем, в том числе с едой, познавая предметы, могут сломать игрушки. Развивается умение устанавливать самые простые причинно-следственные связи. Когда малыша спрашивают о предмете или человеке, может найти его взглядом. Старается повторять услышанные звуки. Любит играть с родителями, особенно в прятки (когда закрывают глаза или прячутся за предмет). В то же время сейчас дети очень эмоциональны и могут быстро менять настроение.

Седьмой месяц

Дети в семь месяцев могут вставать, придерживаясь за опору, любят ходить ножками, когда родители держат их за подмышки. Начинает активно развиваться психомоторный аспект, поэтому детям так нравятся игры в «сороку-ворону», «ладушки». Им становится интереснее взаимодействовать с игрушками: стучат ими, бросают, ломают. Копируют поведение и речь взрослых, могут произносить разные звуки и уже отчетливо понимают слово «нет». Дети знают части тела и могут показать их на себе.

Восьмой месяц

Малыш уже уверенно ходит, опираясь на предметы. Особенно свободно чувствует себя в знакомой обстановке. Кроха может показать или принести предметы, о которых идет речь. Начинает соотносить предметы и понимать, как с ними можно взаимодействовать по новому: начинаются игры с пирамидками, стаканчиками и прочим. В психологическом плане дети тяжело переносят разлуку с мамой, даже на короткий период. В то же время увеличивается количество эмоций: удивление, радость, восторг. Начинает малыш говорить первые простые слова, при этом он понимает их значение. Музыка также нравится малышу, а также танцы под нее.

Девятый месяц

Активно познает пространство и передвигается по нему разными способами. Запоминает, где лежат предметы, старается добраться до них. Повторяет за взрослыми, выполняет их поручения, любит, когда за ним наблюдают. Пробует самостоятельно пользоваться столовыми приборами. Мелкая моторика улучшается, и ребенок начинает совать пальцы во все отверстия. Проявляет к родителям все аспекты эмоций, а также старается манипулировать ими плачем. Быстро усваивает новые слова и придумывает собственные.

С полугода дети начинают развивать речь

С полугода дети начинают развивать речь

Десятый месяц

Ребенок любит танцы и музыку. Улучшается моторика рук, берет мелкие предметы, пользуется ложкой. Начинает определяться ведущая рука. Может прятать и перекладывать предметы, отдает предпочтение игрушкам маленького размера, показывает части тела на других.

Одиннадцатый месяц

Малыш может немного пройти без опоры, старается все делать самостоятельно. Бурно реагирует на новых людей, обстановку, игрушки. Понимает, когда на него сердятся и любит когда хвалят. Сам может кивать или вертеть головой в знак ответа. При прощании знает, что нужно махать рукой. Знает, как зовут всех ближних.

Двенадцатый месяц (год)

Годовой малыш спокойно встает, ходит, прыгает, участвует во всех процессах, которые с ним связаны. Может определять, нравится ему пища или нет. Сильно привязывается к родителям и игрушкам. Знает, для чего нужны разные предметы, и как ими пользоваться. Понимает, что ему говорят, и сам может на словах выразить свои желания.

Годовалый ребенок активно передвигается в пространстве

Годовалый ребенок активно передвигается в пространстве

Мальчики и девочки: разница

Отличие в развитии мальчиков и девочек начинается еще в утробе: мужские зародыши более подвержены стрессам и тяжелее переносят роды, поэтому могут дольше нагонять девочек в физическом развитии после рождения.

Однако малыши от рождения обычно крупнее малышек:

  • дышат животом (девочки грудью);
  • объем легких чуть больше;
  • крови на пол-литра больше, чем у девочек;
  • активнее, но девочки выносливее.

За первый год жизни мальчики опережают девочек в росте и весе, но к 2 годам они меняются местами. Девочки начинают ходить на пару месяцев раньше.

Что хорошо получается у девочек или мальчиков

МальчикиДевочки
• левый глаз видит лучше;
• пространственное зрение;
• распознают синий спектр цвета;
• слуховая память.
• реагируют на звуки;
• лучше и раньше распознают лица;
• оба глаза хорошо видят;
• периферийное зрение;
• распознают красный спектр цвета;
• раньше начинают говорить, имеют больший словарный запас;
• визуальная память.

Кроме того, у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, у девочек – левое. Из-за этого девочки начинают быстрее осваивать речь. При этом процесс освоения речи проходит у детей одинаково. Различия есть и на эмоциональном фоне, ведь даже плач мальчики и девочки используют по-разному: новорожденные мальчики реагируют слезами на что-то новое для них, девочки плачут, если остаются одни.

В первый год жизни мальчики опережают девочек в физическом развитии, после – наоборот

В первый год жизни мальчики опережают девочек в физическом развитии, после – наоборот

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Приблизительный график развития малышей в течение первого года жизни

ВозрастФизический этапПсихо-эмоциональный этапРечевой этап
1Старается приподнять головуМожет недолго следить за предметомТихонько гулит
2Улучшает координациюСледит за предметом в движенииКогда хорошо себя чувствует, может непродолжительно гулить
3Легко держит головуПоворачивается на звукГулит уже дольше
4Следит за движением предметовРазличает мамуНачинается первое лепетание
5Переворачивается, ползаетРазличает незнакомые голосаМожет начать произносить первые слоги
6Быстро ползаетПоказывает радость или недовольствоАктивно лепечет и произносит разные слоги
7Может сидеть, опираясь на что-тоЗнает слово «нет»Активно лепечет и произносит разные слоги
8Сам сидит, встает, ходит с опоройОсваивает новые эмоцииГоворит первые несложные слова
9Увереннее ходит с опоройВыполняет простые просьбыМного говорит на своем языке, вставляя короткие простые слова и слоги
10Может сесть сам, старается ходитьИмитирует выражение лиц взрослыхПроизносит больше простых слов
11Сам встает и приседает, может поднять предметМожет указать предметы или часть лицаНачинает говорить простые слова, выражающие его желания
12Свободно двигается, ложится, встает, активно ходитПонимает речь, одобрение или запретМного говорит, употребляя освоенные слова, и осознанно называет близких

Используя календарь развития, проще следить за изменениями по месяцам

Используя календарь развития, проще следить за изменениями по месяцам

Развитие каждого ребенка – уникальный процесс, который протекает со своими особенностями. Все же существуют общие нормы, на которые основываются, чтобы судить о том, что малыш хорошо развивается. Развитие мальчиков и девочек до года может отличаться в несколько месяцев, но это не значит, что кто-то из них запаздывает в познании себя и окружающего мира. Разница между полами – утвержденная норма.

Видео

Источник